1945-1953. Том III том. Предисловие и гл. 1. Экономика СССР.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПРАВКА  О РАЗРУШЕНИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ в СССР

НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

О ходе подписки на 3-й государственный заем, 4.05. 1948 г.

Хрестоматия по истории | 1948 | май 1948 

Облигация 1948. Третий заем

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ являлись важной статьей доходов государственного бюджета.

В 1948 г. на долю займов приходилось 24% доходов госбюджета, в 1952 — 42%.

В послевоенные годы были выпущены Государственные займы восстановления и развития народного хозяйства первого (1946 г.), второго (1947 г.) и третьего (1948 г.) выпусков; с 1949 г. — Государственные займы развития народного хозяйства. Займы распространялись среди населения по специальной подписке.

Источник: Сборник документов Советская жизни 1945-1953, Составители Б.Ю Зубкова, Л.П.Кошелева, Г.А. Кузнецова, А.И. Минюк, Л.А. Роговая. Москва, РОССПЭН, 2003

… Подписка на заем продолжается. На Московском заводе опытных конструкций охвачено подпиской 99,6% всех рабочих и служащих. Сумма подписки на этом заводе составила 128,4% к фонду зарплаты. Успешно проходит подписка на Московском шинном заводе. Коммунист т. Ермаков, вольцовщик автокамерного цеха, при месячном заработке 1800 рублей подписался на 4500 рублей. Токарь завода т. Ульянов подписался на 2400 рублей при заработке в 1500 рублей. Знатный стахановец завода, депутат Моссовета т. Прологов подписался на двухмесячный заработок. Коллектив Академии сельскохозяйственных наук им. Ленина подписался на 209% к месячному фонду зарплаты. В Министерстве кинематографии — 138,1%, в Совинформбюро — 211%.

 

Следует отметить, что при размещении займа … встречаются отдельные случаи отказа от подписки на заем или же подписки на незначительные суммы. Приводим некоторые факты. Шофер, член ВКП(б) заявил: «Подписываться не буду. Раньше, при карточной системе, я масла не ел, а теперь я хочу его кушать». После уговоров он подписался на 200 рублей, при заработке в 700 рублей. Слесарь, член ВКП (б), т. Иванов заявил: «На месячный заработок по призыву партийного собрания не подпишусь в связи с тем, что не вижу улучшения материального положения рабочих, о котором так много говорят». При заработке 1900 руб. он подписался на 500 рублей. О 

Отдельные работники подписались на 10-25% к месячному заработку. Рабочий т. Жижин, член ВЛКСМ, отказался от подписки. Когда ему сказали, что комсомольцы не должны отставать, Жижин ответил: «Я могу отдать комсомольский билет». Многие рабочие, получая зарплату 1000 рублей, подписываются на 200-300 рублей.

На собраниях и митингах было принято решение, обязывающее всех рабочих и служащих подписаться на 130% среднего месячного заработка. На заводе около 600 рабочих подписались только на двухнедельный заработок.

 

В некоторых районах западной Белоруссии и Украины имеют место попытки буржуазных националистов и других враждебных элементов помешать реализации займа. В однойдеревне дом, в котором проходило собрание крестьян по вопросу подписки … был обстрелян из автоматов. В других: были подожжены 4 дома депутатов сельсоветов; обстреляны из автомата оперативные работники, расклеены листовки с призывом саботировать подписку на заем, была брошена связка двух немецких гранат.

Зав отделом партинформации Управления по проверке парторганов ЦК ВКП(б) И. Поздняк. 4 мая 1948 г.

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 88. Д. 901. Л. 203-209. Подлинник. Машинопись. Подпись — автограф.

 

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ (ОФП) в СССР

 

Общественные фонды потребления – часть фонда потребления национального дохода, идущая на удовлетворение потребностей членов социалистического общества сверх фонда оплаты по труду.

ОФП призваны обеспечить планомерное воздействие государства на формирование структуры расходов и потребления населения в интересах постепенного, по возможности более быстрого сближения и выравнивания социально-экономического положения членов общества, социальных групп, слоев и классов.

Выплаты и льготы из ОФП являются одной из основных форм социалистического распределения наряду с заработной платой, премией, доходами от личного подсобного хозяйства (см. Фонд потребления).

Выплаты и льготы из ОФП осуществляются в форме расходов госбюджета на просвещение, здравоохранение и физкультуру, на социальное обеспечение и т.п., в форме расходов предприятий и производственных объединений из их фондов социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, в форме расходов из централизованных союзных фондов социального страхования и социального обеспечения колхозников и др. Поступления из ОФП имеют либо форму бесплатного (или льготного) предоставления материальных благ и услуг, либо форму денежных выплат (в начале 70-х гг. их объёмы были примерно равны).

Основная экономическая функция ОФП — распределение части фонда личного потребления с целью создания достаточно равных с точки зрения общества условий для удовлетворения определённого круга важных потребностей представителями различных общественных групп, слоев и классов. 

При социализме ещё нет полного социально-экономического равенства; степень необходимости удовлетворения одних и тех же потребностей различна для общества в целом и для представителей различных социальных групп, слоев, классов. Это касается в особенности ряда духовных и социальных потребностей (например, потребностей в образовании и культурном развитии, в создании страховых запасов на случай утраты трудоспособности и др.). В системе уже сложившихся потребностей семей, на которую члены общества ориентируют структуру своих расходов, эти потребности, как правило, не занимают такого места, которое они должны были бы занимать для обеспечения коренного общественно-экономического интереса — постепенного достижения социально-экономического равенства.

Общество (в лице социалистического государства) активно воздействует на процесс формирования структуры фактически удовлетворяемых потребностей, с тем чтобы планомерно обеспечивать структуру потребления, при которой материальные условия для развития способностей к труду были бы относительно равными для представителей разных социальных групп, слоев и классов.

Социалистическое государство выполняет эти функции, если через распределение материальных и духовных благ из ОФП обеспечивает возможность для представителей любой социальной группы получить образование (в т. ч. высшее), иметь доступ ко всем культурным ценностям, развивать свои способности и в соответствии с ними занять положение в социалистическом производстве и обществе. В связи с этим социальные группы и слои, связанные с умственным трудом, с творческой деятельностью, теряют свою замкнутость и воспроизводятся не на своей собственной узкой социальной базе, а на базе всего общества. Именно на этой основе при социализме вырастает трудовая интеллигенция, пополнение рядов которой идёт за счёт людей, имеющих разное социальное происхождение.

Помимо этой основной функции, ОФП имеют и некоторые другие экономические функции, в частности, при помощи ОФП общество облегчает внедрение прогрессивных форм удовлетворения потребностей (которые В.И. Ленин называл «ростками коммунизма» — см. ПСС, 5 издание, т. 39, с. 25), а также распространение более экономных форм совместного потребления. Объём выплат и льгот из ОФП определяется уровнем и темпами развития социалистического производства, а также быстротой преобразований в ходе осуществления социальной политики социалистического государства.

 

В Ы П Л А Т Ы  и  Л Ь Г О Т Ы 

из общественных фондов потребления в СССР

 

Годы                Общий объём, млрд. руб.        В расчёте на душу населения, руб.

 

1927/28                        0,2                                           1,3

1940                                4,6                                           24

1950                               13,0                                         72

1960                              27,3                                         127

1965                              41,9                                         182

1970                            63,9                                         263

1973                            78,0                                         310

 

 

СТРУКТУРА РАСХОДОВ 

из общественных фондов потребления в СССР, %

Расходы на просвещение…………………………………………

Из них стипендии…………………………………………………

Расходы на здравоохранение и физкультуру…………………

Расходы на социальное обеспечение…………………………..

Из них:

Пенсии………………………………………………………………

Пособия……………………………………………………………..

В том числе:

пособия по временной нетрудоспособности………………..

пособия по беременности и родам,

на предметы ухода и кормление ребёнка…………………………………….

 

Дотации государства на содержание жилищного фонда…..

Оплата очередных отпусков рабочим, служащим и колхозникам…………………………………………………………

Прочие расходы…………………………………………………….

 

В совокупном доходе семей рабочих промышленности СССР выплаты и льготы из О. ф. п. составили:

14,5% — в 1940, 22,3% — в 1972;

в доходах семьи колхозника — 14,9% и 20,0%.

 

За счёт О.Ф.П. обеспечивается бесплатное образование, включая высшее,

выплачиваются стипендии студентам,

оказываются бесплатная медицинская помощь и льготное санаторно-курортное обслуживание,

выплачиваются государственные пенсии,

пособия по временной нетрудоспособности,

по беременности и родам,

организуется отдых рабочих, служащих и колхозников,

обеспечивается массовость физической культуры и спорта,

оплачиваются ежегодные отпуска,

удерживается на низком уровне квартирная плата,

 содержатся детские дошкольные учреждения и т.п.

 

В современных условиях, когда в качестве главной выдвинута задача значительного подъёма материального и культурного уровня жизни народа, существенно возрастает роль О. ф. п. Они используются государством в интересах создания более благоприятных условий для всестороннего развития личности, более полного удовлетворения широкого круга интеллектуальных и социальных потребностей, повышения размеров пенсий, стипендий, пособий и льгот. Введение денежных пособий на детей малообеспеченным семьям с 1 ноября 1974 служит в руках государства дополнительным средством решения проблемы ликвидации малообеспеченности.

Социально-культурные фонды в капиталистических странах (для страхования от необеспеченности в старости, при безработице и болезни, для обеспечения бесплатного или удешевленного обучения в массовой школе, льготное или бесплатное предоставление ряда медицинских услуг и т.п.) имеют лишь внешнее сходство с О.Ф.П.  

Коренное различие между О.Ф.П. как формой социалистического распределения и социально-культурными фондами при капитализме заключается в диаметральной противоположности их социального предназначения. Главная экономическая функция социально-культурных фондов при капитализме — удешевить в интересах капиталистов рабочую силу путём развития массового совместного удовлетворения ряда потребностей трудящихся на уровне, вытекающем из требований современного производства. На степень развития этих фондов решающее влияние оказывают классовая борьба трудящихся и успехи социалистических стран в экономическом соревновании двух мировых систем. Буржуазные идеологи спекулируют на внешнем сходстве этих фондов и О.Ф.П. при социализме, всячески стараясь обойти различие в их основных экономических функциях. 

Лит.:

Маркс К., Критика Готской программы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; Ленин В. И., Государство и революция, гл. 5, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33;

Программа Коммунистической партии Советского Союза, М., 1974;

Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971;

Государственный пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы, М., 1972;

Бузляков Н. И., Общественные фонды потребления, М., 1964;

Ракитский Б. В., Обществ. фонды потребления как экономическая категория, М., 1966;

Басов В. И., Общественные фонды потребления и бюджет, М., 1967.

 

Б.В. Ракитский.

 


 

 

 

<<< НАЗАД — или — ДАЛЕЕ >>>