Михаил Ксенофонтович
С О К О Л О В
(1885-1947)
Художник, поэт и мыслитель
СОКОЛОВ Михаил Ксенофонтович (1885 – 1947) — русский художник, мастер живописи и графики, представитель романтико-символистского «тихого искусства».
САМООБРАЗОВАНИЕ
1910 – 1913. ЯРОСЛАВЛЬ. Изучение искусства по работам старых мастеров в музейных собраниях Петербурга и Москвы. Участие в двух выставках: Ярославского художественного общества (1911) и Московского товарищества художников (1912). Знакомство с Н.М. Тарабукиным (1889-1956), который под влиянием Соколова стал искусствоведом.
УВЛЕЧЕНИЕ СИМВОЛИЗМОМ и ФУТУРИЗМОМ
1914 — 1917. ПЕТЕРБУРГ. С начала войны Соколов был призван на военную службу. Служил в СПб матросом запаса при штабе во 2-м Балтийском флотском экипаже. Знакомство с кругом искусствоведами и художников из круга «Мира искусств». Участие в выставках «Мира искусства» в Петрограде (1916).
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ в художественных училищах
Участие в выставке Ярославского художественного общества.
Осенью назначен учителем рисования в гимназии г. Сергач Нижегородской губернии (1919).
Заведовал губернскими декоративными мастерскими при Ярославском Губнаробразе.
В 1919 вместе с друзьями, С.А. Матвеевым и Ф.И. Панковым, участвовал в преобразовании ГКР П. Романовского в Гос. Свободные Художественные Мастерские (ГСХМ) при Пролеткульте.
В 1920 – избран делегатом на конференцию ВХУТЕМАС. Из-за разногласий с С.А. Матвеевым покинул мастерские. Графические работы Соколова приобретает Гос. Музейный фонд.
1921 – 1923. ТВЕРЬ. Преподавал в Тверских ГСХМ вместе с художницей А.Ф. Софроновой, ученицей И. Машкова (художника из группы «Бубновый валет»).
Знакомство с В.Н. и С.Н. Юреневыми. Участие в «Вечерах поэтов» Тверского литературно-художественного общества имени поэта И.С. Никитина.
В ноябре 1921 года — уволен из ГСХМ и, оставшись без жалования и жилья, голодал и бедствовал. С помощью Юреневых подрабатывал в Губ. Музее, в Статистическом управлении и в Собесе, рисуя плакаты и диаграммы. В Твери выставка: П. Кончаловский,
В Тверском издательстве в стиле конструктивизма Соколов оформил две книги: «О Театре» (Тверь, 1922) и Б. Гусмана «100 поэтов» (М., 1923). Готовил к изданию сборник своих стихов «Злой плен» и поэмы «Св. Себастиан» со своими рисунками. В ноябре 1922 г. с помощью А.Ф. Софроновой устроился на работу в Яхроме (ок. г. Дмитрова) руководителем студии ИЗО при фабрике.
В феврале 1923 получил место преподавателя в Пролеткульте и переехал в Москву.
1916-1923. Рисунки. Тушь. ГСХМ в Ярославле и Твери.
1923 – 1938. МОСКВА.
Пролеткульт предоставил Соколову комнату (8 кв. м) в общежитии, в доме на углу Калашного переулка и Арбатской площади. Здесь художник жил и работал 15 лет до ареста.
В 1923 г. Соколов уничтожил ранее созданные им работы.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ в художественных училищах
1925 – 1929 – преподавал в Московском государственном техникуме изобразительных искусств памяти 1905 года и в Ярославском художественно-педагогическом техникуме.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Станковые вещи и графические серии.
1927. Участие в выставке «Русский рисунок за 10 лет Октября» в Москве.
Статья Н.М. Тарабукина. Первая закупка работ Соколова в ГТГ в Отдел графики, который возглавляет А.В. Бакушинский.
1928 – 1935. Второй брак. Жена – М.И. Баскакова (1902-1988).
Летом 1947 года опять приехал в Москву. В июле художники, члены Президиума МОСХ, наконец, проголосовали за восстановление художника М. Соколова в своих рядах. После этого он мог подать прошение о восстановлении прописки в Москве. Тогда же М.Соколов и Н.В. Розанова зарегистрировали свой брак. Соколов был полон творческими планами, но им не суждено было сбыться.
Вскоре состояние его здоровья резко ухудшилось. С большим трудом Н.В. Розановой удалось устроить его в институт им. Склифосовского. Там он и умер 29 сентября, через 10 дней после 19 сентября, когда в день Чуда Архистратига Михаила в Хонех ему исполнилось 62 года.
Похоронили его на Пятницком кладбище в Москве. Реабилитировали в 1957 году.
Разрешение о прописке Соколова в Москве пришло только через два месяца после его смерти, так что на момент смерти он всё ещё считался иногородним. Из-за этого у Надежды Васильевны возникли трудности с получением места на кладбище. В конце концов, место удалось получить на Пятницком кладбище, где у её подруги, художницы Е.Д. Танненберг была могила её тетки.
Его жена, художница Н.В. Верещагина-Розанова, по его завещанию стала хранителем всех найденных к тому времени картин и рисунков М.К. Соколова. Она привела в порядок его архив (перепечатала письма, стихи, документы), наклеила на паспарту его «маленькие» рисунки и продолжала собирать рассеянные по друзьям и знакомым работы. В последние годы она жила в доме своей подруги Е.Д. Танненберг и перевезла к ней всё наследие Соколова.
В 1956 году Н.В. Верещагина-Розанова умерла. Елена Дмитриевна похоронила свою подругу рядом с могилой своей тети. И так как по завещанию Надежды Васильевны Е.Д. Танненберг стала её наследницей, то на неё легла ответственность за хранение художественного наследия двух художников: и Н.В. Верещагиной-Розановой, и её мужа М.К. Соколова. Вся её последующая жизнь была посвящена не только хранению, но и популяризации их творчества путем устроения персональных выставок.
В 1985 году умерла Елена Дмитриевна, и была похоронена рядом с Надеждой Васильевной.
То, что хранилось в доме Е.Д. Танненберг из работ М.К. Соколова, после её смерти сразу же поступило в Ярославский Худ. Музей. Вместе с ними туда же попали и все работы Н.В. Верещагиной, хотя она, в отличие от Соколова, к Ярославлю никакого отношения не имеет и потому особого интереса для тамошних искусствоведов не представляет.
Так что художник М.К. Соколов и обе верные хранительницы его наследия покоятся рядом на одном кладбище в Москве. В 2011 году на могиле Соколова мною поставлена доска из черного мрамора с вырезанным на ней автопортретом 1925 года. Беда в том, что за их могилами уже некому ухаживать: детей и внуков нет, сверстники умерли, а те из друзей, кто был моложе, болеют и не могут ездить на кладбище.
Творческое наследие художника очень велико. Произведения мастера находятся во многих музейных и частных собраниях. Наиболее значительными коллекциями работ Соколова обладают: ГТГ (графика), Ярославский художественный музей (84 масло и около 3000 листов графики), ГМИИ им. А.С. Пушкина (графика); музей им. И.В. Савицкого в Нукусе, Узбекистан (масло).
В 1980-е годы удалось устроить две персональные выставки его работ. Картины и рисунки М.К. Соколова есть в хранениях ГТГ, в музеях Саратова, Костромы, Твери, в Истре, а также в частных собраниях. С 1985 года наиболее крупное собрание его работ (84 — живопись и около 3000 – графика) сосредоточено в Ярославском Художественном музее. Там же находится его архив (стихи, письма к разным лицам с 1935 по 1947). Но до сих пор его земляки не нашли возможности выделить отдельный зал для постоянной экспозиции работ М.К. Соколова. В постоянной экспозиции их можно увидеть только за границей, в Нукусе, где расположен музей имени И. Савицкого.
|
ДРУЗЬЯ ХУДОЖНИКА И ХРАНИТЕЛИ
ЕГО ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
Справка |
Справка |