Запись Н.М. в 1995
Вот недавно по радио передавали о том, как в поселке Заветы Ильича около Совгавани какие-то бандиты напали на военный склад и убили двух человек. Помилуйте, как это – Заветы Ильича? Ведь мы были там, мы знаем, — там, когда- то была строго запретная зона. Там, в Заветах Ильича, была база ВМФ, и стояли два минных тральщика и две подводные лодки, предназначенные для работы Тихоокеанской экспедиции ИФЗ АН СССР. А теперь…
Мне пришлось добираться из Москвы до Совгавани кружным путем: самолетом во Владивосток, чтобы взять в ТИНРО два ящика с батометрами. Затем перевезти их на вокзал и отправиться на поезде до Хабаровска, оттуда вдоль Амура до Комсомольска-на Амуре. Там – по мосту через Амур и далее на ЮВ по дороге на Совгавань. Все эти места были связаны для меня с моим дедом и его рассказами. С 1935г. Ю.А. Коробьин работал экономистом на строительстве железных дорог в Забайкалье и Хабаровском крае в лагерях НКВД. И вот тогда, в 1964 г., мне довелось проехать по местам его ссылки.
В 1950 г., кроме дороги в Совгавань, началось строительство тоннеля по дну Татарского пролива и паромной переправы из Ванино в Холмск. На карте отмечены обе дороги — и на Совгавань, и к месту тоннеля, а от него на юг к Корсакову. Протяжённость тоннеля от мыса Погиби на Сахалине до мыса Лазарева на материке должна была составлять около 10 км. На на участке Комсомольск-на Амуре – Совгавань планировалось построить ветки от мыса Лазарева до станции Селихино с ответвлением к паромной переправе.
Окончание строительства с организацией временной паромной переправы было намечено на конец 1953 года, а пуск в эксплуатацию тоннеля – на конец 1955 года.Но в 1953 году умер И.В. Сталин. И его наследники в срочном порядке закрыли строительство тоннеля, как и другие стройки. Об этом можно прочитать здесь на сайте:
МЕГАПРОЕКТЫ И.В. Сталина, закрытые после его смерти
https://www.domarchive.ru/history/part-3-ussr/8792
- ТОННЕЛЬ и ПАРОМ на о. Сахалин. Стройки № 506 и № 507. 1950-1953
ПЕСНЯ ПРО ВАНИНСКИЙ ПОРТ. Музыка и слова народные. Я помню тот Ванинский порт, // И вид парохода угрюмый. Как шли мы по трапу на борт // В холодные мрачные трюмы... На море спускался туман, // Ревела стихия морская. Вставал на пути Магадан - // Столица Колымского края. Не песня, а жалобный крик // Из каждой груди вырывался. Прощай навсегда материк - // Хрипел пароход, надрывался. Будь проклята ты, Колыма, // Что названа чудной планетой. По трапу сойдёшь ты туда, // Оттуда возврата уж нету... Я знаю, меня ты не ждёшь, // И писем моих не читаешь. Встречать ты меня не придёшь, А если придёшь - не узнаешь.
Песня вспомнилась невольно. В студенческие годы мы любили петь “блатные” песни, в том числе и “Ванинский порт”. В 1964 году путь наш лежал не в Магадан и не на Колыму, хотя и там довелось мне побывать в 1978 г. И там опять у костра пели геологи “Ванинский порт”.
В Совгавани я купила мою любимую книгу Анатоля Франса об аббате Куаньяре, и всеми любимого “Маленького принца” А. Сент-Экзепюри.
СОСТАВ ЭКСПЕДИЦИИ.
На тральщике №395 нач. отряда был Игорь Галкин. Аппаратурой ведала Наташа Ермакова (окончила МЭИ). Гидрологом была я, тоже Наташа. На втором тральщике нач. отряда была Женя Старшинова, с аппаратурой работал Володя Шаблицкий. гидрологом Сережа Смирнов (студент Геофака МГУ), ещё был – студент из МАИ Борис Шубик.
Многие из нас не знали друг друга и сотрудников ГСЗ, которые, наоборот, давно работали вместе в экспедициях, начиная с МГГ, то есть с 1957 г. Но очень скоро мы все подружились, и обстановка у нас была прекрасная. Думаю, что во многом благодаря начальнику, С.М. Звереву.
На базе в Корсакове Ю.В. Тулина руководила камералкой.
НАШИ ТРАЛЬЩИКИ
Бухта Базарная около Совгавани
Подводная лодка 044. Наверху командир лодки Забиров (стоит). Здесь работал Эмма Зеликман.
ОТХОД. Из Заветов Ильича наша эскадра вышла в море в начале июня. В это время Приморье неделями плачет тоскливыми дождями, и густые туманы заволакивают бухты и распадки. Мы шли на юг вдоль побережья и жадно вглядывались в мимоидущий берег — путешествие началось!
На заправку топливом зашли в бухту Владимира. Здесь мы все вместе пошли на прогулку в тайгу и так оба отряда познакомились друг с другом. Через 16 лет я ещё раз там побывала, проезжая с геологами на ГАЗ-66. Спустилась к урезу воды. Но ничего не узнала.
Из Владимира мы шли к Сахалину и сначала работали в проливе Лаперуза – делали сейсмический разрез от мыса Крильон (см. фото 1895) до мыса Анива.
Как это делалось? Один тральщик и две подлодка вставали на трех точках вдоль намеченной линии профиля (1000 км), а второй тральщик шел по профилю и на равных расстояниях взрывал огромные 200 кг бомбы на глубине 200 м (на мелководье заряды были меньше). Волны от этих взрывов проникали в толщу дна, преломлялись и отражались на поверхности слоев с разной плотностью и, наконец, достигали нижней границы коры – её открыл югославский геофизик хорват Мохоровичич, по имени коротко её называют границей Мохо – ниже её мантия Земли.
Волны, отражаясь, улавливали спущенные в воду гидрофоны, стоящие на трех стационарных судах. От гидрофонов сигнал попадал к сейсмографам и записывал их на фотоленту. Сейсмограмму проявляли и затем обрабатывали (искали на общем фоне “вступление” сигнала от слоев в коре). В то время обработка шла вручную, но вскоре перешли на цифровую обработку.
При этом необходимо было учитывать, с какой скоростью звук от взрыва шел по толще воды, а скорость звука геофизики рассчитывали по температуре (Т) и солености (S). Их измеряли океанологи с помощью батометров. На обоих тральщиках, кроме геофизиков, требовались гидрологи-океанологи. Вот поэтому-то меня и взяли в эту экспедицию.
По окончании разреза мы зашли в Корсаков на заправку топливом и продуктами. На окраине Корсакова ВМФ предоставил нам старую казарму для камералки. Там жили наши сотрудники и обрабатывали полученные в море материалы (сейсмические ленты).
По прибытии в порт – первым делом бежишь на почту. Обычно я получала целую пачку – по 20-30 писем от разных лиц. Да ещё и посылки – главным образом, сигареты и хрустящие хлебцы. Конечно, больше всего писем было от мамы и бабушки. Но и дед писал регулярно, и все друзья и знакомые.
13.06. 1964 г. Ответ Ю.А. КОРОБЬИНА — на мое письмо из Совгавани.
Адрес: Сахалинская обл. г. Корсаков, Главпочта, до востребования Н.М. Михайловой
Моя дорогая внучонка! Письмо я твое получил. Оно меня так порадовало, что я срочно захотел тебя расцеловать, но для этого мне надо было немедленно сесть в самолет и через 8 часов опуститься в Хабаровске, затем через 4 часа в Южно–Сахалинске, и оттуда автобусом – в Корсаков. А ты оттуда могла бы уже уехать, и мне пришлось бы на вертолете рыскать по всем Курилам, пока, наконец, нашел бы тебя на острове Шикотане на покинутой вилле микадо, причем застал бы тебя как раз в тот момент, когда ты замлела в головокружительном поцелуе с каким–нибудь кавторангом! На эту тему, ты знаешь, можно бы написать целый сценарий с заглавием «Дорогой поцелуй!» причем вместо меня, старого деда, подставить какого-нибудь современного героя вроде Журы… Ну, это так, пустяки… Пиши мне побольше и обязательно указывай, куда и к какому времени посылать письма тебе в ответ. Крепко тебя обнимаю и целую. Твой дед.