ДАЕВ Михаил Павлович родился 1 октября 1880 года в Санкт-Петербурге в семье Павла Андреевича Даева (1830-1890) — чиновника Почтового ведомства, действительного статского советника. Отец был женат дважды. О родственных связях см. в Приложениях.
М.П. Даев учился во 2-й гимназии Санкт-Петербурга. Где он получил музыкальное образование, неизвестно, но оно было, видимо, весьма основательным, так как позволило ему впоследствии участвовать в струнных квартетах и управлять симфоническими оркестрами. Однако по окончании гимназии он поступил не в Консерваторию, а в Санкт-Петербургский университет на физико-естественный факультет, так как вторым его увлечением была химия. У себя дома он оборудовал химическую лабораторию, где производил опыты вместе со своими друзьями, тоже химиками.
Летом 1904 года он с тремя другими студентами поехал на стажировку на сахарный завод, расположенный в селе Городище Киевской губернии (см. фото). Здесь Михаил Павлович познакомился с дочерью врача А.Г. Сикорского, Анной Антоновной. (Родственные связи с известным изобретателем вертолётов И. Сикорским не исключены, но документально пока не установлены).
В 1906 году он окончил университет, и летом того же года 15 июля состоялась свадьба М.П. Даева и А.А. Сикорской. Этот день в семье Даевых отмечался ежегодно с особой торжественностью. Дети готовили родителям подарки и писали им письма с поздравлениями. Молодожены поселились в Москве, и Михаил Павлович стал преподавать химию в частном реальном училище Александрова.
Вероятно, осенью того же года Михаил Павлович поступил в Петровскую сельскохозяйственную академию, но уже не штатным студентом, а вольнослушателем. Получил ли он второй диплом, неизвестно, но, так как у него сохранилась фотография, где он запечатлен вместе с выпускниками академии 1910 года, то можно датировать окончание учебы в академии этим годом. Дружеские связи с преподавателями и выпускниками Петровской академии у него сохранились на всю жизнь.
Первые 4 года после женитьбы, пока он учился в Академии, М.П. Даев преподавал химию в частном реальном училище Александрова в Москве. За эти годы у Михаила Павловича и Анны Антоновны Даевых родились три дочери:
Мария (Муся) родилась в 1907 году 4/17 июля. По окончании школы поступила в московскую Консерваторию, которую окончила по классу контрабаса в 1932 году. Всю жизнь была музыкантом в оркестре Большого театра СССР и в симфонических оркестрах, которыми руководил отец. С первым мужем, А. Синяковым, разошлась. Её второй муж, М.Н. Штейнке, был музыкантом. Их дочь, Нина Михайловна Сударева родилась в 1937 году. Мария Михайловна умерла в возрасте 50 лет в 1957 году и похоронена на Пятницком кладбище рядом с могилой отца.
Ирина родилась в 1908 году 25 сентября/ 8 октября. По окончании школы поступила на Химический факультет Московского Высшего Технического Училища (МВТУ). По окончании института всю жизнь работала химиком в разных научных учреждениях Москвы В 1934 году вышла замуж за Бориса Николаевича Степаненко, тоже химика. Дети: в 1937 году 9 марта родилась дочь Ольга (Лёля) и в 1941 году сын Андрей (умер в 1971). Ирина Михайловна умерла в 1997 году в возрасте 90 лет.
Наталья родилась в 1910 году 20 августа/2 сентября. Играла на виолончели в симфонических оркестрах, которыми руководил отец. По окончании школы поступила в радиотехнический техникум, потом в МГУ и окончила физфак. Работала физиком в научных учреждениях. Муж Николай Алексеевич Манько (19 марта 1911 —1970). Сын Юрий.
В 1912 году М.П. Даев поступил на государственную службу в чине титулярного советника в Министерство народного образования. Он получил место преподавателя химии во 2-м реальном училище, расположенном на Садово-Самотечной улице в доме № 8. После революции 2-е реальное училище превратилось в общеобразовательную среднюю школу № 32 Краснопресненского района.
Расположенная напротив женская гимназия Ржевской превратилась в школу № 30 того же района. В этой школе учились дочери М.П. Даева и моя мама, Татьяна Юрьевна Коробьина. После войны она стала учительницей истории, и в её классе учились внучки Даева.
В 1921 году М.П. Даев преподавал природоведение в школе № 30, при этом уроки часто проводил в своем естественнонаучном кабинете в школе № 32.
В те годы он также по совместительству преподавал химию в других учебных заведениях: в Пожарном Техникуме и на Химических спецкурсах в середине 1920-х, а в начале 1930-х — в Жировом Техникуме.
УЧИТЕЛЬ, ПЕДАГОГ И ОТЕЦ
В 1975 году Т.Ю. Коробьина при изучении документов Министерства Народного просвещения в Отчете директора 2-го реального училища Смирнова за 1914 год (дело 371, лист 76) под № 6 обнаружила фамилию хорошо знакомого ей М.П. Даева и сделала выписку с текстом его служебной характеристики. Вот она.
Штатный преподаватель естествознания и географии, титулярный советник Михаил Павлович Даев состоит на службе в ведомстве Министерства Народного просвещения второй год. Высшее образование получил в Императорском Санкт-Петербургском Университете по естественному разряду физико-математического факультета, где окончил курс в 1906 году с дипломом I степени. До поступления на настоящую должность, в которой он состоит с 15 августа 1912 года, занимался преподаванием в частном Реальном училище Александрова в Москве. В настоящем году Даев преподает в Московском 2-м Реальном училище естествознание в I-V классах и VII классах и химию в VI классе. В VII классе он состоит классным наставником.
Господин Даев занимается своими предметами с увлечением, которое передаётся и его ученикам. Успех дела усиливается требовательностью преподавателя, предъявляемою к ученикам по исполнению задаваемых им уроков и отчетов о виденном и слышанном в классе. Когда позволяет время, господин Даев дополняет классные занятия экскурсиями с учениками по Москве и её окрестностям. По обязанности классного наставника он близко принимает к сердцу все нужды учеников своего класса и является деятельным ходатаем за них перед педагогическим советом.
Директор Реального училища Смирнов
Этот документ 1914 года дает представление о том, каким прекрасным педагогом был Михаил Павлович уже в начале своей педагогической деятельности. Хотя основным его предметом была химия, но по своему образованию и интересам он был натуралистом, в старом понимании этого слова. Поэтому в Реальном училище он создал не просто химическую лабораторию, а естественнонаучный кабинет, где проводил уроки, а с особо любознательными учениками вел дополнительные, факультативные занятия по естествознанию, природоведению и коллоидной химии. Многие из его учеников по окончании Реального училища и школы № 32 шли в ВУЗы, где получали специальности химиков, физиков, врачей, и некоторые из них стали крупными учеными в своей области.
Из дневников его дочерей видно, что и после революции М.П. Даев продолжал «дополнять классные занятия экскурсиями с учениками по Москве и её окрестностям», а любую прогулку в лес со своими дочерьми превращал в экскурсию с непременным сбором растений для гербария. Свою неутолённую страсть к путешествиям и приключениям он воплотил в придуманной им игре в «кругосветное путешествие» в 1918 году. Он был не только талантливым педагогом, но и талантливым семьянином и отцом, ― «профессией» весьма редкой, бесценной, можно сказать.
МУЗЫКАНТ И ДИРИЖЕР
ПЕРВЫЙ ОРКЕСТР и ПЕРВЫЕ КВАРТЕТЫ
Пришло время сказать ещё об одном таланте М.П. Даева, с которым связана его многолетняя деятельность как музыканта и педагога. Осенью 1923 года М.П. Даев и его сослуживцы по МОСХ, умевшие играть на разных инструментах, решили создать оркестр и с помощью музыки зарабатывать деньги на пропитание. Оркестр под названием «ТОРТ» и отдельные группы музыкантов М.П. Даев изобразил на своих шаржах в декабре 1923 года, по-видимому, предназначая их для показа на совместной встрече Нового 1924 года.
Тогда же зародились первые струнные квартеты, под разными названиями и с разными составами они просуществовали до начала войны. Любители струнных квартетов в 1924—1925 годах регулярно (два-три раза в неделю, а то и чаще) собирались по вечерам в кабинете второй скрипки, М.П. Даева и музицировали.
Упоминания о квартетах можно найти в дневнике Иры. В ноябре 1923 года она пишет: «Теперь каждое воскресение у нас бывают квартеты, в которых участвует папа (2-я скрипка)». В декабре 1923 года она пишет: «Теперь папа участвует в оркестре «ТОРТ», они дают концерты и зарабатывают этим деньги. Квартеты у нас тоже бывают, но не всегда по воскресениям. Недавно у нас был квинтет». Однако более интересна сохранившаяся до настоящего времени «Летопись квартетов», написанная самим Михаилом Павловичем в обычной для него шутливой манере. Летопись, как и положено этому жанру, начинается эпически, и библейские мотивы в ней сочетаются с близкими душе летописца химическими терминами.
“ЛЕТОПИСЬ КВАРТЕТОВ”
«1924 года 20 декабря открывается страница «Летописи квартетов», нашедших приют близ жилища семейства Даевых в Москве на Садовой Самотечной улице в доме № 8. Ферментом, пустившим в ход музыкальную реакцию, явился профессор А.А. Рождественский. Своей мощной рукой он столкнул первую четверку и сказал:
«Плодитесь, размножайтесь и населяйте землю звуками. Я же буду творить вам скрипки и всё другое, кроме контрабасов, кои за их нелепости предаю проклятию!» И, отошед, почил от дел своих.
После сего первоначальный хаос рассеялся и, по охлаждении, откристаллизовал четырёх: В.А. Рудольского (1-я скрипка), М.П. Даева (2-я скрипка), И.К. Никольского (альт) и Н.А. Дубакова (виолончель). 14 октября 1923 года (1 октября, по ст. стилю) в день рождения и именин одного из участников, М.П. Даева, они ударили в смычки, исполнив квартеты Бетховена и Бородина. Несмотря на поданные к чаю пирог с капустой и холодную закуску, впечатление от музыкального выступления получилось плохое, и некоторые Сивиллы предсказали гибель предприятия. Но нет! Фортуна готовила рожденному единению иной удел: оно стало жить, расти и размножаться. Поначалу робкие и неуверенные смычки стали наглеть и искать ответа в соседних созвучиях. Нарождался ансамбль».
«Второй состав [с альтистом М.А. Пионтковским] волей революционного народа был наименован «Квартетом имени профессора А.А. Рождественского», каковое название перешло и на третий состав. Весной 1924 года в силу неумолимой музыкальной жажды, с особой силой проявившейся у Н.А. Дубакова, был образован 4-й состав с участием 1-й скрипки Н.К. Переверзева. Последний, вступив в квартет, обратил внимание на динамику, упразднил рёв и ввёл пианиссимо, подобное елею… Помимо квартетов иногда исполнялись квинтеты, секстеты и октеты, но так как в мозгу историка они плохо запечатлелись, то и не будем о них говорить».
Итак, состав квартетов менялся, но неизменным оставалась 2-я скрипка, М.П. Даев. После столь эпического начала в Летописи следуют краткие записи с указанием даты собрания, фамилий участников и исполненных ими в этот день произведений.
Так, например, 5 января 1925 года Н.К. Переверзев, М.П. Даев, М.Я Пионтковский и Н.А. Дубаков исполнили 1-й квартет Бетховена, Славянский квартет Глазунова и 2-й квартет Кюи. Далее следует «Историческая справка № 1 «Легенда о Хозкоме».
Как «редкий пример выносливости» любителей квартетов летописец отмечает их собрание 11 января 1925 года, когда они сыграли два квартета Шуберта, 3-й квартет Копылова и три опуса Пятницы, а «в перерыве ходили слушать радиоконцерт, принятый радиостанцией школы №32». Летописец пишет: «Как показывают цифры Летописи, в среднем квартетный состав проигрывает в один присест 4 квартета, после чего чувствуется утомление». Тут же записано мнение виолончелиста Дубакина, который сказал, что «лучше квартета Копылова он не знает». Утомление снимали с помощью «стаканчика померанцевой» и закусывали её «ломтиками копченой колбасы». Иной раз пили чай с булкой и сахаром, но и они имели привычку исчезать. Из-за этого пришлось создать Хозком, хозяйственный комитет, состоящий из лица женского пола, который должен был заботиться о достойном пропитании музыкантов.
СПРАВКА Н.М. Михайловой. Август 2018.
КОПЫЛОВ Александр Александрович (1854-1911) — композитор, преподаватель в Императорской Певческой Капелле. Член Беляевского кружка, возникшего после распада Балакиревского кружка, который Стасов назвал “могучей кучкой”. Основные сочинения Копылова: симфония, скерцо для оркестра, струнные квартеты, андантино на тему В — la — f (Беляев ), прелюдия и фуга для струнного квартета на ту же тему, пьесы для скрипки и для фортепиано, хоры, романсы, церковные композиции и др. Его церковные композиции не забыты, они и в наше время исполняются на церковных службах, так же как и композиции его современника Гречанинова. Эта справка о А. Копылове взята из дополн. тома № 2 ЭСБЕ изд. 1905 г. (где год смерти ещё не был указан, отчего я думала, что в 1924 году ему могло быть 70 лет).
В дополнит. томе № 1 есть справка и о самом М.П. Беляеве (1835-1904.), которому композитор Копылов посвяшал свои опусы. Эту правку написал ещё один квартетист, проф. Н.А. Гезехус. Как и А. Копылов, он тоже был постоянным участником Беляевских собраний по пятницам. Изданные Беляевым сборники нот тех сочинений, что исполнялись на этих концертах, так и назывались “ПЯТНИЦЫ”. Они-то и упомянуты в “Летописи квартетов” М.П. Даева. Значит, эти старые сборники нот у музыкантов 1920-х годов ещё хранились.
Между листами “Летописи квартетов” Даева сохранился отдельный лист с написанным от руки стихотворением. Оно посвящено М.П. Даеву по случаю исполнения квартета А.П. Бородина и датировано 18 июля 1924 года (то есть за полгода до начала “Летописи”, когда Квартета ещё не было). Однако, внизу в качестве автора указан столь любимый квартетистами “А.Копылов”, чего не могло быть , так как из справки следует, что композитор умер в 1911 г.
Как это понимать? Скорее всего, это была просто шутка – один из тех розыгрышей, которыми увлекались, как сам автор “Летописи”, так и его друзья, музыканты. Предположение тем более основательное, что из воспоминаний участников Беляевских Пятниц видно, что в их собраниях и застольях музыканты тоже любили подобные розыгрыши. См. ссылку.
http://rimskykorsakov.ru/lukonin02.html
Д.Е. Луконин. Н.А. Римский-Корсаков и “Беляевский кружок“.
В своих Квартетах М.П. Даев, возможно, воссоздавал атмосферу, царившую на вечерах в доме М.П. Беляева и сохранял преемственность традиций того кружка. Ниже ср. с тем, как в 1940 году другие квартетисты, встречая Новый 1940 год, читают шутливые послания от знаменитых композиторов (давно умерших, в том числе и С. Танеев). Автором этих посланий был неутомимый на выдумки М.П. Даев. Кстати, как пишут биографы, “Танеев очень любил вообще «дружественно поиздеваться» и состроумничать к случаю, иногда даже перехватывая через край в этом”.
А кто же был автором этого стихотворения с подписью А. Копылова? Вряд ли им был сам Даев, не стал бы он посвящать стих самому себе. И написано оно не его почерком. Может, это всё же старое стихотворение самого А. Копылов, и только датированное 1924 годом? Мне кажется это маловероятным. Возможно, его сочинил кто-то из тех, кто мог так же, как А. Копылов, помнить и остро переживать бывшую в 1860-х годах борьбу и смерть своих старых друзей. Итак, нам автор неизвестен. Но несмотря на это, мы всё же публикуем этот документ точно в том виде, в котором он сохранился в архиве Михаила Павловича Даева.
ПОД ВПЕЧАТЛЕНИЕМ КВАРТЕТА БОРОДИНА.
Посвящается М.П. Даеву
То было так давно! Вы, может быть, ребёнком
Резвились, я же был тогда в расцвете сил.
Я не был изощрён в любви искусстве тонком,
Но музыку уже, как женщину, любил.
То были дни борьбы. В искусстве обветшалом
Была пробита брешь. Шла крохотная рать
Талантов молодых, с дерзаньем небывалым.
Дорогу новую в мир звуков пробивать.
Толпа, как стадо, шла за прежними богами,
И старые жрецы подняли злобный гам
Искусства были те ославлены врагами,
Кто смело звал к далеким берегам.
Их было шестеро. Они давно в могиле, —
Из стаи славной уцелел один.
Всех гений осенил. Но по орлиной силе
Средь первых первым был, друг старый, Бородин.
Он не был мастером, отдав другой науке
Все знания свои, но не зарыл талант
Чудесно воплощать свои дерзанья в звуке,
Как гениальный дилетант.
Звучали все его симфонии, концерты,
Как лозунг боевой, в них был орлиный взлет.
А «Игорь» славу всё ещё ему поёт.
Но враг не мог стерпеть, что рвёт все цепи, дерзкий,
Не хочет признавать заветных их основ.
И, помню я, как вой тогда раздался мерзкий
Учёных критиков-ослов.
Они забыты все, а своенравный гений
Его нашёл себе признание давно.
И творческий задор его былых творений
Хранит свой аромат, как старое вино.
В них всё прекрасно так — и простота, и сложность.
Он словно говорит: «Из сердца я творю».
За то, что слушать друга дали мне возможность,
Вас от души благодарю.
18/VI – 24. А. Копылов
Примечание 2-е. В своем стихотворении неведомый автор вспоминает “дни борьбы” членов Балакиревского кружка 1860-х годов. Ими были: М.А. Балакирев, А. П. Бородин (1834-1887), Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский и Н.А. Римский-Корсаков (1844—1908). Сами они называли свой кружок «Новая русская музыкальная школа». Во Франции принято название «Пятёрка» или «Группа пяти» («Groupe des Cinq») по числу основных представителей «могучей кучки» (так их назвал критик В. Стасов в своей статье). Но автор стиха пишет не о пяти, а о шести: “Их было шестеро, Они давно в могиле”. И далее:
“Из стаи славной уцелел один”. Кого же автор имел ввиду? Из “Пятерки” все умерли до 1908 г. Видимо, шестым автор считал композитора А.К. Глазуно́ва (1846-1936) — с 1907 по 1928 г. был директором Консерватории. Затем эмигрировал из СССР и умер во Франции. В 1924 г. ему было 73 года.
К.Е. Маковский. “Дружеский шарж на Могучую кучку (пастельный карандаш, 1871).
Слева направо изображены: Ц.А. Кюи в виде лисы, виляющей хвостом; М.А. Балакирев в виде медведя; в середине В.В. Стасов (на его правом плече в виде Мефистофеля скульптор М.М. Антокольский, на трубе в виде обезьяны — В.А. Гартман); Н.А. Римский-Корсаков (в виде краба) с сёстрами Пургольд (в виде домашних собачек); М.П. Мусоргский (в образе петуха); за спиной Римского-Корсакова изображён А.П. Бородин; справа вверху из облаков мечет гневные перуны А.Н. Серов.
СИМФОНИЧЕСКИЕ ОРКЕСТРЫ
При школе №32 существовал Музыкальный кружок, где занимались ученики школы, а также учащиеся Химического Техникума, где М.П. Даев преподавал химию. На базе этого кружка Михаил Павлович создал полноценный Симфонический оркестр, исполнителями в котором были ученики школы и три преподавателя.
В марте 1924 Ира записывает в своем дневнике: «Уже давно в школе образовался оркестр, в котором участвуют только ученики. Муся играет на «casso», а потом будет играть на контрабасе. Ната учится на виолончели, а я только на пианино, и того для меня достаточно».
Сохранилась рукописная программа концерта, посвящённого 3-летию оркестра.
КОНЦЕРТ 27 апреля 1927 года
Празднование 3-летия Оркестра.
Дирижер М.П. Даев. Концертмейстер А. Софронов.
Состав оркестра, инструменты и число исполнителей:
1-е и 2-е скрипки (9), альты (2), виолончели (3) и контрабасы (2). Флейты (2), гобои (2), кларнеты (2) и фагот (1). Валторны (2), трубы (2), тромбоны (2) и саксофон (1). Ударные (3). Рояль (2) и фисгармониум (1). Всего 37 человек, ученики и три преподавателя.ПРОГРАММА:
Масканьи. Интермеццо из оперы «Сельская часть». Исполняет с оркестром Г.Денисов
Фреде. Каватина. Исполняет на трубе В. Гутман
Сен–Санс. Концерт для виолончели. Исполняет А. Власов
Григ. Сюита «Пер Гюнт». Исполняет оркестр
Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром. Исполняет А. Софронов.
Ипполитов–Иванов. Кавказские эскизы. «Шествие солдат». Исполняет оркестр
Об этом школьном симфоническом оркестре дважды писали в газете «Известия». Оркестр давал концерты не только в школе №32, но и в других школах Москвы, а также в клубах и на предприятиях.
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР В КЛУБЕ
«Красный деревообделочник»
В начале 1930-х годов М.П. Даев создает свой третий оркестр, на этот раз в Клубе Лесной промышленности с комичным названием «Красный деревообделочник», упомянутый в справке среди лучших клубов Москвы. Этот клуб занимал 2-х этажное здание на Лубянской площади, на месте которого в 1950-е построили «Детский мир».
В этом оркестре исполнителями были не только «деревообделочники», но и его бывшие ученики, ставшие профессионалами (как его дочь Муся), и его друзья из мира науки, тоже музыканты. В 1934 году Клуб вручил М.П. Даеву грамоту с выражением благодарности за организацию самодеятельности.
КВАРТЕТ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ
Когда возник Квартет Научных работников, история умалчивает. Вероятнее всего, своим происхождением он тоже был обязан М.П. Даеву и квартетам 1920-х годов. Участниками этого квартета были люди разных профессий:
1-я скрипка ДОЛГОВ Петр Николаевич, доктор наук, астроном, профессор
2-я скрипка ДАЕВ Михаил Павлович, преподаватель химии
Альт ГЕРЗЕН Семён Львович, юрист
Виолончель ДУБАКОВ Николай Алексеевич (1901-1949), экономист. Участник ещё Первых квартетов 1924 г. (см. выше и шаржи) и друг М.П. Даева до конца жизни.
18.12.2012. ВСТАВКА НМ :
Сведения о Н.А. Дубакове сообщила его дочь, Наталья Николаевна, после того, как случайно обнаружила в поисковике его фамилию на сайте Домархив. Она прислала мне фотографию – снимок группы лиц с музыкальными инструментами. Вероятно, тоже оркестр. Слева стоит Н.А. Дубаков, а остальных ни она, ни я не знаем. Помещаю здесь эту фотографию на всякий случай – может, кто-нибудь её увидит и узнает кого-либо. В таком случае, к Вам просьба, будьте любезны, напишите письмо на адрес сайта (он стоит на Главной стр. вверху) и сообщите, кого узнали.
31 декабря 1939 года они собрались, чтобы вместе встретить Новый 1940 год и заодно сыграть три-четыре струнных квартета. За пиршественным столом вторая скрипка зачитал 12 телеграмм, в которых разные организации и физические лица поздравляли знаменитый квартет с наступлением Нового года. Телеграммы пришли на адрес «первой скрипки» П.Н. Долгова: Москва, улица Карла Маркса, дом 34, кв. 1. А написал их собственноручно «вторая скрипка», М.П. Даев, у него этот памятник сталинской эпохи и сохранился. Адреса отправителей многообразны: Москва и Ленинград, Бонн и Эйзенах, Вена и Кремона, и даже борта ледокола в Арктике.
Три телеграммы были написаны на подлинных телеграфных бланках Наркомата связи СССР, остальные на бланках, сделанных от руки сочинителем этих шутливых поздравлений. На каждом бланке стоят штемпели (тоже самодельные) почтовых отделений в пунктах отправления и получения, каждая телеграмма на момент получения была, как положено, свернута и заклеена полоской бумаги со значком (перекрещенные две трубы и две молнии-стрелки). Телеграммы написаны печатными буквами и в «телеграфном стиле», то есть без союзов и разных мелких частиц. Здесь они напечатаны без таких ухищрений, чтобы их было легче читать.
ПОЗДРАВИТЕЛЬНЫЕ ТЕЛЕГРАММЫ КВАРТЕТУ
№1. Москва. От Председателя Комитета Искусств. ― Квартету.
Комитет по делам искусств поздравляет наступающим Новым Годом выдающееся явление самодеятельного искусства, Квартет Научных Работников и отмечает огромные достижения Квартета, главным образом, в области рациональной организации питания.
Наряду с этими положительными результатами необходимо отметить такие крупные недостатки, как: развал трудовой дисциплины и массовые прогулы второго скрипача, остающиеся безнаказанными; отсутствие живого руководства первого скрипача, увлёкшегося узко деляческими задачами оптовой закупки смычков и скрипок и систематически понижающего темпы исполнения; зажим самокритики и грубое администрирование со стороны альтиста; антигосударственную практику виолончелиста, заглушающего весь Квартет и тем препятствующего развитию молодых кадров, а также отсутствие массовой работы, породившее общее бытовое разложение, развитие алкоголизма и связанный с этим рост травматических случаев, повреждение конечностей и частые простои. Выражаем надежду на изжитие этих недостатков в наступающем году. Обещаем отметить ваши заслуги. = Председатель Комитета Искусств. Подпись.
№ 2. Из Эйзенаха, Германия. От И. С. Баха ― П.Н. Долгову
Слушая по радио превосходную игру вашего Квартета, искренно сожалею, что не писал при жизни квартетов. Это лишило меня в загробной жизни того приятного разнообразия, которое вы доставляете моему младшему собрату Бетховену, получившему возможность, благодаря вашей игре, изменять свое положение в гробу не реже одного раза в шестидневку. Примите мое поздравление с Новым Годом. Иоганн Себастиан Бах.
№ 3. Из Москвы. От Председателя ГОСПЛАНА ― КВАРТЕТУ.
Поздравляем Квартет Научных работников с наступлением Нового Хозяйственного года и стопроцентным выполнением плана. Предлагаем не позже первой декады января подать заявку на потребное количество на сороковой год селедок, водки, сахара. В противном случае не гарантируем выделение фондов. = Председатель Госплана. Подпись.
№ 4. Из Кремоны. Италия. От А. Страдивариуса ― П.Н.Долгову.
Посылаю горячие поздравления с Новым годом несравненному Квартету Научных Работников и крайне сожалею о невозможности поздравить лично. Сообщаю, что мною изобретена особая виолончель для виолончелистов, обладающих большим неприятным трескучим звуком. Прошу разрешить испытать в Вашем квартете. Вышлю бесплатно. Телеграфируйте: Кремона. Собственный дом. Антоний Страдивариус.
№ 5. Бонн. Германия. От Л. Ван Бетховена ― КВАРТЕТУ.
Посылаю горячие поздравления вашему прекрасному Квартету, игре которого я обязан счастливым переживанием. С тех пор, как вы стали исполнять мои квартеты, я не только перестал скорбеть о постигшей меня глухоте, но даже рассматриваю её как большое преимущество. Ваши слушатели, вероятно, завидуют мне. Желаю дальнейших успехов. = Людвиг Ван Бетховен.
№ 6. Из Москвы. От Мосгорпрокурора ― Квартету Научных Работников.
Московская Городская Прокуратура присоединяет свой голос ко всему культурному человечеству и поздравляет с Новым годом передовой отряд советской интеллигенции, Квартет Научных Работников. Одновременно сообщаем, что в Прокуратуру поступили сведения о незаконном совместительстве Даева, систематически участвующего в квартетах с разными темными проходимцами. Предлагаю в наступающем году прекратить безобразное нарушение Постановления Совнаркома о совместительстве. В противном случае привлеку его к уголовной ответственности = Мосгорпрокурор.
№ 7. Из Москвы. От Мантенфеля ― П.Н. Долгову.
Московское общество натуралистов поздравляет с Новым годом Квартет Научных Работников. Нами отмечено, что в дни вашего исполнения по радио имеет место быть массовый падёж перелетных птиц, пролетающих в радиусе действия радиостанции. Просим принять участие в изучении этого интересного явления. = Председатель общества натуралистов профессор Мантенфель.
№ 8. Из Ленинграда. От директора обувной фабрики. ― Долгову, Даеву, Герзон, Карра
Обувная фабрика «Скороход» посылает новогоднее поздравление Квартету. Нашей фабрикой освоена специальная обувь для квартетной игры на мягкой бесшумной подошве для отбивания такта. Высылаем по первому требованию. Укажите номер обуви Долгова. = Директор.
№ 9. Из Москвы. РАДИОГРАММА от Радиокомитета. ― Квартету Н. Р.
Дорогие Петр Николаевич (Долгов), Михаил Павлович (Даев), Семен Львович (Герзон), Василий Андреевич (Карра), поздравляю с Новым годом от имени Радиокомитета. Благодарю за любезное участие в наших радиопередачах. Надеемся пригласить вас вновь участвовать, как только закончится капитальный ремонт радиостанции, необходимость которого возникла после вашего последнего выступления. = Демьянов.
№ 10. Из Вены. Австрия. От сплавной конторы. ― Квартету Научных Работников
Контора лесного сплава извещает: имеется оптовая партия смычков в верховьях Дуная. Можем дёшево отпустить. Отгрузка сплавом весной плотами по 1000 смычков каждый. Телеграфьте согласие. В противном случае продадим в розницу = заведующий конторой. Подпись.
№ 11. Здесь. Новодевичий монастырь. От С.И. Танеева. ― Квартету
Открытка. Написана от руки и по правилам старой орфографии.
31 декабря 1939 г.
Милостивые государи!
В связи с наступленiемъ Нового Года я хочу сделать вам мировое предложенiе: я выдамъ Вамъ за своей подписью удостоверенiе в томъ, что Вы мой квартетъ №1 выучили въ совершенстве, ― а Вы, начиная съ 1-го января прекратите заниматься моимъ квартетомъ. Займитесь какимъ-нибудь другимъ композиторомъ. Ведь долженъ быть пределъ всякому безобразiю. Стыдно, господа! А ещё интеллигентные люди, научные работники. Жду Вашего ответа. Съ совершеннымъ почтениемъ С.И. Танеевъ.
№ 12. РАДИОГРАММА. Борт ледокола. От Папанина. ― Капитану Долгову.
Новогодний привет героическому экипажу квартета научных работников, отважно дрейфующему в море неисследованных тональностей, среди подводных диезов и бемолей и пробивающему недоступные айсберги штрихов. = Иван Папанин.
Хотя эти телеграммы и ненастоящие, но их, тем не менее, можно считать документами той эпохи. Написанные создателем «Путешествия вокруг света», они дополняют, продолжают ту игру, соединяют невидимой нитью события 1920-х годов с концом 1930-х. Идёт зима 1939 года. Во главе НКВД стоит Берия. В Европе уже идёт Вторая Мировая война. В СССР началась война с Финляндией, и все опасаются, что скоро Гитлер нападет на нас. Казалось бы, времена настали ещё более страшные, чем в 1918 году, а вот, подишь ты! ― в такое время люди «жили весело» и даже «танцевали». Так говорили мне те старики, кто пережили все революции, войны и даже репрессии XX века, как при царе, так и без него.
С начала 30-х годов М.П. Даев руководил симфоническим оркестром при клубе «Деревообделочник» и получал за эту работу деньги, но не регулярно. В письме к дочери летом 1935 года он пишет: «Деревяшки опять не платят».
В 1940 году «деревяшки» торжественно отметили двойной юбилей:
60-летие М.П. Даева и 40-летие его музыкальной деятельности
Сохранились восторженные грамоты, преподнесённые тогда юбиляру. 40-летие означает, что музыкантом-профессионалом он стал уже в 1900 году, в 20 лет, и с тех пор оставался верен музыке сам и учил любить её и своих и чужих детей.
Через 8 месяцев началась война. В июне многие москвичи жили на дачах. Даевы снимали дачу в Шереметьеве (в том самом, где в 1960-е годы построили аэропорт). Насколько люди не представляли размеров бедствия, можно судить по тому, что многие думали, что к осени война кончится. Так думали и Даевы, а потому решили в Москву не ехать, а пережидать войну на даче. Могли ли они представить, что осенью их Шереметьево займут немцы? Нет, конечно. Вскоре стало ясно, что надо бежать в Москву.
В эвакуацию семья Даевых не выехала, а потому, как и всем москвичам, им вновь пришлось пережить голод и холод в военные годы, такой же, как в годы военного коммунизма. Отличие состояло в том, что на этот раз город бомбили с воздуха. Существовала реальная опасность погибнуть от разрыва бомбы. Бомба попала в дом, стоящий напротив реального училища, соседний с гимназией Ржевской, отчего там были выбиты окна.
Сохранилось удостоверение, выданное М.П. Даеву как участнику тушения фугасных бомб.
Симфонический оркестр школы №32 и Химических Спецкурсов.
Дирижер М.П. Даев. Концертмейстер А. Софронов. Фото 1927 года.
В связи с 3-летним юбилеем этого оркестра в 1927 году
в газете «Известия» была опубликована заметка.
М.П. Даев. АВТОПОРТРЕТ. 1947
Михаил Павлович Даев умер в 1949 году. Он похоронен в Москве на Пятницком кладбище. Там же похоронена его жена, Анна Антоновна (умершая в 1961 году), и две дочери, Мария и Наталья. Когда умерла няня, Наталья Анисимовна, и где она была похоронена, неизвестно.
Заключение
Через 6 лет после смерти М.П. Даева, в 1955 году, в зале Доме ученых состоялся вечер его памяти, посвященный 75-летию со дня его рождения. Вечер был организован по инициативе его учеников, музыкантов, химиков и врачей, которые на всю свою жизнь сохранили память об этом удивительном человеке. Его любили все окружающие: его дети и внуки, ученики и сослуживцы.
В связи с этим вечером в зале Дома ученых мне захотелось выяснить, имел ли Михаил Павлович какое-нибудь отношение к симфоническому оркестру при Доме ученых, был ли и он в числе его музыкантов. Ни в семейном архиве, ни в памяти его внучек никаких прямых свидетельств не сохранилось. Поэтому высказанное ниже предположение — не более чем догадка, основанная не на документах, а на косвенных признаках.
Предположение состоит в том, что М.П. Даев вместе с другими музыкантами 1920-х годов мог быть одним из «родоначальников» оркестра, существующего при Доме ученых с 1935 года и хорошо известного любителям классической музыки в Москве. Теперь скажу о косвенных признаках.
1. На одном из сайтов в Интернете удалось найти сведения о книге участника квартета Научных Работников, П.Н. Долгова «Смычковые квартеты Бетховена» (М., изд-тво “Музыка”, 1980). Там написано, что «Долгов не был профессиональным музыкантом, он ― доктор технических наук и профессор практической астрономии. Однако на досуге с друзьями любил играть квартеты, в первую очередь ― квартеты Бетховена». Не исключено, что друзьями, с которыми П.Н. Долгов «на досуге любил играть квартеты» были как раз те, с кем он встречал Новый 1940 год, то есть музыканты из квартета Научных Работников.
2. По приведенным на этом сайте афишам видно, что этот оркестр первоначально назывался так же, как и квартет: оркестр Научных работников. Гораздо позднее он получил название: симфонический оркестр имени А.П. Бородина — имени композитора, струнные квартеты которого так часто исполняли квартетисты, собираясь по вечерам в кабинете второго скрипача на Садово-Самотечной.
3. На сайте симфонического оркестра при Доме ученых сказано о том, что по документам его существование не прослеживается ранее 1935 года, из рассказов основателей известно, что оркестр существовал с 1925 года и был основан по решению какого-то музыкального кружка.
Разместив эти косвенные данные в хронологическом порядке, мы получаем цепочку косвенных признаков:
— «Музыкальный кружок» при школе № 32,
— в 1924 году возник школьный «симфонический оркестр»
— с начала 1930х «симфонический оркестр» при клубе «Деревообделочник»
— в 1935 году при Доме ученых оформился оркестр Научных Работников и одновременно существовал квартет Научных Работников.
Чтобы выяснить, так ли это, надо в архиве Дома ученых найти списки оркестрантов 1935-1940 годов.