После «Путешествия вокруг света», М.П. Даев четыре года ничего не рисовал, возможно, не из отсутствия вдохновения, а по весьма прозаической причине: у него не было ни бумаги, ни красок. Имеющихся у него изобразительных средств хватало лишь на создание для своих дочерей шутливых рисунков в виде комиксов. Их он рисовал карандашом, иногда черными чернилами на клочках любой бумаги, а раскрашивал цветными карандашами. К сожалению, из множества нарисованных им комиксов сохранились всего три (они напечатаны в Дневниках).
Наконец, на Новый 1923 год он получил в подарок альбом для рисования и краски, благодаря чему смог снова рисовать свои «картины».
В феврале 1923 года М.П. Даев получил отпуск и поехал в Дом отдыха Губернского отдела Народного образования (ГУБПРОС). Там он нарисовал три шаржа как на обстановку и порядки в доме отдыха, так и на отдыхающих в нем «школьных работников». Среди них, как всегда, есть шарж и на самого себя. К школьной тематике относятся ещё два рисунка: «Президиум школы № 32» и «Медицинского осмотра в школе». Этот цикл рисунков можно объединить названием «ШКОЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ», как в 20-е годы стали называть учителей.
Кроме школы, у него было второе постоянное место службы ― МОСХ и ученый комитет, а ученые мужи, видимо, представляли ещё более удобную мишень для шуток и иронии, в том числе и самоиронии. В конце декабря 1923 года Михаил Павлович заболел. Вот тогда-то, за три-четыре дня вынужденного безделья, лёжа в постели, он нарисовал более 20 шаржей. По тематике их можно разделить на два цикла с условными названиями «ПРОФЕССОРЫ» и «МУЗЫКАНТЫ».
Цикл «ПРОФЕССОРЫ» (10 рисунков) посвящен деятельности Московского общества сельского хозяйства и бывшего при нем Музея учебных пособий. Судя по дневникам Муси и Иры, их папа еженедельно посещал заседания Правления МОСХ и служил ученым секретарем комитета Р.С.Х.З. (не могу расшифровать).
Цикл «МУЗЫКАНТЫ» (6 картин) посвящен самодеятельному оркестру под названием «Торт» (название не расшифровано), организованному членами МОСХ, чтобы подрабатывать музыкой, а также первым квартетам (см. Биографический очерк).
Шаржи, хотя они не реалистичны, однако они тоже относятся к портретному жанру. Соблюдение портретного сходства в них столь же необходимо, иначе они потеряют смысл. Нам неизвестны люди, изображенные на этих шаржах, непонятны обстоятельства и намёки, которые были понятны художнику и зрителям этих картин. Поэтому, возможно, они нам и не столь интересны, как рисунки к «Путешествию». Но нельзя забывать о том, что среди изображенных на рисунках людей сохранились, возможно, портреты известных ученых. Остается только узнать, «кто есть кто» на рисунке, но это требует особого исследования.
М.П. Даев. Рисунки 1920-х.
Цикл: УЧИТЕЛЯ
Внизу рукой М.П. Даева сделана надпись:
Президиум 32-й школы в 1923 году г. 26/XII 1923 г.
В центре сидит директор школы Кирилл Григорьевич (фамилия ?).
Слева от него стоит учитель химии М.П. Даев, справа от директора сидит ещё один учитель (?)
Примечание: ГУБПРОС ― Губернский отдел Народного Просвещения. М.П. Даев поехал в Дом отдыха на Сходню в январе 1923 года и провел там месяц. Это один из трех нарисованных там рисунков. На этом рисунке он изобразил отдыхающих, учителей московских школ, Сам он сидит в валенках за роялем. Термометр показывает +3 градуса. На стене висят: лозунг и портрет вождя, В.И. Ленина.
М.П. Даев. Шаржи 1923.
Цикл: АГРОНОМЫ. Типы МОСХа
Президент МОСХ (?). У него на коленях сидит профессор Харченко (?). За спиной Президента стоит Богданов (?). Справа стоит специалист С.П. Фридолин с папкой в руках. Слева печатает на машинке секретарша (предположительно, это ― Александра Николаевна Воронцова-Вельяминова, близкий друг семейства Даевых, часто упоминаемая в дневниках девочек)
Может быть, кто-нибудь найдет на этой фотографии знакомые лица. — сост. Н.М.
М.П. Даев — стоит второй слева в верхнем ряду. В первом ряду первый слева стоит академик Вас. Прох. Горячкин. Рядом с ним Бор. Леон. Криль (с его семьёй дружил М.П. Даев). В рясе ― преподаватель богословия В. Артабалевский. В центре ― профессор химии И.А. Каблуков, известный своими чудачествами.
Дополнение: 22 ноября 2017 от Александра Юрьевича Корфа получено сообщение, что на этой фотографии «в последнем ряду в шапке пирожком — директор Академии, профессор Иван Александрович Иверонов». Фрагмент с фото 1910 г.
СПРАВКА:
ИВЕРОНОВ Иван Александрович (1867 — 1916, Москва) — русский геодезист, астроном и гравиметрист. Родился в семье дьякона. Воспитывался в Мухановском детском приюте. Окончил Константиновский межевой институт (1887). С 1891 года стал преподавать астрономию и геодезию в Межевом институте; Читал курсы геодезии в Московском университете (с 1908 года — приват-доцент) и на Высших женских курсах. С 1909 г. до смерти в 1916 году был директором Петровской Академии. Автор книги «Московский сельскохозяйственный институт ко дню пятидесятилетия» (м., 1916).
См. о нем подробнее: http://qje.su/zemleustrojstvo-i-zemledelie/i-a-iveronov-vydayushhijsya-predstavitel-konstantinovskogo-mezhevogo-instituta/
Статья И. Широкорад. И. А. Иверонов – выдающийся представитель Константиновского Межевого Института
Названия книг в его руках (слева направо): 1) «Коллекция груш, околоченных примитивным способом»; 2) «Коллекция в спирту. ЦВЕТЫ КРАСНОРЕЧИЯ членов М.О.С.Х. 1920-1923». «Коллекция ругательств проф. Богданова и спец. Фридолина за 10 лет». «ГЕРБАРИЙ ТРАВ, засоряющих головы неопытных Ботаников». Издание последнее. МОСХ.1923
Надписи: ВОТ ДО ЧЕГО ДОВЕЛА НАУКА.
Молочное хозяйство в Дании. Как нужно доить.
Подоил и составил С.П. Фридолин. Издание ГЛАВПОЛИТ ПРОСВЕТА
ВСЕ ВЫСИЖИВАЙТЕ ЦЫПЛЯТ В НАРОДНОМ ИНКУБАТОРЕ проф. ДЕВЕЛЯ!
БОРЬБА С ВРЕДИТЕЛЯМИ
Изд. проф. СПЕРАНСКОГО. Просто! Общедоступно! Приятно! Дёшево!
ПОСЕЛЯНИН ДЕРЕВНИ БУДУЩЕГО По профессору МИНИНУ
Издание Музея Наглядных Пособий М.О.С.Х.
На груди ученого изображен медальон с изображением Карла Маркса.
Сверху: «Власам его дивишася мнози». Справа: ЖИТИЕ. Иже во святых отец наших, великомученик Климент, от злых и нечестивых Виталия и Петра умученный и тем
М.П. Даев. Цикл: МУЗЫКАНТЫ.
Типы оркестра «Торта», 1923
В скобках: «Не хватает 18-ти инструментов, которые с успехом восполняются одним вполне разбитым роялем». За роялем дама, изображенная на рисунке №17 («Дуэт») из цикла «Музыканты».
Он сидит на «Законах» и потому говорит: «Да, я вру, но на законном основании». На рис.№1 «Ученое собрание МОСХ» тот же человек сидит у ног Угримова (С.П. Фридолин?)