Мелье Жан. Завещание кюре пастве. 1739 г.

 

КНИГА НАПИСАНА  300 лет тому назад!!!

Пособие к изучению Библейской истории 

 

Жан Мелье 1664-1733 - священник-атеист

Жан Мелье 1664-1733 — священник-атеист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Жан Мелье. ЗАВЕЩАНИЕ

Государственное Антирелигиозное Издательство. Москва 1937

 ССЫЛКА: http://trst.narod.ru/jm/oglav.htm 


Текст взят с http://revsoc.org/archives/2358, разбит на отдельные главы, исправлены некоторые ошибки.


Одним zip-файлом: в формате HTML(683K), в формате RTF(1,05M)


 

ЗАПИСИ МЫСЛЕЙ И МНЕНИЙ  Ж. М.,

СВЯЩЕННИКА, КЮРЕ ИЗ ЭТРЕПИНЬИ И БЮ

о некоторых ошибках и заблуждениях в поведении людей и управлении ими, где даны ясные и очевидные доказательства призрачности и ложности всех божеств и всех религий мира. Записи должны быть переданы после смерти автора его прихожанам и служить им и всем подобным им свидетельством истины. 

Для свидетельства перед ними и язычниками. Мтф. 10:18

 

———————————————————————————

ОГЛАВЛЕНИЕ

[В скобках дано, по Р. Шарлю, содержание глав, для которых в тексте заголовка нет]

 I. 

Предисловие. Задача труда

 II. 

Мысли и чувства автора о религиях мира

 III. 

Все религии являются лишь заблуждениями, иллюзиями и обманом

 IV. 

Первое доказательство тщетности и ложности религий: они лишь измышления человека

 V. 

Почему политики используют религиозные заблуждения и обман

 VI. 

У древних было в обычае причислять императоров и знатных людей к сонму богов. Гордыня знатных, лесть одних и невежество других породили и узаконили это злоупотребление

 VII. 

Они верили, что люди могут становиться после своей смерти богами

 VIII. 

Происхождение идолопоклонства

 IX. 

Ни одна из существующих в мире религий не является божественным установлением

 X. 

[Второе доказательство тщетности и ложности религий: слепая вера, лежащая в основе всех религий, — источник заблуждений, иллюзий и обмана]

 XI. 

Она (вера) является также лишь источником и роковой причиной смуты и вечных расколов среди людей

 XII. 

[Слабость и ложность мнимых доказательств достоверности, на которых покоится истинность любой религии]

 XIII. 

[Недостоверность и ложность мнимых чудес, как основы для утверждения какой бы то ни было религии]

 XIV. 

[Недостоверность историй о них]

 XV. 

[Недостоверность мнимого священного писания: оно сильно фальсифицировано и испорчено]

 XVI. 

[Недостоверность евангелий]

 XVII. 

[Мнимые священные писания не обнаруживают никаких признаков мудрости или сверхчеловеческих знаний]

 XVIII. 

[Евангельские противоречия]

 XIX. 

[Мнимые чудеса, о которых сообщается в евангелиях, ложны; доказательства этого]

 XX. 

[Совпадение мнимых христианских чудес с мнимыми языческими чудесами]

 XXI. 

[И те и другие одинаково ложны]

 XXII. 

Третье доказательство [тщетности и ложности религий, выводимое из ложности видений и божественных откровений]

 XXIII. 

[Безумие приписывать богу установление жестоких жертвоприношений невинных животных и думать, что такие жертвы ему приятны]

 XXIV. 

[Происхождение жертвоприношений]

 XXV. 

[Мнимый приказ бога Аврааму принести в жертву своего сына]

 XXVI. 

[Ложность мнимых обетований бога патриархам Аврааму, Исааку и Иакову]

 XXVII. 

Четвертое доказательство [ложности религий, вытекающее из ложности мнимых обетований и пророчеств Ветхого завета]

 XXVIII. 

[Ложность мнимых обетований Нового завета]

 XXIX. 

[Ложность духовных, аллегорических и мистических толкований священного писания]

 XXX. 

Пятое доказательство [ложности христианской религии, вытекающее из заблуждений ее учения и морали]

 XXXI. 

[Первое заблуждение: христианское учение о троице]

 XXXII. 

[Второе заблуждение: учение о воплощении бога]

 XXXIII. 

[Что представляет собой Иисус Христос]

 XXXIV. 

[Его проповеди и поучения]

 XXXV. 

[Христианство вначале было лишь низким и презренным фанатизмом]

 XXXVI. 

[Третье заблуждение христианства: поклонение богу из теста в таинстве причащения]

 XXXVII. 

[Сравнение поклонения богам из теста с почитанием богов, изготовленных из дерева, камня или золота]

 XXXVIII. 

[Поклонение богам из теста открывает широкую дорогу ко всякого рода идолопоклонству]

 XXXIX. 

[Четвертое заблуждение: учение о творении и о первородном грехе]

 XL. 

[Пятое заблуждение: учение о гневе божием за первородный грех и о наказании рода человеческого]

 XLI. 

[Три основные заблуждения христианской морали]

 XLII. 

Шестое доказательство [ложности христианской религии, вытекающее из оправдания и освящения ею злоупотреблений, тирании и угнетения со стороны знати]

 XLIII. 

Первое злоупотребление [состоящее в вопиющем неравенстве состояния людей]

 XLIV. 

[Происхождение знати]

 XLV. 

Второе злоупотребление: [оправдание существования категории тунеядцев, способных лишь грабить и притеснять других людей]

 XLVI. 

[Оправдание существования бесполезной армии церковников и бездельников монахов]

 XLVII. 

[Оправдание богатства монахов, давших обет нищенства]

 XLVIII. 

[Оправдание существования армии нищенствующих монахов, которые могли бы заниматься честным трудом]

 XLIX. 

Третье злоупотребление: [присвоение людьми благ земли в собственность вместо того, чтоб обладать ими сообща, отчего происходит много зла и бедствий]

 L. 

Четвертое злоупотребление [несправедливость, неравенство]

 LI. 

Пятое злоупотребление [нерасторжимость брака]

 LII. 

[Каким великим благом было бы для людей, если б они сообща пользовались жизненными благами]

 LIII. 

[Забвение принципов общежития ранних христиан]

 LIV. 

Шестое злоупотребление [тираническое правление царей]

 LV. 

[Тирания королей Франции, несчастное положение народа]

 LVI. 

Возникновение и рост налогов

 LVII. 

«Спасение Европы в 1694 г.» [о тираническом правлении королей Франции]

 LVIII. 

[Королю не должно быть дано право по своему произволу устанавливать налоги]

 LIX. 

[Что говорят об этом придворные льстецы и государи]

 LX. 

Седьмое доказательство обманчивости и ложности религий, выводимое из ложности самого представления людей о мнимом существовании богов

 LXI. 

Большинство ученых и самых мудрых людей древности отрицали или подвергали сомнению существование богов

 LXII. 

Откуда впервые взялась вера в богов и познание их

 LXIII. 

Богопоклонники в конце-концов были вынуждены признать ложность господствовавшего представления о множественности богов

 LXIV. 

Вера в единого бога обоснована не лучше, чем вера в богов

 LXV. 

Ни красота, ни порядок, ни совершенство в произведениях природы нисколько не доказывают существования единого бога, якобы создавшего их

 LXVI. 

Фантастическое представление богопоклонников об их боге

 LXVII. 

Бесполезно прибегать к гипотезе существования всемогущего бога, чтобы объяснить природу и образование естественных вещей

 LXVIII. 

Бытие не могло быть сотворено

 LXIX. 

Возможность или невозможность вещей не зависит ни от воли, ни от мощности какой-либо причины

 LXX. 

[Основные истины также вечны и ни от кого не зависят]

 LXXI. 

[Творение из ничего невозможно]

 LXXII. 

[Время и пространство не могли быть сотворены]

 LXXIII. 

[Бытие, или — что то же самое — материя, может получать движение только от самого себя]

 LXXIV. 

[Нелепо утверждать, что бесконечно совершенное существо тем не менее не обладает видимыми и ощутимыми совершенствами]

 LXXV. 

[Небесное блаженство, на которое надеются христопоклонники, — блаженство воображаемое]

 LXXVI. 

[Пороки, бедствия, преступления людей доказывают, что не существует бесконечно благого существа, которое ведь не допустило бы зла]

 LXXVII. 

[Если бы существовало божество, требующее себе поклонения, оно дало бы себя познать людям непосредственно]

 LXXVIII. 

[Много есть ложных пророков и ложных чудес]

 LXXIX. 

[Если б существовал всемогущий и всеблагой бог, не было бы жалких, несчастных и несовершенных существ]

 LXXX. 

[Опровержение доводов картезианцев о существовании бога]

 LXXXI. 

[Мы знаем естественные бесконечности времени, пространства, числа]

 LXXXII. 

[В этом смысле существует много бесконечностей. Но абсолютная бесконечность возможна только одна — вселенная в целом]

 LXXXIII. 

[Картезианцы заблуждаются, путая бесконечное бытие с бесконечно совершенным существом, которого в действительности нет]

 LXXXIV. 

[Все материальные вещи образуются в результате движения частиц материи]

 LXXXV. 

[Различие между образованием естественных вещей и искусственным созиданием]

 LXXXVI. 

[Картезианцы вынуждены признать, что естественные вещи могли образоваться в силу только естественных законов природы]

 LXXXVII. 

[Они поэтому должны признать, что материя обладает движением сама от себя]

 LXXXVIII. 

[Ложность рассуждений, к которым прибегают богопоклонники, чтоб оправдать несовершенства и пороки в творениях природы]

 LXXXIX. 

Восьмое доказательство [ложности религий, вытекающее из ложности представлений о духе и о бессмертии души]

 XC. 

[Слабость и обманчивость доводов богопоклонников в пользу мнимого бессмертия души]

 XCI. 

[Опровержение этих доводов]

 XCII. 

[Мнение древних о бессмертии души]

 XCIII. 

[Душевные явления — лишь модификация материи; но это не значит, что душевные явления сами-по-себе обладают объемом, геометрической формой или другими материальными признаками. Нелепость утверждения картезианцев, что животные лишены сознания и чувств]

 XCIV. 

[Моисей и древние пророки не верили в бессмертие души]

 XCV. 

[Плиний не признавал бессмертия души]

 XCVI. 

[Неизбежность зла также является доводом против существования бога, который мог бы воспрепятствовать злу]

 XCVII. 

[Все приведенные доказательства вполне между собою согласуются; они, следовательно, достоверны и убедительны]

 XCVIII. 

[Заключение]

 IC. 

[Обращение к читателям]

 

 

 ЦИТАТЫ из ЗАВЕЩАНИЯ Жана Мелье:

ЖАН МЕЛЬЕ (1664-1733). ЗАВЕЩАНИЕ

 

О ТЩЕТНОСТИ И ЛОЖНОСТИ РЕЛИГИЙ:

ОНИ ЛИШЬ ИЗМЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 

…. считать, что большинство религий действительно божественного происхождения, невозможно потому, что все эти различные религии противоречат одна другой и сами друг друга осуждают. Послушаем, как рассуждает на эту тему один здравомыслящий автор [1]: 

«При виде того, — говорит он, — что род человеческий поделен между столь многими религиями, противоречащими одна другой и осуждающими друг друга, … я, пожалуй, склонен думать, что все эти различные культы были первоначально выдуманы политиками, причем каждый приспособлял свою модель к склонностям того народа, который он собирался водить за нос». 

Известно, что с помощью именно такого рода хитрости римский царь Нума Помпилий смягчил суровые и дикие нравы своего народа, постепенно, приучая их порядку с помощью празднеств, священных плясок, песнопений, процессий и т.п. религиозных обрядов. Он ввел с этой целью особый ритуал, объявленный им святым и священным, поставил жрецов для прославления богов и служения им, причем объявил жрецам, что все его действия и приказы исходят от богов и открываются ему его нимфой или богиней Эгерией.

Зороастр, царь Бактрии, поступил точно так же со своим народом, убедив его, что издаваемые им законы исходят от бога Ормузда. Трисмегист, царь египтян, тоже дал им свои законы именем и властью бога Меркурия. Минос, царь Крита, обнародовал свои законы от имени бога Юпитера. Ликург, законодатель лакедемонян, обнародовал свои законы от имени бога Аполлона. Солон, законодатель афинян, обнародовал свои законы от имени богини Минервы и т.д. ,

Моисей, законодатель евреев, тоже обнародовал свои законы от имени какого-то бога, который по его словам явился ему в горящей и неопалимой купине. 

Иисус, сын Марии, прозванный Христом, глава одной из иудейских сект и произошедшей из этой секты христианской церкви, тоже уверял своих учеников, что он явился не по своей воле, а послан богом, его отцом («я от бога исшел и пришел, ибо я не сам от себя пришел, но он послал меня», Ин, 8:42), и что он говорит, «как сказал мне отец» (Ин, 12:50), .

Симон, по прозвищу Маг, долгое время водил за нос жителей Самарии и своими речами, фокусами и волшебством убедил их, что он некто великий, и все, слышавшие его, называли его в один голос великой силой бога: «Здесь есть великая сила бога» (Деян., 8:8 — 10).  Его ученик Менандр выдавал себя за спасителя, посланного небом для спасения людей.

Наконец, упомянем еще только Магомета. Он тоже внушал своим приверженцам, что его религия ниспослана с неба через посредство архангела Гавриила и т.д

Все эти примеры, как и ряд других, которые можно было бы привести еще, с достаточной ясностью показывают, что все эти различные виды религий, существующие и существовавшие в мире, являются в действительности только выдумкой людей и полны заблуждений, обмана, иллюзий и надувательства. Это вызвало следующее суждение здравомыслящего Монтэня [3]:

 «К этому средству прибегали все законодатели — управление не обходится без известной примеси фантастики в церемониале и вымысла, служащих для того, чтобы держать народ в повиновении. Поэтому происхождение их большей частью связано с баснями и сверхъестественными чудесами; по этой же причине рассудительные люди согласились с ними». 

Причина, почему все великие политики поступают с народом таким образом, заключается по их словам, например по отзыву верховного жреца Сцеволы и великого ученого того времени Варрона, в том, что народ не должен знать многого истинного и должен верить во многое ложное [1]. Сам божественный Платон, как это отмечено Монтэнем [2], говорит по этому вопросу совершенно открыто в своей «Республике», что для блага людей часто бывает необходимо обманывать их. Первые сочинители этих святых и благочестивых плутней ограничивались еще только тем, что присваивали себе честь быть хранителями и толкователями воли богов, но не присваивали себе более обширных прерогатив. Но впоследствии многие пошли гораздо дальше в своем честолюбии; они уже не довольствовались утверждением, что посланы самими богами или действуют по наитию от богов, они дошли до предела безумия и наглости и требовали, чтобы их самих считали богами и поклонялись им как богам.

———————————————————————————

 [1] Esp. Turc, t.III, lett. 78. èdit. de 1715. (Espion Turc?)

 [2] Кандия — Крит. — Прим. пер.

 [3] Essais de Montagne, livre 11. ch. 16. p. 601.

 


 

Отрывок из гл. XIII

 

Во-вторых, ясно, что будет ошибкой принимать за надежные свидетельства истинности и святости какой-либо религии знамения или результаты, которые одинаково могут проистекать от порока и добродетели, от заблуждения и истины, от действий обманщиков и лжецов и благочестивых и честных людей. Это можно легко и наглядно доказать на примерах из ложных религий… Эти примеры определенно показывают нам, что знамения и мнимые чудеса совершались и теперь еще могут совершаться лжепророками и шарлатанами в целях заблуждения и обмана. 1.

Что касается этих мнимых чудес, то их, можно сказать, миллион в «Метаморфозах» Овидия и во всех прочих баснях язычников. … Как я уже говорил, Симон Маг в Риме сотворил столько чудес, что ему воздвигли [здесь] статую с надписью: «Симону, богу святому».

Как сообщает Тит Ливий, весталка Тусция, обвиненная в нарушении обета девственности, доказала свое целомудрие, донеся от Тибра до храма богини Весты решето с водой.

Тацит [2] передает, что император Веспасиан в бытность свою в Александрии в один миг исцелил слепого, прикоснувшись к его глазам, а также исцелил калеку, дотронувшись до него ступней. Элий Спартиан говорит, что император Адриан точно так же исцелил слепорожденного одним своим прикосновением к его глазам. … Целий рассказывает, что бог Вакх наделил детей Ания, великого жреца Аполлона, властью превращать все, что угодно, в хлеб, вино, оливковое масло и т.д. одним своим прикосновением. 

Если воды Чермного моря сами расступились и разделились, чтобы дать проход евреям, бежавшим от преследовавших их египтян, как рассказывается в истории евреев, то то же самое, по сообщению еврейского же историка Иосифа (Флавия), спустя много времени случилось также с македонянами, когда они таким образом прошли через Памфилийское море под предводительством Александра, отправившегося на завоевание Персидского царства.

 

Наконец волхвы фараона, о которых говорится в книгах Моисея, творили перед фараоном те же самые чудеса, что Моисей. … Если, в конце концов, нам рассказывают, что маги фараона были превзойдены Моисеем в чудесах этого рода, то, будь это так, не следует этому удивляться и утверждать на этом основании, что Моисей действовал какой-то особой, божественной силой. Ведь мы на каждом шагу видим, что во всех науках и искусствах одни работники и учителя более искусны, более осведомлены и проворны, чем другие. Когда дело идет только о пляске, о хождении по канату и всякого рода фокусах, одни люди оказываются искуснее и ловчее других. Так и тут: Если предположить, что Моисей действительно проделал то, чего не умели сделать другие маги, то отсюда вовсе не следует, что он действовал какой-то сверхъестественной силой, а следует лишь, что он просто был более искусным, ловкачом, лучше знающим свое искусство, более опытным в нем, чем другие. Можно привести множество подобных примеров в доказательство сказанного, но это представляется здесь излишним.

Наши христопоклонники не станут утверждать, что все эти мнимые чудеса магов фараона были явными и убедительными доказательствами истины и исходили от святых людей. Христопоклонники должны, стало быть, волей или неволей признать, что такого рода знамения и действия могут исходить одинаково от порока и добродетели, от лжи и истины и что их могут и могли одинаково совершать шарлатаны и честные люди, что они следовательно вовсе не являются несомненными доказательствами данной религии и надежным свидетельством ее истинности.

Наши христопоклонники возразят, что все эти мнимые чудеса магов фараонов и язычников, совершенные во славу заблуждения или ложной религии, являются лишь лжечудесами и баснями и что не следует верить тем, кто передает их. Но на это следует ответить: во-первых, то же самое можно сказать об их собственных чудесах; нет оснований верить одним больше, чем другим, и во всяком случае нет верного способа установить, что одним чудесам можно верить более, чем другим.

 

ЖАН МЕЛЬЕ (1664-1733). ЗАВЕЩАНИЕ

О СОДЕРЖАНИИ БИБЛИИ.

Во-первых, что касается упомянутых святых и божественных книг, о которых я сказал, что они не заключают в себе никаких признаков и черт божественного авторитета и божественного вдохновения, то в этом легко убедиться каждому самолично, как бы он ни был мало образован. Достаточно прочитать эти книги, и вы увидите, что в них, как я сказал, нет никакой учености, никакого кладезя науки, никакой возвышенной мысли, никакого другого творчества Духа, превосходящего силы человеческие.

Напротив, вы найдете в них, с одной стороны, только басни и мифы, вроде рассказа о сотворении мира, о сотворении и размножении человека, о мнимом рае на земле, о змие, который говорит и рассуждает и даже оказался хитрее и коварнее человека, о говорящей ослице, которая упрекала своего хозяина за дурное и незаслуженное обращение с ней, о всемирном потопе и ковчеге, в который были заключены животные всех пород, о смешении языков и разделении народов, не говоря уже о множестве других пустых и пошлых рассказов, которые серьезные авторы не стали бы приводить. Эти рассказы несомненно не в меньшей мере носят сказочный характер, чем мифы о деятельности Прометея, о ящике Пандоры, о борьбе гигантов против богов и т. п. басни, сочиненные поэтами древности для развлечения своих современников.

С другой стороны, вы найдете в этих книгах только кучу законов, предписаний и вздорных и суеверных правил о жертвоприношениях и очищениях, предписываемых старым законом и касающихся разделения животных на чистых и нечистых. Эти законы и предписания не заслуживают большего уважения и не менее вздорны и суеверны, чем законы и предписания народов, предающихся самому дикому идолопоклонству.

Затем вы найдете в них только простые рассказы, верные или ложные, о ряде царей, правителей и других лиц, живших хорошо или дурно, совершивших то или иное хорошее или дурное в числе прочих своих деяний низких, безразличных или распутных, о которых тоже сообщается в этих книгах. Ясно, что для того, чтобы сочинить эти рассказы, как они приводятся в этих якобы святых и священных книгах ветхого и нового завета, не требовалось особой гениальности и, стало быть, не было надобности в божественном откровении. Приписывание богу столь глупых и вздорных сказок не делает ему чести; немного ему нужно было, если ему доставляли удовольствие такие пошлые откровения. 

Наконец мы находим в этих книгах речи и деяния прославленных и пресловутых пророков, объявляющих себя совершенно особыми посланниками бога и обладателями божественного вдохновения; вы увидите здесь их манеру действовать и говорить, познакомитесь с их сновидениями, грезами и мечтами, и по их речам и образу действий вам нетрудно будет заключить, что они [пророки] гораздо более походят на визионеров, на людей, страдающих галлюцинациями, на фанатиков, чем на людей умных и просвещенных.

Правда, в некоторых из этих книг имеются дельные указания и прекрасные правила морали, как например в книге Притчей Соломоновых, в книге Премудрости и Екклезиасте; однако нигде нет ничего, что превосходит кругозор и меру человеческого ума и человеческой мудрости. Напротив, вы обычно найдете гораздо больше ума, знания, красноречия, порядка, ясности, отделанности, последовательности, точности и даже больше мудрых и солидных поучений в книгах философов, историков и светских ораторов, чем в каких-либо из этих якобы святых и священных книг, будь то ветхого или нового завета, главная мудрость которых заключается в том, чтобы заставить вас верить в благочестивый вздор и исполнять суеверные религиозные обряды.

Итак, не говоря уже об отдельных солидных авторах, написавших немало книг по гуманитарным наукам и по упорядочению наших нравов, книг, полных прекрасных примеров и здравых мыслей, я считаю возможным утверждать, что если бы у нас были хотя бы только басни Эзопа, то и они несомненно гораздо остроумнее и назидательнее, чем все те грубые и банальные притчи, которые сообщаются в так называемых святых евангелиях.

 

 

ЖАН МЕЛЬЕ (1664-1733). ЗАВЕЩАНИЕ 

Из гл.  XVI. О НЕДОСТОВЕРНОСТИ ТЕКСТОВ

Этого не могут отрицать и сами наши христопоклонники: не говоря уже о ряде других авторитетов, признавших, что в так называемом священном писании были произведены различные добавления, выкидки и подделки. Знаменитый наставник, святой Иероним, определенно говорит в нескольких местах своих прологов, что это священное писание подверглось искажениям и фальсификации, так как уже в его время оно находилось в руках всякого рода лиц, производивших в нем вставки и выкидки по своему усмотрению. 

В РЕЗУЛЬТАТЕ СУЩЕСТВОВАЛО СТОЛЬКО ЖЕ РАЗЛИЧНЫХ ВЕРСИЙ ЭТОГО ПИСАНИЯ, СКОЛЬКО СПИСКОВ ЕГО.  

В своем предисловии к «Посланию Павла к галатам» (создатель латинского варианта Библии, Вульгаты) блаженный Иероним писал:

«Если бы перевод 70 толковников сохранился еще в чистом и нетронутом виде, как он был сделан ими с еврейского на греческий, его святейшество папа напрасно заставлял бы меня сделать новый латинский перевод с еврейского, и правильно было бы одобрить своим молчанием то, что уже было узаконено обычаем в первое время существования церкви. Но в настоящее время существует столько различных текстов, сколько народов, а раз эта первая и старая версия искажена и фальсифицирована, то, как вы думаете, неужели от меня зависит по своему благоусмотрению различать ++ложное от истинного и создать новое произведение из старого, из двух сделать одно и предать себя, таким образом, на посмеяние евреям; они подняли бы меня на смех и сказали бы, что это ворон выклевывает глаза у ворона, согласно пословице… Несомненно, — говорит он, — апостолы и евангелисты знают перевод семидесяти толковников; каким же образом они приводят то, чего нет у последних? Откуда это берется?

 

ТАМ ЖЕ ОН ГОВОРИТ, ЧТО ЭТА КНИГА ТАК ИСКАЖЕНА В ГРЕЧЕСКИХ И ЛАТИНСКИХ ПЕРЕВОДАХ, ЧТО В НЕЙ ВСТРЕЧАЕШЬ НЕ СТОЛЬКО ЕВРЕЙСКИЕ, СКОЛЬКО ВАРВАРСКИЕ И ВООБЩЕ НЕВЕДОМЫЕ ИМЕНА. … это вина писцов и переписчиков, которые писали не точно, часто из двух или трех слов делали одно, опуская несколько средних слогов, или же, наоборот, из одного слова делали два или три, так как оно было слишком длинно для произношения.

 

… В своем предисловии к евангелиям, Иероним говорит: «Несомненно, в наши книги вкралась большая порча. Если в какой-нибудь рукописи один из евангелистов говорит нечто, чего нет у других, толкователи и переводчики считали своим долгом добавлять недостающее у других и исправлять, таким образом, всех евангелистов по образцу того, кто первый был прочитан ими. Поэтому у нас все смешалось, у св. Марка встречаются места от св. Луки, у св. Матфея места от св. Марка и св. Иоанна, у прочих тоже места, принадлежащие другим.

 

Наконец в своем предисловии к псалмам он говорит, что «эта книга остается еще искаженной по вине переписчиков и что старые ошибки встречают больше веры, чем новые поправки». И он был вынужден «заново выпалывать снова выросшие сорные травы», снова и снова ; «удалять плевела».

 

КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА.

 

Ездра [3], служитель закона, сам свидетельствует, что он исправил и привел в первоначальный вид священные книги своего закона, которые, как он сообщает, были отчасти утеряны, отчасти искажены; он разделил их на 22 книги по числу букв еврейской азбуки и составил несколько других книг, содержание которых должно было стать известным только мудрым людям. Если эти книги отчасти утеряны, отчасти искажены, как об этом свидетельствует Ездра и как об этом неоднократно упоминает также св. Иероним, то, значит, нет никакой достоверности в их содержании. И если тот же Ездра говорит, что исправил их и привел в целостный вид по вдохновению от самого бога, то это не дает никакой достоверности, каждый обманщик мог бы сказать то же самое.

 

Все книги Моисея и пророков, которые удалось найти, были сожжены во время Антиоха.

Фарисеи, известная секта у евреев, признавали только 5 книг Моисея и отвергали книги пророков. Талмуд считается у евреев священной книгой и содержит все божественные законы и повеления, а также мнения и изречения раввинов и их толкования божеских и человеческих законов и множество других тайн еврейской литературы [4]; но христиане видят в нем сплошные бредни, басни, обман и нечестие. В 1559 г. они по приказу инквизиции сожгли в Риме 12 таких талмудов, найденных в библиотеке города Кремоны.

 

Карпократ и его последователи отвергали весь ветхий завет и утверждали, что Иисус Христос был простым смертным. Маркиониты и севериане тоже отвергали весь ветхий завет, а также наибольшую часть четырех евангелий и посланий св. Павла. Эбиониты признавали только евангелие от св. Матфея и отвергали три другие евангелия и послания св. Павла. Маркиониты в подтверждение своего учения обнародовали евангелие под именем св. Матфия. Равным образом апостолики ввели новые книги в подтверждение своих заблуждений и использовали с этой целью новые Деяния, которые они приписывали св. Андрею и св. Фоме. Манихеи написали евангелие в своем духе и отвергали книги пророков и писания апостолов. У элкесаитов была своя книга, которая по их словам явилась с неба; они отвергали почти все книги ветхого и нового заветов или же толковали их по своему произволу.

 

Сам Ориген постоянно подправлял писание и, как говорят, не стесняясь, сочинял невпопад аллегории и таким образом на каждом шагу отклонялся от подлинного смысла пророков, и апостолов. …Его книги в настоящее время изуродованы и фальсифицированы; до нас дошли только отрывки, сшитые и собранные другими, причем в них находят заблуждения и явные ошибки.

Алогисты приписывали евангелие и апокалипсис св. Иоанна еретику (гностику) Керинфу и на этом основании отвергали их.

Еретики последних веков нашей эры (протестанты) отвергают как апокрифические некоторые книги, как-то книги Товит, Юдифь, Есфирь, Варуха, песнь трех отроков в пещи огненной, историю Сусанны и историю идола Бела, книгу Премудрости Соломона, Иис. Сирах, 1-ю и 2-ю книги Маккавеев. Между тем, у римских католиков все эти книги считаются святыми и священными.

 

Ко всем этим спорным и сомнительным книгам можно прибавить еще несколько других, столь же малоценных книг, которые приписывались другим апостолам, как-то Деяния св. Фомы, его хождение, евангелие, его апокалипсис.

Римские католики, в том числе даже папа Гелазий и св. отцы римской церкви, отвергают, как апокрифы, евангелия св. Варфоломея, св. Матфия, св. Иакова, св. Петра и других апостолов, а также Деяния св. Петра, его книгу проповедей, его апокалипсис, его книгу Суда, бегство спасителя и ряд других мест того же характера.

 

МНИМЫЕ ЧУДЕСА. Раз так, сами наши христопоклонники не могут отрицать это. Несомненно, ясно и очевидно, что эти книги лишены всякого основания, всякой видимости достоверности как в отношении своего мнимого авторитета, так в отношении сообщаемых в них фактов; раз нет никакого основания и никакой видимости достоверности в этом отношении, то несомненно, ясно и очевидно, что сообщаемые в них мнимые чудеса не могут служить надежными и верными свидетельствами и доказательствами истины данной религии.

 

Тем более, что даже те, кто упорнее всего стоит за божественный авторитет этих якобы святых и священных книг и за подлинность сообщаемых в них лжечудес, даже эти люди вынуждены признать, что у них не было бы никакой достоверности ни в отношении божественного авторитета их книг, ни в отношении подлинности сообщаемых в этих книгах чудес, если бы, как они говорят, их вера не поддерживала их в этом и не обязывала их безусловно верить в это. Но эта вера, как я сказал, является слепой верой в вещи, которых не видишь и не знаешь; это принцип заблуждений, иллюзий и обмана. Итак, вышесказанные мнимые чудеса и якобы святые и священные книги не обладают, по признанию самих же их защитников, никакой другой достоверностью, кроме той, которую находят в слепой вере; отсюда несомненно, ясно и очевидно, что они не могут служить верными свидетельствами истины данной религии.

 

…И как могут эти мнимые чудеса быть надежными доказательствами и свидетельствами истинности какой-либо религии, если нет уверенности, что эти чудеса действительно произошли и если рассказы о них ненадежны?

 

Для того, чтобы иметь некоторую уверенность в достоверности этих рассказов, необходимо:

 

1) Знать, что те, которых называют первоначальными авторами этих рассказов, действительно являются ими, — на самом деле часто приписывают людям то, чего они не говорили и не делали, и плохие авторы прикрываются именем какого-нибудь знаменитого человека, чтобы внушить доверие к своей лжи и обману.

2) Знать, были ли подлинные, первоначальные авторы этих рассказов людьми честными и заслуживающими доверия, мудрыми и просвещенными, нелицеприятными по отношению к тем, которых они славословят; ведь ясно, что если они не были честными людьми, то не следует придавать никакой веры их словам. …. Точно так же, если они пристрастны в пользу тех, о ком они говорят, то их словам тоже не следует придавать большой веры, так как это мешает им здраво судить о вещах и часто заставляет их извращать вещи под влиянием лести и угодничества. Опыт убеждает нас в этом на каждом шагу; это можно подтвердить бесчисленными примерами, если бы была надобность в них. 

3) Знать, взвесили ли рассказчики этих мнимых чудес все обстоятельства дела, были ли эти обстоятельства хорошо известны им и переданы ли они в точности, — ибо несомненно, что достаточно немного изменить обстоятельства дела, умышленно или по ошибке, достаточно изменить одно обстоятельство и прибавить другое несуществующее, и все дело представляется совершенно в другом виде. Поэтому мы часто удивляемся тому или другому, хотя ни минуту не удивлялись бы, если бы доподлинно знали подоплеку дела.  

«ЧУДЕСА ЯВЛЯЮТСЯ ТАКОВЫМИ ПО НАШЕМУ НЕЗНАНИЮ ПРИРОДЫ, А НЕ В ОТНОШЕНИИ САМОЙ ПРИРОДЫ». Монтень. Опыты

4) Знать, не были ли книги и древние хроники, сообщающие о всех этих великих и удивительных чудесах, впоследствии подделаны и искажены, как это несомненно случилось со многими другими книгами и историческими рассказами, — подделки происходят на каждом шагу и в нашем веке.

Итак не подлежит сомнению, что нет никакого ручательства в том, что эти мнимые чудеса действительно совершились; нет никакого ручательства в честности и искренности людей, сообщающих о них или заявляющих, что они были очевидцами их; нет никакого ручательства, что они хорошо знали и заметили все обстоятельства; нет никакого ручательства, что записи об этих чудесах действительно принадлежат тем, кому они приписываются, и наконец нет никакого ручательства, что эти записи не были подделаны и фальсифицированы, как и многие другие, — нет, повторяю, уверенности по всем этим пунктам.

 


 

 

ЖАН МЕЛЬЕ (1664-1733). ЗАВЕЩАНИЕ

Из л. XVIII. ПРОТИВОРЕЧИЯ В ЕВАНГЕЛИЯХ

… Помимо отсутствия в 4-х евангелиях порядка и последовательности в изложении отдельных, бегло передаваемых фактов, не видно также, чтобы это изложение совпадало у различных авторов; одни рассказывают свои сказки на один лад, другие — на другой. Это еще нагляднее показывает, что книги такого рода не являются результатом божественного вдохновения. Местами авторы даже явно противоречат друг другу — это ясно доказывает, что они не были вдохновлены от бога и не обладали достаточным умом и талантом, чтобы дать связный рассказ.

Вот несколько примеров встречающихся у них разногласий и противоречий.

 

1. РОДОСЛОВНАЯ ИИСУСА. 

У евангелиста св. Матфея Иисус Христос происходит от царя Давида через сына его Соломона и всех потомков этого Соломона вплоть до Иосифа, отца — во всяком случае, предполагаемого отца — Иисуса Христа.

У евангелиста св. Луки Иисус происходит от того же Давида через его сына Натана и всех его потомков до Иосифа.

Здесь явное противоречие и несуразность; ибо ясно, как день, что если этот Иосиф и Иисус Христос произошли от Давида через его сына Соломона и через всех потомков этого Соломона, то они не могут происходить в то же время от того же Давида через его другого сына Натана и через всех потомков этого Натана, так как эти последние конечно совершенно другие люди

К тому же, какой смысл этим обоим евангелистам вести родословную этого Иосифа, производить его от Давида и доказывать, что их Христос был сыном Давида, раз Христос на самом деле вовсе не сын Иосифа, возможного потомка Давида. Конечно, оба эти евангелиста могут доказать, что Христос был сыном Давида, только доказав, что он был сыном Иосифа, происхождение которого они, хотя различными путями, ведут от Давида. Но наши христопоклонники не желают видеть в своем Христе сына этого Иосифа, для них вовсе не кстати, если упомянутые евангелисты докажут с помощью родословной Иосифа, что Христос был якобы сыном Давида. Если же они доказали, что Христос действительно был сыном Давида, то надо признать, что он был сыном Иосифа; это опять явная несуразность с той или другой стороны. 

Но, как бы то ни было, несомненно, св. Павел имеет в виду именно вздорность таких родословных, когда поучает своего ученика Тимофея [1], что «не следует заниматься баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели божие назидание в вере», или же, когда он говорит другому своему ученику Титу [2], что надо избегать дерзостных вопросов и глупых родословных и споров и распрей о законе, ибо они бесполезны и тщетны.

 

2. РОЖДЕСТВО. Разнобой и противоречия имеются также в рассказах евангелистов о том, что произошло вскоре после рождения Христа. Согласно евангелисту св. Матфею немедленно после рождения Христа распространился в Иерусалиме слух, что родился новый царь иудейский и что пришли волхвы поклониться ему; тогда царь Ирод, опасаясь, что новый царь когда-нибудь лишит его престола, велел передушить и перерезать всех младенцев, родившихся в последние два года в окрестностях Вифлеема, где как ему сказали, должен был родиться этот новый царь.

 

Иосиф и мать Иисуса узнали во сне от ангела о злодейском намерении Ирода перебить младенцев и немедленно бежали в Египет, где оставались по словам этого евангелиста до смерти Ирода, наступившей лишь через несколько лет.

 

В противоречие с этим евангелистом св. Лука сообщает: Иосиф и мать Иисуса мирно пребывали шесть лет в местности, где родилось у них чадо Иисус, над ребенком было совершено обрезание, согласно иудейскому закону, на восьмой день после рождения, а когда прошло предписанное законом время для очищения матери, она и супруг ее Иосиф понесли младенца в Иерусалим, чтобы представить его в храме богу и одновременно принести предписанную законом жертву богу; после чего, согласно тому же евангелисту, Иосиф и Мария, мать Иисуса, вернулись в Галилею, в свой город Назарет, где дитя возрастало изо дня в день в премудрости и благодати, причем отец и мать его каждый год отправлялись в Иерусалим к торжественному дню их праздника пасхи.

Таким образом, у этого евангелиста НЕТ упоминаний об их бегстве в Египет и о жестоком приказании Ирода относительно младенцев в Вифлеемской области. Отсюда ясно и очевидно, что в рассказе обоих евангелистов имеются разнобой и противоречия, и не только потому, что один говорит о жестокости Ирода и о бегстве Иосифа и Марии с их младенцем Иисусом, а у другого нет никакого упоминания об этом: разнобой не только в этом — одна из обеих этих версий необходимо должна быть ложной, так как невозможно, чтобы Иосиф и Мария возвратились так мирно в свой город Назарет и ежегодно ходили оттуда в Иерусалим на праздник пасхи, как сообщает один евангелист, и что в то же время они вынуждены были бежать в Египет и пробыть там так долго, как говорит другой евангелист. 

Что касается жестокого замысла Ирода об избиении младенцев в Вифлееме и окрестностях, то современные историки ничего не говорят об этом, и даже еврейский историк Иосиф в своем описании жизни и злодеяний Ирода ни словом не упоминает об этом, не говорят об этом даже другие евангелисты в своих евангелиях. Итак, по всей видимости, рассказ об этом в евангелии св. Матфея является просто вымыслом и обманом, точно так же, как сообщение о бегстве в Египет. В самом деле, невероятно, чтобы еврейский историк Иосиф, строго осуждающий Ирода за его пороки и злодейства и оставивший описание их, обошел молчанием такое чудовищное злодеяние, как бесчеловечное избиение стольких (14000!!!) невинных младенцев, если б евангелист св. Матфей сказал об этом правду.

 

3. СКОЛЬКО ДЛИЛАСЬ ПРОПОВЕДЬ ХРИСТА.

Имеются разногласие и противоречие в том, как упомянутые евангелисты определяют продолжительность общественной жизни Иисуса Христа. Судя по рассказам первых трех евангелистов, от его крещения до смерти, по-видимому, прошло не более трех месяцев, если предположить, что ему было тридцать лет или около того, когда его крестил св. Иоанн, как об этом сказано в евангелии от св. Луки [3], и что он родился 25 декабря, как это принято считать у наших поклонников бога-Христа.

 

Ибо между этим крещением, происшедшим на 15-м году царствования цезаря Тиберия и в год первосвященничества Анны и Каиафы, и мартом месяцем прошло только около трех месяцев; согласно первым трем евангелистам он был распят в канун первого дня пасхи года его крещения, когда он в первый раз пришел в Иерусалим со своими учениками.

 

Все, что они [эти евангелисты] рассказывают о его крещении, путешествии, проповедях, чудесах, страстях и смерти, должно относиться к тому же году, что и его крещение, так как эти евангелисты не говорят ни о каком другом из следующих годов и из самого их рассказа о его деяниях явствует, что он совершил их одно за другим немедленно вслед за своим крещением и в весьма короткий период времени. За все это время можно заметить только промежуток в шесть дней перед его преображением, причем не видно, что он делал и вообще делал ли он что-нибудь в эти дни [4].

 

 

Отсюда ясно, что после своего крещения Христос прожил всего около трех месяцев; если вычесть из них шесть недель, т.е. сорок дней и сорок ночей, проведенных им в пустыне вслед за своим крещением, то окажется, что общественная жизнь его от первых его проповедей до его смерти продолжалась всего около шести недель.

 

Между тем по рассказу евангелиста Иоанна продолжительность ее принимают, по меньшей мере, в три года и три месяца, так как по евангелию Иоанна выходит, что за время своей общественной жизни Иисус, по меньшей мере, три или даже четыре раза был в Иерусалиме на торжестве праздника пасхи, которая происходила только раз в году.

 

Итак явное и несомненное противоречие и разнобой. Ибо, если принять за истину, что Иисус был распят накануне первого дня пасхи, после своего крещения, на пятнадцатом году царствования цезаря Тиберия и в год первосвященничества Анны и Каиафы, как это отмечают другие евангелисты, то оказывается ложным, что после своего крещения он был три или четыре раза в Иерусалиме на торжестве праздника пасхи, так как этот праздник, как я уже заметил, наступал только один раз в год.

 

А если верно, что Иисус после своего крещения был в Иерусалиме три или четыре раза, как об этом, по-видимому, свидетельствует евангелист Иоанн [5] и как это обычно утверждают наши христопоклонники, то неверно, что он прожил после своего крещения только три месяца и был распят в свое первое посещение Иерусалима после своего крещения, как об этом повествуют три первых евангелиста.

 

Приводят следующие аргументы: три первые евангелиста упоминают только об одном годе, но они не различают определенно других годов, протекших после крещения Иисуса; или же: евангелист Иоанн на самом деле имеет в виду только одну пасху, хотя на первый взгляд он как бы говорит о нескольких праздниках пасхи: он только, забегая вперед, говорит и несколько раз повторяет, что праздник еврейской пасхи был близок и Иисус шел в Иерусалим.

 

Отсюда заключают, что противоречия и разнобой по этому пункту между упомянутыми евангелистами носят лишь кажущийся характер. Я готов согласиться с этим; но во всяком случае ясно, что разнобой и кажущиеся противоречия проистекают от того, что евангелисты плохо выражают свои мысли и недостаточно четко подчеркивают все обстоятельства, которые необходимо было бы отметить в их рассказе.

 

Однако безразлично, противоречат ли евангелисты друг другу или плохо изъясняются в своем рассказе, так или иначе из этого приходится сделать тот вывод, что они, значит, не были вдохновляемы богом, когда писали свое повествование. Ибо, если бы они действительно были вдохновляемы богом, они не впадали бы в противоречие друг с другом, и у них оказалось бы достаточно таланта и ума, чтобы ясно выражать свои мысли и четко, в порядке и последовательности отметить все обстоятельства и детали своего рассказа, не опуская ничего существенного и не путая и не извращая порядка событий, как они это неоднократно делают. Невозможно также отрицать, что они противоречат друг другу также во многих других случаях.

 

ЧТО ИИСУС ДЕЛАЛ СРАЗУ ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ.

Они противоречат друг другу, прежде всего, в рассказе о том, что делал Иисус Христос тотчас после своего крещения. Согласно первым трем евангелистам [6] он тотчас после своего крещения был перенесен духом божиим в пустыню, где предавался посту в течение 40 дней и 40 ночей и несколько раз был искушаем дьяволом. А по евангелию от св. Иоанна [7],  он через два дня после своего крещения отправился в Галилею за 30 миль слишком от его местопребывания, прибыл туда через три дня и попал на свадьбу в Кане Галилейской, где по словам евангелиста совершил свое первое чудо, превратив воду в вино.

 

Это — явное противоречие: если он действительно предавался посту в пустыне, то нельзя себе представить, что он одновременно мог быть за 30 миль оттуда на свадебном пиру, а если он действительно присутствовал на этом свадебном пиру, то нельзя себе представить, что он одновременно мог быть за 30 миль оттуда в пустыне.

 

2. Они противоречат друг другу также в указании, куда Иисус удалился непосредственно после своего ухода из пустыни. По рассказу евангелиста Матфея[8] он вернулся в Галилею и, минуя город Назарет, пришел на жительство в приморский город Капернаум; а евангелист Лука [9] говорит, что он сначала пришел в Назарет, а только потом в Капернаум.

 

3. ПРИЗВАНИЕ АПОСТОЛОВ. Они противоречат друг другу относительно времени и обстоятельств, при которых последовали за Иисусом Христом его апостолы:

 

— Согласно первым трем евангелистам[10] он, проходя вдоль Галилейского моря [озера], увидел Симона и его брата Андрея, ловивших рыбу в этом море, а несколько подальше Иакова и его брата Иоанна с их отцом Зеведеем, починявших свои сети, — они тоже были рыбаками; на его призыв они немедленно пошли за ним.

 

-Напротив, по евангелисту Иоанну [11] первым присоединился к Иисусу Андрей, брат Симона Петра с другим учеником Иоанна Крестителя, когда они были со своим учителем на берегу Иордана и увидели проходящего мимо Иисуса, причем Иоанн, их учитель, сказал им при виде Иисуса: «вот агнец божий, вот тот, кто берет на себя грехи мира». Андрей, найдя потом своего брата Симона, привел его к Иисусу, а затем Иисус, собираясь идти в Галилею, встретил Филиппа и потом Нафанаила, которые пришли к нему. Здесь имеются разногласия и противоречия: если эти ученики Иисуса Христа присоединились к нему в таком порядке, как об этом повествует евангелист Иоанн, они не могли присоединиться к нему в том порядке, который указывают другие евангелисты.

 

4. ПОСЛЕДНЯЯ ВЕЧЕРЯ. Они впадают в противоречие между собой в своем рассказе о последней вечере Иисуса Христа с его апостолами.

 

Согласно первым трем евангелистам, он учредил на этой последней вечере таинство причащения его тела и крови под видом и образом хлеба и вина, как выражаются наши римско-католические богопоклонники.

А евангелист Иоанн [12] говорит, что после этой вечери Иисус омыл ноги своим апостолам и настоятельно советовал им делать то же самое друг другу; затем он приводит длинную речь, с которой якобы обратился к ним в то же время Иисус. Но другие евангелисты ни единым словом не упоминают ни об этом омовении ног, ни о длинной речи, с которой Иисус обратился тогда к своим ученикам.

 

Напротив, они сообщают, что сейчас после этой вечери он ушел вместе со своими апостолами на Масличную гору и там, удалившись на малое расстояние от своих апостолов, стал совершенно один на молитву, предал свою душу печали и, в конце концов, впал в предсмертную тоску, тогда как его апостолы спали в некотором отдалении.

 

Здесь есть несогласованность и противоречие: если верен рассказ трех евангелистов, то Иисус не мог омыть ноги ученикам и не имел времени произносить перед ними такую длинную речь, так как ночь наступила еще прежде, чем они окончили обряд вечери, как об этом сказано у св. Иоанна [13], и они ушли тотчас же после воздания благодарений на Масличную гору [14], как то говорят Матфей и Марк. По всей видимости, он не мог также говорить им на этой горе такую длинную речь, так как он удалился там от них, чтобы стать на молитву, и был подавлен печалью, а ученики его предавались сну, как об этом рассказывают другие евангелисты.

 

И каким образом евангелист св. Иоанн мог по истечении стольких лет так хорошо вспомнить множество слов, сообщаемых им из этой речи Иисуса, между тем как он совершенно не упоминает о других, гораздо более примечательных вещах, а также о других иносказательных речах, которые он должен был слышать от него наравне с другими евангелистами?

 

Чем объяснить столь большое разноречие между ними, как не тем, что ими руководил не дух истины, а дух заблуждения и лжи? Действительно, мы видим, что самый стиль их рассказов — это стиль сказок, к тому же плохо выдуманных, плохо изложенных и плохо переданных.

 

5. Они сами себе противоречат относительно дня, в который, по их рассказам, происходила эта вечеря: с одной стороны, они говорят, что это было вечером накануне пасхи, т.е. вечером первого дня употребления опресноков, или вкушения опресных хлебов [15], когда согласно закону евреев полагалось вкушать пасхального агнца. Ибо они должны были вкушать пасхального агнца и пресный хлеб вечером накануне великого праздника пасхи, как об этом сказано в книге Исхода, 12:18, в книге Левит, 23:5, в книге Чисел, 28:16.

 

С другой стороны, они отмечают, что Иисус был распят на другой день после этой вечери, к полудню, после того, как суд евреев над ним продолжался всю ночь и утро.

 

А между тем, судя по их рассказу, следующий день, после вечери [16] должен был быть не следующим днем [после] пасхи, а самым днем великого праздника пасхи.

 

Итак, если Иисус умер около полудня накануне пасхи, то он не мог совершить этой вечери вечером накануне этого праздника, а если вечеря происходила в канун этого праздника, то он был распят не накануне, а в самый день праздника. Ясно, что та или другая сторона ошибается, т.е. либо он не совершал вечери накануне этого праздника, либо он совершил [17] вечерю накануне этого праздника, стало быть, в тот день, когда надлежало совершать ее, и был распят на другой день после этого. Здесь эти евангелисты впадают между собой в противоречие.

 

6. МИРОНОСИЦЫ. Они противоречат себе в своем рассказе о женах, следовавших за Иисусом из Галилеи. Согласно первым трем евангелистам эти жены, а также все его знакомые, среди которых были Мария Магдалина, Мария (мать Иакова и Иосифа) и мать детей Зеведея издали смотрели на происходящее, в то время как Иисуса пригвоздили к кресту.

 

Напротив, евангелист Иоанн говорит, что мать Иисуса, сестра ее и Мария Магдалина стояли подле креста вместе с апостолом Иоанном, что Иисус при виде своей матери и стоящего рядом с ней своего любимого ученика сказал своей матери: «Жено, се сын твой», а своему ученику: «Се матерь твоя». Здесь имеется расхождение и противоречие: если эти женщины, и этот ученик стояли близ него, как говорит евангелист Иоанн, они, стало быть, не стояли вдали, как говорят другие евангелисты, а если они стояли вдали, как говорят три евангелиста, они не были близ него, как говорит Иоанн.

 

7. О ВОСКРЕСЕНИИ. Они противоречат себе в своих рассказах о мнимых явлениях Иисуса Христа после его мнимого воскресения.

 

Матфей [18] говорит только о двух явлениях: в первый раз Иисус явился Марии Магдалине и другой женщине, тоже по имени Мария, во второй раз он явился своим одиннадцати ученикам, отправившимся в Галилею на ту гору, на которой он обещал им явиться;

 

Марк [19] говорит о трех явлениях: в первый раз Иисус явился Марии Магдалине, во второй — двум своим ученикам, шедшим в Эммаус, в третий и последний раз — своим одиннадцати ученикам, которых он упрекал в неверии.

 

Лука [20] говорит только о двух явлениях: в первый раз Иисус явился двум своим ученикам на пути их в Эммаус, во второй раз он явился одиннадцати своим ученикам и другим, собравшимся с ними в городе Иерусалиме.

 

Евангелист Иоанн[21] говорит о четырех явлениях Иисуса: в первый раз — Марии Магдалине, во второй — своим одиннадцати ученикам, собравшимся в Иерусалиме в доме при запертых дверях, в третий раз — через восемь дней — тем же ученикам, собравшимся таким же образом в доме при запертых дверях, и наконец, в четвертый раз — семи или восьми своим ученикам, ловившим рыбу на Тивериадском озере [22].

 

8. Они противоречат себе также в названиях мест, где якобы произошли эти явления Иисуса:

 

Матфей[23] говорит, что ученики видели его в Галилее, на горе, на которую он назначил им отправиться, чтобы увидеть его.

По словам Марка [24] он явился им, когда они сидели за трапезой.

Лука[25] рассказывает, что он повел их из города Иерусалима и довел до города Вифании, где он их покинул и вознесся на небо.

А по рассказу Иоанна[26] Иисус явился им в городе Иерусалиме в доме, двери которого они заперли, и затем вторично на Тивериадском озере.

 

Таковы противоречия в рассказах об этих мнимых явлениях Иисуса. Эти явления не могут быть все правдой, ибо, если верно по евангелисту Иоанну, что Иисус явился уже вечером в день своего воскресения ученикам, собравшимся в Иерусалиме, в доме, в котором они заперли двери, то как может быть верен рассказ Матфея, что апостолы видели Иисуса в Галилее, на горе, куда он велел им отправиться для этой цели, и что они действительно отправились туда немедленно после того, как узнали от женщин о его воскресении?

 

Если Иисус намерен был явиться им в Иерусалиме вечером в день своего воскресения, как это утверждает евангелист Иоанн, то какой смысл имело спешно посылать их за 30 миль оттуда, чтобы увидеть его? И почему он велел передать им, что они увидят его там и что он еще раньше их будет на указанном месте, как об этом говорит Матфей? Ведь если он должен был явиться им в этот день в самом Иерусалиме, ему незачем было посылать их для этого в Галилею за 30 миль от Иерусалима.

 

И наоборот, если он должен был явиться им в Галилее и если они тотчас после его воскресения отправились в указанное им место, как об этом сообщает Матфей, каким образом он явился им в Иерусалиме? Если они, согласно тому же Матфею, отправились в Галилею, то ясно, что здесь имеется противоречие и необходимы новые чудеса, чтобы согласовать это.

 

Но как объяснить следующее: Матфей сам принадлежал к числу одиннадцати апостолов и, стало быть, должен был быть в Иерусалиме, когда Иисус Христос явился среди них при запертых дверях, — каким же образом этот апостол, бывший свидетелем этого явления Иисуса, мог сказать и отметить в своем евангелии, что они должны были узреть его в Галилее и что они поспешно отправились в указанное место, но не упоминает, что они видели его в тот же день вечером в Иерусалиме? Невероятно, чтобы этот апостол мог сказать это и не упомянуть о мнимом явлении Иисуса в Иерусалиме, если оно действительно произошло.

 

Равным образом, как это евангелист св. Иоанн, который тоже был в числе одиннадцати апостолов и, стало быть, тоже был вместе с другими апостолами в Галилее и вместе с другими видел воскресшего Иисуса Христа, — как это, повторяю, он был там и видел воскресшего Иисуса Христа и не упоминает ни об этом путешествии, ни об этом явлении Христа, которым опровергается рассказ в его евангелии? Конечно, невероятно, чтобы он отправился в этот путь и видел своего учителя и не упомянул об этом в своем евангелии, если только это путешествие и это явление [Иисуса] состоялось в действительности. Итак, с той или другой стороны здесь должны быть ошибки или обман.

 

9. ВОЗНЕСЕНИЕ. Они противоречат себе также в рассказе о мнимом вознесении Иисуса Христа на небо. Евангелисты Лука и Марк определенно говорят, что он вознесся на небо в присутствии своих одиннадцати апостолов; но ни Матфей, ни Иоанн ни словом не упоминают об этом мнимом вознесении.

 

Более того — евангелист Матфей довольно ясно свидетельствует, что Иисус вовсе не вознесся на небо: он определенно сообщает, что Иисус Христос заверил своих апостолов при этом своем явлении, что он всегда до конца веков пребудет и останется с ними.

 

«Идите же, — сказал он им при этом мнимом явлении, — идите и научите все народы и знайте, что я буду всегда с вами до конца веков»[27].

 

А Лука впадает в противоречие с самим собой: в своем евангелии он говорит, что Иисус в присутствии своих апостолов вознесся на небо из Вифании [28]; а в Деяниях апостольских он, если, как полагают, он является автором этого произведения, говорит, что это произошло на Масличной горе [29]. Он противоречит себе также относительно другого обстоятельства этого вознесения: в своем евангелии [30] он говорит, что Иисус вознесся на небо в самый день своего воскресения или в первую ночь после него, а в Деяниях апостольских[31] он говорит, что это было сорок дней спустя после его воскресения. Это конечно никак не согласуется между собой.

 

Если все апостолы действительно были очевидцами славного вознесения своего учителя на небо, как же это Матфей и евангелист Иоанн, которые видели это наравне с другими, могли обойти молчанием такую чудесную мистерию и не обмолвиться ни словом о таком замечательном и возвеличивающем их учителя событии? Тем более, что они сообщают множество других обстоятельств его жизни, гораздо менее замечательных.

 

Далее, если верно, что Матфей видел, как Иисус вознесся на небо, то как же это он говорит в своем евангелии, что Иисус Христос, явившись своим апостолам, заверил их, что пребудет с ними до конца веков? Ибо, если он видел Иисуса вознесшимся на небо, он должен был бы в качестве правдивого историка специально упомянуть об этом мнимом вознесении и не ограничиться этим, а определенно объяснить, каким образом Иисус мог всегда пребывать среди них, хотя он покинул их и вознесся на небо,ведь не легко понять, каким чудом он мог оставаться среди тех, кого он покинул. Однако этот евангелист не делает ни того, ни другого.

 

Отсюда ясно, что в их рассказах имеются ошибки, несуразности и противоречия и что все это пустые басни. Я обхожу молчанием другие подобные противоречия в этих якобы святых и священных книгах, так как излагать их здесь было бы слишком долго; но уже из сказанного ясно видно, что эти книги — не результат божественного вдохновения и даже не плод какой-либо человеческой премудрости и поэтому не заслуживают веры.

 

FGJRHBAS/ Мало того. По какой привилегии эти четыре евангелия и несколько других подобных книг считаются святыми и божественными в отличие от ряда других, которые тоже называются евангелиями и тоже были некогда обнародованы под именем разных других апостолов, как я уже говорил об этом выше?

 

Существует ряд других евангелий и писаний, которые прежде склонны были выдавать за канонические, т.е. за святые, за продукт божественного вдохновения, как например

Евангелие святых апостолов, о котором упоминает святой Августин в первой книге против Адиманта, гл. XVII, и которое было принято манихеями;

другое евангелие было от св. Петра, оно было принято назареями, о нем упоминает Феодорит во второй книге [против] басен еретиков;

было также евангелие от апостола Андрея, затем от св. апостола Иакова, от св. Фомы, от св. Матфея, о нем говорят св. Иннокентий в третьем послании и св. Амвросий в предисловии к евангелию от Луки. Климент Александрийский пользовался евангелием от Египтян, он сам рассказывает об этом в VII книге своих «Ковров», гл. VII. Феодорит говорит также об евангелии Евреев. Тот же Феодорит в первой книге [против] басен еретиков говорит об евангелии от Иуды Искариота. Существовало евангелие от св. апостола Филиппа, другое — от св. Варфоломея, и, наконец, еще одно — от св. Василида, о котором упоминает св. Амвросий, и еще ряд подобных писаний, которые прежде склонны были выдавать за канонические и божественные.

 

Повторяю, по какой привилегии четыре выше названных евангелиста были предпочтены всем прочим? На основании какого правила, текста или свидетельства известно, что Матфей, Марк, Лука и евангелист Иоанн действительно имели наитие от бога, когда писали свои евангелия, а другие апостолы не имели его, когда писали свои?

 

Говорят, что евангелия этих последних подложны и ложно приписываются апостолам; но тогда позволительно спросить: на основании какого правила, текста или свидетельства известно, что эти последние евангелия приписывались апостолам ложно, а первые четыре не приписываются ложно тем, имена которых они носят? Если одни из этих евангелий ложно приписывались апостолам, то точно так же четыре первых евангелия могли быть ложно приписаны тем, имена которых они носят. И, наконец, если одни из этих евангелий могли быть так легко подделаны и фальсифицированы, то то же могло быть и с другими.

 

Таким образом, нет никакого верного мерила, доказательства или свидетельства, позволяющего различать в этом отношении одни евангелия от других.

 

Но, скажут, сама церковь проводит это различие и устранила всякие сомнения на этот счет, объявила на своих соборах, какие книги вдохновлены богом, какие нет, признала первые и отвергла другие, как апокрифы. Она, говорят, объявила это на третьем соборе в Карфагене, при папе Кирилле, приблизительно в 397 г., в каноне 49, или, словами отцов этого собора:

 «Угодно нам было постановить, чтобы в церкви читались только канонические книги, именуемые святыми и божественными писаниями».

То же самое было постановлено на Тридентском соборе [32]; он составил перечень всех тех книг, которые должны считаться божественными, и провозгласил анафему против тех, кто не будет признавать их таковыми. Правда, что церковь так судила и постановила. Но можно ли, положа руку на сердце, сказать или уверить себя, что книги, которые она, таким образом, отобрала и которые она велит считать святыми и божественными, действительно божественного происхождения, боговдохновенные книги, раз церковь не приводит никакого другого доказательства, кроме слов: «нам угодно было судить и постановить» таким образом? Кто же не видит, что во всех религиях, сектах и общинах могут с той же легкостью сочинять и фабриковать мнимые святые и божественные книги?

 

Итак, напрасно они пытаются извлечь пользу из авторитета, приписываемого ими этим книгам, напрасно уверяют, что в этих книгах заключаются доказательства и надежные свидетельства истинности их религии, — напрасно потому, что эти книги не носят на себе никакой печати божества и не отмечены также печатью особенной человеческой мудрости.

———————————————————————————

 [1] Тим. 1:4. [2] Тит., 3:9. [3] Луки, 3:21. [4] Матф ., 17:1; Марка, 9:2; Луки, 9:28. [5] Иоа., 2:3; 6:4; 7: 2 и 10; 11:5; 12:12. [6] Матф., 4:1; Марка 1:12; Луки, 4:1. [7] Иоа., 2:11. [8] Матф., 4:13. [9] Луки, 4:16; 31. [10] Матф., 4:18; Марка, 1:16; Луки, 5. [11] Иоа., 1:16; 40:45. [12] Иоа., 13:5. [13] Иоа., 13:30. [14] Матф., 26:43; Марка, 14:37; Луки, 22:45. [15] Матф., 26:5. [16] Матф., 26:17; Марка, 14:12; Луки, 26:7.  [17] В тексте: «нe совершил». — Прим. пер. [18] Матф., 9:17. [19] Марка, 9:13, 14. [20] Луки, 24:13, 36. [21] Иоа., 20:15, 19, 26. [22] Иоa., 21:1.  [23] Матф., 27:16.[24] Марка, 16:14. [25] Луки, 24:50. [26] Иоа., 20:19, 21:1. [27] Матф., 28:20. [28] Луки, 24:50. [29] Деян., 1:12. [30] Луки, 24:13, 29 и 51. [31] Деян., 1:3. [32] 4-я сессия.