СПИСОК УЧИТЕЛЕЙ шк. № 187 (30) за 1944-1986 см. в разделе Указатели
https://www.domarchive.ru/index/10188
“Эти воспоминания я написала по просьбе своей дочери в 1975 г. для домашнего журнала. Наташа просила меня написать ещё и о ШКОЛЕ 1940-1970-х годов, когда я сама была учительницей, но я так и не собралась. Теперь, в середине 1990-х, я понимаю, что от нашей жизни «периода застоя» скоро не останется и следа. Погибает, или уже погибла, та СОВЕТСКАЯ ШКОЛА, в которой я проработала 25 лет. Возможно, учителя из дореволюционного прошлого точно так же переживали переход на «социалистические рельсы», как теперь мы, советские учителя, переживаем возврат в капиталистическое прошлое. Как скучно, что всё вернулось на круги своя: опять нэпманы, опять безработица и бездомные дети, опять бесконечная Гражданская война. Будто и не было этих 70 лет”.
Т.Ю. Коробьина, Москва – 1995 г.
Н.М. Михайлова в 2013 г.: Эти слова мамы поставлены эпиграфом к истории той школы, в которой она не только работала 25 лет, но трудилась там и после выхода на пенсию. Несколько лет мама и ещё одна учительница собирали архивные материалы для создания МУЗЕЯ ШКОЛЫ. Музей был ими создан и открыт. И что же? Вскоре после разрушения СССР, Музей был уничтожен. Так что маме пришлось пережить и это. Она умерла 3 октября 2004 г. в День Учителя. С тех пор я составляю наш Летописец, и в нем тема ШКОЛЫ и воспитания детей звучит постоянно, потому что профессия педагога в нашей семье, можно сказать, была наследственной. История советской школы своими корнями уходит в дореволюционное прошлое, так как первыми учителями после Революции стали преподаватели гимназий, многие из которых были приверженцами социалистических идей. Некоторые из них дожили до середины XX века. За это время они сумели воспитать поколение советских педагогов. Эта преемственность прослеживается на примере многих московских школ, бывших гимназий, в том числе, и на истории школы № 187 (30). В ней учителями были педагоги и ученики школы № 30 (бывшей гимназии Ржевской), затем учились их дети и внуки, а в 60-70 годы – дети их учеников.
Эта связь поколений, живших десятилетиями в одном районе, в 1960-е годы нарушилась по двум причинам. Первая из них – это выселение жителей старой Москвы из их “родовых” мест. Вторая – на мой взгляд, более разрушительная – это создание специализированных элитарных школ. В них детей отбирали “по способностям”, а родители выбирали школы с учетом “престижа” и будущей карьеры своих детей. В результате был нарушен главный, сугубо демократический, принцип советской средней школы – обязательное общее для всех среднее образование. В крупных городах его сменил типично “буржуазный” подход – разделение детей на “избранных” и на “среднее быдло”. Таким образом, реформация школы началась не сегодня, а задолго до “перестройки”, в которой самое активное участие приняли “продвинутые” учителя и ученики с “новым мышлением” и “новыми ценностями”.
Так происходит всегда – ведь сначала требуется воспитать новых людей, а уж потом приступать к революциям. Ближайшим примером служит история Российской империи. В ней реформы в системе образования шли непрерывно на протяжении 200 лет. И, наконец, к началу XX в. в гимназиях и университетах воспитывали не верноподданных, а врагов самодержавия. А в СССР реформация школы прошла быстрее – всего за 20-25 лет – и в специальных школах перестали воспитывать советских людей, ну, дети и выросли антисоветскими.
Хронологически глава поставлена под 1986 годом, когда 25 января школа № 187 (30) торжественно отмечала свое 50-летие. Конечно, никто из учителей и выпускников школы, пришедших в этот день Встречи, не мог представить, что сделают нелюди с их школой, со всей системой образования и какие мерзости они напишут про дело их жизни. К сожалению, не всех учителей я знала, не все фотографии нашлись у мамы. Простите, если кого-то не упомянула или что-нибудь перепутала. Спросить и уточнить не у кого. Ведь все те, кого я знала, мамины друзья и коллеги, уже умерли. Умерли даже многие из её учеников. Так что неизвестно, для кого я составила эту историю в лицах. Их уже давно забыли. Но вдруг кто-нибудь всё же вспомнит о них.
СОВЕТСКАЯ ШКОЛА
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ПРЕДИСТОРИЯ – 1900-1935. Гимназии – Школа 1920-х. – Строительство новых школ в 1935-36.
2. 1936-1943. Первые директоры и педагоги. Выпуск 1941 г. ВОЙНА. Эвакуация школьников.
3. 1943 – 1949. Директор А.Л. Малисова. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. Дневник завуча К.Е. Мезько
4. 1949-1955. Директор А.И. Афиногенова. Завуч ст. классов: А.М. Морозова.
5. 1955- 1964. Директор М.П. Мартынов. Обществоведение. Школьный театр (Ветрова).
6. 1965-1975. Директор М.П. Мартынов. Школа № 30. Специализация: Английский язык
7. 1978. Открытие Музея (Т.Ю. Коробьина). 1986 – 50-летие школы.
8. СПИСОК УЧИТЕЛЕЙ шк. № 187 (30) с 1944 по 1975. Сост. Т.Ю. Коробьина
1. ПРЕДИСТОРИЯ – 1918-1935
Т.Ю. Коробьина. “ШКОЛА 1920-х”. Очерк 1975 г.:
“Я знаю несколько прекрасных книг о детских домах и школах 1920-х годов. Это «Республика ШКИД» Пантелеева, «Педагогическая поэма» Макаренко, «Дневник Кости Рябцева» Огнева, «Швамбрания» Кассиля. Прекрасно описана школа того времени в романе Каверина «Два капитана». Возможно, есть и ещё книги о школе, но я о них не знаю. Теперь, когда времена нашего детства стали временами историческими, всякое воспоминание о них интересно. Может быть, и мои воспоминания о школе, в которой я училась, будут в какой-то степени интересны кому-либо, кто будет изучать историю СОВЕТСКОЙ школы.
… Не знаю, насколько типичной для того времени была наша школа. Если сравнивать нашу школу со школами, описанными в названных мною произведениях, то наиболее близкой к нашей была та, в которой учился герой романа Каверина «Два капитана» Саня Григорьев. Они и территориально были близки: наша — на Садовой Самотёчной, каверинская — на Садово-Кудринской. Район был тот же — Краснопресненский. Район был огромный, его окраины были рабочими, а в центре в основном жили служащие, или, как тогда говорили, «сов. служащие». Состав учащихся был пёстрый, но детей рабочих было мало.
Фрагмент карты А. Балдина из книги “Москва. Портрет города” 1997 г.
На карте размером всего 40х50 см автор сумел изобразить не только улицы и переулки, но и почти все дома, церкви, парки, театры и другие достопримечательности. Размер фрагмента – 6х8 см. Этот район находится внутри Садового кольца между улицей Каретный ряд и Цветным бульваром, до их пересечения с Бульварным кольцом. Подробное описание этого района см. очерк в Летописце:
Т.Ю. Коробьина “МОСКВА ДВАДЦАТЫХ” и иллюстрации Н.П. Ермаковой
На карте сверху на Садово-Самотечной улице стоит Кукольный театр с фигурой Петрушки. Под его правой рукой до 1975 года стояло здание бывшей Школы № 30 (гимназии Л.Ф. Ржевской).
Напротив стоял и стоит до сих пор дом, где было расположено Реальное училище № 2.
В 1918 г. все средние учебные заведения превратились в Трудовые школы и получили номера.
Гимназия Ржевской стала школой № 30 (слева), а Реальное училище – школой № 32 (справа).
Т.Ю. Коробьина. “ШКОЛА 1920-х”:
“Номер нашей школы менялся не один раз: сначала № 101, потом № 30, после нашего окончания она была школой № 24 Дзержинского района и № 181 Коминтерновского района. В 1935 году в районе построили две новые школы, а здание нашей школы заняло ведомство, Трудовые Резервы. Теперь этого здания уже нет. На месте дома № 1 и ещё трех домов, до угла Угольной площади, построено огромное современное здание”.
В Российской Империи во всех казенных учебных заведениях обучение мальчиков и девочек, юношей и девушек было раздельным. С появлением частных гимназий, хотя и не сразу, но всё же появились гимназии, владельцы которых вводили совместное обучение. Такой “передовой” гимназией, например, была гимназия Е.А. Репман (родственницы семейства Арманд). Введение совместного обучения было заложено в программы социалистических партий и разных мистических движений (теософов). Поэтому после Революции в школах повсеместно ввели совместное обучение.
УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ № 30, упомянутые в очерке Т.Ю.Коробьиной “ШКОЛА 1920-х”:
Т.Ю. Коробьина: “Наверное, рассказ о школе надо начать с наших учителей. Многие из них преподавали еще в гимназии Ржевской, а после Революции продолжали работать в новой школе. Лишь позднее появились новые учителя, но и они, как правило, были «из бывших». Впрочем, тогда все жители страны Советов были «из бывших», даже мы, дети, рожденные до Революции”.
◊
В 1920-е учителями в школе № 30 были: с 1906 г. – Ксения Евгеньевна (ур. Белявская) и её муж К.П. Мезько; Сергей Васильевич Сергиевский, П.Н. Соколов и М.П. Даев, семья которого жила в здании школы № 32, где он преподавал химию. Школьно-санитарным врачом была Анна Евгеньевна Коробьина. Учились в школе № 30 их дети: Таня Коробьина и две сестры Даевы, Муся и Ира.
О ШКОЛЕ 1920-х годов см. на сайте:
Т.Ю. КОРОБЬИНА. Очерки: Москва 1920-х. Школа 1920-х. и ШКМ в Чернаве. 1930-31.
М.М. и И.М. ДАЕВЫ. Дневники 1918-25. и
М.П. ДАЕВ. Шаржи 1923.
Т.Ю. Коробьина “ШКОЛА 1920-х”:
“Учебников в те времена почти не было. По грамматике была книжка «Тропа к правописанию», по арифметике был какой-то задачник. А по географии, истории, естествознанию старые учебники не годились, а новых ещё не написали. Поэтому учились «со слуха» и по записям в тетрадях. А поскольку та самая «тропа»ещё не привела нас к вершинам правописания, то в тетрадях наших бог знает, что было написано.
Зато все тетради были украшены рисунками! В тетради по географии были самодельные карты, разные звери, а уж в тетради по русской истории ― чего только не было! И древние витязи, и бояре, и крестьяне, задавленные налогами и т.д. и т. п.
Когда мы учились в старших классах, процветал так называемый «Дальтон-план», впоследствии названный лабораторным, или бригадным методом. Весь класс разбивался на бригады человек по пять, и каждая бригада выполняла задание, данное на несколько уроков. Задания готовились в классе, а потом бригада сдавала зачет. Казалось бы, что ученикам деваться некуда: все на глазах учителя, все учат, чертят, пишут. Но ученики есть ученики! Они всегда находят лазейки. И бывало, что зачёт сдает вся бригада, а отвечает одна Шура Ганько, остальные покашливают. Ну, а зачет ставился всей бригаде. 5-бальной системы оценок тогда еще не было, и нам ставили «уд» или «неуд», изредка «ву», то есть «весьма удовлетворительно». Так что главное было, получить «удочку».
А в 8 классе проходили уже систематический курс русской литературы: от Грибоедова до Толстого. Конечно, изучали бесконечные «образы», писали характеристики, учили наизусть. В то время были модны литературные суды над литературными героями. Такой суд очень хорошо описан Кавериным в «Двух капитанах». Вот и у нас был организован суд над Евгением Онегиным. Онегин обвинялся в убийстве Ленского и в праздной жизни, и в чём-то ещё. Насколько я помню, мы единогласно присудили его к нескольким годам принудительных работ!
В старших классах у нас работал литературный кружок, который сначала вёл Сергей Васильевич, а потом Петр Николаевич Соколов. Помню, что на литературном кружке мы разбирали только что появившуюся книгу Огнева «Дневник Кости Рябцева». Пожалуй, это была первая книга о советской школе, для нас очень интересная. Что говорилось на кружке, не помню, но «в кулуарах» оживлённо обсуждался вопрос: а как же наши мальчики? жил ли уже кто-нибудь из них с девочками? Но вопроса этого мы решить не могли.
В 9-м классе литературу у нас преподавал Петр Николаевич Соколов, сын священника Спасской церкви. Помню, как он медленно и с иронией говорил: «Пролетариату, как вам хорошо известно, нечего было терять, кроме своих цепей».
В политической жизни мы тогда совершенно не разбирались, да и не интересовались ею. Думаю, что учителя наши тоже не очень-то понимали, что к чему, а так как большинство их оставались ещё от гимназии, то они по старинке считали, что детей приобщать к политике ни к чему. Политинформации у нас появились только в 7-м или в 8-м классе, газет не выписывали, да и можно ли было их тогда выписывать? Радио появилось в быту только в 1925 – 1926 годах. Так что источников информации у нас не было. Знали мы только два имени: Ленин и Троцкий. Но о них самих знали очень мало. О Ленине узнали подробнее только после его смерти. Мы тогда учились в 5-м классе.
А тогда было о чём поговорить людям, интересующимся политикой: и «левый уклон», и исключение Троцкого из партии, и события в Китае. Я помню общешкольный митинг по случаю того, что 21 марта 1927 года революционные войска Китая взяли Шанхай. Какое торжество было!
С увлечением работала СИНЯЯ БЛУЗА – «живая газета», как её тогда называли. «Синяя блуза» была всюду: в школах, институтах, на предприятиях. Гоша Спенглер через 40 лет писал в своей «поэме»:
Громила «блуза» лень и хамство, // Вела борьбу за новый быт,
Клеймила нэпманов, мещанство, // И лорд Керзон был не забыт.
…. Синеблузники разыгрывали различные стихи, частушки на злобу дня по случаю «Дат красного календаря». Помню их выступление в годовщину революции 1905 года, когда разыгрывали известные частушки:
“Царь испугался – издал Манифест: // Мёртвым – свободу, живых – под арест.
«Синяя блуза» тоже была целиком в руках самих ребят, никто из взрослых ими не руководил.
Вообще с нами тогда не нянчились, как в современной школе, и мы были гораздо самостоятельнее и гораздо более заинтересованы в школьных делах, потому что они были действительно нашими делами.
СПРАВКА:
В СССР была поставлена задача дать образование всему населению. В связи с начавшейся в 1929-30-х годах индустриализацией сельское население начало переселяться в города, и старых школ не хватало. По постановлению Совмина в Москве и Ленинграде началось массовое строительство новых школьных зданий. Были выбраны несколько типовых проектов. По одному из них строились 3-х этажные школы из красного кирпича, в плане буквой “П”. Позднее их надстраивали на 1-2 этажа, а в середине “П” пристраивали спортивные залы.
В Бол. Спасском переулке (с 1935 г. – Бол. Каретный, а с 1965 г. – ул. М.Н. Ермоловой) по такому проекту были построены две новые школы – одна в начале переулка получила № 186, а вторая – в глубине дворов – № 187 (видна на плане). На карте А. Балдина она стоит на краю так называемой Малюшиной горки, с которой лестница ведет к Центральному рынку и Цирку (изображен в виде шапито и подписан).
Школа № 30 на Садово-Самотечной ул. была закрыта. Учащихся и учителей распределили по разным школам в том же районе, а дом передали Трудовым резервам. И только в 1950 г. жильцов смогли переселить в новые дома на Новой Песчаной ул. А в 1975 г. этот дом вообще снесли. В здании школы № 32 существовали разные учебные заведения, и М.П. Даев до конца своих дней жил там и продолжал работать учителем химии.
Кс.Е. Мезько в 1936 г. была назначена директором 7-классной школы (в одном из Каретных переулков). На фотографиях мы видим Кс.Евг. в кабинете в ту пору, когда она была избрана депутатом в Райсовет Коминтерновского района и принимала в своей школе летчицу-героиню Марину Раскову.
Вскоре началась Война. Детские сады и Школы срочно вывозили из Москвы. Сначала недалеко, но по мере наступления фашистов – все дальше на восток. С учениками своей школы в июле 1941 года выехала и Ксения Евгеньевна. По возвращении из эвакуации в Москву в 1943 г. она стала завучем начальных классов в школе № 187 (о чем пойдет речь ниже).
ПЕРВЫЕ ДИРЕКТОРЫ ШКОЛЫ № 187.
с 1936 по 1938 г.г. – ХУДАК Софья Моисеевна
с 1939 по 1940 гг. – КОНОВАЛОВА Таисия Васильевна
с 1940 по 1942 гг. – КИСЕЛЕВ Афанасий Кириллович
О них почти ничего неи3вестно. Из музейных материалов у мамы сохранились только две фотографии довоенного перида. Их передал в школьный музей Семен Цейтлин, из чего можно заключить, что Элла Соломоновна Цейтлин уже до войны в этой школе преподавала.
41 выпускник школы ушел на фронт, 38 из них погибли на полях сражений.
В 1965 г. их имена были запечатлены на мемориальной доске.
На фото 1940 г. (слева) – имена учителей неизвестны. На фото 1941 г. изображен тот же класс. Учителя другие. Один из них мне хорошо знаком – это учитель физики Иосиф Захарович Коган. Значит он тоже начал работать в этой школе ещё до войны. Думаю, что с довоенных времен в этой школе преподавал С.В. Сергеевский, один из учителей в школе № 30 в 1920-е годы (см. фото выше).
Во время войны в 1943 г. по постановлению Совмина в средних школах вернули раздельное обучение.
Тогда школа № 186 стала мужской, а школа № 187 – женской.
ДИРЕКТОРАМИ с 1942 по 1975 годы были:
с 1942 по 1949 гг. – МАЛИСОВА Анна Львовна,
с 1949 по 1955 гг. – АФИНОГЕНОВА Анна Ивановна,
с 1955 по 1975 гг. – МАРТЫНОВ Михаил Петрович
След. стр.