3. 1918-1920. Юреневы при Советах. «Витебский евр. ренессанс»

 

СУДЬБА БРАТЬЕВ ЮРЕНЕВЫХ

ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ

НИКОЛАЙ ЮРЕНЕВ (р. 1878 г.) — прокурор.  До 1920 года работал юристом в различных госучрежденияхТвери.  куда и переехали его мать и братья после изгнания из Витебска. Затем переехал с семьей в Москву, где работал в законодательном отделе Реввоенсовета у Льва Троцкого. Имел высокое воинское звание (два ромба). В 1928 году – тяжело заболел и в 50 лет ушел на пенсию. Репрессии ни его, ни его семьи не коснулись. Его сын, Ростислав Николаевич, был участником ВОВ.  После войны стал известным кинокритиком. 

Н.Н. Юренев умер от инфаркта в 1942 году после того, как в Калинине был арестован младший брат, Сергей Николаевич, и умерла их мать. Особое потрясение он испытал, когда прочитал напечатанную в газете «Правда» статью Бориса Полевого «Глубокий тыл», в которой будущий автор «Повести о настоящем человеке» назвал С.Н. Юренева «предателем».

 

ВЛАДИМИР ЮРЕНЕВ (р. 1883) — до 1920 г. преподавал генеалогию и геральдику в Витебском отделении МАИ.  В Твери Владимир Николаевич стал одним из авторов поэтического сборника «Медуница» и входил в Литературно-художественное общество имени поэта И. Никитина (об этом см. в главе 4).

Арестован в Твери в 1929 г. Умер в лагере под Котласом 25 февраля 1930 года.

ГЕОРГИЙ ЮРЕНЕВ (р. 1887) — судья. После Окт. Революции перешел на работу в губернский продовольственный комитет, возглавил отдел пищевых продуктов. В 1919 году стал помощником контролера в губернском отделе Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). Весной 1920 года был арестован ВЧК, но отпущен. Переехал в Тверь. 

СЕРГЕЙ ЮРЕНЕВ (р. 1896) — в 1918 г. закончил МАИ и получил диплом научного сотрудника. По возвращении в Витебск работал архивистом в Витебском отделении МАИ. В 1920 — заместитель предскдателя Губернской Комиссии по охране памятников культуры А.Г. Ромма. Весной 1920 — арестован так же, как его брат Г.Н. Юренев. Семья переехала в Тверь  

 

 Как братья Юренеы пережили период с 1917 по 1920 год, когда в стране произошли такие события, как Война с Германией, две Революции и Гражданская война?  И как эти события сказались на их дальнейшей судьбе?  

 

 

 

 

1918. ВИТЕБСК — Красный.

В июне 1917 г. группа деятелей национального движения во главе с В. Ластовским создала законспирированную организацию «Связь независимости и неразделимости Беларуси». Эта организация была не только против краевой автономии в составе России или Польши, но считала неприемлемой и федерацию с Литвой. Она ставила целью создание независимой Беларуси в ее этнографических границах и выступала за свободную демократическую Беларусь.

В сентябре 1917 г. при помощи оккупационных властей была создана Литовская рада (Тариба), как верховный государственный орган Литвы. В этих условиях, в противовес Литовской тарибе, конференция представителей белорусского национального движения в январе 1918 г. избрала Виленскую белорусскую раду во главе с А. Луцкевичем. Виленская рада взяла курс на разрыв связи с Россией и создание самостоятельного государства.

 

1918. Белорусская Народная Республика (БНР)

Октябрь 1918. Белорусская Народная Рада. Газета.

Здание Рады Белорусской Народной Республики в Минске (19-22 февраля 1918), Фото из белорусского ежемесячного журнала «Варта» № 1 за октябрь 1918 года

 

Марка БНР 1918

БЕЛОРУССКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА  БНР — политическое образование, провозглашённое 25 марта 1918 года 3-й Уставной грамотой Рады Всебелорусского конгресса в период немецкой оккупации по условиям Брестского мира. Провозглашение БНР было первым опытом создания на белорусской территории государства по этническому признаку. Оккупация Германской империей создала предпосылки к тому, что этот политический шаг группы белорусских активистов стал попыткой институционализации белорусского этноса в форме независимого государства. О легитимности БНР, как независимого государства единого мнения в исторической среде нет. После ликвидации правительство существовало в эмиграции. Проект был осуществлен после распада СССРТеперь в «независимой» от РФ Беларуси 25 марта ежегодно неофициально отмечается праздник — День Воли, посвященный провозглашению БНР.

 

 

Сентябрь 1918. Октябристы и БНС в Витебске. РАССТРЕЛЫ. 

 

1 января 1919 года в Смоленске была провозглашена Советская Социалистическая Республика Белоруссия, 8 января правительство ССРБ переехало из Смоленска в Минск, который к тому времени уже был занят без боя Красной Армией в ходе советско-польской войны. К середине февраля Советская власть была установлена почти на всей территории современной Белоруссии (кроме Гродно). В Минск деятели Рады вернулись в августе — сентябре 1919 года, после того как 8 августа 1919 в город вошло Войско Польское.

 

 

1919-20. ВИТЕБСК — Прифронтовой.

 

1919. М. Добужинский. ВИТЕБСК В СНЕГУ

 

 

1919. Поляки захватили Белоруссию.Пилсудский входит в Минск.

Юзеф Пилсудский в Минске. Фото 1919.

 Когда в сентябре в Минск приехал Юзеф Пилсудский, его приветствовали все белорусские партии, кроме большевиков. В декабре 1919 года произошел раскол Рады БНР на Верховную Раду и Народную Раду. Верховная Рада под руководством Антона Луцкевича ориентировалась на Польшу и хотела создать белорусскую государственность на основе федерации с Польшей. Луцкевич рассчитывал, что в союзе с Польшей белорусы могут не только создать автономию, но и сохранить земли на востоке, вплоть до Смоленска. В свою очередь Народная Рада под руководством Вацлава Ластовского своими союзниками рассматривала Прибалтийские республики. Обе рады БНР вступили в жесткую конкуренцию между собой, доказывая свое исключительное право на представительство Белоруссии на международной арене.

После ухода поляков из Минска в июле 1920 года Верховная рада БНР переехала в Польшу. Большинство сторонников Народной Рады переехало в Каунас.

 

19 февраля 1919 г организован Западный фронт.

Витебск оказался в 37 км от линии фронта.

Здесь же находился Штаб Армии во главе с М. Тухачевским.

 

Западный фронт 28.01.1920

 

На этом политическом фоне, НЕСМОТРЯ на политические страсти, репрессии и  близость к фронту , местная и приехавшая из Петербурга и Москвы «творческая интеллигенция» развила бурную деятельность по созданию новой, пролетарской культуры (отсюда название ПРОЛЕТКУЛЬТ). Процесс происходил повсеместно: и в столичных, и во многих губернских и уездных городах, но только в Витебске этот феномен удостоился названия Ренессанса, с намеком на то, что по своему значению он сравним с Возрождением в Европе. И даже сам город провозгласили Парижем. Для отличия от Европейского витебский назвали «Еврейским ренессансом», хотя в нем, кроме евсеков, футуристов и супрематистов, активное участие приняли и местные чиновники из «бывших», члены Историко-архивной Комиссии, научныеа сотрудники Витебского отделения МАИ, краеведы и преподаватели гимназии. К этой категории деятелей Культуры относились и Юреневы, и всё их окружение, точнее, та его часть, которая ещё не переместилась из Парижа на берегах Двины в далекий Париж на берегах Сены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1918-1920. ВИТЕБСК — Культурный.

 

М.Добужинский. Митинг перед Дворцом искусств. Петроград 1920

 

ЕВСЕКЦИЯ, КОМИССАРЫ КУЛЬТУРЫ и Губ. ЧК

СПРАВКА из КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 677–678+282–283

С установлением советской власти начался упадок еврейской общины Витебска. Тысячи евреев, переселившихся в Витебск во время войны с Германией из Литвы и Латвии, воспользовались правом вернуться на прежние места жительства и оставили СССР. При этом многие состоятельные евреи уехали в Польшу и Германию. Поэтому к 1926 г. доля евреев в населении Витебска уменьшилась по сравнению с нач. XX в. Осталось 37 013 евреев (около 37,5%).

ЕВРЕЙСКИЙ КОМИССАРИАТ. В составе Наркомата по делам национальностей, который возглавлял И. Сталин, с 1918 по 1924 годы существовали Комиссариаты национальных меньшинств, в том числе, и Центральный Комиссариат по еврейским национальным делам.

ЕВСЕКЦИЯназвание еврейских коммунистических секций РКП (б). Они были созданы наряду с другими национальными секциями в городах со смешанным населением (таких, например, как Казань). Первая Евсекция была организована в июле 1918 г. в Орле, вторая — в Витебске, а затем еще в 11 городах с еврейским населением. Первая конференция Евсекций прошла в октябре 1918 в Москве.

Шимен Диманштейн (1886-1938). Витебская губ.

Председателем Центр. Бюро (ЦБ) Еврейской секции ВКП (б) был избран С.М. Диманштейн (1886—1937). Членами ЦБ стали: И. Сударский, Ю. Шимелиович (1890-1919), М. Альский, С.Х. Агурский,(1884—1947), А. Криницкий-Бампи (1896—1971), Фрумкина Эстер (Малка Яковлевна) (1880—1941) — одна из основательниц Бунда.

Газета «Дер Эмес» — центральный орган Евсекций (на идише) выходила с 1918 по 1948.

Одной из главных целей «евсеков» была политическая борьба с Бундом и другими еврейскими социалистическими партиями, а также с сионизмом. При этом, кроме евреев-большевиков, в Евсекции входили евреи, члены Бунда, Поалей Цион и др. еврейских партий. Столь же важным для «евсеков» являлась борьба с еврейским религиозным («буржуазным») национализмом. Стремясь заменить культуру еврейского местечка (идишкайт) «пролетарской культурой», члены Евсекции закрывали хедеры, иешивы и синагоги 

 

С. Юдовин художник, ученик Ю.Пэна, Глава евсеков в Витебске

ВИТЕБСКИЕ «ЕВСЕКИ» сделали этот город одним из своих главных центров, издавая там газету «Дер ройтер штерн». В январе 1921 г. в Витебске произошел первый показательный процесс против иудаизма. Судили еврейскую систему начального религиозного образования. В приговоре говорилось: «Хедеры должны быть закрыты в кратчайшие сроки, а дети отправлены в еврейские школы с преподаванием на идиш». В 1921 г. хедеры были закрыты, и несколько синагог было конфисковано.  Полулегальная иешива Хабада находилась в Витебске до 1930 г.

В 1918-1923 годах функционировала Художественная школа, созданная Марком Шагалом.  В 1921–37 гг.еврейский педагогический техникум, в 1921–23 гг.еврейский театр.

 

ПЕРВЫЙ КОМИССАР НАРКОМПРОСА

А.В. Луначарский (1875-1933)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА ОТДЕЛА ИЗО НАРКОМПРОСА

Художник футурист Давид Штеренберг (1881-1942)

 

 ПЕРВЫЕ КОМИССАРЫ НАРКОМПРОСА В ВИТЕБСКЕ:

 Художники М. ДОБУЖИНСКИЙ и МАРК ШАГАЛ

М. Шагал (1887 -1985)

            

  

 

СПРАВКА. 28 января 1919 г. в старинном особняке банкира Израиля Вишняка. реквизированном большевиками, было открыто Высшее народное художественное училище или, как называл его сам Шагал, Витебская Академия искусств. Координатором и финансистом культурной жизни Витебска в то время было Общество имени Переца. Деятельность Общества была аналогичной тому, что делала в Киеве и Москве Культур-Лига. Душой этого Общества был богатый витеблянин Рахмиэль Родинсон.  Культурные объединения латышей, литовцев, поляков были не такими представительными, Общество им. Переца сумело объединить вокруг себя практически всю городскую интеллигенцию.

На личное приглашение М. Шагала откликнулись мастера «русского авангарда»: Лазарь (Эль) Лисицкий, Вера Ермолаева, Иван Пуни и Ксана Богуславская.

 

Школа в 1919. Л. Лисицкий, М. Шагал, Ю. Пэн (3-й слева)

Школой некоторое время руководил М. Добужинский, затем М. Шагал, который в 1919 г. был местным комиссаром по искусству (он отвечал за оформление города к революционным праздникам, в частности, к 7 ноября 1919 г.). В конце 1919 г. по заданию Наркомпроса РСФСР для реорганизации народной художественной школы в Витебск приехал К. Малевич

Появление Малевича вызвало острую полемику и размежевание в среде учащихся школы. Группа его сторонников объявила себя последователями нового искусства — сокращенно ПосНовИсами. Все больше учащихся склонялись к тому, чтобы во всех мастерских проводилась программа под флагом Посновисов, выработанная Малевичем. Так вскоре и случилось, и, в конце концов, Шагал уехал из Витебска в Москву.

Вскоре свою творческую организацию решили переименовать в УНОВИС (утвердители нового искусства). Был избран Центральный комитет УНОВИСа, отвечавший за агитационно-организационную работу, и Творком (Творческий комитет), занимавшийся идеологической и производственной работой. В ЦК УНОВИСа вошли: К. Малевич, Л. Лисицкий, Е. Ермолаева, Н. Коган, И. Чашник и Л. Хидекель и др.  

 

   В 1920 г. Школа Шагала была преобразована в СГХМ — Свободные художественные мастерские, а в 1921 г. — в Витебский художественно-практический институт.         ОТ СОСТАВИТЕЛЯ ВАЖНОЕ СООБЩЕНИЕС.Н. ЮРЕНЕВ со всеми этими художниками был не только знаком, но дружил с ними. Он придумал  собирать их «автографы» в виде рисунков в особом альбоме. В 1966 г. в Бухаре он показывал мне этот альбом.  Там были рисунки и других художников (Н. Гончаровой, М.К. Соколова, Бенькова и почему-то Мариетты Шагинян). Рисунки Соколова я пересняла, а остальные не догадалась. Запомнился мне всего один на первом листе. Это был рисунок Шагала, которого я сразу и узнала, потому что он изобразил Сергея Николаевича в своей обычной манере — летящим над Витебском. Сергей Николаевич шутил, что Шагал этот сюжет у него «украл». Где теперь этот альбом, не знаю. Может, он лежит в ГТГ? Или попал к какому-нибудь частнику-коллекционеру? Так или иначе, но он недоступен, а было бы хорошо его найти и опубликовать. С.Н. ЮРЕНЕВ БЫЛ ЗНАКОМ НЕ ТОЛЬКО С ХУДОЖНИКАМИ.  По своей работе он находился в постоянных контактах с Подотделом Губернского Наркомобраза. Им руководил филолог и теоретик искусства, П.  Медведев, создатель Пролетарского института.  Судя по тому, что он успел сделать в Витебске за два года, и даже по тому, что не успел, но планировал сделать, именно он был идейным вдохновителем и организатором того «центра культуры», в который, действительно, за короткое время превратился Витебск.  При этом всемирно известными символами этого феномена стали стали Шагал и Малевич, а о деятельности Медведева стало известно совсем недавно.  В 1937 г. он был расстрелян, что объясняет его беззвестность, но в середине 1970-х случилось и вовсе невероятное — его объявили фикцией, фаетомом. Случилось это в связи с тем, что литератороведы открыли гениального литературоведа М. Бахтина, и тут началась форменная фантасмагория. В поисках людей из «круга Бахтина» они обнаружили книги давно забытых П. Медведева и Н. Волошинова, изданные в 1920-30-е годы. Стали сравнивать с сочинениями М. Бахтина (изданными гораздо позднее) и обнаружили между ними «идейную схожесть».  Поклонники М. Бахтина сочли кощунственной мысль заподозрить своего кумира в плагиате, и они предпочли придумать версию, будто этих людей вовсе не было на свете. Был изобрен даже особый термин — «маски Бахтина». Интересно, что сам Бахтин не возражал, на прямые вопросы отвечал уклончиво, и так дело тянулось до тех пор, пока не нашелся сын Медведева и вступился за честь отца. Нашли и доказательства существования филолога Волошинова. Вы спросите, при чем тут Сергей Николаевич? Дело в том, что с этой детективной историей мне пришлось разбираться потому, что, как оказалось, С.Н. Юренев в 1920 году по служебным делам был послан в Невель, а как известно любому «бахтианцу», этот уездный городок был своего рода той Мединой, где у их пророка возникли первые откровения и где возник его первый  «круг». Из приведенных ниже документов обстоятельства их знакомства выяснятся, но сначала приведу список того, что успел Медведев сделать в Витебске с 1918 г. Заодно мы узнаем и о том, в каких культурных событиях участвовал в эти годы С.Н. Юренев, с какими людьми он был знаком и чем в ту пору увлекался. Было ему тогда 24 года.   

  П.Н. МЕДВЕДЕВ и ПРОЛЕТАРСКИЙ ИНСТИТУТ.     

  АБРАМ ЭФРОС. Член кружка «ШОМЕР» (библ. — «червь»)  

 Предс. КОМИССИИ ПО ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ  

 

 

 

 

.

 

П. Медведев и Пролетарский институт.

 

М. Шагал и Художественная школа. К. Малевич, В. Ермолаева и УНОВИС.

 

 

 

 

 

 

С.Н. Юренев. Губ. Комиссия по охране по охране памятников культуры

 

 

 

 

 

 

М.М. Бахтин и Уездная Комиссия по ОПК в Невеле. 

Ложа Б.Зубакина и «кружок философов».

 

ПЕРВЫЕ АРЕСТЫ братьев Юреневых в Витебске в 1920 г.

Переезд семьи в Тверь.

 

ДАЛЕЕ>>>