Этапы Большой Реформы от Петра I до Николая II

 

Глава из книги:

Н.М. Михайлова “КУЛЬТУРА и ОККУЛЬТИЗМ – СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ. – М., 1995 г.

 

ЭТАПЫ ОДНОЙ БОЛЬШОЙ РЕФОРМЫ

с 1700 по 1917 гг.

 

«ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ» ПАРТИИ РЕФОРМ

Слово «реформа» заимствовано в XVIII в. из французского языка и происходит от латинского слова «преобразовывать», или буквально, менять не содержание, а только «форму».

«Эпохи преобразований», начиная с Петра I, на протяжении вот уже 300 лет следуют одна за другой, перемежаясь периодами «реакции» и «застоя». В школе мы «проходили» реформы по отдельности как один из элементов того или иного царствования. Но, если рассматривать их подряд, ОДНУ ЗА ДРУГОЙ, то в действиях реформаторов легче усмотреть преемственность. В конце концов, начинаешь понимать, что, хотя они жили в разное время, это не мешало им твердо и неуклонно проводить в жизнь ОДНУ «ГЕНЕРАЛЬНУЮ ЛИНИЮ». Вот почему череду «преобразований» от эпохи Петра Великого до Императора Николая II можно считать одной БОЛЬШОЙ РЕФОРМОЙ.

Направления «преобразований» были установлены в «эпоху преобразований Петра I». Из них «приоритетными» изначально были: 1) «церковная реформа»; 2) «культурная реформа» и 3) «реформа управления». С тех пор его преемники при вступлении на престол клялись продолжать начатое дело и исполняли свои клятвы. А если не исполняли или переставали исполнять, то их убивали. Течение «мирной колонизации» с помощью реформ постоянно нарушалось военными нашествиями нетерпеливых цивилизааторов. Периоды «реакции» и «застоя» лишь замедляли «преобразования», но не могли их прекратить, а потому раз поставленная задача с течением времени обязательно исполнялась. Особенно ясно это видно на поэтапном «преобразовании» Православной Церкви из «государственной» в гонимую. После вынужденного перерыва следующие императоры, будто подхватив эстафету, с новой силой продвигали реформы по всем направлениям. Но так как в результате преобразований «формы» она была полностью разрушена, и при этом коренным образом изменилось ее содержание, то действия правителей было бы правильнее назвать не реформами, а ступенями в подготовке к Февральской Революции 1917 г. (именно Февральской, и только благодаря ей — к Октябрьской). «Генеральная линия» предусматривала превращение Православного Царства в точную копию устроенных в Европе масонских «светских» государств: 1) без Царя и Церкви; 2) с безрелигиозным воспитанием новых поколений и 3) с выборными органами управления и разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную. 

Ниже кратко перечислены достижения реформаторов по основным направлениям. Но кого считать реформаторами? Самих ли императоров и императриц, или их наставников и ближайших советников? Я склонна выбрать второй вариант, и поэтому сначала приведу сведениях о тех лицах, которые воспитали «преобразователя России», свозили его в Европу, научили «прорубить туда окно» и сделать «все, как там». Первыми наставниками Петра в Немецкой слободе явились жившие там шотландцы, а первые шотландцы на Руси появились в эпоху утверждения новой династии Романовых. Перечислю самых известных.

 

ЛЕРМОНТЫ.  В 1613 г. русские войска осадили смоленский город Белая, а среди прочих его защищали наемники шотландцы и ирландцы. 60 из плененных наемников перешли в ряды московского войска, и среди них был представитель дворянского рода Георг Лермонт. К пленным в те времена относились изысканно — и в 1619 г. этот Лермонт получил поместье в Галиче и стал ротмистром рейтар. Его сын Петр был воеводою в Саранске, внук Евтихий — стольником в Москве, а праправнук Евтихия, Юрий, злополучным отцом несчастного поэта М.Ю. Лермонтова, убитого на дуэли.

БРЮСЫ. В 1647 г. к Алексею Михайловичу явился «со своими услугами» на этот раз не просто дворянин, но потомок Шотландских королей XIV в., некий Вильям Брюс, будто бы вынужденный покинуть родину из-за Кромвеля. Царь охотно его принял и назначил полковником одного из полков, стоявших в Пскове. Этот Брюс умер в Пскове и оставил двух сыновей, Романа (1668-1720) и Якова (1670-1735). В 1683 г. оба брата жили в Немецкой слободе, были записаны в царские потешные, оба принимали участие в походах Голицына 1687 и 1689 г., а потом стали ближайшими советниками Петра I.

П. ГОРДОН и Ф. ЛЕФОРТ. В 1661 г. в Россию явился еще один шотландец, Патрик Гордон (1636-1699), ревностный католик и сторонник Стюартов. Он принимал участие в военном управлении Малороссией, в крымских походах кн. Вас.Вас. Голицына, дослужился до чина полного генерала и контр-адмирала. «И Гордон, и оба Брюса во время смуты 1689 г. приняли сторону 17-летнего Петра и с тех пор были с ним неразлучны». Так пишут в ЭСБЕ, но, скорее всего, они и осуществили этот «дворцовый переворот», чтобы поставить на престол подконтрольного им юного царя.

 К этой компании шотландцев присоединился уроженец Женевы из купеческой семьи, Франц Лефорт (1656-1699). Этот авантюрист (в словаре Бр. и Евфр. он назван «русским государственным деятелем») прибыл в Россию по найму через Архангельск в 19-летнем возрасте, долгое время не мог выдвинуться, пока не женился на Елизавете Сугэ, двоюродной сестре жены Гордона. Как и Гордон, в правление царевны Софьи, Лефорт пользовался расположением кн. В.В. Голицына, а после падения Софьи, стал преданным слугою и влиятельным советчиком Петра. На царские деньги о построил в Немецкой слободе дворец, от которого и весь район до сих пор называется Лефортовым.

В ЭСБЕ написано, что «Лефорт, пользуясь большим влиянием, не вмешивался в дела управления, которых не понимал». В чем же тогда его влияние сказывалось? А вот в чем. Он надоумил Петра поехать за границу и отправить «Великое посольство Лефорта» к европейским дворам. В этом посольстве, конечно, участвовали и «не вмешивающиеся в дела управления», «образованные, честных правил и храбрые в битвах», три шотландца, Гордон и оба Брюса.

Как гласит масонская легенда, там, в Голландии или в Англии (поближе к Шотландии), Гордон, Лефорт и Петр образовали первую «партячейку»-ложу – то ли английского образца, то ли шотландского обряда. Второе более вероятно, потому что и в учреждении Ордена св. Андрея Первозванного (патрона Шотландии) явно проглядывает «шотландская рука». Шотландец Яков Брюс этим орденом, естественно, был награжден. 

Сразу же по возвращении оба — и престарелый Гордон (64 г.), и полный сил 43-летний Лефорт — умерли почти одновременно в 1699 г. Возможно, они перетрудились во время казни стрельцов, коих Петр и сам убивал собственноручно, и своих «птенцов» заставлял делать то же самое. Лефорта называют ещё адмиралом и «создателем русского флота», а Гордона чтут за его Дневник, изданный как в России, так и заграницей. Кроме дневника, от Гордона остались еще его подопечные — два Брюса. 

Из них старший брат, Роман Вилимович, стал первым комендантом Петербурга, а младший Яков (как пишут в словаре) «получил прекрасное домашнее образование и особенно пристрастился к наукам». Из первого путешествия за границу Яков Вилимович вернулся не сразу — год или более пробыл в Англии, «занимаясь математикой и астрономией» (пишется в словаре), но, если судить по вскоре появившемуся из печати «Брюсову календарю» с астрологическими предсказаниями, то в сферу его интересов входила и астрология.

 Для того и была проведена реформа шрифта — разделение его на «гражданский» (как можно более похожий на латиницу) и на «церковный», — чтобы вывести книгопечатание из-под контроля Церкви и печатать гражданским шрифтом все, что будет угодно иноземным «просветителям». Начали с запрещенных Церковью астрологических предсказаний, и до сих пор (с перерывом на советский период) весь народ ими увлекается.

Но в те времена жители Москвы православное разумение еще не утратили, а потому вполне обоснованно посчитали Я. Брюса чернокнижником и колдуном. В словаре пишут, что это глупости, что Брюс «был, безусловно, просвещеннейшим из всех сподвижников Петра», занимался науками и надзирал за ходом типографского дела в России. Но на масонском жаргоне «просвещеннейшими» как раз и называют самых «продвинутых» в области оккультизма магов. По совету Брюса Петр I изменил начало года с 1 сентября на 1 января (как в Европе).

Мимоходом словарь сообщает, что 1714 г. этот «птенец гнезда Петрова» (как и многие другие «птенцы») был уличен в хищении казенных денег, — уличен, но прощен и, более того, в 1717 г. назначен президентом Берг- и Мануфактур-коллегий с званием сенатора. В 1721 г. получил титул графа и поместье из 500 крестьянских дворов. Он ушел в отставку в 1726 г. в чине фельдмаршала (?) и умер, не оставив потомства, в своем имении в Глинках , Богородского уезда. Погребен в Немецкой слободе.

На «ниве просвещения» трудились не только шотландцы. Петр уже во время своего путешествия завербовал сотни немцев, голландцев, евреев и прочих европейцев. Среди них самым известным деятелем был Отстерман. 

ОСТЕРМАН. В 1686 г. в далекой Вестфалии, в семье пастора родился (как пишет словарь) «знаменитый русский дипломат» Генрих-Иоганн Остерман, он же Андрей Иванович (но в православие не переходил). Он учился в Иенском университете, но «из-за дуэли должен был бежать в Амстердам» (видно, кого-то убил, раз пришлось бежать). Там он встретился с «русским адмиралом Крюйсом (1657-1727), он же Корнилий Иванович.

 С Крюйсом Петр познакомился, пребывая в Голландии в 1697 г., и тут же пригласил его послужить России. В 1701-1702 г. этот Крюйс строил флот в Воронеже, из этой затеи ничего не вышло, но было загублено несметное количество вековых деревьев, срубленных в заповедных лесах и оставшихся гнить на берегу Дона. Что Крюйс делал в Амстердаме в 1704 г., в справке не сказано, но одно ясно — он осчастливил Россию Остерманом, виновником дворцовых переворотов и войн, в которые он, по указке своего масонского начальства, втягивал Россию. Крюйса тоже судили, но не за хищение, а за то, что этот адмирал два корабля посадил на мель и дал уйти неприятельской эскадре. Приговорили его к смертной казни, но помиловали и отправили в ссылку в Казань. И как водится, вскоре наградили: в 1719 г. он был назначен вице-президентом коллегии Адмиралтейства.

Прибывший в Россию сын пастора, недоучка и дуэлянт, Остерман, очень скоро стал переводчиком Посольского приказа, вместе с Брюсом добился Ништадского мира и в 1722 г. был назначен вице-президентом коллегии Иностранных дел. По его указанию был(а) составлен(а) «табель о рангах» и сделано много других нововведений. При Екатерине I он становится вице-канцлером, начальником над почтами, президентом Коммерц-коллегии и членом Тайного Совета. Был воспитателем при Петре II, лейб-медиком у которого был Блумертрост.

Брат Остермана был воспитателем старших дочерей Иоанна Алексеевича, Екатерины и Анны. Обе царевны были выданы замуж за границу: Екатерина – в Мекленбург, Анна – в Курляндию). Анна Иоанновна в благодарность за избавление от «кондиций» аристократической партии наградила Остермана титулом графа в 1730 г., и он стал фактическим управителем Российской империи, будучи вице-канцлером. Он определял внешнюю политику и давал советы бывшему конюху Бирону, как «обустроить» дела внутренние. При Елизавете за разные интриги и раздачу государственных мест чужеземцам был сослан в Березов, где и умер.

 О нем написано в словаре так: «Ничем не был связан с Россией и смотрел на нее, как на арену для своего честолюбия, но не запятнал себя казнокрадством… А.П. Волынский считал его за человека «производившего себя диавольскими каналами».

 Познакомившись с происхождением родоначальников Большой Реформы, посмотрим, что и как они делали.

 

КУЛЬТУРНАЯ РЕФОРМА началась с введения всего НОВОГО: нового календаря, нового (гражданского) шрифта, новой столицы и новой школы.

Церковная реформа была выполнена почти полностью: упразднили патриаршество, учредили подконтрольный властям Святейший Синод и провели частичную секуляризацию церковных имений.

Реформа управления свелась к учреждению Сената и замене русских Приказов на шведские Коллегии. Пишут, что Петр I сделал это по совету немецкого масона Лейбница. Некто Фик был послан в Швецию и привез оттуда описание этих учреждений. Сначала создали 9 коллегий с президентами, вице-президентами и невиданным штатом чиновников (одних советников 5 русских и 5 иностранцев). Президентами в Коллегиях были русские бояре, а вице-президентами — иностранцы (немцы, шведы и еврей Шафиров), и только для шотландца Брюса Петр сделал исключение, — назначил его самого президентом Берг-коллегии

Европейцы, фактически управлявшие страной, перенесли в Россию и другие привычные им учреждения и должности. Вместо исторически сложившихся уездов, они разделили территорию страны на губернии (8) и дистрикты (районы), а вместо воевод назначили губернаторов. В городах учредили Ратуши (городские советы) и должности ратманов и ландратов. При Св. Синоде учредили Инквизицию и должности инквизиторов.

Начавшаяся после смерти Петра борьба за престол не способствовала проведению «преобразований», а потому их следующий этап начался лишь в 1760 г. при Петре III.

ПЕТР III первым делом порвал союз с Австрией против Пруссии и отозвал из Пруссии русскую армию. Затем он взялся за неоконченную Петром «церковную реформу». Он приказал отобрать земли у всех монастырей и архиерейских кафедр. Петр III успел уничтожить канцелярию Тайных дел, отменил в войсках наказания батогами и кошками, сышикам приказал «не быть». Но вскоре был убит противниками его союза с Пруссией, которые с помощью лейб-гвардии посадили на трон его жену. 

ЕКАТЕРИНА II тоже начала с «церковной реформы». В 1764 г. издала Манифест о закрытии 2/3 монастырей и отобрании в казну церковных имений. Этим она формально завершила «процесс секуляризации», но ее преемникам пришлось еще немало потрудиться, чтобы довести дело до конца. 

В 1766 г. Императрица указала собираться в Москву депутатам от всех сословий, в числе 565 чел., для составления нового Уложения (прообраз Государственной Думы, воплотившийся в жизнь ровно через 140 лет, в 1906 году). Она увеличила чисто губерний с 8 до 50; велела строить новые и перестраивать старые города по единому образцу. Дворянство получило от нее Жалованную грамоту в 1785 г. и право иметь выборные органы (дворянские собрания).

Головной болью реформаторов вот уже 300 лет стало создание в России того «третьего» (или среднего) сословия, наподобие европейской буржуазии, из которого должно было родиться «гражданское общество». Ради этого купечеству Екатерина и её вельможи дали Городовое Уложение, предусматривающее выборы членов Городского Магистрата. При ней металлические деньги были заменены на бумажные ассигнацияи. Был открыт Государственный Заемный Банк и Сохранная казна

Капитал вступил на русскую землю и стал быстро набирать силу.

Екатерину несколько напугали ужасы Французской революции, но, однако же, не настолько, чтобы совсем отрешиться от идеалов «просвещенного абсолютизма». Верная им, заботливая Мать Отечества и бабушка великих князей, поручила воспитание своих внуков женевцу-республиканцу Лагарпу. С таким наставником и с соответствующими друзьями Александр вырос готовым на любые реформы, вплоть до введения Конституции. И как только ему удалось устранить с престола родного отца, он к ним и приступил.

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СОСЛОВИЯХ. 21 апреля 1785 года были изданы две грамоты:

«Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и

«Жалованная грамота городам».

Императрица назвала их венцом своей деятельности [20]. Обе грамоты вводили сословия в западном смысле слова с правами, обязанностями и привилегиями.

 

ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ДВОРЯНСТВУ:

Подтверждались уже существующие права.

дворянство освобождалось от подушной подати

от расквартирования войсковых частей и команд

от телесных наказаний

от обязательной службы

подтверждено право неограниченного распоряжения имением

право владеть домами в городах

право заводить в имениях предприятия и заниматься торговлей

право собственности на недра земли

право иметь свои выборные сословные учреждения

изменилось наименование 1-ого сословия: не «дворянство», а «благородное дворянство».

запрещалось производить конфискацию имений дворян за уголовные преступления; имения надлежало передавать законным наследникам.

дворяне имеют исключительное право собственности на землю, но в «Грамоте» не говорится ни слова о монопольном праве иметь крепостных.

украинские старшины уравнивались в правах с русскими дворянами.

дворянин, не имевший офицерского чина, лишался избирательного права.

занимать выборные должности могли только дворяне, чей доход от имений превышает 100 руб.

 

ГРАМОТА НА ПРАВА И ВЫГОДЫ ГОРОДАМ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ:

 подтверждено право верхушки купечества не платить подушной подати.

замена рекрутской повинности денежным взносом.

Разделение городского населения на 6 разрядов:

1.«настоящие городские обыватели» — домовладельцы («Настоящие городские обыватели суть те, кои в этом городе дом или иное строение или место или землю имеют»)

2.купцы всех трёх гильдий (низший размер капитала для купцов 3-й гильдии — 1000 руб.)

3.ремесленники, записанные в цехи.

4.иностранные и иногородние купцы.

5.именитые граждане — купцы располагавшие капиталом свыше 50 тыс. руб., богатые банкиры (не менее 100 тыс. руб.), а также городская интеллигенция – люди свободных профессий: архитекторы, живописцы, композиторы, учёные.

6. посадские, которые «промыслом, рукоделием и работою кормятся» (не имеющие недвижимой собственности в городе).

Представителей 3-его и 6-ого разрядов называли «мещанами» (слово пришло из польского языка через Украину и Белоруссию, обозначало первоначально «жителя города» или «горожанина», от слова «место» — город и «местечко» — городок).

Купцы 1 и 2-й гильдии и именитые граждане были освобождены от телесных наказаний.

Представителям 3-его поколения именитых граждан разрешалось возбуждать ходатайство о присвоении дворянства.

 

КРЕПОСТНОЕ КРЕСТЬЯНСТВО:

Указ 1763 г. возлагал содержание войсковых команд, присланных на подавление крестьянских выступлений, на самих крестьян.

По указу 1765 г. за открытое неповиновение помещик мог отправить крестьянина не только в ссылку, но и на каторгу, причем срок каторжных работ устанавливался им самим; помещикам предоставлялось и право в любое время вернуть сосланного с каторги.

Указ 1767 г. запрещал крестьянам жаловаться на своего барина; ослушникам грозила ссылка в Нерчинск (но обращаться в суд они могли),

Крестьяне не могли принимать присягу, брать откупа и подряды.

Широких размеров достигла торговля крестьянами: их продавали на рынках, в объявлениях на страницах газет; их проигрывали в карты, обменивали, дарили, насильно женили.

Указ от 3 мая 1783 г. запрещал крестьянам Левобережной Украины и Слободской Украины переходить от одного владельца к другому.

 Распространенное представление о раздаче Екатериной государственных крестьян помещикам, как ныне доказано, является мифом [21]. Для раздачи использовались крестьяне с земель, приобретенных при разделах Польши, а также дворцовые крестьяне. Зона крепостничества при Екатерине распространилась на Украину.

 Вместе с тем, было облегчено положение монастырских крестьян, которые были переведены в ведение Коллегии экономии вместе с землей. Все их повинности заменялись денежным оброком, что представляло крестьянам больше самостоятельности и развивало их хозяйственную инициативу. В результате прекратились волнения монастырских крестьян. Но вскоре экономические (бывшие монастырские) крестьяне тоже были использованы Императрицей для раздачи своим фаворитам.

Архиереи и монастыри лишились основного источника своих доходов )земень, населенных крестьянами) вследствие секуляризации церковных земель в 1764 году. Часть монастырей была закрыта, оставшиеся стали получать от государства («штата») «штатную сумму», что привело к их финансовой и административной зависимости от государства.

 

ПАВЕЛ I. Несмотря на то, что этот Император был посвящен в масоны и ими же поставлен на трон, его правление историками рисуется самыми черными красками. Видимо, оно относится к разряду «реакционных». Во всяком случае, хотя Павел I успел за свое правление сделать много полезного, но это никак не вписывалось в программу реформ, а потому «преобразованиями» не называется.

Чтобы было понятно, чем отличается «реакционер» от «реформатора», перечислю деяния этого злосчастного Императора. В день своей коронации, 5 апреля 1797 г., он издал Закон о престолонаследии, отменивший устав Петра I и установивший наследование престола по праву первородства в мужском колене. Хотя этот Закон не спас самого Павла от ставшего привычным для масонов способа убирать неугодных монархов, однако, он был явно «реакционным», так как укреплял, а не расшатывал монархический строй. Он учредил Пограничную службу на Кавказе, Лесной департамент для охраны лесов. При этом он наделил монастыри лесными дачами и разрешил им владеть другими угодьями, что шло вразрез с «генеральной линией» по части «церковных реформ». В январе 1801 г. о еще успел подписать Манифест о присоединении к России Грузии в качестве губернии, а 12 марта 1801 г. был убит шайкой масонов с согласия своего сына.

  

АЛЕКСАНДР I вместе с «интимными друзьями» мечтал о Конституции. На пути к ней они учредили новый орган, выше Сената, Государственный Совет, преобразовали шведские Коллегии во французские Министерства, и только опала М. Сперанского помешала им учредить уже намеченную к «производству» Государственную Думу. Если бы им это удалось, то нынешние думцы могли бы праздновать вскоре свой 200-летний юбилей. Но ничего страшного: ровно через 100 лет, 17 октября 1905 г., этот пункт Генерального ПЛАНА все равно был выполнен.

 Что касается секуляризации, то и здесь выученик Лагарпа пошел дальше Петра, питомца Брюса и Гордона. Св. Синод, по мысли Петра, был Духовной Коллегией и поэтому, наряду с другими коллегиями, тоже подлежал реформированию в министерство. Но реформаторы решили создать особое Министерство духовных дел, которому бы подчинялись и Синод, и другие «конфессии».

 Число протестантов разных мастей, католиков и иезуитов, переселившихся в Россию, было так велико, что могло диктовать свои требования, а сочувствующие им русские масоны стремились уравнять инославных в правах с государственной Церковью. Для удовлетворения этих требований, император Александр создает Министерство и подчиняет ему Святейший Синод, а свое «государево око» (обер-прокурора), подчиняет Министру. И кто же назначается министром? Да все тот же князь А.Н. Голицын, любимец Александра и любитель мистики, Библейских обществ, хлыстовских радений в гостиной г-жи Буксгевен-Татариновой.

Это мероприятие сорвалось по причине резкого возражения «реакционеров», архимандрита Фотия и адмирала А. Шишкова, успевших заручиться поддержкой всесильного в ту пору Аракчеева. Ну, что ж, сорвалось, так мы попробуем в следующий раз. Следующий раз опять наступил через 100 лет, когда император Николай II подписал закон о «свободе совести, и вероисповеданий». Но и это было еще не все — деятели Временного Правительства, не дожидаясь ими же придуманного Учредительного собрания, заявили, что Новая Россия будет «светским государством» без государственной религии.

Но наибольшие успехи в эту «эпоху преобразований» были достигнуты в области культурного строительства, неразрывно связанной не только с «чистым искусством», но и с образованием юношества, с написанием Истории Государства Российского, с распространением свободолюбивых идей и созданием для этих целей разных кружков и обществ. Их число всякий раз возрастает прямо пропорционально числу масонских лож, а при Александре их стало на порядок больше, чем в предшествующие царствования. В «эпоху преобразований Александра Благословенного» за 10-15 лет «вольные каменщики» успели открыть 4 новых университета, 4 Лицея и несколько институтов.

 Видный масон, граф Н.Н. Муравьев, на свои средства открыл Училище Колонновожатых, питомцы коего были предназначены стать не просто офицерами и даже не лейб-гвардейцами, но офицерами Его Величества Свиты, то есть офицерами Генерального Штаба Русской Армии. Что же плохое в этом можно усмотреть? Да почти ничего.

Сами по себе учебные учреждения — это форма, а приносят они вред или пользу зависят от содержания, то есть от того, КТО учит и ЧЕМУ. Что же касается связи ШКОЛЫ с АРМИЕЙ, то армейское офицерство состояло из лиц, окончивших именно эти заведения. Директорами и преподавателями в них были все те же иноземцы, «вольные каменщики».

РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА I были не менее радикальными, чем Петровские, и, в некотором отношении, даже более разрушительными. Я имею в виду разрушение веры, нравственности и послушания власти, которое именно в эту эпоху произошло в таких масштабах, что оказалось уже НЕОБРАТИМЫМ.

  

 ПЕРЕСАДКА КУЛЬТУРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 

Так как сознание и мировоззрение человека во многом определяется языком, то революции начинаются с воспитания детей на новом языке и на внедрении новых понятий в новых учебных заведениях, непременно независимых от Церкви. Таким образом, расцерковление христианских народов Европы происходило по трем основным направлениям: 

1) отобрать (секуляризировать) имущество (земли, угодья, закрыть монастыри), чтобы ослабить Церковь экономически и заодно нажиться на ограбленном;

2) создать новый книжный «литературный» язык взамен старого, церковного и богослужебного;

3) добиться отделения школы от Церкви, чтобы иметь возможность в новых учебных учреждениях (желательно закрытых) воспитывать и «просвещать» детей в антицерковном духе. 

 

ЕВРОПЕЙСКИЕ ОБРАЗЦЫ.

В Европе церковные школы, бывшие при монастырях и соборах, уже к началу XIII в. стали преобразовываться в независимые корпорации, Университеты, наподобие купеческих гильдий и ремесленных цехов. Такое же трехстепенное устройство (мастер-подмастерье-ученик) было принято и в университетах (магистр=мастер — бакалавр=подмастерье — школяр=ученик). 

Папы и короли поощряли основание университетов, в каждом из которых были факультеты: высший — богословский, юридический (канонический), медицинский и низший — «артистов», изучавших 7 «свободных искусств» (языки, логику, риторику и др.). При университетах, в которых обычно учились люди из разных стран, существовали коллегии-общежития, из которых позднее возникли Колледжи. Профессора, помимо лекций, устраивали частные пансионы-бурсы (от слова «бурса», что значит «плата»), с течением времени превратившиеся в «классические гимназии». Поначалу университеты были оплотом папизма, профессура в них, особенно на богословских факультетах, состояла преимущественно из ученых монахов, а идеалом для учащихся был монастырь.

 Гуманисты начали постепенно внедряться в Университеты, но там они получали отпор. Тогда они стали организовывать Академии — центры «НОВОЙ НАУКИ», а с началом Реформации в 1500-1620-е годы началось форменное вторжение гуманистического образования в Университеты. Из Оксфорда вышел английский реформатор Виклеф, из Пражского ун-та — чешский виклефит Ян Гус, из Вюртембергского университета — Лютер, воспитанный профессорами-гуманистами, в числе коих был и племянник гуманиста-каббалиста Рейхлина, Меланхтон, подлинный творец протестантской идеологии.

 В Московском университете учились многие из будущих декабристов, петрашевцев и нечаевцев, народовольцев и террористов-эсеров. Некоторые из них уезжали за границу, чтобы пополнить свое образование в германских университетах (в Йене, Геттингене, Галле и др.). Получившие подготовку в Европе становились профессорами в русских университетах и зачастую обучали студентов не своему предмету, а внедряли в умы самые «передовые» философские и политические идеи.

Знакомство с результатами культурной революции мы начнем с выяснения, КЕМ и КОГДА были основаны в России культурные учреждения (театр, Академия Наук, «светские» школы и кадетские корпуса)

 

НЕМЕЦКАЯ СЛОБОДА В МОСКВЕ.

В России, как известно, до XVII в. ни театра, ни университетов, ни, тем более, Академии Наук не было, но гуманисты и масоны в ней появились в те же времена, когда и в Европе. По-видимому, учреждению любого института противостоять легче, чем проникновению отдельных лиц, а проникало их немало. Так что организации культурного влияния через соответствующие учреждения предшествовал длительный период влияния «на молекулярном уровне», через прямые контакты русских людей с жившими на Руси иностранцами.

 В Москве, так же в Новгороде и Пскове иностранцы селились целыми кварталами. Вел. кн. Иван III разрешил выходцам из Европы селиться между современными улицами Маросейкой и Солянкой, где были расположены его сады (церковь св. Владимира в Садех) и где поныне сохранился костел. Эту Старую Немецкую слободу внук Ивана III, Грозный царь Иван IV распорядился перенести на правый берег Яузы, где в нее впадал ручей Кокуй, отчего и Новая Немецкая слобода называлась еще Кокуевой. Там эта слобода разрослась на просторе и вскоре в восточной части Москвы возникла маленькая Новая Германия со своими кирхами, аптеками, школами и увеселительными заведениями.

 Жили там выходцы из разных стран Европы: и католики-иезуиты. и лютеране, и кальвинсты. и прочие сектанты. Многие иностранцы служили у Грозного в опричниках, а некоторые оставили о своем пребывании в Московии мемуары. Иван Грозный заигрывал с английской королевой Елизаветой, предлагал ей выйти за него замуж, хотел перенести столицу в Вологду, поближе к Архангельску, где он пробил первое «окно в Европу». Он дал невиданные льготы для английских купцов, памятником чего в Москве является Английский торговый дом на Варварке. Он сам пригласил иезуита Антония Поссевина, чтобы тот уладил его конфликт с Ливонским орденом. С тех пор иезуиты в России не переводились, хотя не раз предпринимались попытки их изгнать. Но с ними была та же проблема, что и с тараканами, — сколько ни выводи, вновь появляются.

 

НАШЕСТВИЕ ПОЛЯКОВ И ЛИТВЫ.

Вскоре после смерти Ивана Грозного пресеклась династия Рюриковичей, и престол попытался захватить бывший опричник Борис Годунов (род из татар). Но бояре, потомки Рюриковичей, решили, что лучше отдать Россию латинянам-полякам, чем оставить ее безродному Годунову. В 1605 г., как только умер Годунов, заговорщики признали подлинным Самозванца Гришку Отрепьева, по некоторым версиям, ими же засланного в Польшу, а там поддержанного иезуитами и польским королем Сигизмундом.

Поляки и литовцы захватили Русь, с юга явились «вольные казаки», с северо-запада — шведы, и более 10 лет все они терзали преданную боярами Русь. Наконец, на царский престол был посажен потомок боярского рода Кобылиных, 14-ти летний Михаил Федорович Романов. Отец царя, митрополит Филарет, стал патриархом и тогда впервые могла осуществиться мыслимая в идеале «симфония властей» (государственной и церковной). Благодаря этому Россия смогла за два-три десятилетия восстановить свое хозяйство и зализать смертельные раны после «польско-литовского разорения».

 

ИНОЗЕМЦЫ-НАЕМНИКИ.

Патриарх Филарет, проведший несколько лет в польском плену, повелел принимать католиков только через крещение, и при нем доступ иностранцам в Россию был, если не совсем прекращен, то все же приостановлен. Но сын Михаила, царь Алексей Михайлович (1629-1645+1676), вступил на престол 16-летним отроком при слабом патриархе Иосифе. Посему в первые годы своего правления он подпал под влияние «свободомыслящей» части боярской верхушки, уже в то время вкусившей «прелести» Европы, культурные и политические. Тут же почуяли ослабу и иноземцы — потянулись в Россию за добычей англичане и шотландцы, датчане и немцы, поляки и литовцы.

 Их нанимали в полки нового строя — солдатские (от итал. «сольдо» — плата за службу) и рейтарские. Селились они и в Немецкой слободе, где занимались торговлей, ремеслами и медициной. Лейб-медиком у царя Алексея был некий Самуил Коллинз (оставил записки), а ближайшим советником фабрикант Виниус — оба самым откровенным образом руководили царем. Умели они ладить и с ближайшими боярами.

Одного только человека ненавидели все, и староверы, и бояре, и иноземцы, — Патриарха Никона, но с ним они расправились в декабре 1666 г. с помощью агента Римской Пропаганды грека-униата Паисия Лигарида. Опального Патриарха лишили сана и отправили в пожизненную ссылку в Ферапонтов монастырь.

 

ПАСТОР ГРЕГОРИ — ОСНОВАТЕЛЬ ТЕАТРА.

В 1658 г. в Москву прибыл уроженец Марбурга И.-Г. Грегори и вскоре занял место пастора при новой кирке в Немецкой слободе. В середине 1660-х годов он ездил в Германию по поручению царя «приискать рудознатцев», а заодно приискал и нового лейб-медика, своего отчима Л. Блументроста, (1619-1705). По возвращении Грегори устроил при своей кирке школу для детей православного (!) и лютеранского исповедания, а при школе домашний театр. Вскоре произошло важное событие в культурной жизни России — по желанию царя Алексея в селе Преображенском (вблизи Немецкой слободы) 17 окт. 1672 г. было разыграно «Артакрсерксово действо». «Невиданное дотоле зрелище очаровало царя».

Так были основаны в Москве первая немецкая школа и первый немецкий театр, за что словарь называет Грегори «основателем русского театра».

 

Л.Л. Блуметрост – ПЕРВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ РАН

Пасынок устроил своего отчима, Л. Блументроста, лейб-медиком, но на этом история этого семейства не закончилась. Из сыновей лейб-медика о двух есть пространные справки в ЭСБЕ. Его третий сын по имени Иван-Богдан (Деодат) Блюментрост род. в 1676 г. в Москве, учился медицине в университетах Кенигсберга и Галле, с 1722 г. был президентом придворной аптеки, получил от царя Петра в подарок «Гатчинскую мызу» и годовой оклад около 3000 руб. (бюджет огромного монастыря, Новый Иерусалим, в те годы был в два раза меньше). Четвертый сын, Л.Л. Блументрост, стал первым президентом Российской Академии Наук.

 

Брюс, Швимер и пастор Глюк – ПЕДАГОГИ В ПЕРВЫХ ШКОЛАХ:

1) Навигационная — шотландец Я.Брюс, англичане, профессор Фарварсон, Гвын и Грыз; надзирателем над учащимися был первый русский математик Леонтий Магницкий;

2) общеобразовательная — немецкий «ректор» Швимер;

3) пастор Глюк, известный тем, что перевел Библию на разговорный русский язык с помощью одного из живших в Лифляндии раскольников. В его доме граф Б.П. Шереметьев узрел Мавру Скавронскую, когда русская армия взяла Мариенбург. Учителями в школе пастора Глюка были немцы И.Рейхмут, Вурм, Рамбур и еще один Глюк, швед Нордгрем, итальянец Гагин, французы Мерла и Штурмовель. После смерти пастора во главе школы стал сначала магистр наук Паус (или Паузе), который вскоре «за его многое неистовство и развращение» был заменен на другого немца, И. Биштмера.

 

Блументрост и Шумахер – ОСНОВАТЕЛИ АКАДЕМИИ НАУК.

 

В детстве Л.Л. Блумертрост учился в школе пастора Глюка у магистра наук Паузе (см. выше), а в 15 лет уже слушал лекции в университете Галле, оттуда перешел в Оксфорд, а затем в Лейден. В 1714 г. Петр I назначил молодого доктора медицинских наук лейб-медиком своей любимой сестры Натальи Алексеевны, а в 1718 г., после смерти государева лейб-медика Арескина (тоже иноземца), Блумертрост занял его место.

 

Ему же было поручено управление библиотекой и Кунсткамерой, по которым ближайшим помощником у него был Шумахер (немец родом из Эльзаса, 1690-1761). Блуменстрост и Шумахер составили проект об учреждении Академии наук, пригласили в Петербург иностранных ученых, но Академию открыла Екатерина I уже после смерти Петра 21 декабря 1725 г. Блументрост вскоре отошел от дел и фактическим главой РАН стал Шумахер. В 1742 г. он был уличен в растрате казенных денег, но сумел вывернуться и «за неправильно претерпенное» был вознагражден возведением в чин статского советника.

 В сравнительно короткий промежуток времени, с 1725 по 1731 год, умерли несколько лиц царской фамилии (Петр I, Екатерина I, Петр II), и в этом винили лейб-медика Блумертроста. Несмотря на столь дурную репутацию (или благодаря ей) Императрица Анна Иоанновна приставила Блументроста лейб-медиком к своей старшей сестре Екатерине Иоанновне, герцогине Мекленбургской. Вскоре (в 1733) она тоже скончалась. Тогда лейб-медику выплатили жалованье в 3000 руб. и отправили в Москву, где он жил без должности до 1738 г. С восшествием на престол Елизаветы положение его улучшилось, а в 1754 г. он был назначен первым куратором учреждаемого в Москве университета. Он был вызван в Петербург к И.И. Шувалову для обсуждения дел, но скончался 27 марта 1755 года.

 

Миних Б.Х. – ОСНОВАТЕЛЬ ПЕРВОГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА.

Еще один «русский государственный деятель» эпохи немецкого правления в России, Бурхард-Христофор Миних (1683-1767), был сыном полковника, в юности учился черчению, математике и французскому языку. Потом служил по найму в разных странах, в 1716 г. колебался, к кому идти на службу — к Карлу XII или к Петру I. Познакомился в Варшаве с кн. Гр. Долгоруким и решил ехать в Россию, куда и прибыл в 1721 г. В 1732 г. он учредил Сухопутный шляхетский корпус — первое в России закрытое учебное заведение.

 

А.Д. Кантемир – ОСНОВАТЕЛЬ «РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».

Было бы несправедливо обойти вниманием еще одного «родоначальника нашей изящной словесности» (уже второго по счету после дьяка Курицына с его «Дракулой»), и не просто изящной, но «обличительной». На этот раз ее основал сын молдавского господаря Дмитрия Кантемира, князь Антиох (р. 1709-в Константинополе). Кантемиры считали себя потомками Тамерлана, а по материнской линии Антиох был потомком греческих императоров Кантакузенов. В 13 лет он потерял отца, краткое время учился в Греко-славянской Академии, слушал лекции Бернулли и Гросса во вновь устроенной Академии, а в 1729 г. написал первую (всего их 9) сатиру, обличающую духовенство и весь русский народ в целом, вызвавшую восторг у Феофана Прокоповича и «сразу установившую между ними самый тесный союз».

В 1732 г. уехал в Лондон, чтобы занять пост русского посла в Англии, и умер в Париже в 1744 г. Хочу предупредить, что многие русские писатели, так же как «родоначальник», подолгу жили и затем умирали в Европе.

 

ФОРМИРОВАНИЕ «КУЛЬТУРНОЙ ПРОСЛОЙКИ»

 

Колыбелью русской интеллигенции явилась Немецкая слобода, где пастор Грегори устроил школу и театр, а при Петре I завелись на Руси и придворные историки.

 

СВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕАТР и ИСТОРИЯ — вот те основания, на которых к концу века Просвещения первые русские интеллигенты, они же ученики Великого Архитектора, взялись строить здание НОВОЙ СЛОВЕСНОСТИ. Дело пастора Грегори продолжил астролог Яков Брюс. Он организовал в Москве инженерную школу. Его ученик Вас. Ник. Татищев (1686-1750), стал одним из первых светских историков. После окончания школы Брюса он дважды в 1713-1717 годах ездил за границу (Берлин, Бреславль, Дрезден, Данциг), а затем состоял при Брюсе на службе в Берг-коллегии. По его совету Татищев начал составлять географическое описание России, но увлекся историей и переложил своими словами имеющиеся у него летописи, часть из которых (например, Иоакимовская, следов которой до сих пор не найдено), как полагали более поздние историки, была им выдумана. Он был приверженцем идей Пуфендорфа и Вальха о «естественной религии», которую неогуманисты в то время уже открыто проповедовали с университетских кафедр в Европе.

 

За учеником Брюса хронологически следуют питомцы Сухопутного Шляхетского корпуса, устроенного Минихом по образцу Прусского кадетского корпуса и, в свою очередь, послужившего образцом для всех российских Кадетских корпусов. По-немецки слово «кадет» означает «младший» (сын), и по мысли устроителей таких корпусов в них должны были обучаться военному искусству младшие дети из дворянских семей, по обычаю майората не имевшие права наследования отцовских имений. Так как Петр и маойрат позаимствовал у наших «друзей»-европейцев, то неудивительно, что появились и Кадетские корпусыучебные заведения закрытого типа, где мальчики жили в отрыве от семьи и находились под полным контролем и сильным влиянием иностранцев-преподавателей. Так была создана первая «кузница кадров», своего рода ВПШ (высшая Партийная Школа), где опытные ковачи-оккультисты ковали своих гомункулусов.

 

Выпускники первого выпуска оправдали затраченные масонами усилия. Во-первых, еще во время учебы, как это принято в масонских учебных заведениях, первые кадеты основали «общество» под названием «Общество любителей российской словесности». Словесности еще не было, но им поручили ее создать, и когда к концу XVIII в. дело пошло на лад, то к этому названию добавили слово «Вольное» и таким образом основался первый Союз Писателей в России.

 

Из первых кадетов вышли известные «русские» писатели, историки и масоны: А.П. Сумароков (1718-1777), Ив.Перф. Елагин, И.И. Мелиссино (грек) и А.П. Мельгунов. Сумарокова влекло к занятиям литературой и образцами для него были французские поэты. В 1747 г. он напечатал трагедию «Хорев» и с тех пор неустанно разрабатывал псевдо-исторические сюжеты, заимствуя их у французов и давая персонажам славянские имена. Образцами для него были Расин и Вольтер. В царствование «дщери Петровой», императрицы Елизаветы, заглохший было «русский театр» Грегори возродился в 1756 г., и его директором стал бывший кадет Сумароков, за что ему дали титул «отца российского театра».

 

В 1759 г. он стал издавать журнал «Трудолюбивая пчела» (пчела — один из излюбленных символов масонов, поэтому после «трудолюбивой» издавались и другие «пчелы»). Так что Сумароков со товарищи явились и первыми «русскими журналистами».

Так же, как в Европе, и в России существовали церковные школы, например, Славяно-греко-латинская академия. Но Петр I хотел все устроить, как в Европе, а потому по совету масона Лейбница он решил учредить Академию Наук, для чего выписал не только иностранных профессоров, но (за неимением русских) и иностранных студентов (числом 12). По проекту из академических студентов должен был со временем образоваться Университет — такой же, как в других «цивилизованных странах».

 

Университет основал фаворит (любовник) императрицы Елизаветы, масон И.И. Шувалов в 1755 г., но, если Академия была основана в Санкт-Петербурге, то Университет основали в первопрестольной столице, в Москве. Бывший президент АН лейб-медик Блументрост, назначенный его куратором, неожиданно умер, и потому пришлось назначить литератора, известного масона М. Хераскова (из молдаван), а после него бывшего обер-прокурора Синода И. Меллиссино (из греков).

 

Что это были за люди?

Молдаванин и масон М.М. Херасков (1733-1807) тоже учился в Шляхетском корпусе, а по делам литературным был учеником Сумарокова. После окончания корпуса по протекции Сумарокова он был взят в штат Московского университета и заведовал типографией, а в 1763 г. (30 лет) стал его директором. К тому времени московские масоны во главе с Новиковым и Шварцем (профессором унив-та) уже объединились в «Дружеском Ученом обществе», и Херасков, будучи близок с его основателями, отдал Новикову университетскую типографию. По аналогии с европейскими университетами Шварц (розенкрейцер и мартинист) организовал пансион при университете, а некоторые из иностранных профессоров (например, Шаден) содержали частные пансионы, где и воспитывалась молодая поросль «передовой интеллигенции».

Организационными структурами масонства в европейских протестантских университетах и колледжах явились соперничавшие с древними землячествами («нациями») университетские Ордена, устроенные так же, как и масонские ложи. Они привлекали студентов не только своей таинственностью, но и тем, что членство в этих Орденах гарантировало успешную карьеру в будущем.

 

Обеспокоенные политической направленностью этих Орденов правительство пыталось их запрещать, но после этого они все равно продолжали существовать в виде «кружков». Именно в таком виде масонские Ордена существовали и в Московском университете, когда там учились Бакунин и Белинский, Герцен и Огарев, Лермонтов и А. Полежаев и прочие революционно настроенные деятели культуры.

Университеты 1820-60-х годов (Московский, Петербургский и Казанский), как и другие учебные заведения открытого и закрытого типа (Училище Правоведения, Военно-медицинская Академия, Петровская сельскохозяйственная Академия и др.) представляли собою густую сеть «кружков»-лож, взаимосвязанных и в то же время имеющих разных «начальников» по масонской линии.

 

См. Библиографический словарь «Революционное движение в России»