1936-1986. СОВЕТСКАЯ ШКОЛА. История школы № 187 (30).

 

 flor. romachki

 

 

ДИРЕКТОР  ШКОЛЫ  № 187

АННА  ЛЬВОВНА МАЛИСОВА

 

А.Л. Малисова - директор шк. 187 в 1942-49 г.

А.Л. Малисова — директор шк. 187 в 1942-49 г.

1 сентября 1944 год

 

Из воспоминаний ученицы 1 кл. «Г» шк. № 187

Елены Косякиной (Синельниковой). 2012 год.

Полный текст читайте на сайте: http://old.rian.ru/books/20121003/751655917.html

© Фото из семейного архива Елены Косякиной (Синельниковой) 2012

 

1 сент. 1944 г. Из архива Лены Синельниковой.

1 сент. 1944 г. Из архива Лены Синельниковой.

 

 

ШКОЛА № 187 НА БОЛЬШОМ КАРЕТНОМ

Первого сентября 1944 года я пошла в первый класс. … Я попала в первый класс «Г». Нас выстроили на торжественную линейку, и каждая первоклассница получила поздравительную открытку. Их нарисовали для нас старшеклассницы, ведь в магазинах их тогда не было. Я до сих пор храню эту открытку.

 

Н.Г. Тюпакова - учит. шк. 187. Кл. 1 "Г". 1944 Моей первой учительницей стала Нина Григорьевна Тюпакова.

Красивая, стройная женщина, по-моему, казачка, она жила с восьмилетним сыном под Москвой в поселке Косино. Сегодня Косино — Москва, а в 1944 году это было Подмосковье, и не ближнее. Муж Нины Григорьевны погиб на фронте. Ее сын учился в поселковой школе, а сама Нина Григорьевна ранним утром добиралась до Москвы на паровиках. Электрички стали ходить в Подмосковье уже после войны. От Казанского вокзала она ехала в школу на метро и троллейбусе.

 

 

В школе зимой было очень холодно. Зачастую нам приходилось сидеть за партами в пальто, валенках и рукавицах. Букварей на всех не хватало. Один букварь на две-три ученицы. Тетради, карандаши и ручки были роскошью. Мы ими очень дорожили. … Первое полугодие я закончила на все пятерки, и как отличница получила в школе ценный подарок: две тетради в клеточку и косую линейку, ручку, ластик и карандаш. Это было целое богатство. В последний учебный день нас отпустили пораньше, после второго урока. Я пошла домой одна, хотя обычно за мной приходила бабушка.  [Но по дороге какие-то мальчишки напали на неё и отняли этот подарок]. … И тогда я решила возвратиться в школу и попросить у Нины Григорьевны еще один такой же подарок].

Придя в школу, я поняла, что опоздала. Класс оказался запертым. Нина Григорьевна уехала в Косино, домой. И тогда я решилась постучать в кабинет директора школы. Нашим директором тогда была симпатичная пожилая еврейка, Анна Львовна Малисова. (Ее фамилию я сегодня, конечно, не помнила, а взяла из сохранившегося табеля первого класса).   Сейчас я совершенно не представляю себе, как смогла пойти к директору школы, как отважилась? «Войдите!» — услышала я и вошла. — «Что тебе, девочка? — спросила Анна Львовна. — Ты из какого класса?» — «Я Лена Синельникова из первого «Г» — ответила я и рассказала о своей беде. Анна Львовна выслушала меня и сказала: «Ты молодец, что пришла. У меня случайно есть еще один такой набор. Бери! Да, а где ты живешь?» Я назвала свой адрес. Тогда Анна Львовна попросила меня немного подождать и обещала проводить меня домой, потому что если хулиганы опять нападут на меня, она уже не сможет мне помочь.

Бабушка поглядела на часы и собралась идти за мной в школу. В это время раздался звонок в квартиру. К своему глубокому удивлению бабушка увидела на пороге директора школы, крепко держащую меня за руку. «Боже мой! — испугалась бабушка. — Что случилось? Заходите, пожалуйста!», — спохватилась она. «Ничего, ничего, не волнуйтесь! Ваша внучка молодец! Отличница! А я просто проводила ее домой. Нам было по пути». Потом, когда Анна Львовна уехала, я все рассказала бабушке и маме.

До сих пор сама себе удивляюсь. От природы ужасная трусиха, я все же не один раз в жизни была так настойчива и решительна, как тогда в день окончания первого полугодия в декабре 1944 года.

 

12. kniga odna

 


 

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ в  школе № 187

 

К.Е. МЕЗЬКО — ДНЕВНИК ЗАВУЧА  1944-49

К.Е. Мезько - завуч нач. классов. Шк. 187. 1946

К.Е. Мезько — завуч нач. классов. Шк. 187. 1946

«РОЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Выдержки из доклада К.Е. МЕЗЬКО

на Конференции учителей начальных и 5-х классов 

26 марта 1946.

 

Однажды, глядя, как учитель средней школы поправляет сочинение ученицы старшего класса, я положила перед ним тетрадь первоклассницы и обратила его внимание на то, какой путь проходит ребёнок от первого до четвертого и старшего класса. Вот тетрадь, где робко и неуверенно проведены первые штрихи и пытаются встать в ряд неровные палочки. Смотришь, уже стоят ровные буквы и твёрдо выведены первые слова. Вот первая самостоятельная работа. Вот попытки творить.

Преподаватель средней школы, не работавший никогда в классах начальной школы, часто не представляет себе того большого и сложного пути, по которому ведёт ребёнка учитель начальной школы. Отсюда происходит и то недопонимание, которое наблюдается в пятых классах, куда приходят наши дети после четырёх лет работы с одним учителем.

Ушинский говорит: «Если учитель старшего класса оставляет без внимания привычку или навык, укоренённые детям с младших классов, или, что ещё хуже, искореняет их новыми, противоположными, привычками и навыками, то этим только расшатываются, а не создаются характеры».

Вспомните первое сентября, когда в школу вливаются десятки первоклассников. Любопытными глазами смотрят они вокруг. Всё для них ново. И широкие коридоры, и черная доска, и парты, и учительница. Целая наука встать и сесть за парту, подойти к столу учителя, вынуть и книгу тетрадь без шума. А палочки, которые надо писать ровно и красиво, а кружочки и квадратики, которые надо уметь обвести. Всё ново, всё необычно, от всего замирает сердце. Как важно учителю не пропустить этот момент, закрепить в душе уважение к каждой вещи в классе, должное к ней внимание и заботу.

Каждый педагог должен с первого дня неуклонно учить ребёнка тому, что всякое дело, хотя бы самое маленькое, надо доводить до конца, прилагая все усилия, чтобы отлично его выполнить. Дать навык тщательной, упорной, добросовестной работы имеет такое же значение, как работать над повышением знаний учащихся…. С первых шагов пребывания в школе ребёнок должен проникаться сознанием, что «учение, как сказал Ушинский, есть труд и должно оставаться трудом, но трудом, полным мысли».

К 8 марта я предложила учащимся 4-го класса написать сочинение (материал для газеты «Школьница») на тему: «Кем я хочу быть?». Ряд девочек выразили желание быть учительницами, быть похожими на Екатерину Михайловну Гринюк, Татьяну Александровну Розанову, учительниц, которые представляются им идеалом, и работа которых привела их к мечте об этой профессии. Причем интересы их мотивированы.

Кс.Е. Мезько и Т.А. Розанова в Тимирязевском парке. Фото 1946

Кс.Е. Мезько и Т.А. Розанова в Тимирязевском парке. Фото 1946

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Иные мечтают стать лётчиками, моряками, инженерами, я же избрала скромную, но в то же время, великую профессию учителя»,― пишет одна.  Или ещё: «Быть учительницей мне нравится, потому что мне хочется воспитывать смелых, ответственных людей». Или: «Мне очень хочется проверять тетради и ставить соответствующие отметки».

Как видите, от наивной детской мечты проверять тетради до оценки работы учителя как великой профессии. … В личности учителя, для детей младших классов особенно, есть особое обаяние.  Дети любят свою учительницу, они часто идеализируют её, они всегда с такой лаской говорят «наша учительница».

Успех работы педагога зависит от того, в какой мере он изучил и знает каждого ученика. Ни для кого из нас не тайна, какой ущерб принесла детям война. Нужна большая чуткость в отношении каждого отдельного ученика. И многое из того, что кажется нам крупным проступком, может быть прощено и воспринято совершенно иначе при близком подходе к ребёнку, изучению его бытовых условия, семейных взаимоотношений и т.п. Вот, ученица 3-го класса подделала в дневнике отметку по английскому языку. Поступок вызвал полное осуждение. В классе девочка только плакала и не пыталась оправдываться. Но когда я говорила с ней отдельно, выяснилось, что у неё мачеха, которой она боится…

Много хорошего заложено в наших детях. Вернусь к тем же сочинениям, о которых я упоминала. Во многих, пожалуй, в большинстве из них, девочки определяют свой интерес к той или иной профессии возможностью быть полезной своей родине:

«Я мечтаю сделать новые открытия по химии, чтобы принести пользу родине», говорит Ася Юдина. «Я хочу быть врачом, чтобы продлить жизнь человека». «Я буду лётчицей. Если на нашу родину нападёт враг, не щадя своей жизни, я буду его бомбить со своего самолёта». Так пишут наши маленькие женщины.

Надо серьёзно прислушаться к их желаниям, ещё и ещё поднять любовь и уважение к каждой намеченной профессии, подчеркнув значение её для родины, для человека.

Богатый материал для бесед на эти темы даёт газета «Пионерская правда» (№24 от 19 марта 46 г.) в статье «Рассказ о пятилетнем плане».

МЫ ДОЛЖНЫ УЧИТЬ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ БУДУЩЕЕ НАШЕЙ РОДИНЫ,

РАСТИТЬ В НИХ СОЗНАНИЕ ТОГО, КАКИЕ ЛЮДИ НАМ НУЖНЫ,

И  БУДУТ  НУЖНЫ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТОГО ПЛАНА.

 

Весна 1945. Шк. 187. 1-й кл. А. К.Е. Мезько и Т.Ю. Коробьина

Весна 1945. Шк. 187. 1-й кл. А. К.Е. Мезько и Т.Ю. Коробьина

В классе 42 человека. В верхнем ряду справа в клетчатых платьицах стоят внучки М.П. Даева, учителя химии и художника, Оля и Нина, — дочери тех девочек, Иры и Муси Даевых, которые учились в одной школе с Т.Ю. Коробьиной в 1920-е годы и писали свои Дневники в 1918-1925 г.

Примечание Н.M. Михайловой. Т.Ю. Коробьина окончила школу в 1929 г. В 1931 г. получила диплом об окончании Педагогического техникума имени Профинтерна. Прошла практику в сельских школах Рязанской обл. В эвакуации тоже преподавала в начальных классах в селе Старо-Шешминском в Татарии. Но не имея высшего образования, она не смогла бы преподавать в старших классах. Поэтому в 1945 году она поступила в Педагогический ин-т им. Потемкина на вечернее отделение и окончила его в 1951 году. Своих «девочек» (как она их называла) она учила с 1-го по 10-й класс — с 1944 до 1954 год. 

Но фундамент был заложен именно в начальной школе, о значении которой  писала Ксения Евгеньевна Мезько в 1946 г. Благодаря тому, что она писала ДНЕВНИКИ ЗАВУЧА и сохранила свои Отчеты о работе начальной школы в 1944-1949 годах, и тому, что всё это сохранилось, теперь мы получили редчайшую возможность узнать о жизни учителей и учеников в послевоенное время не по мемуарам и кинофильмам, а из повседневных записей опытного педагога и чуткого человека.

 

 

ОТЧЕТ ЗАВУЧА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Ксении Евгеньевны МЕЗЬКО

за 1945-1946 учебный год

 

Закончился 1945-1946 учебный год, первый после Великой Отечественной войны. Год, который для классов начальной школы прошёл в относительно благоприятных условиях и, если итоговые цифры не вполне удовлетворительные, то многое надо отнести за счёт ряда тяжёлых условий, созданных войной. Ведь нельзя же забыть ту обстановку, с какой начали учёбу наши дети выпуска этого года, да и дети, перешедшие в 4-й  класс. Сколько среди них травмированных в результате эвакуации, оккупации, сколько потерявших отцов и матерей.  А обстановка в недавнем прошлом ― холодно дома, холодно в школе, занятия во 2-ю смену, затемнение, возвращение домой в темноте.

Из 25 классов начальной школы 23 занимались в первую, утреннюю, смену. Таким образом, у детей был обычный, нормальный режим дня. У детей выработался ряд навыков, несомненно, положительных. К таким следует отнести впуск и выпуск из школы, организованный вход и выход из класса, умение себя держать на массовых мероприятиях ― утренниках, собраниях, выходах в театр. Единство требований сказалось и на внешнем виде учащихся ― тёмные платья, передник и белый воротничок стали в отдельных классах обычным явлением. Ставилась общая задача научить детей культурно отдыхать и питаться.

Хочется упомянуть о завтраках. В силу перегруженности классов дети лишены возможности завтракать в столовой (кстати, превращенной в класс). Бублики и чай разносились по классам. Бублики только в чистом мешке, конфеты на тарелке. У каждого на парте были салфеточки или, в крайнем случае, белая бумага.

 


 

ВСТАВКА. Из воспоминаний Лены Синельниковой о школе в 1944 г.

Первую, пятиминутную, перемену мы не любили. Это была «санитарная» перемена. Из старших классов приходили девочки-санитарки с белыми повязками с красным крестом на рукаве. Они деловито, без отвращения, подходили к нам, маленьким, и осматривали наши головы на вшивость. Вши были практически у всех. С ними боролись. Вычесывали частым гребнем, мыли голову керосином. Те, от которых проверяющие отходили молча, вздыхали с облегчением. Другим не везло. Тогда дело кончалось слезами, потому что поступало требование к родителям — остричь наголо! Бедные наши челочки и косички!

<… > Самым замечательным временем в школе была вторая, большая, перемена. Нам подавали завтрак. Как все мы, все сорок человек ждали его! К концу второго урока приходили две дежурные —  мамы или бабушки из неработающих — и разносили по партам граненые стаканы с горячим сладким чаем. Но главное, каждый получал по теплому белому бублику! Никогда потом не ела я таких вкусных бубликов. Многие годы, вплоть до перестройки, в Москве продавали сладкие бублики по шесть копеек за штуку. Но это было совсем не то. Бублики сорок четвертого года не были сладкими. Тесто готовили, как на обычные белые батоны. Но как вкусно они пахли свежим хлебом, эти бублики, какие у них были хрустящие корочки! <…>Запивали горячим чаем. Незабываемое блаженство!


 

Значительно выросли требования к знаниям учащихся, многим непосильно было выправить недочёты прошлых лет, дала себя знать недостаточно прочная база первых годов обучения. Большая работа была проделана педагогами, понимавшими, как спешно надо ликвидировать недочёты прежних лет, повышать качество учёбы, углублять воспитательную работу. Число классов, учеников и успеваемость в начальной школе в 1945-46 учебном году … (см. таблицу)


ВСТАВКА. Таблица. Число учеников и успеваемость в 1945-1946 году.

В скобках число учеников в одном классе (40-45). Сост. Н.М. Михайлова по данным из Отчета К.Е. Мезько.


Число классов           Учащихся:         Переведено:       Оставлено на 2-й год: 

I кл. ― СЕМЬ.                      316 (45)                                291.                       25           8%

II кл. ― ДЕВЯТЬ.                360 (40)                                299.                       32           8%

III кл. ― ПЯТЬ.                    197 (40)                                163.                       24           12%

IV кл. ― ЧЕТЫРЕ.               165 (41)                                138.                       14           9%

Всего: 25 классов,       1038                            891                 95 (в ср. около 10%)


 

Примечание Н.М. Михайловой. Таким образом, под руководством завуча находились 25 учительниц (разного возраста и стажа) и более 1000 учениц, девочек в возрасте от 7 до 11 лет. В послевоенные годы было много переростков (не учившихся во время войны) и второгодников (до 10%). Классы были перегружены (40-45 человек). Занятия в школах, как правило шли в две смены, а на окраинах Москвы, где только начинали строить новые школы, занимались и в четыре смены (4-я смена начинала а 7 час. вечера).

Учителя в классах начальной школы делились на Объединения по параллелям, председателями которых были более опытные педагоги. В своем отчёте за 1946-47 год К.М. Мезько пишет о значении работы объединений: «Все указанные выше дела проводились во всех классах, обсуждались на объединениях, где не только планировалась всякая работа, но в дальнейшем шёл обмен опытом, подводились итоги. Всё это объединяло педагогов и, помимо учебной работы, давало широкий простор их инициативе».

Огромное значение предавалось воспитательной работе. Сама Ксения Евгеньевна с 1938 года начала вести ежедневные записи о событиях школьной жизни и не раз предлагала, чтобы такие дневники вели и все учителя. Но из этого у неё ничего не вышло. Никто из учителей (даже её племянница, Т.Ю. Коробьина) на это не соглашался, так как все они были перегружены работой, составлением ежедневных учебных планов, собраниями и отчетами, а некоторые (например, Т.Ю. Коробьина и Т.А. Розанова) ещё и учились на вечерних факультетах ВУЗов. У всех на руках были дети, престарелые и больные родители, проблемы со здоровьем из-за плохого питания и хронической нехваткой денег на жизнь. 

Но как же они были самоотверженны, как бескорыстны!!!  Сколько внимания, любви и сил они отдавали каждому ребёнку!

 

ТРЕТЬЯ И ЧЕТВЁРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ УЧЕБНОГО ГОДА

ДНЕВНИК ЗАВУЧА К.Е. МЕЗЬКО

с 11 января 1946 по 22 января 1947

11.01.1946. Первый день третьей четверти. Не пришла П.И., потому что у неё умер отец.  У  Т.Ю. Коробьиной мать попала под машину, отпустили её часом раньше окончания уроков. Её класс проводила домой я. … Раздала тетради. Наметили дни родительских собраний.

12.01.1946. Вечером проводила собрание родителей 4-х классов. Родителей было очень мало, процентов 25. Каждый интересуется только своей девочкой. Общих вопросов никаких. Пришли, в основном, родители хороших учащихся. Обычная картина. В первом этаже был спектакль для избирателей. Было очень много учащихся, начиная со 2-го класса. Ворвалась толпа хулиганов с бритвами. Поранили руки швейцару

14.01. 1946. Было собрание по выборам в Верховный Совет.  Наш кандидат ― т.  Леонова, учительница 173 школы. Провела собрание Объединения первых классов. У Скороходовой изумительные результаты по письму! В 4-х «А» и «Г» провела беседу и выяснила причины отсутствия родителей на собрании 12 января. Говорила индивидуально со всеми, о ком упоминалось на собрании как о неблагополучных.

17.01. 1946. Провела собрание Объединения вторых классов. Наши учительницы не любят искать и творить. Среди них выделяется Т.Ю. [Коробьина]. Дневники [по воспитательной работе] прививаются с большим трудом.

19.01.1946. Сегодня утренники, посвящённые дню смерти Ленина. (Для 1-х  и 2-х классов). Прошли просто и торжественно, без напряжения, доходчиво до детей, при полной дисциплине и соответствующей настроенности. … Провела собрание с вожатыми октябрят. Инструктировала, как вести работу подготовке к 10 февраля [День выборов].

22.01. 1946. Провела собрание Объединения четвёртых классов при больших опасениях за успеваемость. Много волнений по линии воспитательной работы. Страшная невыдержанность в 4-м «Б», граничащая с распущенностью. Случаи воровства в 4-м «Г», причем никак не выявляется виновная.

28.01. 1946. Спешно пришлось искать девочку для роли пионерки, надевающей на артистку Рыжову [Малый театр] пионерский галстук. Бедная Галя [вожатая] носилась во все концы и, наконец, договорилась с Зариной Ирой. Завтра вечер Встречи выпускников 187 школы и 10 лет со дня организации школы. Мне не хочется быть и встречаться с отдельными людьми.

29.01.1946.…От обычной работы была оторвана подготовкой к вечеру. Сначала разговоры с Анной Львовной [Малисовой — директором школы], потом практические дела: двигала парты, таскала щиты и т.д. К 7 часам вдруг поняла, что всё это могли сделать и без меня. На вечер не пошла, так как очень устала. …Между прочим, оставаясь вечером и наблюдая классы средней школы, с горечью убеждаюсь, что наши труды в начальных классах в пятом классе лопаются, как мыльный пузырь.

30.01.1946. Интересный факт, характеризующий работу педагога. Мать Лиды Васильевой ушла в родильный дом. Ушла одна рано утром в воскресенье, оставив Лиду и младшую сестрёнку в пустой комнате. Дети не знали, в каком роддоме их мать. Сегодня Лида получила открытку с адресом, и мать просит её зайти. Девочки собрали ей передачу и написали чудесное, тёплое письмо. Обещают помочь и маленькой. И как всё просто, как человечно! Мать Тани пойдёт за Васильевой, когда та выпишется из роддома. В этом классе бьётся жизнь, и девочки связаны интересами класса. Большая роль Е.Н. [Засыпкиной].

7. 02.1946. Провела короткие собрания по возрастам (первый и второй класс) в связи с отменой занятий на 8 и 9 февраля. Убедилась, что не все девочки одинаково твёрдо поняли значение ВЫБОРОВ, хотя бы в простой, доступной им форме. Дисциплина начинает меня серьёзно волновать. Шумно на переменах, беготня, повышенный тон в разговорах.

8.02. 1946. День совсем необычный. Идёт грандиозная перестройка ― помещения не узнать. Малыши пришли только за бубликами и быстро разошлись.

9.02. 1946. В школе всё полно предвыборным настроением. Коридоры неузнаваемы, пахнет ёлкой. Дети возбуждены ― слишком всё необычно! … Отмечается массовое отсутствие детей из-за гриппа.

10.02. 1946. ВЫБОРЫ В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР.

22.02.1946. 23-го [День Красной Армии] намечается вечер самодеятельности для участников войны [родителей учащихся]. Зал в жутком виде. В школе грязь. День прошёл нелепо. Проверяла декламацию, была на репетиции монтажа. Решила вопрос с костюмами. Закончила с девочками газету. Подобрала плакаты к 23 февраля. На фоне всего этого большие переживания. У  маленькой Птушкиной умер отец. Он так любил девочку, так заботливо каждый день провожал в школу до дверей класса и потом стоял и смотрел, смотрел, пока не начинался урок. Сегодня девочка пришла такая бледная, молчаливая, вся ушедшая в себя. А из школы ушла и домой не пошла. Её ищут. Куда ушла? Почему? Где искать?

А в 3-м «А» пришла тётка Шуры Латышевой с жалобой на девочку. На девочку страшно смотреть. Бледная, истощённая, совершенно безразличная ко всему. Не учится. Встаёт вопрос о детском доме ― тётке она не нужна, а отец, писавший с фронта, чтобы её не отдавали в детдом, теперь пропал без вести. Тётка всеми силами хочет от неё избавиться, мечтает о ремесленном училище. Девочке 14 лет. В 4-й класс она не перейдёт. Как быть?

23.02.1946. ДЕНЬ КРАСНОЙ АРМИИ.  Вечер в школе. Было много волнующих моментов. И при сборе родителей, когда сияющие мамы вели пап, представляли их, радостно сообщая о приезде, наградах и т.п. Родителям, особенно отцам, видимо, было хорошо в атмосфере школы.

8 марта. ДЕНЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЛИДАРНОСТИ ЖЕНЩИН

9.03.1946. Эти дни страшно суматошные, полные мелочей, занявшие все рабочие часы. Готовились к 8-му марта. Стенд. Газета. Подготовка приветствий. Подготовка к вечеру. Вечер. А наряду с этим отсутствующие [по болезни] учителя, необходимость замещать. Очень большая усталость выбила меня из колеи наблюдений за детьми. Сочинения на тему «Кем быть?» хочу внимательно просмотреть, подобрать по намеченным профессиям, попробовать сделать выводы, что же интересует наших девочек.

14.03.1946. Проводила беседу о воспитательной работе со студентами Педагогического техникума (2-й курс). Так хочется передать нашей смене весь свой опыт и мечты. Хочется сообщение, которое я готовлю к конференции, сделать полноценным для учителей начальных школ.

15.03.1946. В классе Е.Н. Засыпкиной новая драма. Шура Латышева получила от отца телеграмму: «Состояние очень плохое. Немедленно приезжай». Он без ног выше колен лежит в протезном госпитале. Три месяца не было писем. До этого писал и умолял не устраивать девочку в детдом. Шура жила мечтой о встрече с отцом. Сейчас всё рухнуло. Страстно хочет ехать. Упорно повторяет: «Хочу увидеть ещё раз». …Условия жизни с тёткой очень тяжёлые.

16.03.1946. В судьбе Шуры Латышевой принимает участие военкомат. Она должна туда явиться с телеграммой, и ей помогут выехать. Очень боюсь за неё ― такой далёкий путь, но сегодня у неё совсем другое лицо! Она ожила при мысли о такой возможности.

19.03.1946. Ещё несколько дней, и третья четверть закончена. А ещё так недавно мы её «планировали». … Контрольные работы … Вопросы успеваемости …Подведение итогов. …Опять и опять цифры. … Ещё немного и конец года, а там полная неизвестность. Перестройка школы. Нет, не буду заглядывать в будущее.

Шура Латышева ещё не уехала. Едет завтра с тёткой. Военком одел её с ног до головы. Она ходит сияющая. Но самое трогательное, что в классе снова сказалось чувство товарищества, которое умеет растить Е.Н. Засыпкина. Девочки полны заботы о Шуре. Уже на окне груда пакетов с хлебом, пирогами и т.п. Шуре на дорогу. Лида В. ходит в школу через день. На её обязанности возить младшую сестрёнку к матери, которая кормит её грудью. Больница у Красных ворот. Она часто не справляется с этим. Её сестра в 1-м кл. тоже ходит очень нерегулярно. Тяжёлые условия у бедных девочек.

20.03.1946. Сегодня Лида В. опоздала. У малютки температура +40. Она не отнесла её в ясли, оставила одну дома! Шура Л. получила письмо от отца: он жив и ждёт её с «новой мамой». Что же означает полученная телеграмма?

23.03. 1946. Готовлюсь к конференции. Я очень сожалею, что согласилась выступать. Вышло не то, что я хотела. Как-то бледно и скучно, мне кажется, и слушать-то не будут. Ведь и вообще у нас слушают плохо. Ну, да теперь нельзя отступать. Скверно и то, что я чувствую большую усталость. Устала и физически, и морально. А как быстро прошёл год. … И снова думается уже о будущем. Буду ли работать? Как и где? Что-то неспокойно на душе.

1.04. 1946. Кончились весенние каникулы. Конференция начальных школ прошла интересно, оживлённо, но, к сожалению, верхи торопились. Прений не было, не высказывались те, кто хотел высказаться. Это большая ошибка организаторов. … Сегодня все на местах. Начинается практика студентов, ответственный для школы период.

 2.04. 1946. Общая картина успеваемости не радует. Огромные цифры отстающих. Мотивировки достаточно убедительны. Но как тяжело слышать о бытовых условиях этих неуспевающих детей!! По крайней мере, о большинстве из них. Вот Лида В., вот Петухова, вот Голкулина и целый ряд других.

Школа № 187. Т.Ю. Коробьина. Дополнит. занятия. 1945.

Школа № 187. Т.Ю. Коробьина. Дополнит. занятия. 1945.

Сегодня зашла в класс Т.Ю. Коробиной в её отсутствии. Девочки встретили очень приветливо. Этот класс выделяется своей культурой. Маленькая Мазылкина выросла на глазах.

 

Т.Ю. Коробьина. Занятия с неуспевающими. 1946

 

 

 

4.04. 1946. Была у Т.А. Розановой. Мать заболела плевритом. Температура высокая, отойти невозможно. Т.А. в отчаянии и за мать, и за классы.

6.04.1946. Продолжаю ходить по классам. Наши милые девушки, практикантки, как они нервничают. Вспоминаю, как 40 лет тому назад я начинала свой педагогический путь…. Тогда с нами не так возились, предоставляли самим преодолевать трудности и находить правильный путь  … От Шуры Латышевой всё нет известий. Где она? Что с ней? Как сложится дальнейшая жизнь?!

9.04. 1946. Была мать Григорьевой. Оказывается, девочка, и дома воруют. Пропажи в школе ежедневно. Воруют многие, начиная с 1-го класса. Что делать?!

11.04. 1946. Шура Латышева прислала письмо с приветами. Осталась у отца  и «новой мамы», санитарки из госпиталя, где лежал отец. Отец занят спекуляцией, и, видимо, к тому же привлечёт и дочь.

15.04.1946. Практика закончилась. Хорошая молодёжь, но очень не высок культурный уровень. И трудновато им будет, когда начнут работать самостоятельно.

27.04.1946. Твиринева на проверке чтения не была, потом пришла ко мне в кабинет. На вопрос, почему отсутствовала, ответила: «Мама меня отдаёт в детский дом, и мы ходили к врачу». И дальше пояснила: «Это потому, что я не слушаюсь маму». Бедная, бедная девочка!

Первое мая. ДЕНЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЛИДАРНОСТИ ТРУДЯЩИХСЯ

4.05.1946. Ряд дней полных особых переживаний и впечатлений. Чудесный утренник 30 мая. Чудесный по содержанию и исполнению, одинаково воспринятый и детьми, и взрослыми, и так пережитый самими исполнителями! Словом, много было действительно прекрасного, яркого сильного. Потом Первое мая… Какой день! Сколько солнца, ярких красок, веселья, радости. И где-то там, далеко, в глубине души грусть, … грусть. Мне надо быть спокойнее, пусть будет, как будет. … Ведь я должна дождаться осуществления своей мечты ― встречи с сыном…

Примечание Н.М. 1-го мая — день рождения сына К.Е. Мезько. Он служил на Дальнем Востоке. Она ждала Юру ещё  8 месяцев.

ПЕРВАЯ ГОДОВЩИНА ДНЯ ПОБЕДЫ

8.05.1946. Завтра День победы … Какой это был изумительный день год тому назад! Какой подъём, какое настроение! Какая уверенность в будущем. Никогда не забуду этого утра, солнца, радостных лиц!  И вот прошёл год. Яркие плакаты. Везде звучит это гордое слово «победа». В школе напряжённое настроение. Конечно, больше у учителей. До испытаний [до экзамена] остались считанные дни. … Как быстро прошёл год!  И, как всегда, сколько не сделано и сколько не доделано! Год …

13.04.1946. У  Т.А. Розановой поездом насмерть задавило сестру. Ей пришли сказать об этом в школу. …Она взяла себя в руки и пошла на урок. …Впереди ― подготовить к этому известию мать. У неё больное сердце. Как она перенесёт? И всё это накануне выпускных экзаменов в 4-х классах, за которые так волнуется Т.А. Что делать? Со всех сторон я слышу о таких переживаниях. Страшно.

16.05. 1946. Любу Твиринову приютила у себя Нина Анатольевна после того, как мать привела её в РОНО и сказала: «Если вы её от меня не возьмёте, я брошусь под трамвай».  Девочка прекрасно ведёт себя, никаких дурных наклонностей не проявляет.  В какой-то детдом она попадёт?

23.05.1946. Уже три дня идут экзамены. Ужасное напряжение и у детей, и у учителей.

31.05.1946.  Кончились экзамены в 4-м классе. Сегодня на собрании с такой искренностью звучали слова благодарности, простые неуклюжие детские речи. Жаль, что нельзя дальше вести, следить за их развитием, за их ростом, физическим и духовным. Уйдёт детство, и как-то пойдёт юность? Много ещё надо им ласки, внимания, индивидуального подхода.

КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА 1945/1946

 


 

1947 год

ШКОЛА № 187 

ДНЕВНИК ЗАВУЧА К.Е. МЕЗЬКО

 

41-й год моей педагогической работы. Ещё и ещё раз я начинаю новый учебный год. Эти строки пишу, когда жизнь школы вошла в свою колею. Сегодня 13 сентября. Я начинаю год без обычного подъема, без огонька. Чувствую, что моя реакция на всё окружающее ― реакция уставшего человека. Андрианова в своей книге о воспитательной работе пишет: «Если бы я хоть раз почувствовала нежелание идти в школу, я бы навсегда оставила школу и свою профессию учителя». Она права. Но для этого нужно мужество!! Нужна сила воли, чтобы решить, что надо уйти. … Итак, школа на полном ходу! Как каждый день надо налаживать, выправлять, доделывать.  Хочется уйти от трафарета и столкнуть многих учителей с проторённой дорожки. А это нелегко.

 

ОТЧЕТ ЗА 1946/1947 УЧЕБНЫЙ год

Председатель объединения третьих классов М.Т. Клочкова

Т.Ю. Коробьина ведёт III-В класс. Она очень много дала девочкам в их общем развитии. Хорошо владея речью, сама очень начитанная, знающая литературу и любящая книгу, она прививает ту же любовь и девочкам. Класс живой, инициативный, горячо отзывающийся на все мероприятия в школе. Но в организации нет достаточной чёткости. Класс шумливый, нет нужной рабочей атмосферы. С детьми взаимоотношения очень хорошие. Со стороны родителей большое уважение.

 800-летие МОСКВЫ

Центральным в работе этого года у третьих классов была подготовка к проведению [празднования] 800-летия Москвы. На этой работе показал себя каждый педагог своей инициативой, своими знаниями. На выставке в школе отражена эта большая и продуктивная работа учащихся III кл. На этой работе росли не только дети, но и сами учительницы. Нельзя было ограничиться имевшимися знаниями, надо было взяться за книгу, искать, проверять, уметь ответить на бесконечные вопросы детей, вызванные такой интересной темой. Ведущей в этой работе была Т.Ю. Коробьина, прослушавшая семинар по теме 800-летие Москвы, и, кроме того, она учится на историческом отделении Педагогического института. В результате ― очень интересные доклады, альбомы, много заученных стихотворений и несомненное общее развитие девочек.

Учащиеся 3-х классов заметно выросли за истекший учебный год. Они вполне готовы заменить ушедшие 4-е классы в их общественной работе. В основном все наши праздники проводились их силами, так как главный контингент в хоровом кружке ― это девочки третьих классов.

«НЕДЕЛЯ КНИГИ». Большое место заняла «Неделя книги». Кроме бесед, посвящённых истории книги (по книге Ильина «Черным по белому»), и участия в сборе книг для библиотеки дружины имени Олега Кошевого, во всех третьих классах был проведён конкурс на лучшего чтеца.

В «Неделю книги» в каждом третьем классе был организован «Уголок книги». Там помещался список рекомендованных книг, лучшие отзывы о прочитанных книгах и учёт по внеклассному чтению. Много внимания уделяли внеклассному чтению, его организации и учёту Г.А. Гутникова, В.Ф. Андреенкова, Т.Ю. Коробьина. Т.Ю. Коробьина широко использует прочитанное, чтобы «остановить внимание детей на вопросах морали, на характеристиках героев, сделать выводы, каким должен быть советский человек».

ВСТУПЛЕНИЕ В ПИОНЕРЫ И ПОЛИТИНФОРМАЦИИ

Во всех отчётах классных руководительниц третьих классов отмечается роль часа политинформации, который проводился регулярно раз в неделю по материалам газеты «Пионерская правда». Т.Ю. Коробьина разработала план урока «Знакомство с газетой» и провела в своем классе открытый урок на эту тему для слушателей педучилища [они  проходили в школе педпрактику]

В своем отчёте т. Коробьина пишет: «В этом году почти все девочки вступили в пионерскую организацию, что было большим событием в их жизни. … Обсуждение кандидатов проходило при активном участии всего класса, причем были очень строги в своих характеристиках. … Большое значение для развития детей имела информация, которую девочки проводили по газете «Пионерская правда». Политинформация приучала к правильному и точному изложению мыслей, давала много знаний о жизни в нашей стране, о жизни и работе во всех её уголках, останавливала внимание на политических событиях».

 


 

 

ОТЧЕТ ЗАВУЧА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

К.М. МЕЗЬКО за 1948-1949 учебный год

Афиша

В план работы школы в 1948-1949 учебном году в основу был положен приказ министра просвещения РСФСР А.А. Вознесенского от 10 мая 1948 года об улучшении работы, прежде всего, начальных классов. Показателем успешной работы учителя являются результаты борьбы с второгодничеством, явлением, недопустимым в советской школе. Была широко развернута работа с отстающими, с пропустившими по болезни и с трудом осваивающими программу. Были мобилизованы силы учащихся-отличниц, взаимопомощь. Движение вперёд есть. Так, по 6 первым классам из 240 учащихся на второй год остались только 3 девочки. Во вторых классах из 237 оставлены 10. Хуже картина в третьих классах, весь год работавших во вторую смену с большой перегрузкой (по 46-48 человек в классе).

Перехожу к работе объединений и отдельных педагогов.

I-е кл. Первых классов шесть. Председателем объединения была Е.М. Гринюк.

Школа № 187. Екатерина Михайловна Гринюк. 1948

Школа № 187. Екатерина Михайловна Гринюк. 1948

Намеченный план работы почти привёден в исполнение. Были проведены открытые уроки, из которых самыми удачными признаны урок Гринюк по арифметике и урок молодой, начинающей учительницы Кузнецовой по чистописанию. Заслушан ряд докладов:  1. Совместная работа семьи и школы.  2. Роль начального обучения в умственном и нравственном развитии человека.  3. Родительский авторитет.  4. Организация выполнения домашних заданий.5. Наказание и поощрение как метод воспитания.

Все эти доклады, заслушанные на собрании объединения, легли в основу бесед, которые проводились на родительских собраниях. Материалом служили статьи Макаренко, журнал «Семья и школа» и др.

 

 

Шк. № 187. 1-й кл. "А". Е.М. Гринюк. 1949

Шк. № 187. 1-й кл. «А». Е.М. Гринюк. 1949

 

Необходимо отметить большую работу Е.М. Гринюк как учительницы и воспитательницы. Её отчёт за год говорит о её любви к делу, о неизменном энтузиазме, с которым она проходит свой педагогический путь. Е.М. неустанно ищет новых путей, работает с каждой отдельной ученицей, тщательно изучает самого ребёнка. Не раз навещала она ту или другую девочку рано утром, идя в школу, чтобы проверить, как готовится её ученица к школьному дню. Навещала и вечером, проверяя, выполняется ли режим, во время ли девочка ложится спать, идут ли родители навстречу данным установкам. Е.М. умеет во время похвалить девочку, отметить её достижения, и не пропустит ничего, что явится нарушением в жизни детского коллектива. Уроки её всегда продуманы и полноценны.

Шк. № 187. Юнаты. 1-й кл. Е.М. Гринюк. 1949

Шк. № 187. Юнаты. 1-й кл. Е.М. Гринюк. 1949

 

В истекшем учебном году с малышами первого класса Е.М. Гринюк интересно поставила работу по наблюдениям за растениями (см. фото). Увлекаясь сама, она увлекла девочек посевом разных цветов и вместе с ними ожидала появления ростков. В классе зацвели подсолнечники, росли бобы; особый восторг вызвала яблонька, рост которой измерялся, записывался, растение зарисовывалось. Девочки ушли на каникулы полные желания наблюдать окружающую их природу.

 

 

 

 

Т.А. Розанова с классом. Школа № 187. 1949

Т.А. Розанова с классом. Школа № 187. 1949

 

 

Школа № 187. Уителя с классом. Фото 1949

Школа № 187. Уителя с классом. Фото 1949

 

 


ЗООЛОГИЧЕСКИЙ  КРУЖОК 

Вела учительницв биологии

ВИНОГРАДОВА Дора Тимофеевна

 

Первый снимок. Девочки держат в руках животных, выданных из Зоопарка, за которыми они ухаживали. Посредине — Валя Девяткина с енотовидной собакой, рядом с ней — Оля Степаненко (внучка М.П. Даева). Второй снимок. Аквариум.Занятие с рыбками. Фото из архива О. Степаненко.

 

Школа № 187. Зоокружок учит. Д.Т. Виноградовой. 1949 г.

1949. Зоокружок-2. Рыбки

 

 

 

 

 

18. sobaka