1908 − 1909. ГОДЫ РЕАКЦИИ. Столыпинщина.

 

Текст с иллюстрациями можно также читать  в отдельном окне в ПДФ:

Летописец том 1. Часть 2. Гл. 1. стр. 69-200

 

 

ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ

 

1906 − 1909

ГОДЫ РЕАКЦИИ

 

СТОЛЫПИНСКИЕ РЕПРЕССИИ

 

Справка. Разгон I и II Госдумы. Военно-полевые суды.
Голоса современников
: В.Г. Короленко, В.П. Оболенский, Л.Н. Толстой

Вскоре после роспуска первой Думы, Николай II сместил графа Витте с поста Председателя Совета Министров и поставил на это место бывшего саратовского губернатора П.А. Столыпина.

В ночь на 3 июня 1907 года по распоряжению Столыпина были арестованы 55 членов фракции РСДРП, а утром был издан царский Манифест о роспуске второй Думы. Одновременно (вопреки Конституции, то есть без одобрения Думой, уже распущенной) был опубликован новый избирательный закон.

Так на глазах у потрясённой публики  Столыпин совершил государственный переворот. Дня не проходит, чтобы современные либералы и демократы не вспомнили разгон Учредительного собрания большевиками в январе 1918 года, а вот Столыпина за разгон Думы в 1907 году они не укоряют. Наоборот, – прославляют. Так, в Саратове губернатор Аяцков поставил своему предшественнику памятник напротив памятника Ленину. Осенью 2009 года известный деятель Культуры Н.С. Михалков с пеной у рта ратовал за признание Столыпина наиболее достойным кандидатом на символическое звание «Имя России». Не исключено, что деятелям РПЦ будет предложено произвести премьер–министра в «святые», как они уже это сделали с последним царем.

Однако современники Столыпина на период его правления смотрели иначе. Они называли этот период «столыпинщиной» по аналогии с подобными мрачными эпохами (опричниной, семибоярщиной, пугачёвщиной). Той же «чести» удостоилась «ежовщина» ― период самых жестоких репрессий в СССР. Тот и другой период во многом схожи, а главное, сродны, так как создателями карательной системы в СССР были бывшие политкаторжане и ссыльные,  можно сказать, знатоки карательной системой в Империи.

см.  «Истор. справки». РЕПРЕССИИ в Росс. Империи. Тюрьмы и Каторга

УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЕННО-ПОЛЕВЫХ СУДОВ 19 августа 1906 года.

Для подавления революционного движения по личному почину П.А. Столыпин добился введения в действие военно-полевых судов сверх обычных судебных органов.

В ст. 1 положения об этих «судах» было сказано, что если «преступное деяние является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании, местные власти могут предавать обвиняемого военно-полевому суду с применением наказания по законам военного времени. … Этот суд (ст.1.3) немедленно приступает к разбору дела и оканчивает рассмотрение оного не далее, как в течение ДВУХ СУТОК. Приговор вступает в силу безотлагательно и приводится в исполнение НЕ ПОЗЖЕ СУТОК. Столыпин требовал от военно-полевых судов самых суровых приговоров (смертная казнь через повешение или расстрел). Он возражал против каких-либо смягчений таких приговоров. [«Красный архив», 1926 год, том 6. Сообщение П. Садикова «Столыпин и смертная казнь в 1908 году»].

Эта форма «скорорешительной юстиции» была, по сути, такой же формой террора, как и «тройки» ВЧК, хотя и уступала им по количеству казнённых и сосланных на каторгу.

Понятно, что в постсоветской Эрэфии, не принято вспоминать о «жертвах царизма». Ведь и я заинтересовалась тогдашними репрессиями, только потому, что меня это затронуло лично, из–за переживаний бабушки и её друзей. В семейном архиве документов от той эпохи сохранилось немного, поэтому пришлось искать свидетельства современников, опубликованные в то время.

Хорошо, что мама сохранила старые советские учебники, по которым она преподавала историю в советской школе. Свидетельства современников нашлись в «Хрестоматии по истории СССР» (М. 1970), и далее ссылки даны на страницы этой Хрестоматии.

Итак, документальный материал в этой главе делится на две части: сначала приведены цитаты из опубликованных в то время статей и книг, а потом – письма и стихи из семейного архива.

ПОКАЗАНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ

Л.Н. ТОЛСТОЙ. Первым поднял голос против этого режима Л.Н. Толстой. В 1901 году члены Святейшего Синода отлучили его от Церкви как еретика, дурно влияющего на общественное сознание своими антицерковными сочинениями и проповедью учения о «непротивлении злу насилием». Об этом событии напоминает эта картина с открытки тех лет, сохранившейся в семейном архива.

 

 

 

ТОЛСТОЙ «ОТЛУЧЕННЫЙ». 

Картина художника Яна Стыка.

 

Сохранилась фотокопия этой картины с надписью (франц.):

― Tolstoi «l’Excjmmuniė» par Jan Styka. ND Phot.

Открытка была прислана сестрам Белявским из Парижа Н. Лимонт-Ивановой, их подругой по Кишиневу. На обороте она пишет о своих занятиях в Сорбонне и заканчивает свое послание словами:    «Дай Бог всякому не отлученному сподобиться такой лестной встречи…».

 

 

 

 

НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ

В мае 1908 года Л.Н. Толстой написал открытое письмо против разгула реакции и всевозможных репрессий в России. Письмо начиналось словами «НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ». Оно распространялась, главным образом, нелегально. Газеты, опубликовавшие отрывки из письма Толстого летом 1908 года, подверглись штрафу. (ПСС, т. 37, М., 1956, стр. 83-96; «Хрестоматия» стр. 429-431). Обращаясь к «представителям христианской власти», Толстой писал:

«Вы говорите, что совершаемые революционерами злодейства ужасны. Я не спорю…

Вы, правительственные люди, называете дела революционеров злодействами, великими преступлениями, но они ничего не делали и не делают такого, чего бы вы не делали, и не делали в несравненно большей степени. Нельзя так жить. Я, по крайней мере, не могу так жить, не могу и не буду. Затем я и пишу это и буду всеми силами распространять то, что пишу, и в России, и вне её, чтобы одно из двух: или кончились эти нечеловеческие дела, или уничтожилась бы моя связь с этими делами; чтобы или посадили меня в тюрьму, где бы я ясно сознавал, что не для меня уже делаются все эти ужасы, или же, что было бы лучше всего (так хорошо, что я и не смею мечтать о таком счастье), надели на меня так же, как на тех 20 или 12 крестьян, саван, колпак и так же столкнули с скамейки, чтобы я своей тяжестью затянул на своем старом горле намыленную петлю».

 

Короленко В.Г. Фото 1880 г.

 

КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович (1853, Житомир — 1921, Полтава). В 1872 — 1874 учился в Петровско-Разумовской земледельческой академии. С 1876 по 1884 (с перерывом в 1877-1879)  провел в тюрьмах и административных ссылках ( в Вологде, в Вятке, а с 1881  за отказ присягнуть императору Александру III его выслали за 300 верст от Якутска).  1894 год – путешествие в Англию и Америку. 1885 — ему разрешено жить в Нижнем Новгороде. 1896 год – переезд в Петербург.1900 год – Короленко избран почетным академиком Академией Наук по разряду изящной словесности. В том же году же он переехал в Полтаву. 1902 год – В.Г Короленко и А.П. Чехов отказываются от звания почетного академика, из-за отмены выборов в Академию М. Горького . 1904 – 1917 годы – главный редактор народнического журнала «Русское богатство».

1917  3 декабря – в «Русских ведомостях» напечатана статья В. Короленко «Торжество победителей». В ней он говорит, что победа большевиков может быть гибельна для России.

1920 — Письма В.Г.Короленко к А.В.Луначарскому. Впервые опубликованы в журнале «Задруга» в 1920. Потом ходили в Самиздате перепечатки. 2-й раз опубликованы журнале «Новый мир» № 10, 1988

1921 25 декабря – В.Г. Короленко умер в Полтаве.

С резким протестом против массовых смертных казней, против всего кровавого режима столыпинщины вслед за Открытым письмом Л. Толстого «Не могу молчать» выступил В.Г. Короленко в своей статье «Бытовое явление. Заметки публициста о смертной казни». Впервые эта статья была напечатана в 1910 году.Там он писал:  

 

«… Виселица опять принялась за работу, ещё никогда, быть может, со времени Грозного, Россия не видала такого количества смертных казней. До своего «обновления» Россия знала хронические голодовки и повальные болезни. Теперь к этим привычным явлениям наша своеобразная Конституция прибавила новое. Среди обычных рубрик смертности (от голода, тифа, дифтерита, скарлатины, холеры и чумы) нужно отвести место новой графе: от виселицы. Почти ежедневно, в предутренние часы, когда над огромною страной царит крепкий сон, где-нибудь по тюремным коридорам зловеще стучат шаги, кого-нибудь подымают от кошмарного забытья и ведут, здорового и полного сил, к готовой могиле…».

[Собр. соч. в 10 томах. Т.9, М., 1955, стр. 477-478 и «Хрестоматия» стр. 432]

АНИСИМОВ С.С. «Как это было». Записки политического защитника в судах Столыпина. — Всесоюз. о-во политкаторжан и ссыльно-поселенцев, . М.1931. (цитата из «Хрестоматии по истории СССР. 1861-1917», 1970, стр. 428).

«В Екатеринославле, где мне особенно много приходилось выступать, временные военные суды заседали без перерывов целыми месяцами, и бывали случаи, когда по три военных суда работали одновременно. С 1906 по 1910 год в этом городе было повешено по их приговорам 216 человек на балках пожарного сарая при 4-й полицейской части, не считая казнённых военно-полевыми судами. В эту эпоху правительственные люди много лет подряд ежедневно пускали в ход «работу виселиц», перемешивая политические расчёты с карьерными. И это творилось в интересах правящих классов и прислуживающей им самодержавной власти».

ОБНИНСКИЙ Виктор Петрович (1867—1916) — дворянин, поручик лейб-гвардии  Императорской фамилии батальона в Царскуом селе. Был близлк семье Хиса, воспитатнля Николая II. По выходе в отставку жил в своем имении. Друг С.Д. Урусова. В апреле 1906 года оба выбраны депутатами от Калужской губернии в I-ю Государственную Думу. Оба в мае 1906 года выступали в Думе с призывом реализовать принцип «вся земля для трудящихся», предложив передать помещичьи усадьбы под школы, больницы, народные читальни, расширить местное самоуправление. Один из видных деятелей партии кадетов, члке ЦК. . Сотрудничал в ряде левых и либеральных газет.

МАСОН с 1908 года Член ложи «Возрождение» (вместе с С.Д. Урусовым, М.М. Ковалевским) и трех других лож (с А.Ф. Керенским, Бруно Барт-Лопатиным). Автор масонского устава, изданного в зашифрованной форме в книге «Итальянские угольщики». В 1912 году на средства масонов анонимно издал в Германии книгу «Последний самодержец» (тир. 560 экз.). [см. А.Н. Серков. Словарь «Русское масонство», стр. 599].  20 марта 1916 года застрелился. Похоронен в Донском монастыре. На его могилу был положен венок от ложи «Возрождение» с надписью «Дорогому брату»

 

В 1909 году, вышла книга публициста В.П. Обнинского под названием «Новый строй».

Автор называет Столыпинские меры репрессиями, дает описания конкретных фактов расправы и приводит статистику жертв (см. «Хрестоматия», стр. 424-428).

«Главными средствами реакции в её расправе с революционными и оппозиционными силами оставались обыски, аресты, высылки, ссылки, тюрьма и казни; арсенал обогатился лишь военно-полевой юстицией, положившей как бы несмываемый штемпель на кабинет П.Столыпина. …Высылались здоровые и больные, старцы и подростки… Суровые правила о содержании арестантов сменялись ещё более суровыми. А беспорядки карались с жестокостью, не укладывавшеюся ни в какие рамки и переходившею нередко в систематические истязания.…Последумский период принёс более 20 случаев убийства арестантов. Это снаружи. А внутри бьют и истязают за те же проступки, а иногда пытают и убивают безо всякой причины, как, например, в астраханской тюрьме.

В заявлении 20 крестьян Тамбовской губернии говорится о пытках и истязаниях, которым они подвергались в тюрьме города Козлова. Их избивали ногайками и железными прутьями до потери сознания, после чего обливали водой и снова били…

В Харьковской тюрьме на шумевших арестантов надели горячечные (то есть смирительные) рубашки и били кулаками и каблуками до крови; избито около 25 человек.

В Севастопольской за малейшие протесты секут розгами…

В Риге 16 человек, из коих 10 было расстреляно, а трое сослано в каторгу, подвергались до суда пыткам; били плетьми, посыпали рубцы солью, покрывали тряпками и снова били. Потом топтали ногами за отказ дать показания. Вырывали волосы из головы и бороды, выбивали зубы. Тушили о тело папиросы и сигары. За два-три дня до истязаний переставали давать хлеб и воду, а кормили исключительно селёдкой и селёдочным рассолом. Одному во время допроса заткнули рот прокламациями, приговаривая: «Почитай-ка теперь свои прокламации!». Товарищи не узнали одного из своих, так изуродовано было лицо. Самоубийства в тюрьмах всё растут.

Очевидно, крутая лестница репрессий не позволяет остановиться на полдороге вниз, и скоро вступаем мы в полосу казней и расстрелов. Военно-полевая юстиция тяжким кошмаром повисла над придушенным обществом, пока оно к этому не притерпелось. Нескончаемый поток казней привёл к тому, что и 80-летний Лев Толстой стал «мечтать», чтоб и вокруг его шеи захлестнулась мыльная веревка (см. выше его письмо-протест «Не могу молчать!»).

Постепенно расширяется применение казни: к 1909 году вешали за кражу полбутылки водки (дело Винтина), за ограбление десятка рублей, за поджог стога сена из мести и т.п.

Примечание. Говорят, при Сталине «сажали за колоски». Для сравнения с эпохой Столыпина см. ВИКИПЕДИЯ Указ «о трех колосках» 1932 г.

Среди казнённых всё чаще видим женщин-революционерок… Солдата казнят в присутствии полка, восстанавливая обычай публичной казни…».

«К началу 1908 года комплект тюремных мест был покрыт вдвое, достигнув впоследствии 200 000 человек. Число высланных равнялось 74000 − 75000, из них политических 88%.

[Для сравнения: В Гулаге политические составляли 15% — Н.М.]

За 1906 и 1907 годы приговорено к смертной казни 2717 человек, казнено 1780, в том числе военно-полевыми судами приговорено и казнено 144. К каторге приговорено 3873, к пожизненной ссылке ― 502 человека, к заключению в тюрьму 5751 человек, в арестантские отделения ― 2586, в дисциплинарные батальоны ― 1538, в крепость ― 1307.

Всего за два года приговорено 18274 человека, в среднем более 25 человек в день. За следующие полтора года все эти числа значительно возросли». (стр. 428)

 

  

ПИСЬМА И СТИХИ  1908 − 1909 годов 

ДОКУМЕНТЫ ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА

 

Таганская юрьма в Москве. Постр. в 1804

 

 

РАДИН Леонид Петрович (1860 — 1900) – социал-демократ, поэт, изобретатель.

Жена Зоя Ник. Богданова, сестра кадета Н.Н. Богданова (справку см. Родословную).

 

см. Историч. справки. Империя. ПРОГРАММА РСДРП, принятая на 2-м съезде в 1903 г.

 

МОЖНО  ПОСЛУШАТЬ  ПЕСНЮ  «СМЕЛО, ТОВАРИЩИ, В  НОГУ…» 

Стихи и музыку написал социал-демократ Л.П. РАДИН в одиночке Таганской тюрьмы в 1897 г.

Smelo-tovarischi-v-nogu(muzofon.com)

  

 

Тюрьма Бутырки. 1905,31 дек. Москва

  

Фото из журнала «Нива», № 52 от 31 декабря  1905 г. 

 

Среди  друзей сестер Белявских некоторые сидели в тюрьмах или были сосланы в Сибирь на каторгу.

Ю.А. Коробьин (мой дед), как участник вооруженного восстания был арестован в декабре 1905 года и несколько месяцев просидел в Бутырской тюрьме (как раз в то время, когда была сделана эта фотография). Я помню его рассказы, но мемуаров он не писал.

В 1906 в Крестах сидел студент Александр Шмидт – друг сестер Белявских по Кишиневу.

В 1907 в Казанском централе отбывала свой срок знакомая Нины по поездкам на голод, народоволка Е.К. Ошанина (Свободская).

В 1909 году Нина Белявская получила из Якутска открытку от товарища по «отряду» , социал-демократа В. Кухаренко, сосланного в Сибирь.

Когда в марте 1907 года в своем дневнике Нина пишет, что «шла, отыскивая огонёк», то она имела в виду любимый ею рассказ В.Г. Короленко «Огоньки». Позднее, в 1912 году поэт П. Уральский (Павел Заякин, 1877-1920) написал «на мотив этого рассказа стихи.

ОГНИ

Плыли мы по угрюмой реке. // Ночь надвинулась.

Тени легли Нас манили огни вдалеке. // Мы, взяв вёсла, упорно гребли.

Долго плыли, всё ближе огни, // Принимались дружнее грести…

В нашей жизни в ненастные дни // Нам сияют огни на пути.

И во мраке мерещится нам, // Что огни эти близко горят,

Но путь длинен к заветным огням… // Всё же светят они и манят.

Письма и стихи тех лет объединены одной темой ― участия в революционной деятельности тогдашней молодёжи. Но были среди молодежи и те, кто скептически относился к подобным увлечениям. Вот пример.

24 апреля 1908. ПИСЬМО Нине Белявской от её кузена, студента Александра Кулжинского.

Моя кузина Нина! Не удивляйся! Мне сильно захотелось получить от тебя письмо, а потому я и пишу тебе. Помнишь, три года тому назад, сидя у меня в комнате в Киеве, после хождения по лаврским пещерам, ты говорила, что ни во что не веришь, но хочешь иметь то, что Чехов назвал «богом живого человека, или общей идеей». Прошло больше трёх лет. За это время проходили события, они волновали сердца, звали, манили вдаль, обманывали… Но среди этой необыденной обыденщины последних лет явился ли твой бог-саваоф? Сказал ли тебе: «Гряди!» Иль и теперь, спустя три года, куда идти не знаешь ты? Нина! Куда идёшь? Куда зовёшь идти людей без бога?

На Пасху, в Сумах, я получил от Лины [Кулжинской] твой подарок ― статуэтку пролетария из дерева. За пролетария ― спасибо.  Твой бог ― не пролетарий? Твой богученье Маркса? Лина говорит, что ты, кажется, социаль-демократка. Это правда? Твой бог ― пролетаризация, централизация, капитализация, пролетаризация, централизация и так до одурения? Твой бог? Иль, может быть, понятие бога тебе совсем уж непонятно? Твой бог? Я жду ответа, Нина! Я надеюсь, что он будет скоро. Я ― то, что иногда называют Шурой.

 

  

 

 Стихи  Феди Данского из «Крестов». 1908

Примечание Н.М. Стихи написаны мельчайшим почерком на узких полосках тонкой бумаги. Уже в старости бабушка сделала на полях приписку: «Стихи Феди Данского из “Крестов” (тюрьма в СПб), 1908-1909 годы». Он был братом Софьи Данской, гимназической подруги Нины Белявской, и они были знакомы по Кишиневу.

 

 

СПб. Тюрьиа «Кресты». Вид с Невы

 

 

ДАНСКОЙ Фёдор Ив. (1884- 1930-е?) — эсер. Депутат Учредит. собр. в 1918 

Юго-Западный фронт № 1. Эсеры и Совет Крестьянских депутатов (КД.):

 

Я весь горю безумной жаждой мщенья // За родину, за мой родной народ,

За весь его позор, за все его мученья, // За смерть моих друзей, за этот страшный гнёт.

Вам жажду мести я,  предатели, иуды, // Вам  силы тёмные, вам  слуги сатаны,

Вам  шайка палачей, мучителей страны, // За то, что там, где вы,  там кровь и слёзы всюду.

Братья! Нет более сил для терпенья. // Мы слишком устали вечно бороться за жизнь,

эту жизнь нищеты и печали. Хочется воздуха, солнца, простора, цветов!

Прямо и гневно заявим: “МЫ ТРЕБУЕМ ВОСЕМЬ ЧАСОВ!”

 

О, для чего? Для чего же душа в нас живая?

Сдвинемся ж, братья, повсюду  от края до края.

Смело возьмем нашу долю, отбросив покорность раба.

Знайте, цари и тираны, что нас не пугает борьба!

Грянь же наш клич боевой и в домах, и в собраньях народных:

“Восемь часов для труда, восемь для сна  и восемь свободных!”

 

 

СПб. Тюрьма «Кресты» (со двора)

 

СТИХИ Феди Данского из «Крестов». 1909

Стихи Ф.Д. Автограф. Кресты. 1909

 

 

 

 

 

 

 

 

МОЖНО ПОСЛУШАТЬ ПЕСНЮ

МЫ КУЗНЕЦЫ, И  ДУХ  НАШ  МОЛОДСтихи — Ф.С. Шкулев. 1912

 

 My-kuznecy-F-Shkulev-1905(muzofon.com)

 

ОТКРЫТКА с видом реки Лены, горы Столбы в 200 верстах выше Якутска.

Адрес: Москва, Каретная Садовая, дом Лебедева, кв. № 4.. Н.Е. Белявской от В. Кухаренко из Якутска.

4.08.1909. [дата по почтовому штемпелю в Москве.]

Дорогая Нина! Ещё из Питера перед отправкой в Якутск я Вам послал открытку в ответ на Ваше длинное славное письмо. Дойдёт ли мой привет отсюда? Как бы мне этого хотелось! О всех товарищах по отряду хотелось бы точнее всё узнать. Вы ведь всё ещё в периоде роста, учитесь, развиваетесь, каждый день идёте всё вперёд. Очень интересно, чем и как живёте. Трудно было бы Вам примириться с той жизнью, какую теперь я веду. Некуда приложить свои силы! Летом ещё ничего. Пробуждение природы после зимней спячки здесь так трогательно и недолговечно, но летом и этого достаточно. Но здешняя зима в деревне прямо ужасна. Целую крепко, крепко. В.К.

Примечание Н.М. Биографических сведений о В. Кухаренко мне найти не удалось. Ясно одно: он был революционером, эсером или эсдеком, и Нина Белявская знала о его аресте, переписывалась с ним. О каком «отряде» он говорит в своей открытке из ссылки? Вероятнее всего, речь идёт о том отряде, в котором они вместе работали «на голоде» в Казанской губернии в 1907 году. Его слова о том, что ей было бы «трудно примириться с жизнью в ссылке», звучат так, будто Нина Евгеньевна тоже могла там оказаться. Так или иначе, но этого не случилось. Она сама не была арестована. Но так же, как у неё, у многих из её подруг могли быть арестованы и сосланы братья, сёстры и друзья юности. Это поколение в своей молодости остро переживало репрессии 1907-1910 годов и не смогло их забыть до конца жизни. Они хорошо знали, «какую Россию они потеряли». Царская Россия для них не была тем раем, о котором через 100 лет принято писать с тупым прекраснодушием.

 

БЫСТРЫ, КАК ВОЛНЫ, ДНИ НАШЕЙ ЖИЗНИ…

Романс. Здесь приведены слова с почтовой открытки 1910-х. 

 МОЖНО  ПОСЛУШАТЬ. Вариант: Исп. Хор Д. Аристова (А.П. Серебрянский) 06.10.1927 ).

 

 Bystry-kak-volny-vse-dni-nashey-zhizni(muzofon.com)

 

Быстры, как волны, все дни нашей жизни,

Что час, то короче к могиле наш путь.

Припев (после каждого куплета): 

Налей же, товарищ, заздравную чару.

 Бог знает, что с нами // Станет впереди.

 Посуди, посуди, // Что нам будет впереди!

Умрёшь − похоронят, как не жил на свете, 

 Сгниёшь − не восстанешь к веселью друзей.

Налей же, товарищ, заздравную чару….

Гробом закроют глаза навсегда

По смерти не станешь пить больше вина.

Налей же, товарищ, заздравную чару…

Будущность темна, как осенняя ночь,

Прошедшее гибнет для нас навсегда. 

Налей же, товарищ, заздравную чару.

Бог знает, что с нами // Станет впереди.

Посуди, посуди, // Что нам будет впереди!

 

 

Примечание Н.М. Была ли Нина Евгеньевна «социал-демократкой», точнее, вступала ли она в эту партию, мне неизвестно. Сама она об этом никогда не говорила. Помню, что они обе с тётей Касей, как и многие их сверстники, в молодости увлекавшиеся идеями социализма, называли себя «беспартийными большевиками». Об участии бабушки в революционном движении и резко отрицательном отношении к монархическому строю, я узнала только, разбирая архив, читая письма её друзей и родных.

 

1909

 

Из дневника Нины Белявской за 1904 — 1905 годы видно, что у неё с отцом были постоянные разногласия по политическим вопросам. Она, видимо, была человеком, не способным на компромисс, отчего ссорилась не только с отцом, но и с другими людьми, например, с сестрой матери, Марией Павловной Лисняк-Жовнеровской, и с Агриппиной Платоновной Биркиной, хозяйкой сельца Гаврилкова, где Белявские обычно проводили лето. Из-за возникших с нею разногласий Нина Евгеньевна категорически отказывалась ехать в Гаврилково, в связи с чем её отец пишет ей следующее письмо.

 

ПИСЬМО  Евг. Андр. Белявского своей дочери,  Нине Белявской, в Москву.

25 мая 1909 года. Петербург.

 Дорогая моя Ниночка, вчера получил твоё письмо, которое ещё раз огорчило меня. Мне жаль тебя бесконечно, жаль пропащего лета, невозможности пожить среди природы, подышать воздухом полей и лесов. Как бы ни были различны ваши политические взгляды с Агриппиной Платоновной, но это не должно бы было служить мотивом к отказу от поездки в деревню. Ты жила бы со своей семьёй, жила бы не на милости у Гриппы, а за плату, которую мы вносим, и раз навсегда можно было бы предупредить Гриппу, что ни о каких политических вопросах она бы не обращалась к тебе и оставила бы тебя в покое.‹…› А прожить лето в средней полосе среди лесов или протомиться в раскалённой атмосфере три месяца ― огромная разница для тебя после отчаянных занятий зимой.

Мой тебе совет, пока не поздно, пока ты не забралась в такую даль от семьи [куда она собиралась ехать, не знаю — Н.М.], передумать своё решение и, плюнув на неисправимую бестактную дуру, отправиться в Гаврилково и заняться теннисом. Из Гаврилкова ты можешь поехать погостить к Бодискам в Алексеевку; если в деревне будет Надя, то и к ней в Рудню. И таким образом, сократив своё пребывание в Гаврилкове, ты всё-таки будешь проводить лето в здоровых условиях. … Какую ты радость доставишь бедной маме, достаточно исстрадавшейся за эту зиму, да и всем своим.

Нельзя быть такой нетерпимой, нужно стать выше счётов с такой дурой и простить ей её глупости. Ведь вот ты удивляешься моей нетерпимости к жидам, так ведь это же другое дело, эти паразиты подтачивают корни и устои нашей родины (только разные эсы [социалисты, эс-эры и эс-деки] этого не замечают или, вернее, не хотят замечать). А сама ненавидишь глупую бабу только за то, что она черносотенных убеждений. Мы можем поставить ей ультиматум, чтобы она ни под каким предлогом не затрагивала тебя, с предупреждением, что все наши немедленно уедут из деревни. Эта угроза будет наилучшей гарантией полного покоя. А прошлое прости ей и не будь злопамятной.

Вот всё, что я хотел и должен был сказать тебе.  А там, разумеется, пусть подскажет тебе твоё внутреннее я, что хорошо и что худо, вообще, как в данном случае поступить. Я буду ждать твоего ответа с нетерпением. Крепко целую тебя и от души желаю, чтобы ты поняла меня, что я желаю тебе только добра. Любящий отец Евг. Белявский.  

 

Примечание Н.М. Прошло чуть меньше года, и Евгений Андреевич опять пишет дочери письмо приблизительно на ту же тему. Из него можно понять, что к этому времени взгляды Нины Евгеньевны на деятельность революционных партий несколько изменились. Мне думается, что эта перемена была, кроме прочего, следствием того скандала, который разразился в связи с «делом Азефа» (см.). Череда провокаций и предательств кого-то довела до самоубийств, а многих отвратила от практики террора.

 

 

ДЕЛО АЗЕФА

 

Е.Ф. Азеф (1869 − 1918) ― член ЦК партии эсеров, глава «боевой организации» и, значит, организатор многих крупных терактов. Одновременно он был агентом департамента полиции. Бурцев В.Л. (1862 − 1942) ― народоволец, в 1905 году вернулся из эмиграции и стал сотрудником редакции журнала «Былое». Занимался разоблачением агентов охранки в рядах революционеров.

В 1908 году А.А. Лопухин, бывший директор департамента полиции, назвал Бурцеву имя главного провокатора, Азефа, но эсеры не хотели в это верить и обвинили Бурцева в клевете на их лидера. Тогда Бурцев потребовал третейского разбирательства. Судьями были приглашены представители «старой гвардии»: народовольцы Герман Лопатин (1845 −  1918); Вера Фигнер (1852 − 1942) и теоретик анархизма Пётр Кропоткин (1842-1921). Суд под председательством Г.А. Лопатина состоялся на частной квартире в Париже поздней осенью 1908 года. Лопатин и Кропоткин были уверены в правоте Бурцева, а Вера Фигнер верила в невиновность Азефа. При встрече с членами ЦК партии эсеров в Лондоне А.А. Лопухин подтвердил факт работы Азефа на охранку и назвал все его клички.

Члены ЦК были потрясены, но, как сказал Г.А. Лопатин, «эсеры не упустили Азефа, они его отпустили». Азеф благополучно исчез на несколько лет; а в 1912 году  «проявился» в Германии, где имея деньги и банковский счет, играл на бирже. В начале мировой войны германская полиция арестовала Азефа по обвинению в шпионаже в пользу Российской империи. Он просидел 4 года в тюрьме, где и умер. Имя Азефа, так же, как имя Иуды, стало нарицательным для обозначения предательства, а практика внедрения провокаторов в ряды революционеров называлась «азефовщина», жертвой которой, по иронии судьбы, пал П.А. Столыпин, имя которого увековечено в слове «столыпинщина».

А.А. Лопухин был арестован российской полицией в 1909 году и отправлен в «Кресты». Ему предъявили обвинение в государственном преступлении. Он получил пять лет каторжных работ, его сослали на поселение в Минусинск, а в 1912 году помиловали. По возвращении он поселился в Москве, был вице-директором Сибирского торгового банка. Умер за границей в 1927 году.

ИСТОЧНИК: Давыдов Ю.Б. Герман Лопатин, его друзья и враги. М., 1984

―――――――

 

1910 год 4 марта. ПИСЬМО Е.А. Белявского из Киева дочери Нине.

Адрес: Москва. Садовая-Каретная, дом Лебедева, кв. 4

 

Письмо твоё,  дорогая Ниночка, от 1 марта сегодня получил и, пользуясь невольным арестом из-за болезни, могу побеседовать с тобою. Спасибо тебе за желание поговорить со мной в обстановке, безопасной для нас обоих в смысле ссор. Ссоры наши бывали по одной простой причине: мы стоим на совершенно противоположных точках миропонимания. Я ─ стар, ты ─ молода; я опытом жизни добыл сведения и сделал выводы, а ты приняла на веру теории и ими пока живёшь. Что может быть лучше евангельского изречения «возлюби ближнего своего, как самого себя», а много ли случаев осуществления на практике этих наигуманнейших слов? Так и все новейшие теории хороши в проповеди, на бумаге, действительная же жизнь не может, просто не в силах, их впитать в себя.

Молодёжь, как более экспансивные люди, принимает всё на веру, ибо жизнь их ещё не коснулась. Их мысли и намерения чисты, благородны и неподкупны. Зная психологию молодёжи, вожди и проповедники разных радикальных идей, внедряют свои идеи в молодые головы и пользуются этой массой как пушечным мясом для своих ─ к прискорбию очень часто грязных ─ целей. Я далёк от мысли сказать этим, что среди проповедников нет идеалистов чистой воды. Они есть и страдают не менее рядовых, но в одну кучу свалилось много такой грязи, что всё чистое потонуло в этой грязи.

Не потому ты ближе ко мне, как пишешь, что окончательно чувствуешь себя взрослой, а потому, как опять-таки пишешь сама, «много передумалось, много понялось». Да, Ниночка, эта твоя фраза верна, и я счастлив тем, что ещё при моей жизни ты начинаешь анализировать те вопросы, которые, может быть, считала аксиомой. Мысль человеческая не может застыть на одной точке, она всегда ищет выхода и, беспристрастно анализируя истины (а ты ведь знаешь, что вопрос об истине остался открытым), иной раз приходит к диаметрально противоположным выводам.

Я не хочу касаться той темы, которую вы, мои дети, считаете у меня, как бы моим коньком, но не могу не сказать вскользь, что евреи внесли много зла в мiр и многих развратили. Им поверили чистые славянские души и жестоко поплатились. Ведь народ этот в целом всегда был революционен, никогда не признававший никакой государственности на протяжении всей своей истории. А народ наш, о котором евреи проливают слёзы в своих газетах и прокламациях, что он им? Ведь все и все для них только «гои».

Я и в этом письме повторю то, что я так часто твердил всем вам, моим детям: не раз вы вспомните своего отца и скажете, что он был прав во многом. Я многое вижу и знаю, чего вы знать и видеть не можете; болею душой о происходящем, от души желаю внедрения в полной мере свобод, провозглашённых 17 октября, и всё же я, по мнению жидов, черносотенный. А происходит это только потому, что я не боюсь открыто высказывать своё мнение, противное жидам и их прихвостням, и вижу всю неискренность проповедников разложения России. Нет, довольно на эту тему. Она интересна, обширна и в письме всё равно не уляжется. Перехожу теперь к женитьбе Бориса

[Продолжение письма см. в книге]

◊ 

Примечание Н.М. Вспоминали ли дети слова своего отца в эпоху следующей Революции? Говорили ли они ему когда-нибудь, что он оказался прав во многом? Не знаю. У нас в доме никогда не затрагивалась тема о роли евреев в Революции, и в «Кратком курсе истории ВКП(б)» об этом ничего не говорилось. Поэтому сведения, приведенные в книге В.И. Невского явились для меня полной неожиданностью.

см. Историч. справки. Т. 2. Рождение РСДРП и Бунд. В.Н. Невский -1925. 

 

 

.