1918-1940. Освоение Арктики в СССР. Севморпуть.

 

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ  СПРАВКА:

природа, население, промыслы. топонимика

СЕВЕРНАЯ  ПОЛЯРНАЯ  ОБЛАСТЬ  ПЛАНЕТЫ

Арктика на глобусе

Арктика на глобусе

 

АРКТИКА (от греч.ρκτος — «медведица»,ἀρκτικός — «находящийся под созвездием Большой Медведицы», «северный») — единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Площадь — около 27 млн км². Иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом (66° 33′ с. ш.), в этом случае её площадь составляет 21 млн км².

 

 

Северный океан есть пространное поле, где усугубиться может Российская слава, соединенная с беспримерною пользою чрез изобретение восточно-сибирского мореплаванияМихаил Ломоносов

 

 

СОВЕТСКАЯ АРКТИКА. 1918-1991.

Торговые пути. Сев. и Южный (через Суэцкий канал)

Торговые пути. Сев. и Южный (через Суэцкий канал)

 

1932 — Впервые за одну навигацию СМП был пройден с запада на восток на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» (экспедиция Отто Шмидта).

1934Впервые за одну навигацию СМП был пройден сквозное плавание с востока на запад за на ледорезе «Литке» (капитан Н. М. Николаев).

Первая транспортная операция на Северном морском пути — сквозное грузовое плавание лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток c 8 июля по 9 октября 1935 года[4].

 

 

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ – законодательством РФ определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике

Маршрут транспортировки грузов с использованием Северного морского пути (обозначен синим) и альтернативный путь, использующий Суэцкий канал (красный). Расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, а Северным морским путём — только 5770 морских миль.

 

1926-1997. ПОЛЯРНЫЙ СЕКТОР СССР

В 1920‑х годах ПЯТЬ прибрежных государств (СССР, Норвегия, Дания, владеющая Гренландией, США и Канада) выдвинули концепцию о «полярных секторах», согласно которой все земли и острова, находящиеся в пределах полярного сектора соответствующего государства, а также постоянные ледяные поля, припаянные к берегу, входят в состав государственной территории.

Под полярным сектором понималось   пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной ‑ Северный полюс, а боковыми границами меридианы, соединяющие Северный полюс с крайними точками береговой  линии данного государства. СССР достался самый большой сектор

 Границы северных полярных владений СССР были установлены постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года. Граница  Советского сектора прошла тогда от Кольского полуострова через Северный полюс до Берингова пролива. Его границы отмечались на всех картах как государственные . Самая северная погранзастава с 1 пограничным столбом находилась на одном из островов Земли Франца Иосифа.

Знак треста СССР "Арктикуголь" 1931. Баренцбург

Знак треста СССР «Арктикуголь» 1931. Баренцбург

В 1925 г. Норвегия официально объявила Шпицберген частью своей страны. Поэтому западная граница Советского сектора огибает этот архипелаг (см. карту).  Однако  по особому статусу СССР оставили право на добычу угля на о. Западный Шпицберген . Там был открыт трест «Арктикуголь», построены шахты и три поселка: Баренцбург, Пирамида и Грумант. 

 

 

 

 

 

 

Советская Арктика. м. 150 км в 1 см. Моря, острова и побережье

ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН. м. 150 км в 1 см. Моря, хребты, острова и берега. Граница льдов. Границы Советского сектора Арктики. Погранзастава на ЗФИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В СССР исследования Арктики и Северного морского пути (СМП) велись всеми возможными средствами: ледоколы, полярная авиация, гражданские и военные корабли, береговые полярные метеостанции, изучение ледников в о время МГГ 1932 и 1957 годов, дрейфующие полярные станции (с 1937 г.), подводный флот.

СОВЕТСКИЕ ПОЛЯРНЫЕ СТАНЦИИ, основанные в СССР с 1932 по 1991.

Полярные станции СССР. 1920-1991.

Полярные станции СССР. 1920-1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вдоль южной границы СССР шла Транс-Сибирская магистраль и начато строительства БАМа с тем, чтобы провести ж-д. на Северо-Восток к Чукотке до Берингова пролива. Вдоль Арктического побережья шел Северный МОРСКОЙ путь, а ПО СУШЕ — от Мурманска до Анадыря — по проекту Сталина после войны продолжали строить ТРАНС-АРКТИЧЕСКУЮ магистраль с тем, чтобы потом под Беринговым проливом соорудить канал и, таким образом, соединить Азию с Аляской, Канадой и США. Об этом строительстве см. на сайте:

Приведенные здесь карты позволяют получить представление о том, какую колоссальную работу пришлось проделать тем, кто решил всё это разрушить — на первом этапе, сразу после смерти Сталина, а на втором этапе, после смерти СССР —  разрушить и стереть с лица Земли. Теперь вот «реформаторы» всполошились, мол, нефть, газ и прочие прелести есть на шельфе, побежали смотреть на карты РФ, а Советского сектора там уже нет. Вместо него с 1997 г. бедная Арктика разодрана на куски по другой концепции. И в дележку вступили уже не пять стран (как в 1926 г.), а чуть ли не все члены Евросоюза, и даже Китай и Япония. Вероятно, после расчленения Украины, претенденты приступят к окончательному разделу Арктики. Тут такие санкции посыпятся, что нам шельфа ни куска не оставят, а  реки повернут на юг. Ну, а после Арктики приступят к расчленению Антарктики, Луны, Марса и всех астероидов.

Пока этого не случилось, хочу вспомнить, как шло освоение Арктики до и после 1917 года. Начну, если не с Сотворения мира, и даже не с Большого взрыва,  а с того момента, когда а Солнечной системе уже всё устаканилось — Солнце неслось со страшной скоростью по своей орбите, вращаясь вокруг своей оси, вокруг него уже закрутились по своим орбитам семь планет, разбился Фаэтон на мелкие камушки. Третья от Солнца Планета приобрела себе спутницу, Луну, при этом накренилась на 23° по отношению к  плоскости, на которой вертелась вместе с Луной вокруг Солнца. Этим наклоном она обрекла всю Природу, косную и живую, ежегодно переживать смену времен года. Хорошо хотя бы то, что эта Планета не легла на бок (как Венера) и вертелась вокруг своей оси, а не стояла (как Луна) одной стороной к Светилу, иначе бы все живые существа столпились на одной светлой и обогреваемой стороне.

Нетерпеливый человек, возможно, раздражен таким началом: при чем тут наклон в 23° и прочие астрономические мелочи вроде Солнца, Луны и разного рода вращений. Но большая часть из нас живет в тех областях, где лучи Солнца освещают и обогревают Землю ежедневно, а речь пойдет об Арктике и Антарктике — двух приролярных областях, где Солнце, а значит, свет и тепло, не бывает по полгода. Мало того, оказалось, что эта Планета является огромным магнитом и на ней приходится изучать явления магнетизма. При этом ось вращения Земли не совпадает с осью, соединяющей магнитные полюсы  (плюс и минус).  Магнит создает вокруг земли магнитное поле, которое не пропускает к поверхности Земли опасные для живых организмов солнечные излучения. И только там, в полярных областях, можно увидеть действие этого магнита в виде полярных сияний. Конечно, далеко не всем организмам есть дело до подобных вещей, но человек существо чрезвычайно любопытное и впечатлительное и поэтому остро реагирует на подобные штуки. Подобных натуральных чудес  и во всех широтах немало, но в полярных областях — их особенно много. Так как дело дошло до чудес, то уместно привести по поводу них трезвое суждение славного адмирала С. Макарова:

«Говорят, что непоборимы торосы Ледовитого океана. Это ошибка: торосы поборимы — непоборимо лишь людское суеверие». Степан Макаров

 

 

 

1. 1918-20. Декрет Совнаркома. Полярная комиссия ВСНХ.

2.  «ПЛАВМОРНИН» . Пароход «Малыгин». НИС  «Персей».

3. 1926. Шпицберген. «Арктикуголь». Путь на Грумант.

4. 1930-1941. Новая Земля. Самогиты. Худ. Т. Вылка .

5. 1932-1933. МПГ-2. Русская Гавань. Ледник. М.М. Ермаков

6. 1934. Дрейф станции «СП-1» на льдине. Нач. И.Д. Папанин

7. 1936. Северный флот. Адм. К.И. Душенов. Полярная авиация.

8. 1937. Северный морской путь. Порт на о. Диксон.

9. 1938. Дрейф на ледоходе «Г.Седов». Капитан К.С. Бадигин и  Н.Н. Зубов.

10. Полярные станции в Советском секторе Арктики.

11. 1957-1958. МГГ. Ин-т Географии. Три ст.: ЗФИ, Нов. Земля, Полярный Урал.

12. Первые советские станции в Антарктиде.

13. 1991. Конец СССР — Закрытие станций. Отказ от Сектора. ДРАКА ЗА  АРКТИКУ