1759-1754. Горицы. Живопись в Успенском соборе

 

 

КАРТИНЫ НА СТЕНАХ УСПЕНСКОГО СОБОРА в Горицах

1. В приделе Рождества Богородицы. Сюжеты из Ветхого Завета.

СТРОИТЕЛЬСТВО ВАВИЛОНСКОЙ БАШНИ

 

Чертеж Вавил. башни. Гравюра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строительство Вавилонской башни. Худ. Н.С. Зертис-Каменский.  1760-е

Картина в Успенском соборе. Ч/Б Фото 1988 г.

 

Горицы. Усп. собор. Вавил. башня.1759. Н.С. Зертис. Фото 1988

 

 

Коловраты и камещики на верху Вавил. башни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вавилон. башня. Цв. фото 2013.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ______________________________________________________________________________________

 

УСПЕНСКИЙ СОБОР. ПРИДЕЛ  БЛАГОВЕЩЕНЬЯ (южный)

 ИКОНОСТАС, ИКОНЫ  и КАРТИНЫ на темы Евагельских ПРИТЧЕЙ 

 

Иконостас в приделе Благовещения в Усп. соборе. Горицы.

 

 

Рождество. Навершие придела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение Богородицы во храм. Икона слева

 

 

Благовещенье. Икона справа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ПРИТЧИ — КАРТИНЫ В ПРИДЕЛЕ БЛАГОВЕЩЕНИЯ (южн.).

 

 

ПРИТЧА О БОГАТОМ и  ЛАЗАРЕ   (Лк. 16: 19-31).

 

 

Притча о богаче и Лазаре.

 

Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово.  

Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но, если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят.

 

 

 


 

ПРИТЧА О БРАЧНОМ ПИРЕ. Мф.22:1-14; Лк.14:16-24

 

Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою. Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

Услышав о сём, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжёг город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званные не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир. И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых, и брачный пир наполнился .возлежащими.

Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю (кромешную); там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных!» (Мф. 22: 2-14).

 

 

 

 

 

 


ПРИТЧА  О  ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ.  Лк.10:25-37

 

 

Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо.

Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился. И, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём.

А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. (Лк. 10: 30-37).

 

 

 

 


 

ПРИТЧА О НЕПЛОДНОЙ СМОКОВНИЦЕ в  ВИНОГРАДНИКЕ. Лк. 13, 6-9

 

Притча. Виноградарь с лопатой. 7673

 

Некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу, и пришёл искать плода на ней, и не нашёл. И сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает?

Но он сказал ему в ответ: господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, — не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её» (Лк. 13: 6-9).

 

СПРАВКА. Употребление навоза нигде не упоминается в Ветхом Завете. Кроме того, обычная смоковница не нуждается в навозе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 КАРТИНЫ В УСП. СОБОРЕ  НА  ТЕМЫ ИЗ ЦВЕТНОЙ ТРИОДИ

 

 ПРИТЧА О ДОБРОМ ПАСТЫРЕ.

 

Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

Я есмь Пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10: 1-16).

 

 

 

 

Деталь. Стадо овец. Ис.Хр. отгоняет волков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕПОЛОВЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ.

Песнопения Триоди Цветной.

Наста преполовение дней, от спасительнаго начинаемых востания, Пятдесятницею же Божественною печатаемое, и светится светлости обоюду имущее, и соединяющее обоя, и приити славе предъявляющее, Владычняго Вознесения предпочитает.

 

Песнь 7.

 Удивил еси Владыко Твое смотрение, уверив чудесы Божественную власть,

недуги изгнал еси,

мертвыя воскресил еси,

и слепыя просветил еси яко Бог.

Прокаженныя очистил еси,

хромыя исправил еси,

разслабленныя стягнул еси,

кровоточивую исцеливый: шествовал еси по пучине, показав славу Твою священным учеником.

Слава, Троичен: Покланяемся Твоему Господи Пречистому Отцу, и благодати Духа, юже Твоим апостолом Бог сый раздавый, посылая их на проповедь.

И ныне: Богородичен: Во чреве Твоем вместила еси невместимаго Слова, от Твоих сосец доила еси миру Питателя, на объятии носила еси Содержителя нашего, Богородительнице Чистая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСЦЕЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО               ПРОКАЖЕННЫХ ОЧИСТИЛ

 


 

Слепцы ваши просветил.

 

Грехи отпустил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

но грешников спасти

 

 

О вере в притчах устами. 2-й ярус. Юг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 КОНЕЦ Песни  8.

Книжником затыкаше уста, иудеи обличаше Мессиа Господь, вопия к ним: не на лице законопреступницы, яко неправеднии судите, в субботу бо Аз разслабленнаго воздвигнух. Темже Господь субботы есмь и закона, что ищете Мене убити, умершия воздвигшаго? 

Навуфеа камением побиша, лютии и законопреступнии, иудейское собрание неблагодарное: Исаию же пилою древяною растроша, в кал мудраго Иеремию ввергоша, Господа же на Крест вознесше взываху: храм разоряяй, спаси Себе, и уверуем.

 

 

ДАЛЕЕ