Род Михайловых — из крестьян. Керженец — Омутнинск — Куртамыш.

 

 

ПУТЬ НА ВОСТОК:

КУРТАМЫШ  →  → →  КУРГАН→  → →  ТОМСК  →  → →    ИРКУТСК. — Вернеленск

1885–1901 (16 лет)         1901–1894            1904–1907                 1907 – 1911 (26 лет)

1902 – 1904. КУРГАН, Тобольской губ.

Лесная школа. Учился три года16 по 19 лет)

М.Ф. МИХАЙЛОВ. Затем 16–летним юношей поступил по конкурсу на казенную стипендию в Курганскую лесную школу Тобольской губ. (1902 – 1904). 

 

Лесная школа. Курган. Тобольская губ.

 

ЛЕСНАЯ ШКОЛА и ДЕНДРАРИЙ ПРОСВЕТ

 

Ссылка6 – radiokurgan.narod.ru/…/vasilieva/vasilieva.htm

 

Васильева А.М «Забытый Курган», Курганский обл. Краеведческий музей,

Изд-во «Зауралье». Курган,1997 г.,

 

Энгельфельд В.А. (1857-1911) — осн. Лесной школы в Кургане.

 

Энгельфельд Виктор Александрович(1857 – 1911.) – коллежский ассесор, первый лесничий в Курганскоч лесничестве. Прослужил в этой должности с 1884 по 1894 годы. Основатель первой Лесной школы. ЗаложилПросветский дендрарий – один из лучших в России.

Энгельфельд В.А. О лесах Западной Сибири. СПб., 1888.

 

 

 

 

К   приему в Лесную школу допускались молодые люди всех сословий в возрасте от 16 до 18 лет, окончившие приходское или уездное училища. Курс обучения был двухгодичный,без летних каникул. Окончившие курс получали право поступать на службу по лесному ведомству на должность лесных кондукторов.

В первый год экзамены в школу держали 13 человек, а принято было восемь.

 

Форма ученика Лесной школы. 1893 г. Каз. губ.Мар. посад.

 

Ученикам полагалась форменная одежда.Кафтан серого сукна со стоячим зеленым воротником; в углах воротника штампованное металлическое (высеребренное) изображение дубовых листьев. Шаровары из такого же сукна, без кантов, короткие, для длинных сапог. Фуражка черного сукна с зеленым околышем. Плащ серого сукна, с дубовыми листьями на углах отложного воротника. Рубашки покроя гимнастерки, длинные сапоги, башлык верблюжьего сукна.

 

 

 

Жить ученики должны были при школе.Классы представляли собой и жилые помещения воспитанников, которые проводили в них весь день. Столовая и спальня были отдельными помещениями. Забота о чистоте и порядке во всех помещениях, кроме кухни, столовой и умывальника, возлагалась на воспитанников. Они же должны были вести хозяйство.

Все время учащихся проходило в теоретических занятиях. Развлечений не было никаких, в школе не существовало даже библиотеки. Лесной департамент еще при открытии школы указал, что “на казенный счет в школу не выписываются никакие журналы и газеты ни для учеников, ни для учителей. Школьная библиотека должна состоять исключительно из руководства для учителей и учебников для воспитанников. Получаемые же в дар журналы и газеты общего содержания полезнее совсем не пускать в обращение между учениками«.

Интересным было предписание Лесного департамента о воспитательной работе в школе, в котором говорилось, что ввиду довольно зрелого возраста воспитанников, кратковременного их пребывания в школе и отсутствия специальных надзирателей за нравственностью “не следует задаваться широкими воспитательными целями. Надо пресекать в самом начале такие действия, которые мешают обучению и могут служить к подрыву доброй славы заведения».

 

ДЕНДРАРИЙ в урочище Старый Просвет. Кетовский р-н,Курганская обл.

Ссылки: http://dendrology.ru/ «Dendrology.ru: Лесная библиотека»  и http://mvvbike.narod.ru/story/mesto.htm

 

Дендрарий. Гл. аллея. Фото Мамлеев В.В.

В 1894 г. в урочище «Крутой Лог» Илейко-Иковской казенной лесной дачи Курганского лесничества воспитанниками Курганской Лесной школы под руководством преподавателя П.М. Кевдина был заложен лесной питомник.  Готовясь к летней практике, уже в феврале 1894 г. запросили из центральных городов семена лиственницы, ели, пихты, кедра, американского ясеня, остролистного клена, вяза, липы, яблони. Все это для закладки питомника.

 

Постепенно площадь питомника увеличивалась, и в 1898 г. он был реорганизован в дендрарий с научно-исследовательскими целями и как учебно-производственная база Курганской лесной школы. Работы по организации дендрария продлились до 1906 г. Их осуществляли лесничие В.А. Энгельфельд, П.М. Кевдин, Г.С. Скрипченко, С.П. Дешевый, Н.А. Тихомиров.

В 1929 году Лесная школа была закрыта, и дендрарий пришел в упадок. Через 20 лет в 1949 году в Старом Просвете вновь была открыта Лесная школа, и дендрарий был приведен в порядок. В настоящее время площадь дендрария3,3 га, он входит в состав Просветского опытно-показательного леспромхоза.

 

1904 – 1907 – ТОМСК

М.Ф. МИХАЙЛОВ. Получив по окончании школы, освобождение от обязательной за пользование стипендией службы по лесному ведомству, постарался идти дальше по пути [л. 5] развития, почему вскоре перебрался в г. Томск, где слушал (1904–1907) общеобразовательные курсы, организованные при Технологическом Институте. Сдал экстерном экзамены за 7 класс в Томской классической гимназии. Давал частные уроки (математика), работал чертежником, библиотекарем

 

1907 г.  ЖЕНИТЬБА  на Агрипине Ивановне Шангиной. Переезд в Иркутск.

 

Агрипина Ив. Шангина в юности.

 

Агрипина Ив. Шангина. Томск. 1907 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А..И. и М.Ф. Михайловы.. Томск. 1907

 

М.Ф. Михайлов. 22 года. Первое фото

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕЕЗД ИЗ ТОМСКА В ИРКУТСК 

 

Иркутск. Прибыл первый поезд. Открытка 1899 г.

 

Новый вокзал в Иркутске. Открыт 11 нбр. 1907 г.

 

 

 

 

 

 

 

Уезды Иркутской губ. см. Верхоленск.

 

ИРКУТСКАЯ губ.

Верхнеленский уезд

 

1907- 1909. \

М.Ф. Михайлов служит помощником  лесничего.

 

 

 

 ПУТЬ из Иркутска  в Верхоленск и далее вниз по реке Лене в село Знаменка

 

Путь:. Иркутск — Верхоленск — р. Илга — с. Знаменка.

 

 На карте: Иркутск — слева внизу. Малая стрелка указывает г. Верхнеленск, от которого названо лесничество, где служил М.Ф. Михайлов.

Далее путь идет вниз по берегу реки Леныдо Жигалово (ныне центр района) и затем вверх по притоку Лены, речке Илге, на которой и стоит заветное село  Заменка (оно обозначено  большой стрелкой).

В этом селе в 1908 г. в церкви Богоявления крестили Бориса — первого сына четы Михайловых, о чем из Иркутска нам прислали выписку.

 

 

Часть справки из Иркутска

 

Примечание Н.М. Михаил Федорович в своей Биографической справке, видимо, принципиально, писал только о «стадиях» своего пути к высшей школе, а о таких событиях, как женитьба и рождение сыновей, даже словом не упоминал.  Фотографий от периода ихжизни в Сибири тоже нет.  Мы не знаем, где они там жили и почему крестили ребенка не в церкви города Верхоленск, а поехали в село   Знаменку. Может быть, там где-то жили их знакомые, ставшие восприемниками при крещении? О них мы тоже ничего не знаем.

Да и о самой Знаменке в Интернете, кроме названия, ничего нет.  Но, как известно, «кто ищет, тот всегда найдет».  Нашелся сайт Ольги Таевской, в котором она выложила и эту карту, и подробную  фотолетопись своего автопробега от Иркутска как раз до нашей Знаменки (1000 км туда обратно зимой).  Вряд ли она могла вообразить, что где-то в Москве найдутся две старухи, которым её путешествие  будет столь необходимо. Ведь, благодаря ей, они, действительно, смогли проделать этот путь в её машине и увидеть всё то, что видели более 100 лет тому назад их дед и бабушка.

Здесь выложены только несколько кадров. И расположены они в обратном порядке — от Знаменки к Жигалову, через Верхоленск к Иркутску. Предположим, что семья Михайловых возвращается с верховьев Лены в Иркутск, чтобы Михаил Федорович смог сдать экстерном экзамены и получить, наконец, аттестат, без которого он не может поступить в Университет.  Итак, начнем с Знаменки.

 

 

 

 

Дорога из Жигалова в Знаменку. Лошадь

 

 

Верхоленск. На улице — 40 град. В машине тепло

 

 

Морозное утро.

 

Семья Михайловых переехала в  Иркутск, вероятно, в 1909 г. А вот и та гимназия, где М.Ф. сдавал экстерном экзамены и получил, наконец, аттестат..

 

Иркутск. Мужская гимназия. Открытка 1900-х

 

М.Ф. МИХАЙЛОВ. В 1907 году выдержал экстерном испытания за 7 классов Томской классической гимназии, после чего, вследствие недостаточности средств для дальнейшей подготовки, вынужден [л. 5об.] был прервать подготовку и служить помощником лесничего Верхнеленского лесничества  Иркутской губ. и только к  1909 году (24–х лет) выдержал экстерном на аттестат зрелости в Иркутской классической гимназии, проделав почти всю работу по подготовке, за исключением иностранных языков, совершенно самостоятельно.

Для поступления в Университет необходимо было сделать некоторые сбережения, почему, по выдержании экстерном особых испытаний при губернской чертёжной, поступилтопографом Иркутского переселенческого отряда. 

1909 – в 24 года он получил аттестат (экстерном в Иркутской классической гимназии)

1910 – 1911работал топографом в Переселенческом отряде

 

ПУТЬ НА ЗАПАД:  ИРКУТСК — ТОМСК — КАЗАНЬ

1911 – остановка в Томске. Здесь Агр. Ив. окончила мед. курсы. Диплом фельдшера.

ДОМ В КАЗАНИ, ГДЕ ЖИЛИ МИХАЙЛОВЫ

Дом в Казани, где жили Михайловы. Фото 2005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.И., Боре 4 г. (?) и М.Ф. — студент. . Казань. 1912 (?)

 

 

М.Ф. Михайлов с Борей на прогулке. 1912

Боря Михайлов (7 лет) в деревне у родных матери. 1915.

 



Казанский университет. 1825

1911 – 1916 – КАЗАНЬ.

Учеба М.Ф. в Казанском Университете.

 

М.Ф. МИХАЙЛОВ. И только в 1911 году поступил на естественное отделение физ.-мат. факультета Каз. Университета.[л. 6]. Однако и здесь недостаток средств скоро дал себя почувствовать настолько, что я вынужден был 3 года проработать в качестве землемера землеустроительных комиссий, не прерывая в то же время работы в Университете.  

Получение стипендии Ленартовича позволило мне закончить Университет в 1916 году; причем в 1915 году я был призван на военную службу и только по особому ходатайству физ.-мат. факультета, возбужденному вследствие представления проф. А.Я .Богородского, был освобожден для окончания Университета и сдачи государственных испытаний, каковые и выдержал в 1916 году с дипломом первой степени по химической специальности.  Будучи, по окончании Университета, в том же 1916 году оставлен [л. 6 об.] профессорским стипендиатом [аналог аспирантуры — Н.М.], не мог отдаться работе, т.к. немедленно был призван в армию и затем откомандирован на Газовый завод, и только в конце 1918 года вернулся в стены Университета.

 

Примечание Н.М. Обратим внимание на то, как в последней фразе автору удалось обойти тему  войны с Германией(«призван в армию»,«служил на Газовом заводе«) и совсем не упомянуть о двух Революциях в 1917 г. и  о начавшейся Гражданской войне.  А она, надо сказать,  началась именно в Поволжье , и потому коснулась Казани и её жителей.  Вполне понятно, что впоследствии люди в своих анкетах избегали говорить о том, что они делали в эти годы, но подобные умолчания всегда настораживает. Так и хочется спросить, что же помешало М.Ф. Михайлову «вернуться в стены университета», если не в Феврале 1917 г., то хотя бы в марте 1918 г., когда большевики заключили в Бресте мир с Германией? Конечно, причины могли быть разные, в том числе, и личного характера.  Так или иначе, но мне хотелось заполнить эту лакуну и узнать, какие события происходили в Казани в те годы и какое отношение к ним имели ученые, в сообществу которых входил и М.Ф. Михайлов. 

Ответы нашлись в  двух статьях А.Л.  Литвина: 1) «Юбилей какого Университета мы празднуем?» и  2) «Ученые Казанского университета во время смены политических режимов». Ссылка: www.ihst.ru/projects/sohist/papers/ps/124-132.pdf )

 В первой из этих статей упомянут тот самый проф. А.Я. Богородский, благодаря которому,  как  пишет в  автобиографии М.Ф. Михайлов, он был спасен от призыва в армию и потом был оставлен при кафедре профессорским стипендиатом.  А.Я. Богородский фактически был учителем и научным руководителем М.Ф. Михайлова.  Его же учеником был  А.Е.  Арбузов, будущий советский академик, но тогда, в 1918 году вместе с  Богородским, активный её противник.  Стоит тут же  добавить,  что через 10 лет  проф. М.Ф. Михайлов работал под началом А.Е.Арбузова, Борис, а его старший сын (независимо от отца) стал учеником А.Е. Арбузова и коллегой его сына, Ю.А. Арбузова.

 

Богородский А. Я. — химик, проф. КазГУ

 

Арбузов А.Е. 1877-1968 — ххимик-органик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫДЕРЖКИ ИЗ СТАТЕЙ А.Л. ЛИТВИНА и др. Подробнее  см. на стр. 6. Приложения

Большинство ученых Казанского, Саратовского и Самарского университетовбыло едино в положительной оценке деятельности Временного правительства и поддержке идеи парламентского устройства страны при помощи выборов в Учредительное собрание.

Они отстаивали университетскую автономию и не скрывали своего критического отношения к большевистским властям и их экспериментам с переустройством высшей школы. 

6 августа 1918 г. советская власть в Казани пала.   

7 августа 1918 г. Казань заняли части Чехословацкого корпуса и Народной армии Комуча.

16 августа 1918 г. Ученый совет университета при одном воздержавшимся (профессор-механик Е.А. Болотов) принял резолюцию поддержки Самарского Комуча. В ней говорилось и о сборе средств на нужды Народной армии.

21 августа 1918 г. была издана общественно-политическая газета <Народная армия> — орган Народной армии Комуча с целью популяризации Народной армии, сбора средств и привлечения в ее ряды добровольцев.  В № 1 была статья проф. А.Я. Богородского <К жизни, Граждане!>. 

Ссылка:  – archive.gov.tatarstan.ru/…/2007_2/03/03_2/?…

10 сентября в Казань вошли отряды Красной армии..

Начались аресты тех, кто сотрудничал с Комучем.11 сентября председатель ЧК Восточного фронта М.И. Лацис, вызвал на допрос членов совета университета, приветствовавших Комуч и финансировавших мобилизацию казанцев в Народную армию. Профессорам Лацис  предложил  сдать сумму на нужды Красной армии, в 10 раз большую той, которую каждый из них пожертвовал на Народную армию Комуча.  Арестовали только одного из ученых – и.о. ректора Д.А. Гольдгаммера, как председателя ученого совета, приветствовавшего комучевцев. Он пробыл в тюрьме чуть более месяца.

Несколько профессоров (историк Н.Н. Фирсов, химик А.Я. Богородский) выступили в местной печати с покаянными статьями и признанием власти большевиков.  На вопрос Лациса о признании Советов профессор-химик А.Е. Арбузовответил:

«Так как советская власть опирается на реальную силу,

то признаю её как реально существующий факт».

 

КАЗАНСКИЙ ХИМИКО–ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (КХТИ)

Кафедра неорганической химии (НХ)

Дата: 2010. – serverkgtu.kstu.ru/1leveltest.jsp?idparent=1809

История кафедры: Большое значение для развития неорганической химии в Казанской химической школе и ее оригинального направления сыграла деятельность Ф.М. Флавицкого (1848-1917) – ученика гениального ученого, основателя теории строения органических соединений академика  А.М. Бутлерова.  Преемником Ф.М. Флавицкого по кафедре неорганической химии Казанского университета был профессор Алексей Яковлевич Богородский (1870-1943). Приняв кафедру, он деятельно руководил ей до конца своей жизни.

В 1930 году на базе химического отделения Казанского университета и химического факультета Казанского политехнического института был создан Казанский химико-технологический институт (КХТИ). Директором КХТИ стал ученик А.Я. Богородского (впоследствии академик) А.Е. Арбузов. Кафедра неорганической химии Казанского университета полностью, с ее заведующим профессором А.Я. Богородским, штатом, оборудованием и реликвиями перешла в состав КХТИ.

 

Алексей ЛИТВИН, профессор КГУ. Вечерняя Казань / № 181 (2911) /

Юбилей какого университета празднуется в Казани?

В ЭТОЙ СТАТЬЕ  профессор  А.  Литвин опять пишет о проф.  А.Я. Богородском:

Вот один [эпизод, речь идет о доносах], типичный для 1933 г., закончившийся для профессора химии А.Я. Богородского благополучно, то есть его не арестовали. Доноситель писал, что на собрании научных работников Богородский высказал сомнение в досрочном выполнении планов пятилеток, когда говорил:  «Емкость времени равна емкости сосуда… Мы не можем в литровую колбу налить  два литра, сиречь пятилетка не может быть осуществлена в три или три с половиной года. Наша нервная система, – добавил он, – хоть и рассчитана на большие раздражения, но скоро исчерпывается, сиречь соцсоревнование приведет к полному исчерпыванию нашей интеллектуальной системы».

 

ТЕПЕРЬ, ПОСЛЕ ИЗЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ,

ВЕРНЕМСЯ К БИОГРАФИИ НАШЕГО ДЕДА М.Ф. МИХАЙЛОВА

М.Ф. Михайлов, если и не был активным участникоа всех этих событий, но очевидцем, несомненно, был, будучи учеником и постоянным сотрудником А.Я. Богородского на его кафедре. На фоне этих эпохальных событий в том же 1918 г.  происходит его развод с Агрипиной Ивановной. Она работывает  фельдшерицей в больнице и одна растит двух сыновей.  Борису  – 10 лет. Михаилу – 5 лет.

1918 – 1931М.Ф. преподает химию в Каз. ГУ им. В.И. Ленина и в Каз. Химико-Технологическом Институте им. Бутлерова, оганизатором и диревтором которого был А.Е. Арбузов.

1925 –М.Ф. сдал магистратские экзамены. Диссертацию не защищал, но получил право преподавать, получив сначала II, а потом I  разряд и должность доцента.

Преподавал он спецкурсы «Теория сплавов» и «Технология сплавов», а также курсы Общей химии на разных факультетах.

Научные эксперименты он проводил совместно с А.Я. Богородским, который очень высоко ценил его за редкое сочетание в одном лице ученого-химика и талантливого конструктора, о чем и писал в своих Представлениях М.Ф. Михайлова на повышение разряда.

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ М.Ф. МИХАЙЛОВА

на должность научного сотрудника Iразряда.

От проф.  А.Я. Богородского. В Правление НХТИ (Научно–исслед. Химического института им. А.М. Бутлерова). На В/предложение от 9/XI– 30 г.

На вакантную должность Научного сотрудника I разряда по специальности Неорганической химии я выдвигаю научного сотрудника этой же специальности II разряда, доцента Михаила Федоровича Михайлова. Мотивы к этому, прежде всего, те же, какие фигурировали при выдвижении его на должность сотрудника II разряда моим представлением от 20/XI –29 г., т. е. большая физико–химическая и математическая эрудиция и крупный экспериментальный талант.

Надо прибавить к этому, что начатое им в 1929 году исследование потенциалов некоторых видов чугуна, германского и союзного производства, в текущем 1930 году выполнено с большим успехом. Опыты были проведены в серной кислоте высоких концентраций при различных температурах. Помимо научного значения работа эта имела и совершенно практическое значение в вопросе борьбы с коррозией техно–химической аппаратуры. Печатанье работы замедлилось вследствие тяжелой болезни М.Ф. Михайлова, только недавно благополучно ликвидированной.

В общем тов. Михайлов уже настолько законченный самостоятельный научный исследователь, химико–экспериментатор, соединяющий это качество с отличными преподавательскими способностями, что является, по моему мнению, безусловно заслуживающим полного внимания кандидатом на должность сотрудника I разряда.

10/XI –30. Проф. А. Богородицкий 

 

 

1931 – 1936 (?) – САМАРА.

Средне–Волжский Химический ин–т.

(Самар. Политехн. Ин–т.)

Дек. 1931– 1934 – М.Ф. Михайлов — зав. кафедрой «Физическая химия»

СПРАВКА:  Химико-технологич. фак-т  СамГТУ.  Ссылка:. –chem.samgtu.ru/node/3/

Химико-технологический факультет является одним из старейших в университете. Своими корнями он уходит в далёкий 1930 год, когда было решено создать в Самаре четыре ВТУЗа, в число которых вошел и химико-технологический институт. В то время институтом руководил первый и единственный директор – Аркадий Ефимович Бобко.

В целях укрупнения высших учебных заведений, улучшения их материально-технической базы и упорядочения номенклатуры специальностей по Приказу Наркомата тяжелой промышленности СССР с 1 мая 1934 года Самарский химико-технологический институт вошел в состав Средне-Волжского индустриального института, понизив при этом статус, но значительно упрочив положение.

Институт был преобразован в химический факультет.  

Первым деканом химфака стал Ф.С. Кравец – доцент кафедры физической химии.

В состав химического факультета вошли кафедры:

… 4). «Физическая химия» (зав. кафедрой – проф. М.Ф.Михайлов). 

 

ЦИТАТЫ (где упомянут проф. М.Ф. Михайлов)

из книги ректора САМ ГУ В.В. Калашникова

«Быть по сему». Ссылка:  – uni.samgtu.ru/node/53/. Портал СамГТУ

… В организации общехимических кафедр и лабораторий активное участие приняли профессора Н.И. Путохин, М.Ф. Михайлов, К.В. Поляков, доценты О.А. Сосновцева, Ф.С. Кравец, старший преподаватель Н.М. Парохонский. Нельзя не вспомнить добрым словом и студентов первого набора.

Отмечалась такая болезнь, как «конспектомания», когда студенты считали, что главным пособием для подготовки к зачетам и экзаменам является конспект лекций. На этом основании полностью игнорировали работу с учебниками и книгами, тем более, что их не хватало. Например, по физической химии, вспоминал выпускник ХТФ старший преподаватель Г. Антропов, на 120 человек было всего два экземпляра учебника Бродского и один экземпляр — Эйкена. Как же использовались эти книги? Читали и разбирали материал группой в 5-6 человек по строго отведенному расписанию. Учебники были на руках круглосуточно, в течение 24 часов.

На всю жизнь запомнился студентам профессор М.Ф. Михайлов, который читал лекции, «не придерживаясь никакого учебника». Мало кто мог удовлетворить его ответами на семинарах, когда он задавал «такие вопросы и так строго требовал точных формулировок».

С 3-го мая 1934г. Самарский химико-технологический институт вошел в состав Средне-Волжского индустриального института: «влит… с контингентом 464 человека». Он был преобразован в Химический институт… В его состав вошли кафедры: «Основной химической промышленности» – зав. кафедрой профессор К.И. Лосев; «Вяжущих веществ»; «Коксования твердого топлива» – зав. кафедрой профессор Я.М. Хисин; «Химических процессов и аппаратов»; Органической химии» – зав. кафедрой доцент Некрасов; «Физической химии» — зав. кафедрой профессор М.Ф. Михайлов.

Первым деканом химического факультета стал Федор Евсеевич Кравец – доцент кафедры «Физической химии». Он же с 1934 года возглавит и кафедру.

Кафедра «Физической химии» начала свою деятельность с 1933 года под руководством профессора М.Ф. Михайлова. Основным научным направлением кафедры был вопрос исследования коррозии металлов, кинетики коррозионных процессов. Исследования в области защиты различных металлов и оборудования от коррозионного воздействия среды дали возможность в условиях военного времени сохранить многие тонны дефицитных материалов, металлов и сплавов, продлить срок службы аппаратов и установок. Совместно с регистром СССР была организована коррозионно-испытательная станция, где проводились исследования коррозионных свойств нефтей и мазутов «второго Баку» (Поволжье). Результаты данных исследований широко применялись в речном флоте и на железнодорожном транспорте в годы войны 1941-1945гг.

В период с 1958 по 1983 годы уже объединенной кафедрой заведовал профессор М.Г. Ярцев.

1 октября 1933 года в приказе по Самарскому химико-технологическому институту впервые появилась фамилия М.Г. Ярцева. Он зачислялся с начала учебного года лаборантом на кафедру «Физической химии». С 1 ноября  того же года его статус повысился до младшего ассистента «по ведению практикума по физической химии и коллоидной химии». Так начинались первые шаги молодого специалиста, закончившего в 1933 году исследовательский факультет Казанского химико-технологического института имени С.М. Кирова и направленного в Самарский химико-технологический институт. Волей судьбы он попал на кафедру «Физической химии», возглавлявшуюся профессором Михайловым…

С этого года велся счет его длинной трудовой биографии. Ученик казанской химической школы, авторитет которой был связан с именами таких ученых, как академик А.Б. Арбузов, профессоров А.М. Васильева, А.Я. Богородского, А.Ф. Герасимова не уронил марки вуза, где он получил диплом.

 

 

ПЕРЕВОД  В  ОДЕССУ — ???  

Обстоятельства перевода не выяснены 

НА ЭТОМ НАШИ РОЗЫСКИ ЗАКОНЧИЛИСЬ. На наши просьбы в Самарский ТГУ

СООБЩИТЬ: 1)  ТОЧНУЮ  ДАТУ перевода проф.  М.Ф. МИХАЙЛОВА  в  Одессу

 и 2)  ИНСТИТУТ, куда он перешел, НАМ  НЕ ОТВЕТИЛИ.

 

В каком из Технологич. институтов Одессы он преподавал, была ли у него семья, жена и дети, — мы так и не узнали. Известно только о его гибели в июле 1941 г. при потоплении парохода,  на котором жителей Одессы вывозили в эвакуацию. Об этой трагедии в Интернете есть много самых различных материалов.  Из них мы выяснили, что пароход назывался «В.И. Ленин» и что он подорвался на мине у берегов Крыма и при этом погибли много людей.  Число погибших точно не известно. Списки погибших до сих пор не составлены.

Идут бесконечные  споры по поводу того, от чего произошел взрыв: от вражеской торпеды или от советской мины. Пароход найден на дне Черного моря к югу от мыса     .

Здесь приведена карта пути парохода до места гибели и подводные фото его  корпуса

Подробнее о гибели парохода см. стр. 6. Приложения

 

 

Пароход до Революции

 

Август 2009 — ОКТОПУС

Дата: 18.05.2010.  – www.octopus.ru/news/2009-08/

Подводные археологи обследовали одесский пароход «Ленин», затонувший в 1941 году

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда» 

Научная экспедиция института археологии Национальной академии наук Украины, которая провела обследование одесского пассажирского парохода «Ленин», затонувшего в 1941 году на траверсе крымского мыса Сарыч. По словам директора департамента подводного наследия этого института Сергея Воронова, пароход официально должен быть признан братской могилой.  

Трагедия произошла в 23.30 27 июля: в районе носовой части головного транспорта «Ленин» раздался взрыв. Пароход затонул так быстро, что шлюпок с него спустить не успели. По разным оценкам, число погибших составило от 650 до 2.500 человек…

Затонувший «Ленин» лежит на глубине 97 метров. Его обследовали с помощью телеуправляемого подводного аппарата. Исследователи обнаружили, что судно разграблено подводными чёрными археологами, в частности, украдены штурвал и навигационное оборудование.  ССЫЛКА на ФОТО:  http://www.wreckdiver.ru/divesites.html?divesiteId=10

Мыс Сарыч. Там на дне лежит пароход «Ленин»

ПОДВОДНАЯ ФОТОСЪЕМКА в 2010

ВНУТРИ

Пароход «В.И. Ленин». Фото 1

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОРМА

 

 

 

 

 

 

 

На этом рассказ о жизни нашего деда закончен.