Зал 1. Д.Г. ЛЕВИЦКИЙ (1735 – 1822). Смолянки

Портрет Д.Г. Левицкого. 1780 годы


 

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)

Жизненный путь Левицкого начался в небольшом украинском селении на Полтавщине в старинном поповском роду, ведущим начало от священника Василия Носа. Отец Дмитрия, Григорий Кириллович, образованный и талантливый человек, тринадцать лет провел в Польше, где в совершенстве освоил граверное дело и стал крупнейшим украинским графиком. Из-за границы он вернулся не только зрелым мастером, но и с новой фамилией Левицкий, поселился в Киеве, а свой церковный приход сдавал по найму другим священникам. Его творческая жизнь часто переплеталась с деятельностью Киевской духовной академии и Киево-Печерской типографии. В семье Григория Кирилловича и его жены Агафьи, урожденной Левицкой, росли четверо сыновей и дочь. Старший, Дмитрий унаследовал от отца своеобразный дар композиции, совершенство рисунка и уверенную работу с натуры. Выросший в кругу украинской художественной интеллигенции и духовенства, он был хорошо образован, начитан, уверен в своих способностях и бесспорно очень талантлив.

Возможно, еще в 1752-1755 гг. Левицкий познакомился с известным художником А.П. Антроповым, который тогда расписывалАндреевскую церковь в Киеве. А в 1758 г. Дмитрий приезжает в Петербург и не только становится учеником прославленного мастера, но и живет в его семье почти шесть лет. В качестве помощника Антропова в 1762 г. он выполнял росписи Триумфальных ворот по случаю коронации Екатерины II. Два года спустя молодой художник уже самостоятельно реставрировал это сооружение, а в 1767 г. совместно с В. Васильевским создал два иконостаса и 73 образа для Екатерининской и Кироиоановской церквей и добился очень высокой оплаты своей работы.

В то время в России не было ни одной школы, где бы учились девочки. И Екатерина II решила открыть в Смольном монастыре «Воспитательное общество благородных девиц», чтобы, как говорилось в указе, «… дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

В 1773-77годах императрица Екатерина II поручила Левицкому написать портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц. Так взошло созвездие «смольнянок», — семь портретов, а вернее, СЕМЬ МУЗ — аллегорических картин (Молчанова — наука, Борщова — театр, Алымова — музыка и т.д.), олицетворивших собой, по мнению знатоков, целиком XVIII век в «выдержанности всей системы».

К 1790-м годам Левицкий начинает терять популярность: зашатались стулья под покровителями и главными заказчиками (Князь Безбородко, канцлер, и граф Бецкой, президент Академии художеств).

     Определяется «дело» масона Н. И. Новикова, чье имя неотделимо от имени Левицкого, потому хотя бы, что сама внешность издателя «Трутня» знакома именно по его портрету. С той поры Левицкий тоже в немилости.

Теперь отношение двора ее величества к Левицкому определяла его дружба с Новиковым и другими деятелями русского просвещения. Не секрет, что живописец был, как и Новиков, масоном, а отношение Екатерины к ним было весьма отрицательным.

Вельможные заказчики, двор стали забывать некогда прославленного мастера. И за какие-нибудь два-три года художник впадает в нищету. Левицкий покидает Академию. Ему назначают нищенскую пенсию размером 200 рублей в год. Левицкий умер восьмидесяти семи лет, почти забытый как художник.

ВСЕ СМОЛЯНКИ

 
 

В 1773 году «Санкт-Петербургские ведомости» отмечали «важное событие» — «первый выход на гулянье в Летнем саду благородных воспитанниц Смольного института». По случаю этого гулянья, а также первых институтских спектаклей, Екатерина заказала Левицкому портреты смольнянок; их надлежало изобразить в театральных костюмах, соответствующих игранным ими ролям. Данная серия, написанная Левицким в 1773-1776 годах, состоит из семи больших портретов в размере натуры.

Институтки изображены во весь рост на фоне условного декоративного пейзажа или пышных занавесей, ниспадающих тяжелыми широкими складками. Этим приемом художник подчеркивает, что предметом изображения является здесь не реальная жизнь, а театр. В композиции всех портретов намеренно выбран несколько пониженный горизонт — художник показывает своих героинь с той же точки, с какой зритель из партера смотрит на сцену.

Своеобразие замысла заключается, прежде всего, в том, что перед нами не портреты в обычном смысле этого слова, а портреты-картины, в которых раскрывается то или иное действие. Героини Левицкого танцуют, играют на арфе, исполняют театральные роли. Другой особенностью замысла является то, что портреты составляют цельный и замкнутый цикл, объединенный не только внешне, при помощи декоративных приемов, но и обладающий внутренним единством, общей душевной настроенностью. Все портреты варьируют, в сущности, одну и ту же тему цветущей, жизнерадостной юности.

И все-таки у каждой из позировавших Левицкому «смолянок» была своя судьба.

В Русском музее - выставка отреставрированных портретов знаменитой серии Левицкого.

 

Наталья Семёновна Борщёва, в замужестве Ховен 1776г.

 

Екатерина Ивановна Нелидова 1773г.

Александра Петровна Лёвшина 1775г.

Глафира Ивановна Алымова 1776г

Молчанова Екатерина Ивановна 1776 г

Феодосия Степановна Ржевская и княжна Настасья Михайловна Давыдова 1772 г.

Екатерина Николаевна Хрущёва и Екатерина Николаевна Хованская 1773 г.

Екатерина Николаевна Хрущёва и Екатерина Николаевна Хованская 1773 г.