1. Техника фрески: левкас. Н.М. Михайлова. «Химия и жизнь» №6 1969

 

Н. КОЛОВРАТ — псевдоним. Автор — Н.М. Михайлова

Журнал «Химия и жизнь», 1969 №№ 6 и 9 

Обложка журнала «Химия и Жизнь». 1969 № 6 Левкас

 

ДРЕВНЕЕ ИСКУССТВО ФРЕСКИ: ЛЕВКАС

 

Зимой Ферапонтов монастырь безлюден. В церквах чисто, холодно и полутемно. Праздничность и торжественность росписи, покрывающей все стены храма, не оставляет равнодушным даже непосвященного в тонкости фрески и содержание библейских сюжетов. Кажется, стена покрыта легким ковром из цветного камня.

«Дионисий иконник со своими чады» расписал храм Рождества Богородицы более четырех столетий тому назад. Стенные росписи пережили расцвет и запустение обители, избегли разрушительного действия пожаров и войн. До сих пор они поражают зрителя свежестью красок, тонкостью колорита и хорошей сохранностью грунта..

Ферапонтовские росписи исполнены на штукатурке техникой фрески.

Фресками нередко называют любые стенные росписи. Но это неверно. Стенные росписи могут быть выполнены на различном грунте — камне, гипсе, штукатурке, бетоне, и краски могут быть разведены по-разному— на масле, на яичном желтке, на воде. Существуют довольно строгие соот­ветствия между грунтом, красками и способом их нанесения; отсюда возникают различные техники  настенной живописи.

Фресковая живопись использует в качестве грунта известь, штукатурку. Основной принцип техники фрески угадывается в самом названии. По-итальянски слова «fresco», «alfresco» означают «свежий», «по свежему» и подразумевают живопись разведенными на воде красками по сырой шту­катурке. На Руси этот способ живописи назывался «стенным письмом по сырому левкасу», а название «фреска» было заимствовано у итальянских  художников.

Этот род живописи отличается удивительной долговечностью. Если пойти против потока времени и проследить традицию фрески до ее источников, то наградой нашей любознательности послужит то большое удовольствие, которое человек получает от обозрения различных стран, религий и культурных эпох.

Из русских лесов перенесемся сначала в базилики Святого Марка и Святого Ангела доминиканских и францисканских общин, где мастера итальянского Возрождения «благородным и прекрасным способом фрески» (по выражению Поля Бодуэна) рассказывали прихожанам о возвышенной жизни основателей общин.

В Испании увидим фрески церквей XIXII веков, которые пережили ужасы инквизиции, а во Франции — кровавую борьбу католиков и гугенотов.

Первые настенные изображения Иисуса из Назарета освещались в римских катакомбах пламенем факелов на тайных собраниях гонимых христиан.

Изящные декоративные росписи, украшавшие виллы аристократии Помпеи и Геркуланума, являют ту степень технического совершенства, которой достигла античная фреска со времен эгейской культуры.

Росписи этрусских гробниц переносят нас на две с половиной тысячи лет назад.

И, может быть, к той же технике следует отнести «наскальные рисунки», выполненные в пещерах на тонком слое влажного грунта, что и обеспечило их сохранность на тысячелетия.

 Ссылка: Иллюстрации см. ниже в ПРИЛОЖЕНИИ

Каждая страна и эпоха создавали свои приемы в технике фрески, и это разнообразие объясняется разницей в климатических условиях, качестве природных материалов и художественных вкусах. Но все эти приемы объединены основным принципом — нанесением разведенных на воде минеральных красок на сырую штукатурку («левкас»); и в этом принципе заложены и трудности, и достоинства фресковой живописи.

Трудоемкость и тщательность составления грунта под живопись вполне искупается его прочностью и стойкостью к действию влаги, ветра и тепла. Выбор красок ограничен, но скупая палитра фресок создает ту простоту колорита, которая позволяет назвать этот способ самым прекрасным и благородным.

По влажному левкасу можно писать только один день: штукатурка быстро высыхает. Живопись по влажному грунту вырабатывает у художника твердую, уверенную манеру письма, так как исправ­ления написанного (после высыхания левкаса)  невозможны.

Эти три стихии фрески — левкас, краски и нанесение рисунка — определяют сохранность и красоту фрески. Пользуясь практическими указаниями старых мастеров и современными объяс­нениями сущности химических процессов, которые протекают при подготовке левкаса, во время его затвердевания и при взаимодействии между ним и красками, попробуем описать основные приемы фресковой живописи.

Для этого вернемся назад, в монастырский двор, где иконописная артель приступила к росписи храма. Воображению читателя предоставляем воссоздать картину полного жизни и утренних забот монастыря, со стен которого открывается озерная гладь, темные леса вдали, мельницы на холмах и серые крыши монастырских деревень.

Храм уже год как окончен постройкой. Стены просохли, и подмастерья тщательно промывают их перед нанесением первого слоя левкаса. Во дворе, в творилах, закрытый от доступа воздуха и света лежит левкас, к составлению которого артель приступила два года назад.

Два года ежедневно левкащики создавали тело фрески, тщательно соблюдая «состав старых мастеров», чтобы душа фрески — стенное письмо — вечно радовала людей и досадная небрежность или неопытность не послужила причиной ее гибели и забвения.

Искусство фрески начинается со знания того, как правильно приготовить грунт для живописи. Если не соблюсти правила, творение мастера обречено на гибель. Поэтому руководства по технике фрески всех времен — от скупых рецептов античных авторов (Плиния и Витрувия) до подробных трактатов о живописи эпохи итальянского Возрождения — уделяют чрезвычайное внимание способам приготовления грунта под фреску и выбору материалов. Художники фрески часто всю жизнь работали с одним штукатуром, разбиравшимся во всех тонкостях фресковой живописи, понимавшим ее требования.

Ремесло штукатура известно с древнейших времен — несколько тысяч лет тому назад человек освоил способ покрытия стен смешанным с песком известняком, который защищал стены от разрушения.

ОБЖИГ. Этот способ замечателен тем, что нерастворимый в воде природный известняк после обжига превращается в бурно реагирующую с водой едкую известь.

ГАШЕНИЕ. Соединение едкой извести с водой называется «гашением», и этот процесс позволяет получить пластичное известковое тесто — гидрат окиси кальция.

НАПОЛНИТЕЛЬ. В гашеную известь добавляют песок (две части песка на одну часть извести) и наносят ровным тонким слоем на поверхность стены.

КАРБОНИЗАЦИЯ. Со временем вода испаряется, гидрат окиси кальция реагирует с углекислым газом воздуха, карбонизируется, и превращается в известняк, нерастворимый в воде.

Таким образом, известь после цикла технологических превращений — обжига, гашения и карбонизации — вновь возвращается в свою природную устойчивую форму.

Процесс карбонизации весьма сложен и до конца еще не изучен. Он протекает медленно, неравномерно. Сначала на поверхности образуется тонкая пленка СаСОз, которая препятствует доступу углекислого газа в толщу штукатурки. Когда эта пленка высыхает, она становится пористой, через поры доступ С02 возобновляется, и затвердевают и более глубокие слои. Крупные, по сравнению с зернами гидрата окиси кальция, частицы песка помогают проникновению воздуха в глубь слоя и служат опорой для пластичного известкового теста.

Известь, предназначенную под фрески, обжигают на древесном топливе, свободном от сернистых примесей. Затем гашением с избытком воды получают жирную известь, состоящую из крупных рыхлых зерен гидрата Са(ОН)2; часть гидрата растворяется.

Итальянские и византийские мастера брали пролежавшую не менее года жирную гашеную известь, затем просеивали ее и промывали, чтобы избавиться от грубых не погасившихся частиц и растворимых солей, и смешивали ее с песком. Затем тщательно мешали, пока штукатурка не стано­вилась похожей на масло. Но эти сравнительно простые рецепты оказались непригодными в нашем русском климате. Поэтому, у нас применялась более сложная обработка известкового теста.

Искусство фрески пришло на Русь из Византии вместе с распространением христианства. Уже в XI—XII веках русские мастера расписывали киевские и новгородские церкви. Сложная техника стенного письма передавалась от учителя к ученику, от отца к сыну «по преемству тайны». Многие секреты ремесла оставались достоянием узкого круга мастеров и с их смертью были утеряны.

Однако некоторые рецепты сохранились в более поздних письменных руководствах XVI века. К этому времени техника стенного письма достигла той творческой зрелости и мастерства, которые основаны на практике многих поколений искусных живописцев, горьком опыте их ошибок и разочарований, на их вере в необходимость совершенства.

Чтобы прочувствовать всю сложность состава старых мастеров и важность выполнения каждой мелочи в составлении левкаса, обратимся к тексту «Указа стенному письму» из «Иконописного подлинника» XVI века.

Левкас стенного письма начинай составляти после великой недели.

А известь была бы стара, лет пяти или десяти; а что старее, то лучше.

 С течением времени в гашеной извести изменяется структура зерен гидрата окиси кальция. Характер этих изменений недостаточно ясен, но предполагается, что при вылеживании уменьшается объем зерен гидрата и известь становится более плотной.

А известь высевать решетом, первое редким, а после частым, чтобы были чисты и мягки, как мука пшеничная

Просеивают известь для того, чтобы  избавиться от грубых не погасившихся частиц.

И высевать та известь в творило, да наливать водою,

да размешивать с водою нажидко гораздо да покрыто чтобы она,

и стоять ей покрытой часов пять или шесть;

и как пройдут урочные часы, и тогда раскрыть

и та известь падает на дно вся в творило, а вода устоится наверху, а поверх воды выдет емчюга. Емчюгу снимать и бросать на землю,— а емчюга, что лед; и воду тое слить на землю с емчюгою, чтобы осталась одна  известь…

Так начинается промывание извести. Вода, которая «устоится наверху», — это раствор минеральных солей, сохранившихся в извести после обжига. Эти соли уже в сухой штукатурке могут раствориться под действием влаги из воздуха, а при выпадении из раствора образовать кристаллические «выпоты» на поверхности живописного слоя.

В жирной извести небольшая часть гидрата окиси кальция растворяется водой. Соединяясь с углекислым газом, она превращается в углекислый кальций, который мастера называли «емчугой» и сравнивали с образующимся на поверхности воды льдом.

А на известь наливать свежая вода, и размешивать ее с водою нажидко по-прежнему и мешать, покрыть и стоять по-прежнему часов пять или шесть. И так чредить левкас по всю дни и ночи недель семь

«И так чредить»… День и ночь, все лето… Русские мастера вынуждены были столь долго промывать известь, потому что, кроме растворимых солей, они стремились вывести из извести всю «емчюгу». А на это одного нашего северного лета не хватало…

К зиме огрести левкас в кучу да погрести с рогозами.  И тою зимою левкас вымерзнет и отлежится и выступит из него достальная емчюга. И на новую весну с велика дня вскоре наливати его водою попрежнему  все так же, и наливать, нацеживать недель шесть.

Если же этого не сделать, то «левкас не важен бывает», потому что

Лет в десять или много в двадцать учнет изнутри выступать емчюга поверх письма, что морок пойдет будет письмо, а пособить будет нечем.

Русские левкащики готовили левкас плотный, с мелкими зернами гидрата окиси кальция, и даже не всегда добавляли в него песок. Поэтому в сыром и холодном воздухе он затвердевал медленно. Раствор Са (ОН)2 постепенно поднимался из внутренних слоев к поверхности уже высохшей фрески и, соединяясь с углекислым газом воздуха, превращался в углекислый кальций, белые кристаллы которого покрывали фреску порошкообразным налетом — «мороком»  (от слова «мрак»).

Старые мастера старались искусственно «отощить» жирную известь: удалить растворенную часть гидрата (промыванием), уменьшить величину зерен (при вылеживании и вымораживании).

В жирной извести водный раствор Са(ОН) служил минеральным клеем для нерастворенных зерен Са(ОН)2 и частиц песка. Обедненный или даже вовсе лишенный этого естественного клея левкас искусственно «обогащали» органическими скрепляющими составами: поливали «клеем сильным» из еловой коры с ячменным отваром, посыпали «мукою овсяною чистою». Вместо песка русские мастера чаще всего использовали мелко изрубленный лен или солому.

И вот только теперь левкас становился «вечен, крепок и чист»…

Этот древний рецепт может привести в недоумение мешкотностью и необъяснимостью некоторых действий, но, с другой стороны, строгость языка, емкость образов и основательность рассказа внушают доверие (так же, как и в некоторых других «загадочных» рецептах). Ведь необъяснимо, но для дегустаторов несомненно, что вино становилось лучше, пролежав десятки лет в погребах старинных замков, а чай — особенно душист и крепок после долгого плавания в трюмах старых парусных клиперов.

Но с приготовлением левкаса не кончаются заботы левкащиков. Перед нанесением его на стену необходимо убедиться в том, что стены осели и больше не впитывают влагу из грунта, что кирпичная кладка хорошо просохла. Необходимо также тщательно промыть стену, а потом

«по суставам гвозди бить меж кирпичами полутесовые, по мере, да часто водой поливать и полевкасить по гвоздям, и как высохнет, еще полевкасить под краски лопаткой железною нагладко».

Вода, в которой разведены краски, попадая на поверхность влажного левкаса, проникает в известь, и частицы краски оказываются окруженными насыщенным известковым раствором. После образования на поверхности левкаса тонкой кристаллической пленки углекислого кальция внутри ее остаются зерна краски. Получается новый материал — окрашенный известняк.

Румынский фресковый живописец Петреско сравнивал создание фрески с природным процессом образования цветного мрамора. А веселый рыцарь фрески Мартин Кноллер в своем манускрипте о живописи со свойственной ему живостью восклицает:

«А что же такое фресковая живопись, как не просто крашение извести?

Разумеется, известь должна быть хорошо выкрашена…»

И то верно… Болгары называют художников-стенописцев изографами, малороссы – малярами. Это слово до конца XVIII в. и у нас обозначало «художник, живописец», но постепенно оно приобрело значение «красить грубо», малевать, и теперь мы называем малярами тех, кто «просто красит» стены, покрытые штукатуркой.

Если бы маляры красили стены не по сухой, а по влажной и чистой штукатурке, и не масляными, а минеральными растворенными на воде красками, соблюдая правила техники фрески, то им бы не пришлось так часто перекрашивать стены домов. Такая крашеная известь сохраняется веками, несмотря на дождь и снег.

Выбору красок под фресковую живопись уделяется не меньшее внимание, чем составлению левкаса. О красках и работе живописца речь пойдет в следующей части статьи.

 Далее