О ЦЕРКОВНОМ РАСКОЛЕ при патриархе Никоне см. на этом сайте книгу:
Н.М. Михайлова. РОЗЫСК О РАСКОЛАХ за 2000 лет.
ПРЕДИСЛОВИЕ к БИОГРАФИИ
Биография патриарха Никона изложена в великом множестве словарей, монографий и научных статей, и потому можно было бы ограничиться ссылками на два-три наиболее известных источника, а затем перейти к изложению того, как он основал на Руси Новый Иерусалим и что успел сделать за 8 лет пребывания в нем. Но я не ограничилась, и вот по каким причинам.
В свое время (с 1983 по 1995 годы) мне довелось работать научным сотрудником в Музее, расположенном в стенах монастыря, основанного этим патриархом. Занималась я обработкой Монастырского архива, остатки которого сохранились, несмотря на постигшее этот монастырь разрушение в 1941 г. По мере обработки документов у меня возникло желание написать Историю этого монастыря по архивным документам. В первую очередь, — с точки зрения его хозяйственной деятельности, затем — строительной и художественной. При этом, имея дело с чисто канцелярскими и бухгалтерскими документами, я невольно обращала внимание и на жизнь монашествующих и тех, кто в течение 240 лет управлял этим монастырем. Среди них первым был патриарх Никон, он же был главной фигурой в рассказах экскурсоводов и в экспозиции музея.
До поступления на работу в Новый Иерусалим я знала о патриархе Никоне только то, что он своими «реформами» вызвал раскол в Церкви, но сути вопроса, из-за чего возникли разногласия, не знала, и уж тем более никогда не интересовалась обстоятельствами жизни этого человека, как впрочем, и историей Церкви в целом. На вопросы экскурсантов о причинах раскола и роли в нем патриарха Никона ничего вразумительного я ответить не могла и потому решила во всей этой истории разобраться.
Поиски причин религиозного раскола XVII в. завели меня в глубокую древность, к началу христианства. Этот розыск я вела для себя, но, в конце концов, написала книгу «Розыск о расколах за 2000 лет» и для других. В книге говорится о преемственности разновидностей этой новой религии, возникших уже в ту пору, когда её основатель был жив. При таком подходе раскол XVII в. на Руси выглядел не более, чем очередным эпизодом в цепи предыдущих и последующих, а обвинения в этом расколе патриарха Никона выглядели необоснованными после того, как я узнала, что за сто лет до него на Стоглавом соборе русские иерархи решали, как правильнее креститься (тремя или двумя перстами), как ходить вокруг аналоя (посолонь или противосолонь) и сколько раз произносить еврейский возглас «Аллилуйя» = «слава ЯХВЕ», дважды или трижды.
Тогда, в 1552 году православные иерархи анафемствовали (прокляли) тех, кто крестился тремя перстами, ходил противосолонь, дважды повторял слова «Аллилуйя». Из этого я сделала вывод, что троеперстники существовали на Руси в то время (иначе, кого же было проклинать?). Но тогда никакого раскола почему-то не произошло. И что интересно, «клятвы» этого Собора до сих пор никто не удосужился отменить, будто их и не было.
А через 100 лет, когда патриарх Никон (который, конечно, измальства крестился двумя перстами и трижды пел «Аллилуйю») собрал очередной Собор, русские иерархи из двух традиций выбрали ту, которую их предки прокляли в 1552 г. и произнесли анафему на двоеперсников. На этот раз смена традиций вызвала столь бурную реакцию, что до сих пор она продолжается. И с тех пор во всех бедах винят патриарха Никона, хотя, если внимательно отнестись хотя бы к датам (я уж не говорю к деяниям), каждый может убедиться в том, например, что он физически не мог участвовать в сожжении своего заклятого приятеля и земляка «неистового Аввакума», просто потому что за 20 лет до этого патриарх Никон был сослан в Ферапонтово, а за 4 года до казни в Пустозерске он умер.
Нет уверенности и в том, что обвинители патриарха задаются вопросом, почему на Большом Московском соборе 1666-1667 г. одновременно были осуждены и предводители раскола, и их главный гонитель? Как мог этот «гонитель», будучи с 1658 года «вольным изгнанником» в своем Новом Иерусалиме, вести «кровавую» борьбу с расколом, когда он был лишен реальной власти? Ожесточенность нападок первых «ревнителей благочестия» именно на Никона вызывает подозрение в каких-то тесных личных связях с этим человеком. И при ближайшем рассмотрении выяснилось, что все они не только принадлежали к одному кружку «реформаторов», но и сам кружок во главе с протопопом Иваном Нероновым состоял из земляков, уроженцев одного края, знакомых с детства, а некоторые были и в родстве друг с другом.
Надо сказать, что о патриархе Никоне и его роли в расколе довольно подробно уже сказано в книге «Розыск о расколах» (см. на сайте). Однако на некоторые вопросы (личного порядка) я ответов так не нашла. В основном они были связаны с тем периодом, когда он ещё не был патриархом. Каким образом и с чьей помощью сельский поп Никита Минин перебрался с женой и детьми в Москву? В каком приходе он служил три года до ухода на Соловки? Как он мог стать монахом при живой жене? Объяснения есть, но они не убедительные. Первые два вопроса в той же мере относятся и к сельскому попу Аввакуму.
Дело в том, что никаких документов за этот период нет, и всю информацию мы черпаем из одного источника — сказания о жизни патриарха, которое написал после его смерти Иван Шушерин, бывший в Новгороде келейником Никона. Шушерин же о событиях жизни патриарха до 1649 года ничего знать не мог и рассказывал то, что помнил из рассказов Никона.
Что касается Аввакума, то он сам написал свое Житие, то есть опять же мы узнаем о нем с его слов. Изложенные в этих сочинения «сказки» (так в те времена назывались рассказы о самом себе, записанные в официальные документы) в XIX веке попали в «научный оборот» и там застряли на века. Многократно цитируемые в сочинениях историков они превратились в «достоверные факты», можно сказать, в памятники культуры, которая, как и любой религизный культ, запрещает прикасаться к своим «священным коровам».
В наше время этот процесс (кстати сказать, всеобщий и повсеместный) называется элегантно мифологизацией, но, по сути, он является мошенничеством и фальсификацией. Несомненно, мифы слагают, как сторонники, так и противники исторического лица, и разобраться в том, где правда, а где ложь, невозможно. Единственно, что остается на долю бытописателя, это изложить «голые факты» в системе «время» и «место», без оценочных эпитетов и собственных толкований. К чему я сейчас и приступлю, предупредив заранее, что ничего нового и ранее неизвестного говорить не собираюсь, так как весь материал черпала из литературы. Единственно, что из любви к географии, к анкетным сведениям я присовокупила карты и изображения тех мест и обителей, в которых бывал основатель Нового Иерусалима.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
СОЛОВКИ. АНЗЕРСКИЙ СКИТ.
Год рождения 1605. Имя: Никита сын Мины
Отец – крестьянин или купец? Сродники из пленных датчан-помещиков.
Место рождения. Нижегородский уезд. Закудемский край. Село Вельдеманово.
Главные противники Никона в бытность его патриархом – родились и жили в той же местности. С Павлом Коломенским и архиепископом Илларионом Никон вместе учился.
Поп Иван Неронов – лидер «ревнителей» в Нижнем Новгороде. 1635
Поп Стефан Вонифатьев – лидер «ревнителей» в Москве. Духовник царя
Как сельский поп Аввакум попал в Москву и стал протопопом в Юрьевце?
Как сельский поп Никита попал в Москву? В каком приходе служил?
Как поп Никита смог постричь в монахини жену и сам стать монахом?
Анзерский скит. Старец Евфимий постриг попа Никиту с именем Никон.
Причины их ссоры и тайного бегства Никона изложены невразумительно.
Кожеозерский мон. Необщежительный. Монахи из бояр.
Никон избран монахами в игумены. Поставлен в игумены Новгородским митрополитом.
Почему по делам монастыря он едет не в Новгород, а в Москву?
Кто ввел безвестного игумена в ближайшее окружение царя?
Архимандрит Новоспасского мон.. Член кружка «ревнителей»
Митрополит Новгородский. Строит два монастыря, на о. Кий и на Валдае
Борьба «ревнителей» с патриархом Иосифом. Смерть патриарха Иосифа.
Митрополит Никон – выдвиженец «ревнителей» на патриарший престол
Патриарх Никон и его друзья-земляки, ставшие его заклятыми врагами.