1964 – 1967. ИФЗ АН СССР. Тихоокеанская экспедиция ГСЗ.

 

Запись Н.М. в 1995

Совр. заставка

Вот недавно по радио передавали о том, как в поселке Заветы Ильича около Совгавани какие-то бандиты напали на военный склад и убили двух человек. Помилуйте, как это – Заветы Ильича? Ведь мы были там, мы знаем, — там, когда- то была строго  запретная зона. Там, в Заветах Ильича, была база ВМФ, и стояли два минных тральщика и две подводные лодки, предназначенные для работы Тихоокеанской экспедиции ИФЗ АН СССР. А теперь…

 

 

 

 

 

 

Ю.А. Коробьин. Комсомольск-на Амуре.

Мне пришлось добираться из Москвы до Совгавани кружным путем: самолетом во Владивосток, чтобы взять в ТИНРО два ящика с батометрами. Затем перевезти их на вокзал и отправиться на поезде до Хабаровска, оттуда вдоль Амура до Комсомольска-на Амуре. Там – по мосту через Амур и далее на ЮВ по дороге на Совгавань. Все эти места были связаны для меня с моим дедом и его рассказами. С 1935г. Ю.А. Коробьин работал экономистом на строительстве железных дорог в Забайкалье и Хабаровском крае в лагерях НКВД. И вот тогда, в 1964 г.,  мне довелось проехать по местам его ссылки.

 

На карте место тоннеля, жел. дор. на Совгавань и паром из Ванино в Холмск.

 

В  1950 г., кроме дороги в Совгавань, началось строительство тоннеля по дну Татарского пролива и паромной переправы из Ванино в Холмск.  На карте отмечены обе дороги — и на Совгавань, и к  месту тоннеля, а от него на юг к Корсакову. Протяжённость тоннеля от мыса Погиби на Сахалине до мыса Лазарева на материке должна была составлять около 10 км. На на участке Комсомольск-на Амуре – Совгавань планировалось построить ветки от мыса Лазарева до станции Селихино с ответвлением к паромной переправе.

 

 

 

 

 

Окончание строительства с организацией временной паромной переправы было намечено на конец 1953 года, а пуск в эксплуатацию тоннеля – на конец 1955 года.Но в 1953 году умер И.В. Сталин. И его наследники в срочном порядке закрыли строительство тоннеля, как и другие стройки.  Об этом можно  прочитать здесь на сайте

МЕГАПРОЕКТЫ И.В. Сталина, закрытые после его смерти

https://www.domarchive.ru/history/part-3-ussr/8792

  1. ТОННЕЛЬ и ПАРОМ на о. Сахалин. Стройки № 506 и № 507. 1950-1953

 

1946. Открытие жел. дороги на Совгавань.   

1946. Порт Ванино. Морской вокзал. Фото 1946

 

 

 

 

 

 

 

 

 



ПЕСНЯ ПРО ВАНИНСКИЙ ПОРТ. 
Музыка и слова народные. 

Я помню тот Ванинский порт, // И вид парохода угрюмый. 
Как шли мы по трапу на борт // В холодные мрачные трюмы... 

На море спускался туман, // Ревела стихия морская. 
Вставал на пути Магадан - // Столица Колымского края. 
Не песня, а жалобный крик  // Из каждой груди вырывался. 
Прощай навсегда материк - // Хрипел пароход, надрывался. 

Будь проклята ты, Колыма, // Что названа чудной планетой. 
По трапу сойдёшь ты туда, // Оттуда возврата уж нету... 
Я знаю, меня ты не ждёшь, // И писем моих не читаешь. 
Встречать ты меня не придёшь, А если придёшь - не узнаешь.
 

Песня вспомнилась невольно. В  студенческие годы мы любили петь “блатные” песни, в том числе и “Ванинский порт”.  В 1964 году путь наш лежал не в Магадан и не на Колыму, хотя и там довелось мне побывать в 1978 г. И там опять у костра пели геологи “Ванинский порт”.

В  Совгавани я купила мою любимую книгу Анатоля Франса об аббате Куаньяре, и всеми любимого “Маленького принца” А. Сент-Экзепюри.

 

 

Заветы Ильича. Пам. Фрегат Паллада

База ВМФ СССР Заветы Ильича. Подлодки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОСТАВ ЭКСПЕДИЦИИ.

Нач. отряда И. Галкин – стоит посредине. Сидят- Н.М. и матрос Адмирал.

На  тральщике №395 нач. отряда был Игорь Галкин. Аппаратурой ведала Наташа Ермакова (окончила МЭИ). Гидрологом была я, тоже Наташа. На втором тральщике нач.  отряда была Женя Старшинова, с аппаратурой работал Володя Шаблицкий. гидрологом Сережа Смирнов (студент Геофака МГУ),  ещё был – студент из МАИ Борис Шубик.

 

 

 

 

 

 

 

 

Н..П. Ермакова. Корсаков. 1964

Многие из нас не знали друг друга и сотрудников ГСЗ, которые, наоборот, давно работали вместе в экспедициях, начиная с МГГ, то есть с 1957 г.  Но очень скоро мы все подружились, и обстановка у нас была прекрасная. Думаю, что во многом благодаря начальнику, С.М. Звереву.

На базе в Корсакове Ю.В. Тулина руководила камералкой. 

 

 

 

 

 

 

 

НАШИ ТРАЛЬЩИКИ 

 

Наши минные тральщики у пирса в Корсакове. 1964

 

Бухта Базарная около Совгавани

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводная лодка 044. Наверху командир лодки Забиров (стоит). Здесь работал Эмма Зеликман.

 

ОТХОД. Из  Заветов Ильича наша эскадра вышла в море в начале июня. В это время Приморье неделями плачет тоскливыми дождями, и густые туманы заволакивают бухты и распадки. Мы шли на юг вдоль побережья и жадно вглядывались в мимоидущий берег — путешествие началось!

 

Бухта вел. кн. Владимира

 

На заправку топливом  зашли в бухту Владимира. Здесь мы все вместе пошли на прогулку в тайгу и так оба отряда познакомились друг с другом. Через 16 лет я  ещё раз там побывала, проезжая с геологами на ГАЗ-66. Спустилась к урезу воды. Но ничего не узнала.

 

 

 

 

Из Владимира мы шли к Сахалину и сначала работали в проливе Лаперуза – делали сейсмический разрез от мыса Крильон (см. фото 1895) до мыса Анива.

1964. Матрос Адмирал и бочки-бомбы по 200 кг на шкафуте тральщика.

Как это делалось? Один тральщик и две  подлодка вставали на трех точках вдоль намеченной линии профиля (1000 км), а второй тральщик  шел по профилю  и на равных расстояниях взрывал огромные  200 кг бомбы на глубине 200 м (на мелководье заряды были меньше). Волны от этих взрывов проникали в толщу дна, преломлялись и отражались на поверхности слоев с разной плотностью и, наконец, достигали нижней границы коры – её открыл югославский геофизик хорват Мохоровичич, по имени коротко её называют границей Мохо – ниже её мантия Земли.

 

 

 

Корма. Видны рельсы, по ним катят бомбы

Волны, отражаясь, улавливали спущенные в воду гидрофоны, стоящие на трех стационарных судах. От гидрофонов сигнал попадал к сейсмографам и записывал их на фотоленту. Сейсмограмму проявляли и затем обрабатывали (искали на общем фоне “вступление” сигнала от слоев в коре). В то время обработка шла вручную, но вскоре перешли на цифровую обработку.

 

 

 

 

 

В. Захаров и Б. Шубик. Рыба оглушена от взрыва на мелководье.

При этом необходимо было учитывать, с какой скоростью звук от взрыва шел по толще воды, а скорость звука геофизики рассчитывали по температуре (Т) и солености (S). Их измеряли океанологи с помощью батометров. На обоих тральщиках, кроме геофизиков, требовались гидрологи-океанологи. Вот поэтому-то меня и взяли в эту экспедицию.

 

 

 

 

 

 

 

Пролив Лаперуза с подходами  

Адм. Макаров на м. Крильон в 1895 поставил Марку. В то время о. Сахалин был Русским.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пр. Лаперуза – вдали м. Анива   

Маяк на мысе Анива. 1853

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корсаков. Казарма, где мы жили и трудились в камералке.

 

По окончании разреза  мы зашли в Корсаков на заправку топливом и продуктами. На окраине Корсакова ВМФ предоставил нам старую казарму для камералки. Там жили наши сотрудники и обрабатывали полученные в море материалы (сейсмические ленты).

 

 

 

 

По прибытии в порт – первым делом  бежишь на почту.  Обычно я получала целую пачку – по 20-30 писем от разных лиц.  Да ещё и посылки – главным образом, сигареты и хрустящие хлебцы. Конечно, больше всего писем было от мамы и бабушки. Но и дед писал регулярно, и все друзья и знакомые.

13.06. 1964 г. Ответ Ю.А. КОРОБЬИНА — на мое письмо из Совгавани.

Адрес: Сахалинская обл. г. Корсаков, Главпочта, до востребования  Н.М. Михайловой 
Моя дорогая внучонка! Письмо я твое получил. Оно меня так порадовало, что я срочно захотел тебя расцеловать, но для этого мне надо было немедленно сесть в самолет и через 8 часов опуститься в Хабаровске, затем через 4 часа в Южно–Сахалинске, и оттуда автобусом – в Корсаков. А ты оттуда могла бы уже уехать, и мне пришлось бы на вертолете рыскать по всем Курилам, пока, наконец, нашел бы тебя на острове Шикотане на покинутой вилле микадо, причем застал бы тебя как раз в тот момент, когда ты замлела в головокружительном поцелуе с каким–нибудь кавторангом! На эту тему, ты знаешь, можно бы написать целый сценарий с заглавием «Дорогой поцелуй!» причем вместо меня, старого деда, подставить какого-нибудь современного героя вроде Журы… Ну, это так, пустяки… Пиши мне побольше и обязательно указывай, куда и к какому времени посылать письма тебе в ответ. Крепко тебя обнимаю и целую. Твой дед.