1744-48. Троице-Сергиева лавра. Лепнина в Чертогах.
Проект перестройки Лавры. Чертеж 1745 г.
Слева — Трапезная с церк. во имя Сергия Радонежского.
Справа — Царский Дворец — Чертоги, перестроенные в 1744-48 годы при епископе Арсении Могилянском
Троицкая Лавра. Царские Чертоги с Покровской церк.
Н.Д. Протасов. 1914. Плафонная лепка и печные изразцы в Актовом зале Императ. Моск. Духовной Академии. 1914.
Чертоги в Тр.-Серг. лавре.. Плафон в Актовом зале МДА. 1746-48.
Н. Протасов. Плафонная лепка… в МДА. 1914
Н. Протасов. Плафонная лепка. Верх плафона. Виктория
Н. Протасов. О художниках и ремесленниках в Европе и России в XVIII в.
Н. Протасов. Плафонная лепка…в МДА. 1914 г. .стр. 4.
Н. Протасов. Плафонная лепка … в МДА. 1914 г. стр. .5.
Ф. Бароччи из Урбино. Народная мадонна. 13 век
Пример приема «амуркаччи», о котором
пишет Н. Протасов
Н. Протасов. Стиль рококо в дворцовом декоре
Н. Протасов. Плафонная лепнинаююю в МДА. 1914. Стр. 6а.
Н. Протасов. Плафонная лепка… в МДА. 1914. рис.5. Плафон в спальне
Деталь плафона в столовой. — И. Багаева. 1960. т. 56
Деталь плафона в столовой. — И. Багаева. 1960. Т. 57
Н. Протасов. Плафонная лепка… в МДА. 1914. с. .7а
Н. Протасов. Плафонная лепка… в МДА. 1914. .Рис. 2.
Н. Протасов. Плафонная лепка… в МДА. 1914. с. 8.
Плафон в столовой. Два клейма. -. Н. Протасов. . 1914. Рис. 3.
Надписи. Победы Петра I: где и когда. — Н.Протасов.
Надписи на клеймах. Н. Протасов. 1914. с.11.
Н. Протасов. Плафонная лепка… в МДА. 1914. с.9а.
Рельеф Победа под Лесным. — И.Багаева. Т. 57
Н. Протасов. Плафонная лепка… в МДА. 1914.
Надпись: «Шлютебург, взят 1702».. — И. Багаева. 1960. Т.61.
-
ПРИМЕЧАНИЕ 1 к с. 12. о мнении проф. А.П. Голубцова
-
-
ПРИМЕЧАНИЕ Н. Михайловой.
Н. Протасов на стр. 9 ссылается на книгу С. Смирнова «История Троицкой Лаврской семинарии», изданную в 1867 г., и там находит имена лепщиков Ильи Саевича и Михаила Зимина, о которых говорит как о художниках и творцах лепнины в Чертогах. На стр. 12 он приводит мнение покойного проф. А.П. Голубцова, высказанное им в книге «Историко-археологич. музей при Моск. Дух. Академии», которая была издана в 1895 г. Но, судя по всему, Н. Протасов не был знаком с книгой А.П. Голубцова по истории первых деятелей Иконописной школы в Лавре, изданной в 1903 г., а именно там он мог бы найти ответы на свои вопросы о том, КТО ЖЕ БЫЛ АВТОРОМ ЭСКИЗОВ к лепнине в Чертогах.
А.П. Голубцов в 1903 г. опубликовал документы из архива Лавры, из которых следует, что эскизы к лепнине и другие художественные работы в монастыре делал живописец Николай Степанович Каменский, он же первый преподаватель живописи в Лаврской школе в 1744-48 г.г. А лепщики и рещики исполняли свое дело под его присмотром (как это и было принято повсеместно).
Ничего не зная о художнике, Протасов постоянно говорит о лепщиках и «зиминской лепнине», приписывая ему авторство не только эскизов, но и подписей к картинам, чего быть не может. Лепщики и рещики не писали подписи к изображениям, они копировали их с тех списков, которые получали от заказчиков.
Подобные истории с приписыванием программы и эскизов живописного декора исполнителям (вместо подлинных авторов) нередки, а скорее всего, весьма часто случаются в искусствоведческой практике. Так, например, в путеводителях по музею в Новом Иерусалиме до 1990 г. тоже писали только о лепщиках (тех же самых И.Саевиче и М. Зимине), а всё потому что их имена нашлись в ведомостях на оплату работы, а Николай Стефанович этими работами «всего лишь» руководил. Что же говорить о работе в Горицах? Туда епископ Амвросий (Зертис-Каменский) регулярно посылал на строительство Гефсимании и украшение Собора целые бригады мастеров разных ремесел, в том числе и учеников Николая Стефановича из его школы в Новом Иерусалиме. Сам же он к тому времени стал архимандритом Данилова мон. (в 500 м от Горицкого). Амвросия искусствоведы все же упоминают и новоиерусалимских мастеров тоже, а их учителя и руководителя работ — о нем ни словаю
Больше всего Николаю Степановичу повезло в Лавре. О нём и его работах подробно написал проф. А.П. Голубцов в 1903 г., его плафонной лепнине в Чертогах посвятил свой труд Н. Протасов. Наконец, в советское время в 1960 г. была напечатана обстоятельная статья научной сотрудницы Загорского музея, И.И. Багаевой. В ней она привела более 40 фотографий медальонов из столовой и рельефов из спальни. Напечатаны они были тогда черно-белыми и в малом размере. Здесь напечатаны их ксерокопии. Понятно, что качество никуда не годится. Но других у меня нет, а переснять в МДА мне вряд ли позволили бы. Так что избалованные смайфонами читатели, не взыщите с меня за плохое качество.
Помещаю их здесь отчасти в память о художнике Н.С. Зертис-Каменском, благо он над ними трудился, а также наивно надеясь, что кто-нибудь заинтересуется, ну, если не лепниной, то хотя бы сохранившейся в чертогах коллекцией гравюр «баталий Петра I» XVIII в.
И.И. Багаева в своей статье выдвинула предположение о том, что Николай Степановия свои эскизы для лепнины мог срисовать с уже готовых гравюр других художников. Серии гравюр на тему «Баталии Петра I» писали многие, но она приводит доводы в пользу того, что Н.С. Зертис-Каменский мог срисовать эскизы с рисунков Андрея Нартова, который их делал для предполагаемого устроения Триумфальной Колонны Петру I.
Сверка показала, что в медальонах плафона в Чертогах надписи те же самые, что у Нартова. Колонна так и не была построена, гравюры Нартова не воплотились в барельефы из меди, но, если Н.С. Каменский действительно их срисовал, то в таком случае они воплотились в лепнину и по счастливой случайности даже сохранились. А.П. Голубцов их высоко ценит. Н. Протасов отказывает им в художественном достоинстве и в исторической точности, но считает, что они могли бы быть интересны тем, кто изучает старинное оружие и военную форму. Приведу цитату из статьи И.И. Багаевой и ещё несколько иллюстраций. Не будучи с ней знакома, хочу поблагодарить её хотя бы на своем сайте за столь добротную и толковую работу. Спасибо.
Чертоги. Плафон в столовой. Из: .И. Багаева. 1960. Т.54.
И.И. БАГАЕВА. Скульптрный декор середины XVIII в. в Чертогах. 1960 г.
Цитата. О художнике Н.С. Зертис- КАМЕНСКОМ
Эскизы и рисунки для лепного декора исполнял «рисовальных и живописных дел мастер Николай Степанович Каменский», приглашенный в лавру в 1744 г. и «заручньм его Преосвешенства приказанием» определенный «для исправлений случившегося в лавре живописного н рисовального мастерства н обучению при семинарии таковому ж мастерству из представленных от учителей семинаристов десяти человек (6) с оплатой ста рублей в год при готовом помещении и столе».
Живописной школой при лавре Каменский руководил в течение 1746—1748 гг Выбор учебных пособий, в число которых входили и алебастровые статуи, показывает, что Каменский являлся хорошим художникам и педагогом своего времени.
[А.П. Голубцов пишет о нем:] «Это — прекрасный рисовальщик, обладавший хорошей техникой рисунка, большим и тонким художественным вкусом».
Он провел в лавре разнообразные живописные работы. Вскоре по приезде Каменский вместе с архитектором И. Мичуриным снимал рисунки с раки [преподобного] Сергия. Затем он был прикомандирован к колокольным мастерам для рисования портретов, орнаментов н «протчих фигур* на колокола для «присмотра над определенными к тому колоколенному делу рещиками и чеканщиками». Наконец, ему поручили изготовить«к украшению в Чертоги Ея императорского величества принадлежащие мастерам рисунки». Сам Каменский указывает, что помимо этих работ «и протчия по приказаниям дела исправлял он безленостно и остановки ни в чем не учинил и, что чего исполнил, о том за множеством в работе его званиев сказать не упомнит» (9).
Н.С. Каменский находился в лавре до февраля 1748 г. и … «уволился «с подлежащим определенного денежного жалования награждением».
Примечание Н.М. Сведения о деятельности Н.С. Каменского взяты И.И. Багаевой из книги А.П. Голубцова » О начале, первых деятелях (1744—1759 гг.) и направлении иконописной школы Троице-Cepгиевой лавры. (Богословский вестник, 1903, № 5). Ни Голубцов, ни Багаева ничего не знают о дальнейшей судьбе художника. За 100 лет в Троице-Сергиевой лавре и в Музее не нашлось ни одного нового документа о нем, а с Новым Иерусалимом и его знаменитым братом Амвросием Зертис-Каменским его там и до сих пор никто не связывает.
И.И. Багаева. Чертоги. Т.62. Сев. часть плафона в спальне
И.И. Багаева. Чертоги. Т.61. Амуры. В спальне.
И.И. БАГАЕВА.
ЦИТАТА. О работах А. Нартова в связи с Н.С. Зертис-Каменским.
И.И. Багаева. С. 137. Цитата. Андрей Нартов.И. И. Багаева. Чертоги. Т.62. Победа при Ангуте. 1714
И.И. Багаева. С. 138. Цитата
Эльбинъ паде от десницы Петровы в 1710. И.И. Багаева. Т.64.
ГРАВЮРЫ А. Ф. ЗУБОВА на тему «БАТАЛИИ ПЕТРА I» . 1714 г.
А.Ф. Зубов. Баталия близ Гангута
А.Ф. Зубов. Баталия Полтавская. 1714
А.Ф. Зубов. Баталия при Гренгаме. 1714
А.Ф. Зубов. Пикарт. Петр 1