1930-1953. МОСКВА СОВЕТСКАЯ. Метро. Высотки. Население.

:stop:

ВНИМАНИЕ!!!  МИНЗДРАВ  и  Онищенко  ПРЕДУПРЕЖДАЮТ  ЖИТЕЛЕЙ РФ  —

НЕ  СЛУШАЙТЕ  СОВЕТСКИЕ  ПЕСНИ!  ОНИ ЗАРАЗИТЕЛЬНЫ.  ПЛАКАТЫ  ТОЖЕ

Можно см. на сайте: МОСКВОВЕДЕНИЕ. Старые карты

 

Москва 1 мая. 1935-36 г. Фрагмент плаката

«УТРО  КРАСИТ НЕЖНЫМ СВЕТОМ…»

Исп. В. Бунчиков, В. Нечаев, Хор. Запись 1937 г.

V-Bunchikov-V-Nechaev-Hor-Utro-krasit-nezhnym-svetom-zapis_-1937-goda(muzofon.com) - V-Bunchikov-V-Nechaev-Hor-Moskva-mayskaya-Utro-krasit-nezhnym-svetom-zapis_-1937-goda(muzofon.com)     

 

Плакат. Поезд от ст. Социализм до ст. Коммунизм

 

 

СТАЛИНСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ МОСКВЫ

Справка из Википедии.

В конце 1920-х гг. развернулись ожесточённые споры о будущем советского города. В целом это был конфликт «урбанистов» (отстаивали развитие города в высоту) и «дезурбанистов» (сторонники развития города в ширину и малоэтажного строительства). В конкурсе на разработку стратегии развития Москвы принимали участие крупнейшие функционалисты со всего мира — Ле Корбюзье, Ханнес Майер, Эрнст Май, Николай Ладовский.

На пленуме ЦК ВКП(б) в июне 1931 года были приняты решения о строительстве в Москве метрополитена и о соединении Москвы-реки каналом с Волгой. Одновременно пленум обязал «московские организации приступить к разработке серьезного, научно-обоснованного плана дальнейшего расширения и застройки г. Москвы»

 

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН

В 1935 г. И. В. Сталин и В. М. Молотов утвердили Постановление «О генеральном плане реконструкции города Москвы». Предполагалось, что новый генеральный план будет воплощён в жизнь за  10 лет. Генеральный план предусматривал строительство новых широких транспортных магистралей и расширение имеющихся.  Существующие мосты предполагалось обновить и расширить, дополнив новыми (в их числе знаменитый Крымский мост). Приоритетным направлением признавалось строительство Московского метрополитена, который получил имя Лазаря Кагановича.

 

 

Первые линии метро 1935

 

СТРОИТЕЛЬСТВО МЕТРО в Москве

К истории метро — док. фильм

http://nik191-1.ucoz.ru/publ/novosti_dnja/ehtot_den_v_istorii/15_maja_1935_goda_v_moskve_byla_pushhena_pervaja_ochered_pervogo_otechestvennogo_metro/5-1-0-2114

 

Первые предложения о сооружении в Москве метро относятся к началу был разработан группой авторов под руководством В.Л. Николаи в 1925-1930 годах. Он был принят за основу в постановлении Пленума ЦК ВКП (б) от 15 июня 1931 года «О строительстве в Москве метрополитена с 1933 года». 

Подготовительные работы к строительству метро развернулись весной 1932 года.

В строительстве приняли участие шахтеры Донбасса, бетонщики Днепростроя, московские комсомольцы. Кузнецкий завод в Сибири делал рельсы. Крым, Урал, Средняя Азия посылали мрамор. Москва, Харьков, Ленинград изготавливали электродвигатели, аппаратуру и точные приборы, из Баку шел битум для изоляции, Кавказ и Волга снабжали цементом.

Сооружение первой очереди было завершено к октябрю 1934 года.

Первый пробный поезд прошел по участку «Комсомольская» – «Красносельская» – «Сокольники» 4 февраля 1935 года. Первыми пассажирами стали лучшие метростроевцы. По всей трассе от «Сокольников» до «Парка культуры» (протяженность 11,6 километра) поезда проследовали 5 февраля 1935 года.

15 мая 1935 года началось пассажирское движение поездов на линиях «Сокольники» – «Парк культуры и отдыха имени М.Горького» и «Охотный ряд» – «Смоленская». Билет с порядковым номером «0001» в 7 часов утра 15 мая 1935 года купил мастер завода «Красный пролетарий» Петр Латышев. Всего в первый день метрополитен перевез 370 000 человек.

Московскому метрополитену было присвоено имя Л.М.Кагановича, затем, в 1957 году, его сменили на имя В.И.Ленина.  Постановление ЦИК и Совета Народных комиссаров СССР содержало благодарность за успешную работу по строительству метро ударникам, ударницам и всему коллективу инженеров, техников и рабочих Метростроя.
Речь тов. И.В. СТАЛИНА  4 февр. 1935 г. — в день первого пуска  метро им. Кагановича 
 http://reportage.su/audio/142

 

Большое значение придавалось озеленению города, созданию новых парков и реконструкции существующих. Планировалось создание пяти «зелёных» колец вокруг центра города. Для отдыха  трудящихся были организованы рекреационно-парковые пространства нового типа — парк Горького и Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ).

 Реализация грандиозных планов создания Новой Москвы была остановлена войной с Германией в 1941 году. В послевоенные годы генеральный план продолжал выполняться  с существенными коррективами. В панораме столицы появились новые высотные акценты — т. н. сталинские высотки.

 

 

СТАЛИНСКИЕ ВЫСОТКИ 1947-53

1947. Совмин СССР принял предложение Сталина

Все восемь московских высоток были заложены в один и тот же день — в день 800-летия Москвы, 7 сентября 1947 года — и, более того, в один и тот же час, в 13-00 по московскому времени. А ровно за час до этого, в полдень, на Советской площади состоялась закладка памятника основателю Москвы князю Юрию Долгорукому.

«Вся душа советской страны проходит перед нами в течение этого часа: далекое прошлое Руси, воин на коне, в шлеме и кольчуге, указывающий рукою вниз: «Здесь быть Москве», — и гигантские, многоэтажные дома, построенные по последнему слову техники для людей социалистического общества, для строителей коммунизма, для новых людей», — писал журнал «Огонек». Можно вспомнить еще о и семи легендарных московских холмах, на которых оказались семь построенных высоток.

 

 

ПОРТРЕТ ГОРОДА

Из книги архитектора А. Балдина, 1997, с. 3)

 

 

Подписи к рис. «Портрет города»

Изображены 12 памятников основателю Москвы — князю Юрию Долгорукову;

писателям (8) — А.С. Пушкину, А.С. Грибоедову, И.А. Крылову, М.Ю. Лермонтову, Н.В. Гоголю, А.Н. Островскому; А.М. Горькому, В.В. Маяковскому;

ученым (2) — М.В. Ломоносову и Тимирязеву. На Лубянке — лежит поверженный в августе 1991 года памятник Ф.Э. Дзержинскому (ВЧК). Неподалеку встал новый памятник — Кириллу и Мефодию с крестом. А  памятник Петру I на Стрелке и множество других поставили позже.

Можно найти высотные здания, построенные при И.В. Сталине после войны (о них см. ниже), и два московских Пентагона

1.  – МГУ на Ленинских горах. Архит. Л.Руднев. (1949 – 1 сент. 1953)

2 – МИД на Смоленской пл.

3 – Гостиница «УКРАИНА» + жилые корпуса

4 – Жилой дом на пл. Восстания (ныне Кудринская)

5 – Жилой дом у Красных ворот

6 – Гостиница «ЛЕНИНГРАДСКАЯ» около площади Трех вокзалов

7 – Жилой дом на Котельнической набережной

8. – Гостиница «РОССИЯ» (снесена) на фундаменте не построенной Высотки в Зарядье

9 – Пентагон-1. Театр Красной Армии (потом Советской, теперь — просто Армии?)

10. –Пентагон-2.  Станция Метро «Арбатская» (старая).

  

СТРОИТЕЛЬСТВО  МГУ  НА  ЛЕНИНСКИХ ГОРАХ

 

 

МГУ и Коза. Начало строительства в 1949

 

ССЫЛКА на док. фильм «История строительства МГУ»

http://letopis.msu.ru/content/mgu-na-leninskih-gorah

СПРАВКА. Московские власти высказались против постройки высотного здания для МГУ, так как считали это строительство очень дорогим. Только на монтаж лифтов, а их надо было много, нужны были большие средства. Несмотря на это, Сталин принял решение о строительстве здания высотой не менее, чем в двадцать этажей на вершине Ленинских гор. Более того, он предложил каждому студенту построить отдельную комнату, а так как в те годы университет насчитывал шесть тысяч студентов, то и комнат надо было шесть тысяч. Убедил его Молотов, что достаточно трех тысяч, мол, студенты народ веселый и им лучше жить по двое в комнате. Генеральный план университетского городка (фото 1) Сталину понравился. При его обсуждении, показав на то место плана, где были обозначены аллеи вдоль университетского комплекса зданий, Сталин предложил посадить там яблони. Архитекторы согласились. Стройка началась.

12 апреля 1949 года был заложен первый камень стройки. Всего в строительстве было задействовано 600 предприятий. Для доставки строительных материалов проложили 40 километров железнодорожного полотна. Строительство вели усиленными темпами. Стройку объявили комсомольской, и на ней работали 3000 комсомольцев-ударников. Кроме того, на строительстве работали условно-досрочно освобожденные заключенные, осужденные по бытовым статьям и имевшие строительные специальности. Первые этажи строили гражданские и военные специалисты. Выше 11–го этажа работали заключенные (фото 2).

Рядом с деревней Раменки сделали зону со сторожевыми вышками. Когда строительство стало подходить к концу, то на 24 и 25 этажах оборудовали новый лагерь, чтобы не тратить время на дорогу и экономить на транспортных расходах. Отказались от охранников и сторожевых вышек. Всего к окончанию строительства МГУ в «Стройлаге» числилось 14290 человек.

К  лету 1949 года вырыли котлован. Было решено возводить здание на принципиально новом коробчатом фундаменте, который «приспосабливается» к состоянию грунта: опускается или поднимается в зависимости от того, в каком месте прорываются плывуны. Здесь была и прямая экономия: не надо было заливать бетоном гигантский котлован, как это делали американцы при строительстве своих небоскребов.

Плывуны удерживали мощные морозильные установки, расположенные под зданием МГУ. Зона эта имеет статус особо секретной, так как, если холодильники выйдут из строя, здание может «поплыть» в сторону Москвы–реки.

В 1985 году в подвалах была обнаружена карта с линиями экспресс–метро и подземных автомобильных дорог. На ней показаны два выхода: один — на Мичуринский проспект, а второй – на площадь у Белорусского вокзала. В районе Раменок сохранился бункер, построенный на случай войны. Одна линия Экспресс – метро ведет именно туда, а другая во Внуково. Ветка экспресс–метро проходит под главным зданием. Говорили, что главное здание строилось как запасной телецентр, на случай выхода из строя башни на Шаболовке (Останкинской башни тогда не было). Фонтаны на аллее возле статуи Ломоносова служат воздухозаборниками для вентиляционной системы.

Высота здания = 236 м; 36 этажей, стальной каркас весит 40000 тонн, использовано 175 миллионов кирпичей. В здании МГУ — 111 лифтов, в том числе, и скоростные. Высота шпиля на здании 50 метров, а вес звезды на шпиле – 12 тонн. В советское время в шпиле находились службы КГБ. На здании установлены часы из нержавеющей стали диаметром 9 м; длина минутной – стрелки 4,1 м; вес – 39 кг.

Торжественное открытие университета состоялось уже после смерти Сталина 1 сентября 1953 года.

 

Строители небоскребов. США 1930-е

 

Строители МГУ. Москва. 1949

 

 

 

 

Архитектор Л. Руднев и академик Несмеянов около макета МГУ

МГУ (вид с юга)

Справа — Ректор университета академик А.Н. Несмеянов. Слева —  главный архитектор проекта МГУ Л.В. Руднев (слева). У  макета генерального плана университетского городка. 1948


НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЕ ПРОЕКТЫ В МОСКВЕ

ДВОРЕЦ СОВЕТОВ в Чертолье

Проект архитектора Б.М. Иофана. 1934 года.

Дворец Советов в Чертолье. Архит. Б. Иофан. 1931

Рисунок из книги А. Балдина «МОСКВА. Портрет города». Изд-во «Радуга», 1997

 На рисунке  для сравнения автор  изобразил в том же масштабе колокольню Ивана Великого. Мною добавлено (в том же масштабе) взятое из его же книги изображение Храма Христа Спасителя, стоявшего на том же месте и разрушенного в 1932 году. Опять же для сравнения, в основании Дворца и Храма я поместила чертеж «первообраза» любого христианского храма (взятый из Библейской Энциклопедии) — первого Храма ЯХВЕ,  построенного царем Соломоном в  Иерусалиме.

Судя по размерам (10 на 30 м) и внешнему виду, «храм Соломона» был весьма скромным сооружением, во всяком случае, не столь роскошным, как построенный одновременно с ним Дворец Соломона. Тем не менее, он стал мистическим символом для нескольких влиятельных религий — иудаизма,  ислама, христианства и Ордена Тамплиеров, который, как говорят, породил масонство.

Храм ЯХВЕ – «бога–отца» — общий для евреев и христиан – был разрушен римлянами в 70 году новой эры и до сих пор не восстановлен.  Для христиан и масонов его отсутствие не вызывает никаких проблем, потому что христиане строят копии «храма Соломона», где хотят, с  восстановлением разрушенных храмов тоже нет проблем. В  Москве, например, вскоре после победы «православных демократов» над «безбожниками–коммунистами» в Чертолье был восстановлен Храм Христа Спасителя (сына  ЯХВЕ).  То же самое и масоны — в своих ложах они воспроизводят «храм Соломона» в любой комнате – поставят две колонны, Иохаз и Бооз, положат на полу коврик с «веткой акации» – и готово. А вот религиозные евреи попали прямо в безвыходное положение. Свои синагоги (греч. — молельни) они тоже могут строить (и строят) по всему миру, но Храм ЯХВЕ, во–первых, может быть только один и, во–вторых, должен стоять только на горе Мориа, где, как говорят, его построил Соломон, а это место занято – там арабы-магометане (кровные братья израильтян) давно построили мечеть Аль Аякса и евреев на храмовую гору не пускают.  И теперь они молятся у так называемой стены Плача, построенной при царе Ироде, когда он произвел реконструкцию второго храма (подробности этой истории см. на сайте)

ЗДАНИЕ   ТЕАТРА имени Вс. Мейерхольда

Проект архитектора А. Щусева 1933 г.

Проект Театра с башней и статуей Вс. Мейерхольда. 1933

 

Проект Театра с башней и статуей Вс. Мейерхольда. 193

 

Цитата из книги Вадима Кожинова «Правда сталинских репрессий»:

«Верно, что культ Сталина непомерно разросся в это время, но в какой-то мере за счет других – по-своему также «уродливых» – культов. Так, например, сейчас уже мало кто представляет себе во всём его объеме культ В.Э. Мейерхольда. В 1935 году в центре Москвы началось строительство нового монументального здания «Государственного театра имени Мейерхольда». Основанный в 1920 году под названием «Театр РСФСР 1-й», с 1923 года этот театр стал называться именем своего главного режиссёра.

Памятник дипломату В.В. Воровскому на Лубянке

Здание это всем известно, ибо оно в сильно «укороченном» виде было достроено в 1940 году в качестве Концертного зала им. П.И. Чайковского. По первоначальному проекту оно должно было быть в два с лишним раза выше и увенчиваться громадной фигурой самого Мейерхольда, стоящего в несколько странной позе – с расставленными ногами и руками. Похожая поза – у небольшой статуи дипломата В.В. Воровского, установленной (правда, только после его гибели) перед бывшим зданием Наркоминдела на углу Кузнецкого Моста и Б. Лубянки.

С   проектом здания «Театра имени Мейерхольда» можно познакомиться в изданной в 1936 году книге «Генеральный план реконструкции города Москвы» (с. 98).

 

 

 

Зал им. Чайковского (слева). Вдали высотка на пл. Восстания

 

Москва. Площадь В. Маяковского (ныне Триумфальная).

Слева –концертный зал им. Чайковского. Напртив — памятник В. Маяковскому и ресторан «Пекин» (памятник «вечной дружбы» с Китаем).  Вдали видна высотка на пл. Восстания

 


 

 

 ТРИ ПЕНТАГОНА  (пятиугольники)

Два —  в  Москве, СССР, 1935-40.  Один —  в Вашингтоне, США в 1943.

Москва. Пентагон–1.  

Станция метро «Арбатская» (старая). 1935

Пентагон-1 в Москве. Метро Арбатская (старая). Вид сверху

Москва. Пентагон–2. Театр Красной Армии. 1940

Проект: наверху статуя красноармейца.

Москва. Театр Кр. Армии. Проект 1940 со статуей

 

Пентагон -2 в Москве. План театра Красной Армии 1940 Пентагон -1. Театр Красной Армии. Вид сверхуПентагон -2. Театр Красной Армии. Вид сверху

 

Пентагон -2. Театр Красной Армии. Вид сверху

 

 

 

 

 

 

 

ПЕНТАГОН-3 в США около Вашингтона 

Пентагон-3 в США, штат Виргиния. Около Вашингтона.

 

Справка из Википедии

ПЕНТАГОН(от греч. πεντάγωνον — «пятиугольник») — название здания Министерства обороны США. Находится в штате Виргиния недалеко от Вашингтона. Координаты: 38°52′15.56″ с. ш. 77°03′21.46″ з. д.

Здание построено по заказу в 1941- 1943 г. (то есть позже, чем два московских Пентагона) по проекту архитектора Дж. Бергстрома (1876-1955). Крупнейшее офисное здание в мире. В здании работают около 26 000 человек.

Длина каждой из пяти сторон здания равна 281 м, периметр — около 1405 м, суммарная длина коридоров — 28 км, а общая площадь пяти этажей — 604 000 м². Здание имеет пять надземных и два подземных этажа, высота надземной части — 23,5 м. В здании насчитывается 7754 окна. Центральный газон имеет форму пятиугольника и неофициально называется «Ground Zero». 

Примечание Н.М.  Слово  «зеро» напоминает казино, а все вместе античный «Пуп Земли».

 

 ВЫСОТНОЕ  ЗДАНИЕ  В  ЗАРЯДЬЕ

 

 

Проект высотки в Зарядье 1947 г.. Архит. Д.Н. Чечулин.

 

Административное здание в Зарядье было последним из сталинских небоскребов, заложенных в день 800–летнего юбилея Москвы. Автором проекта был архитектор Д.Н. Чечулин.

Задача архитектора и суть проектных решений описаны в альбоме «Высотные здания в Москве»: «Автор, лауреат Сталинской премии, действительный член Академии архитектуры СССР Д.Н. Чечулин, избрал путь контраста, при котором остается нетронутой и самостоятельной изумительная красота древнего ансамбля, а новое здание своим силуэтом будет перекликаться с вертикалью будущего Дворца Советов по другую сторону Кремля». Проект высотного 32-этажного здания в Зарядье будет осуществляться на участке площадью 15 га. (см. раздел VII, таблицы 1—12)».

Альбом «Высотные здания в Москве»  интересен тем, что был издан в 1951 году. Поэтому о строительстве здания говорится в настоящем или будущем времени. Альбом готовили быстро, и по распоряжению Сталина собрали все имеющиеся материалы: чертежи, панорамы. фотографии макетов. По линии МВД московские высотные стройки курировал Л.П. Берия.

Работы по сооружению стилобата к весне 1953 года успели практически завершить. После смерти Сталина и ареста Берии стройку законсервировали, а в 1954 году и вовсе отменили. По некоторым источникам, каркас здания, построенный почти в половину его высоты, впоследствии разобрали и использовали в качестве металлоконструкций для стадиона в Лужниках.

Через десять лет – с 1964 по 1967 – на уже имевшемся стилобате по проекту Д.Н. Чечулина была сооружена гостиница «Россия». Размеры гостиницы сопоставимы с размерами нижней, высотой всего в 5 этажей, ступенью высотного здания. Сама же гостиница смотрелась на доставшемся в наследство стилобате довольно неказисто.

После смерти Сталина неоконечные стройки высотных зданий планомерно завершались, но восьмому из них уже никогда не будет суждено составлять панораму с Кремлем, собором и Красной площадью. На рисунке — реконструкция.

 

 

ПРОЕКТ  ЗДАНИЯ  АЭРОФЛОТА 1930-х.

Архитектор  Д.Н. Чечулин

Здание Аэрофлота. Прект архит. Чечулина. 1930-е

 Ссылка на сайт: «НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ СТАЛИНСКОЙ ЭПОХИ»:

http://www.2do2go.ru/msk/city/v-fokuse/211/nerealizovannye-proekty-stalinskoy-epohi

По проекту главного архитектора Москвы Д.Н. Чечулина строительство «Аэрофлота» запланировали на площади около Белорусского вокзала в 1934 году. Здание представляло собой крупномасштабный монумент героической советской авиации с фигурами летчиков-героев.

Проект не был осуществлен, но потом частично воплотился  в здании Верховного Совета РСФСР на Краснопресненской набережной.

 

 

Москва. Здание Верховного Совета РСФСР на Красной Пресне.

 

«Демократы» стали называть это здание Белым Домом в честь Белого дома в Вашингтоне.

Осенью 1993 г. они его расстреляли из танков. Теперь в нем работает Правительство РФ.

Расстрел ВС РСФСР. «Октябрь 1993 г.» Худ. Илья Бройдо. Масло. 2003

МОСКВА  АНТИСОВЕТСКАЯ  

ВОЗНИКЛА  ПРОБЛЕМА  С  МИГРАНТАМИ

В  связи в этой проблемой привожу справку о том,

как обстояли дела с мигрантами в Москве с 14 в. до конца 20 в.

РОСТ  НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ в 20 веке 

(Учебник «Москвоведение», рис. 9, стр. 79. 1994 г.)

 

Рост населения Москвы в 20 в. в тыс. чел

 

 

Справочник «Население Москвы». Сост. – демограф Мориц Яковлевич Выдро:

Население Москвы за 20 лет после Революции выросло в  два с небольшим раза:

— с 1 млн 618 тыс. — в 1912 году до 3 млн 663 тыс. — в 1933

Число евреев за те же 20 лет выросло почти в 40 раз:

— с 6400 (0, 4 %) в 1912 годудо 242000 (6,6%) в 1933 году

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ с XIV по XX век

(«Москвоведение», рис. 38, стр. 217. 1994 г.)

 

 

 

Нац. состав в XX в. jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В  1920–е годы произошло «великое переселение избранного народа» в Москву, а  в 1970-е годы – второй «исход евреев из Египта», то есть из Москвы —  в Обетованные земли,  Израиль, Европу  и США.  

СПРАВКА:  В приложении к  книге   «Демографические сдвиги после революции» М.С. Агурский говорит «о массовом перемещении евреев из бывшей черты оседлости в центральную Россию«, и особенно интенсивно — в Москву, и называет это своего рода «великим переселением». В Москву переселялись и много русских крестьян из деревень, но, как отмечает в своем исследовании М.С. Агурский, «очень большое число евреев оказалось «в ряде жизненно важных областей государственной, экономической, социальной жизни».

Известный идеолог сионизма В.Е. Жаботинский в статье «Антисемитизм в Советской России», написанной на рубеже 1920—1930-х годов,  привел следующие сведения:

«В Москве до 200.000 евреев, все пришлый элемент. А  возьмите… телефонную книжку и посмотрите, сколько в ней Певзнеров, Левиных, Рабиновичей».

 

Примечание составителя Н.М.:  Лучше взять не телефонную книжку, а списки сотрудников ЧК, НКВД-ОГПУ и ИНО (разведчиков) на сайтах, посвященных мрачной истории этих ведомств. А ещё лучше найти в Интернете еврейские сайты – их великое множество. Там приведены длинные перечни знаменитых евреев, внесших весомый вклад во все «жизненно важные области» страны Советов.

Кого там только нет! Особенно много евреев в таких областях, как культура, наука, юриспруденция, экономика и те самые ОРГАНЫ, которые осуществляли пресловутые «массовые репрессии». В этой сфере, судя по «процентной норме», им не было равных в СССР. Один из таких сайтов начинается с залихватского  лозунга – «ЗНАЙ НАШИХ!».


 


 

 ОБЯВЛЕНИЕ. 

Москва - старушкаИщите и читайте замечательную книгу архитектора и художника Андрея Балдина под названием

«МОСКВА. Портрет города», 1997

 

 

 

 

 

Андрей Балдин. ПОРТРЕТ ГОРОДА. М., 1997

Удивительная книга о Москве!!!

Энциклопедия!

Книга для чтения вглубь, слева направо и наоборот, а также вверх ногами

Была издана к 850-летию Москвы

Есть ли она в Сети, не знаю

 

 

 

А. Балдин. Титульный лист. М., 1997

 

 

А. Балдин. Московский двор. М., 1997

 

 

 

См. также: Картинная галерея. Зал Ермаковой Н.П. стр.5. Московские переулки

 


 

 МОСКОВСКИЙ   ДВОР

 

 

Московский двор. Худ..Б.А. Белявский. Акв., 10х12. 1960

 

 

Есть двор московский в старом переулке,

Обычный двор и тусклых окон ряд,

Но там смолкает улиц грохот гулкий

И время, кажется, плывет назад.

И я, старуха, становлюсь девчонкой,

Искусно в стенку мячиком стучу

И “раз, два, три!” выкрикиваю звонко,

В “десяточки” я выиграть хочу.

Как будто не было совсем потерь горючих,

И снова я на свете не одна

И жду каких-то дней счастливых, лучших,

И мама… смотрит из окна.

 

Ольга Дмитриева. 1998

 

 

<<<НАЗАД