Создатели: архимандрит Амвросий и его брат, художник Н.С. Зертис-Каменский
НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ в XVIII в.
ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР
АРХИТЕКТУРА
Образец. ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМЕ
РОТОНДА и Кувуклия —-ЦЕНТР и Голгофа— Проход——Крипта
Копия: Воскресенский собор в НОВОМ ИЕРУСАЛИМЕ на Истре
РОТОНДА ———-ЦЕНТР —-Заалт. проход —Знмл. церк. Ров
ИКОНЫ, ЖИВОПИСЬ и ЛЕПНИНА
Николай Стефанович Зертис-Каменский
в документах Монастырского архива в 1750-1755 годы
Примечание Н.М. Иконы и картины не сохранились. Но в Архиве монастыря сохранились их списки с описанием 42 иконостасов и иконами в них, настенных картин в картушах и 100 картин в Шатре над Ротондой. Указаны сюжеты, фигуры, атрибуты и символы, и надписи на свитках. Ссылка: Описи 1875 г. (МОКМ, ф.1. инв.№ 19650).
@ Н.М. Михайлова. Перепечатка, схемы и составление. Ссылка обязательна.
1. ГЛАВНЫЙ АЛТАРЬ СОБОРА
С ПРЕСТОЛОМ ВО ИМЯ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА
Наверху — в конхе изображение Саваофа, сидящего на херувимах.
В КОНХЕ ИЗОБРАЖЕН
БОГ-ОТЕЦ, СИДЯЩИЙ НА ХЕРУВИМАХ
Благословен еси на престоле славы Царствия Твоего,
седяй на Херувимех всегда, ныне и присно
и во веки веков
Ниже в 4-х круглых медальонах изображены авторы литургий.
Внизу на переднем плане — престол. За ним Горнее место — семь ступеней. Четаре колонны.
В проемах между ними видны три придела, расположенные в заалтарном проходе.
Над колоннами в круглых медальонах с лепниной
ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕТЫРЕХ АВТОРОВ ЛИТУРГИИ
В руках у каждого священные сосуды и предметы.
Между медальонами — свитки с цитатами из Литургий
Св. ВАСИЛИЙ Великий |
Св. ИОАНН Златоуст |
Св. ИАКОВ Брат Божий |
Св.ГРИГОРИЙ Богослов |
|
В руках у него: Дискос агнцем, звездица |
В руках у него: Трикирий и Крест |
В руках у него: Потир |
В руках у него: Лжица и Дикирий |
|
На свитке: Иже Херувимы тайно образующе
|
На свитке: Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими |
На свитке: Аще не снесте плоти Сына Человеческого, не пиете Крово Его, жива не имате |
На свитке: Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом |
На свитке: Ныне силы небесные с нами невидимо служат |
|
|
|
|
|
В АЛТАРЕ НА СЕВЕРНОЙ СТЕНЕ (слева от престола)
одна над другой три картины в лепных клеймах
НА НИХ ИЗОБРАЖЕНЫ ЧАСТИ СКИНИИ бога ЯХВЕ —
ПРООБРАЗЫ АЛТАРЯ В ХРИСТИАНСКОМ ХРАМЕ
НАДПИСИ на лентах над картушами:
ОЛТАРЬ ФИМИАМНЫЙ и кадило с кадильницей. Исх. гл. «г» (4)
КОВЧЕГ ЗАВЕТА и СВЯТАЯ СВЯТЫХ. Исх. гл. «кs» (25)
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ХЛЕБОВ. Исх. гл. «кs»
ИКОНОСТАС В ХРАМЕ ГРОБА В ИЕРУСАЛИМЕ..
2. ИКОНОСТАС ГЛАВНОГО АЛТАРЯ
СОДЕРЖАНИЕ 105 ИКОН в 5 ярусах (12 рядах)
Иконостас состоит, как и положено, из 5 ярусов (местный, празднки, апостолв, пророки, праотцы), но фактически в трех верних ярусах по три ряда из-за того, что 12 икон — в двух рядах, а между ними стоит три ряда с иконами страстного цикла. На схеме они выделены красным цветом.
Тема «спасителевых страстей» в Воскресенском соборе «звучит» четыре раза:
1) три ряда в центр. иконостасе (18 икон); 2) в трех приделах за алтарем (25 икон; 3) Крест на Голгофе и иконостас Страстей Господних (25 икон) и 4) три яруса по 20 картин с ангелами и орудиями стрпстей в шатре над Гробом Господним в Кувуклии.
В Западной Европы эта тема уже в XII-XIII вв. была разработана в иконографии с большими подробностями. С XVв. европейские образцы иконографии эпохи Возрождения стали популярны и в Россию. В XVI в. появились новые образцы в модном тогда стиле барокко. Стиль изменился, но шаблоны остались прежними. Так как эта тема главная, а иконы, росписи и картины не сохранились, то я решила иллюстрировать их списки примерами икон из других храмов, чтобы дать представление, как они могли выглядеть. Большая часть примеров взята из знаменитого иконостаса Маэста в Соборе г. Сиены (Италия) , который создал художник Дуччо Буонисенья (1255-1319) по византийским образцам.
Все иконы из этого иконостаса можно посмотреть на сайте, с которого я их взяла:
http://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit363.htm
3. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ СОБОРА
а). ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ХРАМА в ИЕРУСАЛИМЕ
б). НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ. ВОСКРЕС. СОБОР
Сверху вниз: а) под сводами видна часть надписи «Сказание о церковных таинствах», сделанная в XVII из крупных изразцов, на каждом из которых изобравжена одна буква, золотая на синем фоне. Надпись идет по всему периметру центр. части Собора.
б) под надписью над пилоном видна огромная картушь из лепнины, а в ней — одна из 6 картин на темы Евангельских чтений в шесть Недель по Пасхи. в) На пилоне две картины в обрамлении лепнины.
г) между первым и вторым этажом видна часть пояса из 38 картушей, в которых изображены святые с атрибутами и надписями.
СОДЕРЖАНИЕ НАСТЕННЫХ РОСПИСЕЙ
3а. СЕМЬ КАРТИН в лепных картушах (под сводами)
Над каждой — два ангела держат ленту с названием
Одна картина — против алтаря, над Царской в Ротонду, и на ленте надпись:
Три вавилонских отрока и Ангел в пещи
ШЕСТЬ КАРТИН в картушах — из Еванг. чтений в шесть Недель по ПАСХЕ,
а на лентах — названия и ссылки на Еванг. чтения
1. Справа от алтаря. — Вторник Светлой седмицы. Надпись:
О Путешествии Иисуса Христа в Еммаус с Лукою и Клеопою. Лк. 24 гл., 12-35
2. Слева от Алтаря. 2-я Неделя О ФОМЕ . Ио. 20 гл., 19-31. — 3.
3. На южн. стене. 3-я Неделя. О МИРОНОСИЦАХ. Мр. 15 гл. , 43 — 16 гл.,8
4. На сев. стене. 4-я Неделя.О РАССЛАБЛЕННОМ. Ио. 5 гл., 1-15. — .
5. Над южн. аркой в Ротонду. 5-я Неделя. О САМАРЯНЫНЕ. Ио. 4 гл., 5-42
6. Над сев. аркой в Ротонду. 6-я Неделя. О СЛЕПОМ. Ио. 9 гл., 1-38. —
Примечание Н.М. Три сюжета есть и на стенах Успенского собора в Горицах.
38 КАРТУШЕЙ С ИЗОБРАЖЕНИЯМИ СВЯТЫХ
ПЕРЕЧЕНЬ 38 СВЯТЫХ В МЕДАЛЬОНАХ
(из статьи Н.М. Михайловой в ЖМП № 10, 1997. Стр. 54)
АНАЛОГОВ НЕТ