Страница находится в процессе разработки
С.Н. Юренев прожил 77 лет. Из них наиболее известно, как он прожил 20 лет в Бухаре. Об остальных 57 годах мы знаем лишь то, что 10 лет он провел в лагерях, 8 лет — в Туркестане, 9 лет в Твери. Но дольше всего, 24 года — треть жизни — он прожил в Витебске вместе с матерью и тремя старшими братьями. Полагаю, что «витебский период» — был наиболее важным, как с исторической точки зрения, так и для самого СНЮ. Этот период разделен на две неравные части: 21 год — жизнь семьи в Империи и 3 года — жизнь после Революции при советской власти. Но прежде, чем говорить о семье, познакомимся с историей Витебска, его учреждениями и населением, то есть с той средой, в которой прошли детство и юность Сергея Николаевича.
Справка из ЭСБЕ. В 12 в. Витебск был столицей удельного княжества. С 1320 г. находился в составе Великого княжества Литовского (ВКЛ), а с 1569 г. — в составе Речи Посполитой. После первого раздела Польши в 1772 г. Витебск вошел в состав Российской империи. С 1807 г. Витебск — центр Витебской губернии, позднее — и Витебской епархии.
К тому времени в городе было: 27 христианских храмов (униатских, католических и православных) и 4 еврейских молитвенных дома. Через сто лет количество христианских храмов в городе почти не увеличилось (их стало 30), тогда как число еврейских молитвенных домов и синагог в городе приблизилось к 60-ти, и большинство из них (около 80%) принадлежало хасидам.
[А.П. Сапунов, «Несколько слов о еврейском населении города Витебска»]
500 лет пребывания на территории Польши, Литвы и «примкнувших» к ним евреев наложили весьма характерный отпечаток на все города и местечки Западного края, в том числе, конечно, и на Витебск. Половину населения в нем составляли евреи, а вторую половину составляли католики-поляки, протестанты немцы и литвины, раскольники-староверы и малочисленная правящая элита из православных чиновников во главе с губернатором. Такая расстановка сил дает основание разделить город на две ипостаси: с одной стороны (de jure) он принадлежал Империи, а с другой (de facto) – роль первой скрипки в городском оркестре уже давно играла мощная еврейская община хасидов. Трещина между имперским и еврейским городом проходила не столько по территории, сколько в сфере языка, веры, обычаях и, как теперь говорят, в менталитете обывателей. Это были почти не сообщающиеся между собой миры. Поэтому информация о них и картинки даны по отдельности.
В качестве иллюстраций к разделу «Витебск имперский» приведены изображения обязательных для каждого губернского города атрибутов имперской власти. Собор – как символ слияния Самодержавия и Православия. Ратуша досталась от Польши. Дворец губернатора — дал название Дворцовой улице, на которой стоял дом № 8, принадлежавший Юреневым. В Окружном суде в 1900-е годы служили судьями старшие братья – Николай, Владимир и Георгий. Ниже приведены фотографии: мужской гимназии, в которой все они учились, и вокзала, с которого все они уезжали из родного города в Санкт-Петербург, чтобы поступить на юридический факультет университета.
Часть 1. ВИТЕБСК – ИМПЕРСКИЙ .
Губернские учреждения. Улицы. Открытки, фото.
РЕВОЛЮЦИЯ 1905 и «ОКТЯБРИСТЫ» В ВИТЕБСКЕ
Эту справку я привожу потому, что старшие братья Сергея Николаевича, юристы по образованию, служили судьями и были членами Окружного суда. Даже, если они и не были членами этой партии, то, во всяком случае, они были близко знакомы с активистами витебского отделения «октябристов». Думаю, что их служебные связи могли сыграть решающую роль в их судьбе после Революции 1917 года.
СОЮЗ 17 ОКТЯБРЯ́ («октябристы») — праволиберальная партия чиновников, помещиков и крупной торговой промышленной буржуазии. Была основана сразу после издания в 1905 царского Манифеста от 17 октября, от даты издания которого получила свое название.
Основные положения их программы: ограничение власти монарха; свобода слова, собраний, союзов, передвижения и совести; сохранение «единой и неделимой» России; нормирование рабочего дня; уравнивание крестьян в правах с другими сословиями.
Лидеры и известные члены: А.И. Гучков – с 1906 года председатель. Промышленники: Эммануил Нобель; Яков Исаакович Утин; ювелир К.Г. Фаберже. Землевладельцы: Д.А. Олсуфьев; князь А.Д. Голицын, В.М. Петрово-Соловово, барон П.Л. Корф и барон А.А. Крюденер-Струве. Банкиры: братья В.П. и П.П. Рябушинские и граф П.А. Гейден. Юристы: адвокат Ф.Н. Плевако; Н.С. Таганцев; юрист, ректор СПб университета В.И. Сергеевич; юрист, ректор Харьковского университета М.М. Алексеенко; Архитекторы: Л.Н. Бенуа и П.П. Марсеру. Ученые: историк В.И. Герье; географ Г.Е. Грум-Гржимайло
Примечание НМ. Как не воскликнуть вслед за Фамусовым: «Ба! Знакомые всё лица!!!» И не только лица. Главное, до боли знакомы идеи, столь популярные в новой, тоже «единой и неделимой» России.
Октябрьская идиллия. М. Добужинский. 1905
ВИТЕБСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРТИИ ОКТЯБРИСТОВ была создана 16 декабря 1905 г.
Максимальная численность её членов составляла около 1000 человек. Социальный состав «Союза 17 октября» в Витебской губернии заметно отличался от великороссийских отделов партии — помещиков было мало. Это объясняется тем, что на севере Беларуси доминировали землевладельцы-католики, считавшие себя, как правило, поляками. Им не нравилось отстаивание «Союзом 17 октября» унитарного устройства Российской империи.
ВИТЕБСКИЙ ОТДЕЛ «СОЮЗА 17 ОКТЯБРЯ» принимал активное участие в борьбе с революционным и национальным движениями. Политические воззрения витебских октябристов были более консервативными, чем октябристов Центральной России. Это объясняется тем, что губернии Западного края населяли много разных народов с разным вероисповеданием. Местные октябристы делали упор на сохранение сильной царской власти. Они настаивали на сохранении и усилении унитарного государства, категорически отвергая идею образования национальных автономий.
Ядро Витебского отдела образовали чиновники и мещане православного вероисповедания. Руководителями витебских октябристов были:
преподаватель духовной семинарии В.В. Богданович,
начальник отделения Казенной палаты В.К. Стукалич.
городской судья Б.А. Бялыницкий-Бируля,
председатель городской думы врач Ф.И. Григорович
секретарь губернского статистического комитета А.П. Сапунов, в 1907 году избранный депутатом III Госдумы, где вошел в фракцию правых «октябристов».
Примечание НМ. Перечисленные здесь лица (повторяю, близкие знакомые Юреневых) осенью 1918 года были расстреляны по обвинению в сепаратизме. Об этом см. в гл. 3, где приведена статья, из которой здесь приведены выдержки.
Ψ Ψ Ψ
Часть 2. ВИТЕБСК — ЕВРЕЙСКИЙ
ИСТОЧНИК: Электронная Еврейская Энциклопедия (КЕЭ)
Первое поселение евреев в Витебске относится, по-видимому, к концу 16 в. Еврейская община Витебска находилась под юрисдикцией Брестской общины, а через её посредство подчинялась Литовскому ва‘аду. В 1772 году еврейская община города насчитывала 1227 человек (около 25 % населения). В 1897 г. — 34 420 человек, то есть 52,4% населения.
ВИТЕБСК изначально был оплотом ортодоксального иудаизма. А с конца 18 в. город стал одним из основных центров ХАБАД в хасидизме (см.).
ХАБАД (חַבַּ״ד, акроним слов хохма, бина, да‘ат — `мудрость`, `знание`) — одно из главных течений в хасидизме. Хабад был первым движением, создавшим собственные иешивы (школы). До войны 1914 года центром Хабада была Белоруссия. После войны центр переместился в Латвию, а затем в Польшу и, наконец, в США. Под руководством династии Шнеерсонов движение стало принимать все более мессианский (см. Мессия=Мошиах) характер. В 1950-е годы Хабад вышел за рамки Европы, США и Израиля и распространилось по всем континентам, в том числе и в Африке. [КЕЭ, том 9, кол. 467–472]
ЕВРЕЙСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ:
В 19 в. прибытие в Витебск евреев, выселенных из Москвы, увеличило влияние элементов Хаскалы. Начало развиваться движения ХОВЕВЕЙ ЦИОН.
ХОВЕВЕЙ ЦИОН (חִבַּת צִיּוֹן, חוֹבְבֵי צִיּוֹן, буквально `любящие Сион`; в русской традиции палестинофилы) — движение, основанное в 1884 г. хасидами из Хиббат Цион на их 1-м съезде в Катовицаз (Польша). Ховевей Цион явились связующим звеном между идеей возвращения к Сиону и началом политического сионизма, провозглашенного Т. Герцлем на 1-м Сионистском конгрессе в 1897 году. Сионистское и социалистическое движения развивались параллельно. Вместе с Вильной, с 1897 года Витебск стал одним из первых центров еврейской социалистической партии БУНД, а в 1901 году сионистский лидер Г. Брук занял пост казенного раввина Витебска.
ПО‘АЛЕЙ ЦИОН (פּוֹעֲלֵי צִיּוֹן, буквально `трудящиеся Сиона`), общественно-политическое движение, сочетавшее политический сионизм с социалистической идеологией. Из По‘алей Цион вышли почти все рабочие сионистские партии и движения, некоторые из них (например, в Англии и США) до сих пор носят это название. возникли в России в конце 19 в.
Первая партия По‘алей Цион возникла в России в 1899 г. Между 1901 и 1903 движение распространилось в северо-западных районах черты оседлости, на юге России и в Польше. Лидерами партии были: в России — И. Бен-Цви, в Польше — Д. Бен-Гурион и И. Табенкин.
По‘алей Цион выступала за создание сионистской организации еврейского пролетариата и за совместную деятельность представителей различных групп По‘алей Цион в рамках Всемирной сионистской организации.
ЕВРЕЙСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ИЕГУДЫ ПЭНА
СПРАВКА из: Create a Dreamwidth Account Часть I. Mar. 18th, 2011 09:11 am kykolnik
ВЫСТАВКА-1. Витебск на картинах Иегуды Пэна
ПЭН Юдель (Иегуда יודל פּען) Моисеевич (1854 – 1937)- живописец, педагог, одна из ключевых фигур «еврейского ренессанса» в искусстве начала XX века.
Родился в семье ремесленника в местечке Ковенской губернии (ныне г. Зарасай, Литва). После хедера (религиозная начальная школа) поступил в религиозную школу при синагоге. Рано осиротев, с 1867 г. работал подмастерьем маляра в Двинске (ныне Даугавпилс, Латвия). Здесь он рисовал вывески, окрашивал стены домов, а в свободное время делал зарисовки бытовых сцен.
В 1879 Илья Репин помог Пэну уехать в Петербург, чтобы он мог поступить в Академию художеств, где в то время уже преподавал Антокольский. И. Пэн поступил, и с 1881 по 1886 г. учился у художника П.П. Чистякова. По окончании Академии жил в Двинске, потом в Риге, где познакомился с бароном Н.Н. Корфом, Барон пригласил художника на работу в свое имение. В 1895 году Пэн уехал в Петербург, где И. Репин помог ему получить паспорт для «постоянного проживания» в столице Империи.
СОЗДАНИЕ ШКОЛЫ. В 1897 г. Пэн поселился в Витебске и вскоре открыл частную художественную студию «Школа рисования и живописи». Школа Пэна считается еврейской, так как, в основном, учениками в ней были евреи. Многие из них даже не знали русского языка. Учениками Пэна были художники: Мойша Шагал, Лазарь (Эль) Лисницкий и др. Он создал сотни картин, портретов, этюдов, эскизов из жизни местечковых евреев. Его кумиром был Рембрандт. Его “старики” и “старухи” похожи на «стариков» великого голландца.
Школа Пэна просуществовала до 1918 г., когда его ученик, Марк Шагал, открыл в Витебске свою школу – первое в Беларуси Еврейское художественное училище. Шагал пригласил своего учителя руководить одной из мастерских. В 1921 году, заполняя анкету, Пэн записал в графе ИМЯ вместо Юдель (Иегуда) — Юрий. Его ученик Шагал также предпочел быть Марком, а не Мойшей.
Примечание НМ:
Сергей Николаевич, несомненно, был знаком с И. Пэном и его работами. Не помню, чтобы он о нем упоминал – всех затмил Марк Шагал. Не знаю, нравились ли Сергею Николаевичу картины Пэна, но мне они очень понравились. И теперь, посетив небольшую выставку его работ, мы на время (до 1918 года) покинем Витебск Еврейский и вернемся в Имперский, где живут, не чуя беды, Юреневы, их сослуживцы и знакомые