ХРАМЫ ЯХВЕ в Иудее, Самарии и Египте. VI в. до н. э.

 

Скиния и три храма

 

Храм ЯХВЕ в Салеме (Соломонов)

Подробный отчет о строительстве храма, «опубликованный» в Библии, сохранил для нас основные принципы финикийского зодчества. Так что знаменитый Иерусалимский храм вовсе не является памятником древнееврейской архитектуры. Это – блестящий образец финикийского стиля. Мы вряд ли, несмотря на все достижения археологов, сумели бы детально восстановить облик финикийских храмов и дворцов, если бы не Библия.

 

Храм богу ЯХВЕ на горе Мориа в Салеме.

 

РАЗМЕРЫ ХРАМА Яхве примерно: длина — 30 метрам, ширина – 10, а высота – 15 метрам.

Перед входом в храм лежал двор такой же ширины, как и храм. Во дворе находилось «литое из меди море» (3 Цар. 7, 23) – большой круглый бассейн, наполненный водой, используемой для очистительных церемоний, в том числе для омывания жертвенных животных. В Библии переданы размеры его: «От края его до края его десять локтей (около 5 м), – совсем круглое, вышиною в пять локтей (глубина около 2,5 метра), и снурок в тридцать локтей обнимал его кругом» (3 Цар. 7, 23). Этот бассейн стоял на двенадцати фигурах волов

 

Храм ЯХВЕ. Жертвенник и Медное море

Собственно помещение храма имело прямоугольную форму. Здесь проводились различные церемонии и располагались «золотой жертвенник и золотой стол, на котором хлебы предложения» (3 Цар. 7, 48).

В глубине храма находилась Святая святых. Эта комната имела форму куба (длина стороны – 10 метров). Вся она была покрыта золотом. Здесь хранился ковчег Господень. «В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей… когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской» (3 Цар. 8, 9).

Все эти особенности архитектуры храма Соломона характерны вообще для финикийского зодчества, равно как и другая деталь святилища: «два медных столба, каждый в восемнадцать локтей вышиною, и снурок в двенадцать локтей обнимал окружность того и другого столба» (3 Цар. 7, 15). Эти величественные колонны высотой около девяти метров находились по левую и правую сторону от входа в храм и назывались соответственно Воаз и Иахин. Украшенные венцами, вылитыми из меди, сетками плетеной работы и цепочками (3 Цар. 7,16 – 22), они возносились в небо, словно стволы кедра.

Обе колонны никак не связаны с иудейским богослужением и не несли конструктивной функции, зато в ханаанейских храмах, очевидно, были непременной частью архитектуры.

Геродот сообщает, что храм Мелькарта в Тире также был украшен двумя колоннами, одной из чистого золота и одной из смарагда; колонны же эти ярко светились ночью. Фундаменты колонн найдены также в храме Баала на Кипре и святилищах многих ханаанейских городов в Палестине: в Самарии, Мегиддо и Хазоре. Эти колонны отчасти напоминали египетские обелиски. Вообще египетская архитектура оказала очень сильное влияние на финикийское зодчество.

Вслед за храмом финикийские мастера построили Соломону дворец. Целых двадцать лет возводились «дом Господень и дом царский» (3 Цар. 9, 10). Хирам послал царю Соломону, оказавшемуся банкротом, сто двадцать талантов золота (в разное время эта единица имела разное значение, например, могла равняться 30 килограммам. – А.В.). Позднее эту сумму пришлось «списать». Взамен денег и товаров Соломон расплачивался с заимодавцем обетованной землей. Он «дал Хираму двадцать городов в земле Галилейской» (3 Цар. 9, 11) – холмистую область, прилегавшую к владениям тирского царя.

Из  книги: Ю.Б. Циркин, «Мифы Финикии и Угарита»:

 

 ХРАМЫ богу ЯХВЕ в ДРУГИХ МЕСТАХ

Ханаан. 12 колен Израиля (по Библии

 

«Новый Геродот» • Просмотр темы — Изображения в Древнем Израиле

 

www.gerodot.ru/viewtopic.php?f=60&t=14807&start=15

Стелы «мацеба», найденные при раскопках храма Йахве в Араде. …

 

 

ХРАМ В ТЕЛЬ-АРАДЕ

Арад. Храм Яхве и Ашер. 10 век

В Верхнем городе нашли более 200 керамических обломков с надписями, так называемые, остраконы, это самое большое собрание надписей той эпохи – их возраст более 2600 лет. Многие записи представляют собой переписку коменданта крепости с Иерусалимом.

 

 

Самым выдающимся открытием здесь считается Храм – современник Первого Иерусалимского Храма! И не просто современник, а уменьшенная копия Храма Соломона!

Это первое обнаруженное при раскопках святилище времен Иудейского царства.

Здание ориентировано на запад, в мощеном дворе стоял жертвенник всесожжений, на котором жрецы приносили жертвоприношения, притвор отделял мирское помещение от «Святая святых» — самого сокровенного места, где находились священные предметы. В Иерусалимском Храме в «Святая Святых» хранился Ковчег Завета со Скрижалями.

В Араде же в этом месте обнаружены два небольших закругленных сверху камня-памятника, предполагается, что один из них – это образ бога Яхве (Иеговы), а другой – его спутницы Ашеры. Очевидно, что жители крепости придерживались многобожия. .

Арадская крепость просуществовала более 500 лет вплоть до разрушения Первого Иерусалимского Храма (586 год до н.э.).

В Святая Святых этого храма найдены две стелы, изготовленные из тщательно обработанных камней. На стелах есть следы красной краски. Стелы имеют разные размеры — одна побольше, другая поменьше, в том же помещении найдены два алтаря, соответствующие по размерам стелам. Этот контекст говорит о том, что стелам поклонялись, то есть они изображали божеств. Заманчиво выглядит предположение о том, что стела побольше — это Йахве, а поменьше — «его Ашера» (богине Астарте).

Скорее всего, эти стелы — это то, что обозначает слово מצבה, см. например Быт. 28:18, Лев. 26:1, 4 Цар. 23:14 ( в русском переводе — соответственно — памятник, столб, статуя).

Согласно археологическим данным в Израильском царстве (как и в Иудее) религиозные представления были политеистическими. Имена жителей Израиля 9 века содержат теофорные частицы как Яхве, так и Ваала. Найдено большое количество статуеток Ашеры, медного быка и т.п. Найдены остатки храмов в Дане и Мегиддо.

Но в Вефиле, Сихеме и Самарии остатков храмов не было найдено. Если к этим храмам добавить также найденные храмы в Лахише, Араде и предполагаемый храм в Иерусалиме, то мы получим картину отсутствия какой-либо централизации культа как в Израиля, так и в Иудее. Большие города имели свои большие храмы, маленькие города — меньшие святилища.

 

Ассирийское нашествие

Ассирийские источники утверждают, что после похода Тиглат-Паласара III на Галлилею и Заиорданье из этих регионов было депортировано около 16 000 жителей. Захват Самарии, столицы Израильского царства, приписывается церю Саргону II, а не Салманасару V как это описывают библейские книги Царств. После захвата Самарии Саргон депортировал около 27 000 жителей города.

Археологические данные показывают, что в результате ассирийского завоевания Израиля большие города были разрушены и перестроены согласно ассирийской планировке. Вероятно, они были заселены новой администрацией, чиновниками, а также военными отрядами. Но стили керамики не меняются. Это говорит о том, что этнический состав большинства коренного населения не изменился. Стили керамики, характерные для 9 и 8 веков до н.э., продолжаются также и в 7 — 6 веках.

После ассирийского захвата территория Израильского царства была разделена на провинции Самария, Мегиддо, Дор, Галаад. В результате разрушения Иудеи войсками вавилонского царя Навуходоносора ее население сократилось в 3 раза. А в Самарии сохранилось. Поэтому на протяжении всего персидского времени провинция Самария была значительно более заселенной и развитой. Иудея наоборот — малозаселенной и слаборазвитой.

 

ХРАМ ЯХВЕ НА ГОРЕ ГАРИЗИМ в Самарии около Сихема

Развалины храма на горе Гаризим

Согласно самарянскому преданию, на горе Гаризим  совершилось жертвоприношение Авраама; названия многочисленных жертвенников, находившихся на горе, связаны с именами Адама, Сифа, Ноя, Исаака и др.

Этой горе отводится роль богослужебного центра, признаваемого, согласно предписанию Втор 12. 5-6, 11-14, единственно законным. Этим претензиям самарян на обладание искомым местом можно найти и некоторые текстовые подтверждения. Так, евр. словосочетание    (  ), употребляемое в связи с Гаризим в Суд 9. 37, может быть переведено как «центр, пуп, вершина земли» (ср.: Иез 38. 12 в отношении Сиона) в значении сакрального центра (ср.: LXX: μφαλς τς γς — пуп земли).

Когда в нач. IV в. до Р. Х. на Г. был возведен самарянский храм (Ios. Flav. Antiq. XI 8. 2, 7), это не только обострило вражду между иудейской и самарянской общинами, но и обусловило и идейное противостояние сакральных центров: Сиона и Гаризим.

Ответ Иисуса Христа на вопрос самарянки представляет собой решение этой иудео-самарянской дилеммы в мессианское время (Ин 4. 21-24).

Оба храма подверглись осквернению во время гонения Антиоха IV Епифана (2 Макк 5. 23; 6. 2). Во II в. имп. Адрианом на развалинах самарянского храма был построен храм Зевса (Юпитера). В византийскую  эпоху там был построен храм Богородице.

 

Персидский период

О событиях 7-6 веков на территории Самарии известно мало. Но во второй половине 5 века наместником Самарии был назвачен Санваллат из ассирийского Харрана. В Самарии у него родились дети. Из Элефантинских папирусов известно, что двух его сыновей звали Делайя и Шелемия. Их теофорные имена имели частицу —ях, что свидетельствует о том, что Санваллат поклонялся израильскому богу Яхве. Поэтому существует вероятность того, что этот Санваллат был потомком израильских изгнанников.

В папирусах из Элефантины утверждается, что Санваллат правил во времена персидского царя Дария II. Временами этого же царя датируется первое упоминание о храме в Иерусалиме. Описания книги Ездры о восстановлении храма в Иерусалиме также датированы 6-м годов Дария II. Этот же царь выдал иудеям Указ о датировке и правилах празднования празника Пасхи и Пресных хлебов. Согласно еврейской традиции персидский царь Дарий, сын Артаксеркса, во времена которого был восстановлен храм в Иерусалиме, был сыном еврейской наложницы. И действительно, царь Дарий II был сыном Артаксеркса от неизвестной вавилонской наложницы.

Согласно утверждению Иосифа Флавия, именно Санваллат построил храм Яхве близ Сихема на горе Гаризим. Израильский археолог Исаак Маген, руководитель археологических раскопок самаритянского храма на горе Гаризим, утверждает, что этот храм построен в середине 5 века до н.э., т.е. приблизительно во времена Санваллата, который в свою очередь руководил во времена персидского царя Дария II. Весь комплекс информации позволяет предположить, что этот царь (или его двор) каким-то образом покровительствовали евреям.

В  это время провинция Иудея (Йехуд) была значительно беднее и слаборазвитой. Вопреки повествованиям книг Ездры и Неемии о 50 000 возвратившихся изгнанниках, археологические данные не показывают какого-то роста населения или изменения этнического состава провинции. Значительный рост населения Иудеи фиксируется только в середине 2 века до н.э., после восстания Маккавеев.

Существовали ли другие храмы в Самарии этого периода, неизвестно. Этого исключать нельзя. Но главным храмом был именно храм на горе Гаризим. Основное жречество находилось там. В то время как политическое руководство провинции проживало в столице Самарии. Между горами Гаризим и Гевал находился город Сихем, который в это время был небольшим.

 

 

ССЫЛКА: КЕЭ, том 10, кол. 571–574

ЭЛЕФАНТИНА (на греч.; на арамейском יֵב, Иев, `город слоновой кости`) — город на южной оконечности небольшого острова на реке Нил; напротив Элефантины на восточном берегу Нила находился г. Суене (Свене в Иех. 9:10; нынешний Асуан). Расположенная в нескольких километрах к северу от Первого порога, Элефантина служила пограничной крепостью, защищавшей Египет от грабительских вторжений нубийцев.

Еврейская военная колония в Элефантине была основана либо при Псамметихе I (около 664–610 гг. до н. э.), либо при Псамметихе II (595–589 гг. до н. э.

ХРАМ ЯХВЕ. Еврейские поселенцы построили в Элефантине храм Яхве.

Во время персидского господства в Египте (с 525 г. до н.э.) в Элефантине стоял значительный гарнизон наемников, включавший, среди прочих, еврейские подразделения (дгалим — на иврите, буквально `знамена`). В Элефантине также располагалось персидское военное командование, а персидская гражданская власть находилась в Суене.

В 411 г. до н. э. египетские жрецы разрушили храм. Элефантинские евреи направили три послания: иерусалимскому Первосвященнику в Иерусалим, сыновьям наместника Самарии Санваллата и наместнику провинции Иехуда (Иудея) Бигваю с просьбой разрешить им восстановить храм. В послании содержится его описание, свидетельствующее о его былом великолепии.

Считается, что Второй храм на горе Мория в Иерусалиме, созданный Зоровавелем иехудами (иудеями), вернувшимися из Вавилона, строился по плану разрушенного Храма Соломона.

Однако храм Яхве в Элефантине выглядел совершенно иначе: он был украшен каменными колоннами и плитами из камней, покрыт крышей из кедрового дерева и имел пять ворот на бронзовых петлях; в храме, среди прочего, находились серебряные и золотые сосуды. Евреи Элефантины осознавали отличие своей веры от религиозных верований египтян и других обитателей города: в документах в соответствии с библейской терминологией служители элефантинского храма называются коханим (см. Кохен – коганы, греч. «иереи»), а служители языческих культов — кмарим (жрецы).

Вместе с тем евреи Элефантины не видели ничего противоестественного в существовании их святилища наряду с Иерусалимским храмом. Обращаясь к иерусалимскому первосвященнику (см. выше), с просьбой помочь им восстановить его, евреи Элефантины, видимо, не подозревали, что первосвященник может видеть в самом существовании их храма тяжкий грех, и были удивлены, что он не счел нужным даже ответить на их просьбу.

Более того, религия, которую евреи Элефантины принесли с собой, была той народной верой, с которой боролись ранние пророки (см. книги Пророков) и против которой выступил Иеремия незадолго до разрушения Первого храма. Хотя в центре этой веры и связанного с ней культа стоял Яху (YHW — краткая форма YHWH). Имя Яху встречается в Элефантинских папирусах несколько раз), но он не был единственным богом, которому отправлялся культ в храме Элефантины. Из общей суммы пожертвований, (31 караш и 8 шекелей), 12 карашей и 8 шекелей предназначались Яху, 7 карашей — богине Ашам-Бетель и 12 карашей — богине Анат-Бетель.

Имена этих двух богинь соответствуют упоминаемой у пророка Амоса самарийской Ашмат и почитавшейся на всем Ближнем Востоке богиней войны Анат. Ср. такие географические названия в Эрец-Исраэль, как Анатот и Бет-Анат. Лексема бетэль (буквально `ДОМ БОГА`; ср. Бет-Эль = Вифлеем, англ. Бедлам, где был дом умалишенных, отсюда: нарицательное «бедлам»=беспорядок) засвидетельствована как имя собственное в Иудее в эпоху правления Дария I (ср. Зах. 7:2).

Очевидно, евреи Элефантины были слабо связаны с Иерусалимом и потому не были затронуты происходившими там религиозными реформами. Судя по Элефантинским папирусам, из всех праздников евреи Элефантины соблюдали только Песах. В декрете царя Дария II (419 г. до н.э.), направленном своему наместнику, еврейскому контингенту Элефантины (возможно, также евреям вне Элефантины), было предписано праздновать Песах и даны детальные указания относительно ритуала празднования.

 

ЭЛЕФАНТИНСКИЕ ПАПИРУСЫ

Результатом раскопок начала XX-го века стала находка так называемых элефантинских папирусов — многочисленных юридических документов и писем на арамейском языке. Из них следует, что в Элефантине в персидское время находилась иудейская колония. Документы охватывают период с 495 по 399 г. до н. э.

Примечание. 

Недавние находки на территории собственно Израиля по-новому объясняют это явление. Рисунки на разбитом сосуде, найденном в Кунтиллет-Аджруд на северо-востоке Синая и датированном началом XVIII в. до н.э., изображают три фигуры: стоящий на переднем плане мужчина, непосредственно за ним – женщина, на заднем плане – сидящий музыкант. Надпись гласит:

“Благословляю тебя именем Яхве из Самарии и его Ашеры”.

Погребальная надпись из гробницы в Эль-Ком (Иудея), относящейся к XVIII в. до н.э., также заканчивается именами Яхве и Ашеры.

Ашера, как и Анат, – хорошо известная и по многим документам богиня северо-западного семитского пантеона. Мы помним, что в самой Библии сказано об ее официальном почитании в Израиле IX в. до н.э.; ее (86) культ был утвержден Иезавелью и Аталией, заимствовавшими его, вероятно, у финикийцев. В других библейских упоминаниях авторы либо сокрушаются по поводу ее почитания (4 Царств 14:13, например, где говорится о другой госпоже), либо низводят ее до роли дерева или шеста возле алтаря (2 Царств 13:6, 17:16; Второзаконие 16-21 и далее).

Приняв во внимание, как библейские указания, так и археологические находки, можно сделать следующий вывод: культ богини, предполагаемой супруги Яхве, был широко распространен по всей стране в эпоху первого Храма, а также среди еврейского населения Элефантины”. 

<Женщина в Каббале> Источник: Женщины в легендах и мифах/ Пер. с англ. О. Перфильева. – М., «Крон-Пресс», 1998. С. 74-88.

В Каббале Шехина – женский элемент «сефирот», первая из десяти стадий. Мистическое предназначение ее – восстановить целостность Бога, объединив мужские и женские элементы, – целостность, нарушенную грехами Израиля и другими факторами (87).

Еще одна божественная супруга – Суббота.  В Сафеде, каббалистическом центре XVII в., Субботу приветствовали как «царицу» (одно из обращений к еврейскому Богу переводится как «Царь царей!»). Все более распространялся обычай читать в субботу Песнь песней. Тогда же читали и отрывок, восхваляющий «жену добродетельную» (Притч. 31:10-22). В свое время в мистических кругах Субботе придавали матримониальный статус (88).

 

ВТОРОЙ ХРАМ на горе Мория в Салеме  был построен ок. 500 г. до н. э. За пять веков сильно обветшал и при царе Ироде был сильно перестроен. Несмотря на то, что он умер за 4 г. ДО рождения Ис. Христа, в Евангелии написано, что именно к нему пришли волхвы по дороге в Вифлеем и по его же указу там произошло Избиение 14000 младенцев). Внизу видны новые стены, выстроенные по периметру Храмовой горы. В настоящее время сохранившийся участок этих  опорных стен заменяет израильтянам разрушенный более 1900 лет тому назад храм и называется «Стеной плача». В щели между камнями израильтяне суют записки с просьбами к Всевышнему. А на верху этой платформы ныне стоит мусульманская мечеть.

 

 

 ПАЛЕСТИНА ПОСЛЕ ИУДЕЙСКОЙ ВОЙНЫ

Согласно Евсевию, Иерусалимская церковь была разогнана дважды, в 70 и 135 г.г. — с той разницей, что с 70 по 130 г.г. епископы Иерусалимские носят явно еврейские имена, а после 135 г. епископы Элии Капитолины, по всей видимости, являются греками.[14]

ЭЛИА КАПИТОЛИНА (лат. Aelia Capitolina — Colonia Aelia Capitolina) — римская колония, построенная в 135 году на месте Иерусалима императором Адрианом после подавления Второго еврейского восстания во главе с очередным Мошиахом=Мессией по имени Бар-Кохба, Сын Звезды, и равви Акилой.

Название Элия происходит от родового имени Адриана (Элий) (лат. Publius Aelius Hadrianus). От латинского названия Элия происходит раннее арабское название Илайа (إلياء).

Название Капитолина означало, что новый город был посвящён Юпитеру, храм которому в Риме был расположен на холме Капитолий (ср. в Вашингтоне тоже на Капитолии масоны возвели здание своего Конгресса).

Желая истребить имя «Иудея» с лица Земли, Адриан соединил эту провинцию с соседними провинциями, заменив название «Иудея» новым названием Сирия Палестина.

 

 

 

Город, что сегодня называется «Старым городом», сформировался в результате именно этого строительства в эпоху Адриана (см. википедию).

Иерусалим на карте 565 г. Мозаика. Мараба. Иордания.

Иерусалим на карте 565 г. Мозаика. Мараба. Иордания.

 

 

 

 

 

 

Реконструкция города по карте Магабы. Улица Корба. Внизу храм Гроба на месте храма Венеры.

Реконструкция города по карте Магабы. Улица Корба. Внизу храм Гроба на месте храма Венеры.

 

 

 

 

 

 

 

Храм Венеры с выходом на Корбу. Реконструкция.

Храм Венеры с выходом на Корбу. Реконструкция.

 

 

 

 

 

ВЫДЕРЖКИ из статьи  о результатах раскопок 1970-х гг. 

О ХРАМЕ ВЕНЕРЫ НА ГОЛГОФЕ: 

<…> Как говорит Евсевий Кесарийский, Адриан построил здесь (на Голгофе) храм Венеры, который, возможно, был круглым храмом. Христианская ротонда могла вполне быть вдохновлена этой языческой ротондой. …В  течение некоторого времени гроб стоял на открытом воздухе. Как долго, мы не можем сказать. В любом случае вскоре вокруг гроба была построена ротонда, в которой сегодня и находится гробница — в центре современной ротонды, называемой Анастасис. Между ротондой и базиликой церкви находился Святой Сад.  За двором, окруженным портиком, со стороны ротонды была стена с восемью вратами, которые вели к ротонде. Таким комплекс церкви Святого Гроба был до персидского вторжения в 614 г. н.э. В это время он был поврежден огнем, но не был полностью разрушен. Когда персы завоевали Иерусалим, они превратили в развалины многие церкви, оставив целым храм Гроба Господня.

 

Храм Венеры, покровительницы цезарей, был расположен как нельзя лучше, в центре главной улицы города, примыкая к площади форума. Именно этим, несомненно, руководствовался Адриан, а вовсе не приписанным ему через два века христианскими авторами умыслом разрушить и осквернить место распятия и воскресения Спасителя*.

 Во-первых, было бы просто чудом, в свете предыдущего беглого рассказа, если бы к 130 году эти реликвии были целы и открыты, а во-вторых, не меньшим чудом было бы, если бы ни разу за сто лет не прервалась тоненькая ниточка устного знания об их местонахождении. Ну и в-третьих, только третьим чудом (даже при наличии первых двух) обо всех этих мессианских делах мог узнать (и придать им такое важное значение!) 54-летний повелитель раскинувшейся на трёх континетах империи.

Мессий тогда хватало: вождя повстанцев Бар-Кохбу через несколько лет тоже объявили мессией… К христианам Адриан относился сравнительно терпимо, он в 125 году подтвердил рескрипт Траяна, что не следует специально выискивать христиан, а если они будут изобличены и откажутся от своей веры, то их следует отпустить**.

О его личном отношении к христианам и иудеям вполне говорит письмо консулу Сервиану из Египта в 130 году: «(2) Здесь поклонники Сераписа одновременно являются христианами, а те, которые зовутся служителями Христа (Cristi episcopos dicunt), поклоняются Серапису. (3) Нет такого иудея, главы синагоги, ни самарянина, ни христианского священника (Cristianorum presbyter), который не был бы также астрологом, прорицателем или лгуном (non matematicus, non haruspex, non aliptes). (4) Когда сам патриарх (patriarch)*** прибывает в Египет, одни заставляют чествовать ради него Сераписа, другие — Христа****. (5) Всё это мятежное племя исполнено тщеславием, и этот богатый город как никакой другой обилен пустословием и праздностью. (6) И плавильщики стекла, и изготовители бумаги заняты гаданиями на сочленениях и суставах, ищут знамений, будто их профессия — провидцы; даже страдающие подагрой бывшие всадники, раненые и немощные, и они ведут такую же праздную жизнь. (7) Их общий бог — деньги. Что христиане, что иудеи, ему поклоняются все. (…)»*****.

___________

* Вообще, Адриана христианская традиция демонизировала сверх меры; это ему в VII в. приписали детально просмакованные в житиях пытки и казнь (тогда же и выдуманных) 9—12-летних Веры, Надежды и Любови, то бишь Фиды, Спесы и Кариты, завершившиеся на третий день якобы и смертью их матери Софьи (то бишь Сапиенты, столь же легендарной) в предпоследний год жизни Адриана.

** http://ru.wikipedia.org/wiki/Великое гонение. 

*** Очевидно, имеется в виду иерусалимский первосвященник (прим. Б. Деревенского).

**** По мнению некоторых исследователей, под этими словами Адриана надо разуметь попытки некоторых христианских групп передать в более доступных для чужестранцев терминах свое учение и ритуальную практику. (прим. Б. Деревенского). 

***** Пер. Б. Деревенского в его сб. «Иисус Христос в документах истории», изд. 4-е, СПб., 2001 [http://lib.ru/HRISTIAN/DEREWENSKIJ/derewenskij.pdf, стр. 131].

Храм Венеры (на Голгофе) известен нам лишь по слепым оттискам на монетах Элии, да и на тех иные историки видят скорее атрибуты богини судьбы Тихе.

Первые алтари на Голгофе в 300-е и Храм Гроба (пунктир)

Первые алтари на Голгофе в 300-е и Храм Гроба (пунктир)

В 1979 г. в греческой части Голгофы, то есть в бывшем дворике храма Венеры, был раскопан «римский алтарь для воскурения фимиама с остатками золы и обугленными костями приносимых в жертву животных»*;

Недавно установлено, что фасад храма не составлял прямого угла с Кардо, а как бы смотрел на Храмовую гору, где стояли статуи императора и, вероятно, храм Юпитера*.

Археологи в 1970-х гг. развенчали миф, державшийся 16 веков, о том, будто Адриан велел разрушить и завалить землёй и бутовым камнем Св. Гроб (и только-де в IV в. при строительстве Храма Гроба Господня наслоения скверной земли сняли). В армянском приделе Храма Гроба Господня при раскопках нашли остаток кладки храма Венеры, и эта кладка лежит на одном уровне с кладкой христианского храма, не выше, а ниже тех отметок грунта, которые были во времена распятия Иисуса. (Несмотря на то, что каждая реликвия там на вес золота, в эту часовню св. Вартана паломникам вход закрыт**.) Прагматичные легионеры использовали при строительстве плиты, блоки, да, наверное, и колонны, оставшиеся от разрушенных в 70 году войсками Тита величественных построек времён Ирода (таковы и блоки храма Венеры, найденные в часовне св. Вартана). Так что храм вышел хотя и языческим, но в каком-то смысле своим, местным. И, судя по некоторым сохранившимся блокам, он мог повторять зубчатое оформление верха стен, которое было у главного иудейского храма, разрушенного Титом***.

 __________

 * Сергей Баландин. Пятое евангелие. Ч. 6. Экзегетика сердца [http://www.balandin.net/FifthGospel/Gospel35.htm].

** Kenneth Humphreys. The many tombs of Jesus – and all empty [http://www.jesusneverexisted.com/sepulchre.html]

*** http://www.bib-arch.org/image.asp?PubID=BSBA&Volume=12&Issue=03&ImageID=03302&SourcePage=bswbBrowse.asp&UserID=1&

 

По-видимому, вскоре же после закладки Элии появился императорский эдикт (историки спорят: то ли как следствие, то ли как одна из причин восстания Бар-Кохбы), которым запрещался под страхом смерти вход в Элию для всякого обрезанного (а поскольку до пророка Мухаммеда было ещё почти 500 лет, то единственными таковыми в той ойкумене были иудеи), и этот запрет как будто был за два века нарушен только однажды — императором Рима Филиппом I Арабом в 240-х годах. Правда, один день в году иудеям был дан, чтобы приходить и плакать о разрушении Храма. Но христиане ко II веку уже были достаточно оппозиционны к иудаизму, и вряд ли многие из них в этих плачах участвовали. А вот жить там необрезанные христиане могли.

Таким образом, Элия была чисто римским городом (этнически, за минусом евреев, составленным, наверняка, из всех народов Леванта, да и других частей империи). Основой её жизни был гарнизон X легиона, старшим был легат, а штатские кварталы заселялись вышедшими в отставку легионерами да обслугой: торговцами, мастеровыми, куртизанками, актёрами, писарями, жрецами, врачами и т. д. Службой легионеры явно не тяготились, разве что восстание Бар-Кохбы стоило римлянам больших жертв (и в отместку за это Адриан стёр самоё ненавистное имя Иудеи, переименовав провинцию в Палестину*), так что в городе установилось демографическое и хозяйственное равновесие, и он все два века своего римско-языческого и первое время последующего византийско-христианского бытия существовал, мало изменяясь, в небольших своих границах, с небольшим явно и населением, будучи на тогдашних картах заурядным проезжим городишком. И ни о каком почитании реликвий Распятия или просто памяти о них до начала IV в. нет ни одного даже косвенного свидетельства, хотя из крещёных язычников в Элии мало-помалу составилась христианская община, имевшая со 134 г. и своего епископа, а в 190 г., при епископе Нарциссе I, там даже состоялся первый Поместный собор, на котором христиане наконец определились, отмечать ли Пасху, и когда**. (Поскольку официальный запрет на исповедание христианства сохранялся, очевидно, им приходилось не слишком афишировать себя.)

 ___________

* Видимо, этому названию (Палестина) посчастливилось дожить до наших дней по той причине, что ни у кого из сменявшихся властителй этой земли, по крайней мере, до образования государства Израиль, не было мотивов реставрировать иудаизм. Однако и Элия оказалась названием-долгожителем, о чём ниже ещё будет упомянуто. 

** Михаил Штереншис. История города Иерусалима [http://echo.oranim.ac.il/main.php?p=news&id_news=218&id_personal=41].

Когда я соотнёс, стараясь соблюсти масштабы, взаимные расположения этой с древности нетронутой гробницы и двух ключевых элементов Константинова храма, сохранивших если не идентичность, то хотя бы место своего расположения сквозь все шесть последующих разрушений и восстановлений, градус моего доверия к этим ключевым элементам, Голгофе и Св. Гробу, ещё очень сильно понизился. Если хоронить в этой бывшей каменоломне стали за 100 лет до Иисуса, а закончили во всяком случае не позже чем в 70 г. (год разрушения Иерусалима Титом), то всего кладбище эпохи второго храма просуществовало тут менее двух веков. Как бы ни была изрыта и пересечена там местность (а она там не гладкая, как видно из данных Конрада Шика, см. рис.), это ведь, согласно Евангелиям, был сад, а не полигон для тренировки спецназа. И за столь исторически малый срок изменение уровня грунта тоже не могло быть значительным (в среднем менее 1 м). Так что решить надо следующую топографическую задачу: вырисовать такой профиль местности, чтобы Лобное место (которое в Храме в 42 м от Св. Гроба и на неполных 4 м выше него) было хотя бы маленьким холмом; чтобы Св. Гроб был тоже в недрах хотя бы холмика; и чтобы гробница Никодима и Иосифа (которая в храме ещё на 15 м дальше от Голгофы и примерно на 3 м ниже) тоже была бы в недрах холмика, и желательно того же, что и Св. Гроб (или же придётся для неё на этих 15-ти метрах вписать второй холмик, что, согласитесь, вовсе затруднительно). И чтобы вырисованный профиль местности мог сочетаться с образом сада или садика небедного человека, каким был Иосиф Аримафейский.

Мозаичный образ Св. Града с, предположительно, Храмом Гроба Господня в центре (конич. крыша и колонны кувуклии) из церкви св. Стефана в Umm al-Rasas (Kastrom Mefa’a, Kastron Mefa’a), Иордания, ок. 785 [927]

800 год — халиф Харун ар-Рашид передает христианские святыни Иерусалима под покровительство Карла Великого, что стимулирует строительство множества церквей и монастырей*. «С 800 года Карл официально становится патроном Палестины и получает в качестве почетной привилегии ключи от Храма Гроба Господня и знамя Иерусалима»**.

___________

План-разрез Храма Гроба Господня в сопоставлении с состоянием в 33 г. н. э., илл. из кн.: Robert Willis. The Architectural History of the Church of the Holy Sepulchre at Jerusalem…, 1849 [881]

 

 

Карта Палестины с каравеллой

 

 ДАЛЕЕ

 Далее