Братья Борис, Владимир и Федор Россинские

 

СЕМЬЯ ХУДОЖНИКОВ РОССИНСКИХ

ССЫЛКА: Русская живопись.  www.artsait.ru/art/r/rosinski/main.htm

 

РОССИНСКИЕ — предположительно русский дворянский род польского происхождения.  В  Общем Гербовнике дана  справка: Дипломное дело Россинских Департамента Герольдии Правит. Сената 1821 г. (РГИА, ф.1343, оп.28, д.2749). Изображение герба в настоящее время недоступно для публикации.

Отец Россинский Илиодор Ив. — дворянин, врач, инспектор Воспитательного дома в Москве. Умер в 1886 г.

Мать Россинская О.Е. (ур. Комарова) —  (ум. в 1949).

Братья:

Б.И. Россинский 1963 Сочи

 

РОССИНСКИЙ БОРИС  Ил. (1884 – 1979) – окончил МВТУ, ученик Н.Е. Жуковского; первый в России планерист и авиатор, ученик Луи Блерио. Испытатель первых советских самолетов, за что получил орден Красного знамени. Член КПСС с1962 г.

 

 

 

 

 

Ф.И. Россинский. 1900-е

 

http://artpo.ru/Rossinskiy_Fedor_Illiodorovich 

РОССИНСКИЙ Фёдор Илиодорович (1886-1960 г.г.) — окончил художественную школу в Москве, но для получения основного образования был отправлен в Базельский университет. Получив диплом хирурга, вернулся в Россию, где и проработал всю жизнь по избранной специальности. Пережив две войны мировые войны), дослужил до полковника медицинской службы. Из-под его пера вышла целая серия популярных медицинских книг, которые он иллюстрировал собственноручно.

 

 

 


 

 

Ф.И. Россинский. Александровский сад. 1950

 

Его брат Владимир к началу ХХ века стал модным художником портретистом. Федор Россинский часто бывал в мастерской брата. Живопись была для него второй профессией. В свободное время он писал пейзажи и натюрморты, старую Москву в районе Арбата, где прожил всю свою жизнь с 1918 г. до самой смерти, последовавшей в 1960 г. от сердечного приступа.

Россинский Ф. И. Александровский сад

Картон/Масло, 32см x 24см, 1958 г.

 http://artpo.ru/Rossinskiy_Fedor_Illiodorovich

 

 

 

 


 

 

 

Ф.И. Россинский. Троицкая ц. Новодевичий мон. 1950

 

 

Россинский Ф.И.  Троицкая церковь. Новодевичий монастырь

Картон/Масло, 35см x 25см, 1960 г.

http://artpo.ru/Rossinskiy_Fedor_Illiodorovich

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Ф.И. Россинский. На Западной Двине

 

 

Россинский Ф. И. На Западной Двине

Картон/Масло, 47см x 33см, 1955 г. 

http://artpo.ru/Rossinskiy_Fedor_Illiodorovich

 

 

 

 

 

 

 


 

 

В.И. Россинский на Толстовской выставке 1911 г.

 

РОССИНСКИЙ ВЛАДИМИР  Ил.  (1874-1919) — художник, портретист, театральный декоратор.

В  1897 г. окончил Моск. Училище ЖВиЗ. Работал в издательстве  И. Сытина «Посредник» и оформителем в фирме  Брокар и Ко. С 1909 г. писал декорации к спектаклям МХАТа.  Член «Московского общества любителей художеств».

«В его мастерской собирался весь цвет художественной Москвы.  Постоянный посетитель телешовских сред,  с участников которых им были написаны известные теперь портреты — И. Бунина, Ф. Шаляпина,  Л. Андреева,  С. Рахманинова, М.Ф. Андреевой и др.

В настоящее время эти работы находятся в различных музеях Москвы и в семейном архиве. Более 75 графических и живописных работ находится в музее им. Бахрушина».

 

 


 

Книжная торговля И.Д. Сытина

 


 

Е.Д. Россинская. Сирень. 1950

 

РОССИНСКАЯ Елена Дм. (1874-1971) — жена В.И. Россинского, дочь архитектора Д. Чичагова.  Училась в МХУЖВиЗ  в классе В. Маковского и И. Репина. Работала в мастерской архитектора  Ф. Шехтеля. Была близка с художницами Е. Кругликовой и А. Голубкиной и с семьей художника К.А. Савицкого . Основная тема ее живописных работ — пейзажи и натюрморты.

Семья Россинских была тесно связана также с семьей писателя Н.Д. Телешова (1867–1957), в доме которого с 1899 по 1911 год по средам собирались для творческого общения писатели разных направлений (см. «СРЕДЫ»).

 

 

 


 

 

ЛИТЕРАТУРНО -ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ  КРУЖОК  «СРЕДА»  Н.Д. ТЕЛЕШОВА 

 

Н.Д. Телешов и И.А. Бунин. 1910 г.

 

Телешов Николай Дмитриевич (1867 — 1957) – писатель, поэт, организатор кружка московских писателей «Среда» (1899 – 1916), заслуженный деятель искусств РСФСР (1938). Родился в Москве в купеческой семье. С 12 лет работал в типографии И. Сытина.  Образование получил в московской Практической коммерческой академии и работал в издательстве И. Сытина. Литературную деятельность начал в 1884 году. После Октябрьской революции Телешов принимал участие в работе Народного комиссариата просвещения. Участвовал в организации Музея МХАТ, директором которого был с 1923 года. Умер в 1957 году и похоронен на Новодевичьем кладбище

 

 

 


 

 

Телешова-Карзинкина Е.Д.

 

 

Карзинкина Елена Андреевна  (1869 – 1943) – художница.  Жена Н.Д. Телешова, Родилась в богатой купеческой семье.  Окончила МУЖВиЗ, была ученицей Поленова так же, как Е.Д. Чичагова, будущая жена  художника  В.И. Россинского. Благодаря её связям с художниками, на «Средах» в доме Телешова стали бывать не только писатели, но и художники: Головин, Первухин, Васнецов, Левитан и чета Россинских.

 

 

 


 

 

Дом Телешова. Покровский бул. д. 18, где проходили «Среды»


 

 

Ф. Шаляпин и С. Рахманинов. 1890-е

 

В этом доме на Покровском бул. проходили знаменитые «Телешовские среды». Первым директором был  актер Сумбатов-Южин, а после него — поэт Валерий Брюсов. В этих собраниях участыовал весь  цвет художественно- литературной Москвы начала XX века: Л. Н. Андреев, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, И. А. Бунин, А. С. Серафимович, В. В. Вересаев, А. М. Горький, А. И. Куприн, С.Г. Скиталец, Е.Н. Чириков и другие. Посещали «Среды» Ф. Шаляпин и С  Рахманинов.

На фасаде дома (справа)  установлена мемориальная доска в честь Н.Д. Тешешова.  В 1981 г. в этом доме разместилось Моск. отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК).

 

 

 

 


 

ГРУППА УЧАСТНИКОВ «СРЕД». Фото 1902 г.

 

Группв участников «сред» .Фото 1902 г.

 


 Слева направоС.Г. Скиталец, Л.Н. Андреев, М. Горький, посредине -Н.Д. Телешов,  Ф.И. Шаляпин, И.А. Бунин — читает, справа стоит Е.Н. Чириков, 1902

 Библиографический казус (см. в Википедии):

«В издании книги Телешова «Записки писателя» 1948 года среди прочих портретов была помещена иллюстрация, воспроизводившая известный групповой портрет 1902 года писателей «Среды». 


 

Вариант того же фото 1902 в изд. 1948 г. без Чирикова  

 Отличие этой фотографии 1948 г. от оригинального портрета состояло в том, что изображение писателя  Е.Н. Чирикова, стоящего за спиной И.А. Бунина, исчезло — оно было заретушировано. Подпись поясняет, что Е. Н. Чирикова там действительно нет.  По какой причине исчезло изображение именно Чирикова, неизвестно, ведь на том же снимке присутствовали и другие эмигранты: Бунин и Шаляпин.  Им обоим посвящено немало страниц  в «Записках». Чирикова тогда уже 16 лет не было на свете.  Телешов в своих в «Записках»  упоминает имя этого писателя  несколько раз,  но цензура не пропустила его изображение, возможно, из-за его резких антисоветские высказываний.   

 

 

 


 

 

В.И. РОССИНСКИЙ, будучи хорошо знаком со всеми участниками «Телешовских сред», в те годы написал портреты Л. Андреева, И. Бунина, С. Рахманинова, Ф. Шаляпина, М.Ф. Андреевой и др.

Совместно с художником  В. Васнецовым Россинский издал альбом рисунков «Москва в 1812–1912 годах».

 

В.И. Россинский. Виды Москвы. Вербные катания

 

 

 

 

 

 

Тот же  сюжет В. Россинский  изобразил в  «Календаре москвички. 1914». Март «ВЕРБА».  

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ср. в Календаре москвички рис. Февраль

 

 

 


 

 

В.И. РОССИНСКИЙ.

 

Альбом «Последние 10 дней Л.Н. ТОЛСТОГО».

12 рис. цветными карандашами. 1911 г.  

 

В 1911 году к годовщине смерти Льва Толстого, В.И.  Россинский создал серию рисунков цветными карандашами и издал их в виде альбома под названием «Последние 10 дней Толстого» (типография Левенсона).  Художник изобразил все события и обстановку тех дней: уход писателя из Ясной Поляны, пребывание в Оптиной пустыни, его болезнь и смерть.

 

 

 

ТОЛСТОВСКАЯ ВЫСТАВКА в Москве в 1911 г.

 В 1911 году в залах Исторического музея была устроена выставка к годовщине смерти Л.Н. Толстого, где и были впервые выставлены рисунки В.И. Россинского о Толстом. На сайте  odin-fakt.ru   опубликованы несколько страниц из журнала «ИСКРЫ» 1911 г. с подробным фоторепортажем о том, как шла подготовка к этой выставке. Фотограф А.И. Савельев запечатлел всех участников за работой по отбору материалов и их размещению в витринах.

 

 

 

 

 


 

Толстовская выставка. ИСКРЫ 1911 г.

Журнал ИСКРА.  Приложение к газете «Русское слово» № 40

Толстовская выставка в Москве

(в залах Исторического музея).

Фот. А. И. Савельева.

 

 

 

Слева подпись: «Толстой на смертном одре. Новое произведение скульптора С. Д. Меркурова«.


Репортвж начинается со слов писателя Н.Д. Телешова об этой выставке:

«Нужно было любить его, быть ему родным, чтобы сделать все, что сделано здесь»

 


 

В.И. Россинский. Л.Н. Толстой в Оптиной пустыни. 1911 г..

 

 Затем перечислены те, чьи имена есть в подписях к снимкам: сестра писателя гр. М.Н. Толстая. Его сын — гр. С.Л. Толстой. В.В. Переплетчиков, М.А. Стахович и его секретарь П.И. Бирюков. Н.В. Давыдов и Н.Д. Телешов. И.К. Пархоменко. Л.О. Пастернак. С.А. Виноградов. В.Ф. Булгаков. И.И. Гинзбург, Л.М. Бранковский, скульптор С.Д. Меркуров. И.И. Гинзбург, И.И. Попов и В.И. Россинский, А.А. Губарев и Б.С. Боднарский.

Среди участников стоит имя Россинского. А вот и сам снимок.

 

 

 


Это единственное изображение художника В.И. Россинского, которое мне удалось найти. 

 

 

Подпись: За секретарским столом. Стоят: И.И. Попов и В.И. Россинский.


 

 

В. Росссинский. Л. Толстой перед смертю. Рис. 1911 г..

 

В 1995 г. этот альбом  В. Россинского был переиздан музеем «Ясная Поляна» к 85-летию со дня смерти Л.Толстого.

В 2о10 г. в Казанском  университете состоялся День памяти Льва Толстого.  Сотрудница Музея истории Казанского университета, Л. Уразаева, представила альбом «Последние 10 дней жизни Толстого», в  который вошли 12 рисунков художника В.И. Россинского. Ссылка: kazan.bezformata.ru/…/280932/  Казань. 27.11.2010.

 

 

 

 

 ◊ ◊ ◊ 

 



 

 

В.И. РОССИНСКИЙ

 

ПОРТРЕТЫ. 1897-1917

 

 

В.И. Россинский. Портрет худ. Шервашидзе.1897

 

 В.И. Россинский. Портрет ххудожника А.К. Шервашидзе. 1897 г.

 

 

ШЕРВАШИДЗЕ Александр Константинович (1867, Феодосия – 1968, Монте-Карло). Художник театра, график, живописец и критик. В 1891 стал вольнослушателем МУЖВЗ. В 1893 по совету В. Д. Поленова уехал в Париж, учился в академиях Ф. Кормона и Р. Жюльена. Познакомился с А.Н. Бенуа, В.Э. Борисовым-Мусатовым, И.Э. Грабарем, М.А. Волошиным и В.А. Серовым. Был близок к кругу «Мира искусства».

 

 

 


 

 

В.И. Россинский. Девушка в рус. сараф 1902.

 

 

 

 

В.И. Россинский.

Девушка в русском сарафане. 1902.

 

 

 

 

 


 

В.И. Россинский. Портрет Ф. Шаляпина. Нач. 1900-х

 

 

 В.И. Россинский.

Портрет Ф. Шаляпина.  Нач. 1900-х

 

 

 

 

 


 
 
 

В.И. Россинский. Портрет Ф.М. Достоевского. 1906

 

 

 

 

В.И. Россинский.

Портрет Ф.М. Достоевского. 1906 

 

 

 

 


 

В.И. Россинский. Портрет И.А. Бунина. 1915

  

 

 

 

 

В.И. Россинский. Портрет И.А. Бунина. 1915

Ссылка: bunin.niv.ru/bunin/family/foto-3.htm —

 

 

 

 

 

 

 

В.И. Россинский. Портрет С. Рахманинова. 1917 г.

 

 

 

 

 

 

В.И. Россинский. Портрет С. Рахманинова. 1917 г.

 

 

 

ССЫЛКИ:

Частные собрания — Семья художников Россинских:  www.artlib.ru/?id=16&fp=2&uid=15909

Букинистический аукцион.  Антикварные книги, старинные карты…Зворыкина; хромолитографии на отдельных вклейках В. Васнецова, Н. фон Бооль, В. Россинского, Е. Вашкова, К. Резникова.

 

 ◊ ◊ ◊ 

 


 

 

В.И. РОССИНСКИЙ.

 

КАЛЕНДАРЬ МОСКВИЧКИ – 1914.

 

 

Контора Брокар в Москве

 В биографических справках о художнмке  В.И. Россинском мне не удалось найти сведений ещё об одном альбоме, а именно о Календаре москвички, на обложке которого под заглавием написано: «Тема и рисунки В. Россинского».  Календарь был создан по заказу знаменитой парфюмерной фирмы Брокар и Ко с целью рекламы её товаров.  Такая форма рекламы была весьма популярной.  Многие фирмы издавали табель-коллендари с рекламой своих изделий, но, конечно, только самые богатые из них могли позволить себе издание календаря в виде альбома с 12 рисунками (по числу месяцев), выполненными модным в то время художником.  Но  В.И. Россинского с этой фирмой и её владельцем Г. Брокаром связывало многолетнее знакомство, так как именно там он начал работать после окончания Художественного училища.

 А мой интерес  к  В.И. Россинскому связан как раз с этим  давно зыбытым Календарем москвички, потому что я знала его с детства, и он мне до сих пор очень нравится.

 

 

 

Магазин в Пассаже. Брокаръ

 

 Для каждого месяца в этом Календаре отведены по три страницы: на первой стоят числа,  церковные праздники и имена святых, на второй — стихи и строчки рекламы Брокара, а на третьей — рисунки  с изображением Москвички в разных ситуациях, подходящих к тому или иному месяцу. Календарь был издан в канун 1914 г. и, вероятно, подарен моей бабушке Анне Евгеньевне Коробьиной. Ей тогда исполнилось 29 лет. На страницах с числамии и месвяцесловом бабушка всю жизнь отмечала  дни рождений и имянин всех близких, родных и друзей, и мы все туда заглядывали, чтобы не забыть,  кого надо поздравлять.  Первые две страницы декорированы изящными рамками в виде растений в стиле модерн.  Все 36 страниц мне показалось помещать здесь слишком громоздким. Для примера одну страницу с числами приведу целиком, а далее  опубликованы только картинки, фрагменты рамок с названиями месяца и стихами в современной орфографии. 

 

 

Декабрь. Месяцеслов на 1914 г.

 

 К середине XX столетия бедный календарь совсем обветшал, ообенно переплет, и рассыпался на отдельные странички. Было решено отдать его в новый переплет. Так он дожил до начала XXI века, не за горами был уже его 100-летний юбилей, и появилась возможность его отсканировать и переиздать в частной типографии, что я и сделала в 2011 году в честь 100-летия со дня рождения моей мамы.

Это юбилейное издание в формате PDF можно посмотреть на сайте в разделе Каталог книг.

 

 

 

В процессе подготовки к изданию мне пришло в голову поискать сведения об авторе Календаря, так как до этого никто у нас в семье о нем ничего не знал. Выяснилось, что в 1900-е годы он был довольно известным художником и активным участником  культурной жизни Москвы того времени. К тому же оказалось, что художником был не только сам Владимир Россинский, но и его жена, и его младший брат Федор, а второй брат, Борис Россинский, был знаменитым летчиком,  и тоже уже забыт. В  юбилейном репринтном издании Календаря материалы  о ВюИю Россинском, о его семье и окружении, не вошли,  и вот теперь на сайте они  частично выложены и предваряют публикацию Календаря москвички.

 

В  Интернете  «Календарь москвички» В. Россинского пока не найден.

Картинки сканированы из  экземпляра Н. Михайловой

Обложка  и  12 картинок. Размер 20,5 х 15.

 

 

 

В.И. Россинский. Календарь москвички-1914. Обложка

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


 

В. Россинский. Календарь москвички. 1914. Январь. Новый год

  

Январь. Забыт ушедший год, //  И ряд тревог, и рой невзгод,

И снова искренен и прост // Звучит Москвички первый тост!

 


 

 

 

 

В. Россинский. Календарь москвички. 1914. Февраль. Катанье на тройках.

 

Февраль… Весёлый месяц, бойкий, // Летят всю масленицу тройки, ―

Под звон весёлых бубенцов // Москва царит среди блинов.

 


 

 

 

 

В. Россинский. Календарь москвички. 1914. Март. Верба

 

Дождавшись ласкового Марта, // Полна весеннего азарта,

Над шумной вербною толпой // Москвичка блещет красотой.

 


 

 

 

В. Россинский. Календарь москвички. 1914. Апрель. День цветка.

 

Весна. Лазоревый Апрель. // Нежней, чем вешняя свирель,

Звучит Москвички голосок, // И белый продает цветок.

 


 

 

 

В. Россинский. Календарь москвички. 1914. Май. Петровский парк

 

Веселый Май… Петровский парк. // На лошади, как Жанна д´ Арк,

Москвичка в амазонке гладкой // Блистает смелою посадкой.

 


 

 

 

 

В. Россинский. Календарь москвички. 1914. Июль. Дерби

 


 

Настал Июнь. Москвички все // Во всей чарующей красе,

Забыв очаг, уют и лень, // На «дерби» весь проводят день.

 


 

 

 

 


 

В. Россинский. Календарь москвички. 1914. Июль. Загородная прогулка

 


 

 

Пришел Июль. Поля в уборе, // Царит весёлый яркий день,

Москвичка в щегольском моторе // Летит вдоль сёл и деревень.

 


 

 

 


 

В. Россинский. Календарь москвички. 1914. Август. Крым

 

 

Москва на Август позабыта. // Пред нею Крым… сапфиры волн…

Природа красотой обвита // И воздух аромата полн.

 

 


 

 

 

В.И. Россинский. Календарь москвички. 1914. Сентябрь. Покупки

 

 

Сентябрь. Москва. Картина та ж, // Покинут Юг чудесно-тихий,

Опять в мечтах ― «Брокаръ», Пассаж, // Покупки и счета портнихи.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

В.И. Россинский. Календарь москвички. Октябрь. Театр

 

 

 

Октябрь настал. Открыт сезон. // Приманок ряд со всех сторон.

Рой наших дам, воспетых здесь, // В Художественном Театре весь.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

В.И. Россинский. Календарь москвички.1914. Декабрь. Выставка картин

 

 

 

Ноябрь… Ряд выставок картин, ― // И в вернисажном туалете,

Москвичка в модном, высшем свете // Чарует взоры всех мужчин.

 

 


 

 

 

 

 

 

В.И. Россинский. Календарь москвички. 1914. Декабрь. Бал

 

 

 

 

Настал Декабрь… Вновь рой забот: // Москвичку ряд балов влечёт,

И лёгкий флирт, и смех, и шум // Сгоняет рой печальных дум.

 

 

◊ ◊ ◊ 

 

Вот год прошёл…. Весь Ваш досуг,

Москвичка, нами здесь воспет…

И с Новым годом автор-друг

Вам шлёт почтительный привет.

 

  

 

 

 

 

 

Завершая  биографию художника В.И. Россинского, приведу его рисунок 1917 г., опубликованный в том же журнале  ИСКРА, о котором уже говорилось выше в связи с Толстовской выставкой.

№ 6  ЖУРНАЛА «ИСКРЫ», год 1917-й

Иллюстрированный художественно-литературный журнал с карикатурами.

Выходит еженедельно при газете «Русское Слово».

 

В.И. Россинский. Бывший кавалер. Искры.1917

 

 Подписи.  Сверху:  БЫВШИЙ КАВАЛЕРЪ.  Рис. худ. В.И. Россинского.

Под  рисункомБальный сезон 1917 г. 

 

В канун 1914 года, художник В.И. Россинский создал свой изящный и легкомысленный «Календарь москвички», не чуя беды. Ни он, ни москвички – никто не знал, что в августе 1914 года начнется роковая война с Германией. 

Рисунок В.И. Россинского (с потерявшим на войне ногу праворщиком в обстановке Бала) был напечатан в журнале ИСКРА  за 23 дня до свержения царя и начала Февральской революции. Страна ликовала, и никто не предвидел, что за этим последует гибель Империи, и от прежней жизни  не останется и следа.

Прошло 100 лет и оказалось, что кое-какие следы всё же сохранились. И вот теперь, с помощью Интернета  потомки имеют возможность опубликовать то немногое из прежней жизни, что чудом сохранили  их предки в  книжных шкафах и сундуках. С каждым годом в Сети появляется всё больше документов из личных архивов — бесценного и ещё не изученного исторического источника, не искаженного цензурой и не фальсифицированного толкователями.  Однако теперь возникает опасение, что вместо помоек и макулатуры сохранишиеся в домах  документы (изобразительного характера) люди могут понести  на  рынок. И уже понесли. На аукционах можно увидеть не только картины и ордена из семейных собраний, но и фотографии предков, и даже почтовые карточки.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 О ТОМ, КАКИМ ВООБРАЖАЛИ  БУДУЩЕЕ ЕВРОПЕЙЦЫ  и КАКИМ РИСОВАЛИ  ЕГО  НА ОТКРЫТКАХ

МОЖНО  ПОСМОТРЕТЬ на сайте в Картинной  галерее.  Зал 14. Старые открытки

 

 

Ссылки НА САЙТАХ:  

 

 

 ДАЛЕЕ