Род Михайловых — из крестьян. Керженец — Омутнинск — Куртамыш.

 

© Составители: Михайловы Ольга и Наталья (сестры двоюродные)

МИХАЙЛОВЫ — род из крестьян Омутнинского завода (Вятка). 7 поколений. М., Изд.-во «Летучая мышь». 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ПОИСК КОРНЕЙ. XVII-XIX в.в. Балахна — Керженец.  Вятка Омутнинский завод.

2. МИХАЙЛОВ МИХАИЛ Федорович (1885-1941)химик, проф. Каз.ГУ и  Сам.ТИ

3. МИХАЙЛОВ БОРИС Михайлович (1908-1981)химик, чл.-кор. АН СССР.

4. МИХАЙЛОВ МИХАИЛ Михайлович (1913- 1991) — конструктор, засл. изобретатель

5.  РОСПИСЬ пяти поколений (1860-2000) от Михайлова Федора — заводского крестьянина из Омутни, Вятской губ., переселенца в Куртамыш Оренбургской губ. (ныне Курганакой обл.)

6. Гибель М.Ф. Михайлова на пароходе «Ленин»  27.07. 1941 у берегов Крыма (при эвакуация из Одессы).

 

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Архив Иркутской обл. Выписка из метрической книги церкви Богоявления в с. Знаменка Илгинской волости Верхоленской округи Иркутской губ. о рождении в 1908 г. Б.М. Михайлова

 

ГА Республики Татарстан. Архив КазГУ.  Ф. 977. Опись “Личные дела”. Опись «Правление»

Дело студента Имп. Каз. Ун-та М.Ф. Михайлова. Окончил в 1916 г.

Дело преподавателя химии в КГУ М.Ф. Михайлова. 1929-1932

Дело Б.М. Михайлова. Окончил курс КГУ по физ.– мат. отделению в 1929 году..

М.Ф. Михайлов (1885-1941). Автобиография ( 1929 г.)

А.В. Гунбин, В.А. Корепанов. Омутнинский завод в Вятской губ.  

В.В. Калашников.  Средне-Волжский Технол. ин-т в Самаре. (1934-2-35)

Б.М. Михайлов (1908-1984). Биографическая справка (Автор академик Ю. Бубнов)

М.М. Михайлов (1913-1991). Анкета 1970-х

 

1. ОПЫТ  ПОИСКА КОРНЕЙ  

КРЕСТЬЯНСКОГО РОДА  

 

Приступая к поиску сведений о своих предках, мы, составители этой книги — двоюродные сестры,   ничего не знали  не только о далеких предках своих отцов, Бориса и Михаила Михайловых, но даже об их отце, то есть нашем деде. Можно сказать, мы начинали с нуля. Из семейных преданий нам было известно только то, что до своего переезда в Москву в начале 1930-х оба брата жили  в  Казани и что их мать звали Агрипина Ивановна, урожденная Шангина.    А про их отца знали,  что он оставил семью, когда братья были ещё детьми, что он был профессором и жил в Одессе, а летом 1941 г. погиб при взрыве подорвавшегося на мине парохода, на котором вывозили в эвакуацию жителей Одессы.

Знали мы также, что  старший брат, Борис, родился не в Казани, а в Иркутской губ.. в селе Знаменка Киренского уезда и, как он писал в анкетах, происходил из крестьян.   Вот то, что нам было иззвестно к тому времени, когда в 2009 году мы решили выяснить, если не родословную  по линии своих отцов, то хотя бы место и дату рождения своего деда, Михаила Федоровичв Михайлова

Спросить было не у кого, и мы могли только строить догадки. Исходя из  того, что Борис родился в Сибири, в  местах ссылки и каторги, мы сначала предполагали даже, что М.Ф. Михайлов мог там находиться на поселении и женился там на местной уроженке из села Знаменка, а потом уж они всей семьей переехали в Казань. Итак,  нам оставалось одно — послать запросы в государственные архивы.

НАЧАЛО  ПОИСКА.  В 2009 г. О.Б. Михайлова  послала два запроса:  1) в архив Иркутской области  с  просьбой найти какие-либо упоминания о Михайловых и Шангиных и 2) в Казанский университет, где в 20-е годы на химическом факультете  учился её отец, Б.М. Михайлов.

Из  Иркутска нам прислали выписку из метрической книги церкви села Знаменка Илгинской волости о рождении в 1908 г. Бориса, сына  у  крестьянина Оренбургской губернии Куртамышской волости Михаила Федоровича Михайлова и жены его Агрипины Ивановны.

Таким образом, подтвердилось крестьянское происхождение  деда, М.Ф. Михайлова, а значит, и его сына Бориса, о чем он всегда писал в своих анкетах. Странным показалось то, что, по семейным преданиям он служил там «землемером», а тут оказался крестьянином, при этои не местным, а выходцем из далекой Оренбургской губернии.  Архивисты из Иркутска так же, как и мы, предположили, что, он был приезжий, и его корни надо искать в неведомом нам Куртамыше. Мы нашли этот городок  на карте, но уже не в Оренбургской области, а в Курганской, в архивах которой не могло быть сведений о жителях Куртамыша в XIX в.

Мы уже собирались писать запрос в Оренбург, но в это время пришел ответ из Казани, и мы получили ответы на многие свои вопрося. Из Казани архивисты прислали не справку, а копии документов из «Дела М.Ф. Михайлова за 1926-1934 г.г.» о его рабете в Казанском университете и к его переводе в Самарский Технологический институт.

И тут нам очень повезло: среди прочих документов мы обрели бесценный для нас источник: Краткие автобиографические сведения  доцента химии М.Ф. Михайлова, написанные им в 1929 г. по случаю очередной переаттестации.  Из первых строк его автобиографии мы впервые узнали его отчество и, значит, имя нашего прадеда, Федор.  Узнали о том, что его родители не были уроженцами Оренбургской губернии, а происходили из заводских крестьян Вятской губернии. Вот эти строки в подлиннике

 

.Начало автобиографии М.Ф. Михайлова. Док. 1929 г.

 

Написано: «Родился 21 сентября 1885 года близ города Екатеринбурга, во время переселения родителей из Вятской губернии в Оренбургскую. Родители мои из заводских крестьян–рабочих (Омутнинского завода)».

Как мы обрадовались этим строчкам, поймет всякий, кто занимается розыском. Казалось, что всё разъяснилось. Род наших Михайловых происходил не из Иркутской губернии, и не из Оренбургской, а из Вятской губернии, и там, в Омутнинском заводе нам следует искать свои корни. Однако, заводские крестьяне — эта особая категория крестьянства. Она сложилась в 18 в. тоже из переселенцев, а потому наши предки, жившие  при Омутнинском заводе, тоже переселились сюда из какого-то другого места.  Но откуда?

ПОИСКИ В ОМУТНОЙ. На этом этапе наши поиски разделились на два направления. Главным стал сбор справочных материалов по всем местам, где проходил жизненный путь нашего деда М.Ф. Михайлова. Начинался он в Куртамыше, где жил до 16 лет. Затем шел на Восток до Иркутска, а с 1911 г. был связан с Казанским университетом и Самарским Технологическим институтом. Всё, что на уцдалось найти изложено на следующей странице.

Поиски в другом направлении велись ради того, чтобы найти следы пребывания Михайловых в Омутнинске.  Но они были затруднены тем, что Михаил Федорович в своей автобиографии не счел нужным сообщить сведения о своих родителях (их имена, даты рожднения и венчания). О  матери  он и вовсе не упомянул, не указал не только, из какого она была рода, но даже имени её не назвал. Посылать запрос в архив Кировской (Вятской) области о лицах с такой распространенной фамилией без указания имен, отчеств и дат рождения, мы посчитали делом безнадежным.  Возможно, на нас повлиял опыт с запросом в Иркутск, откуда мы, после 8-ми месяцев ожидания, получили, по сути, формальный ответ, из которого следовало, что архивисты и не пробовали искать М.Ф. Михайлова в документах тех губернских учреждений, где он служил лесничим, землемером и чертежником.

Решили обратиться за помощь в сам Омутнинск, тем более, что по этому заводу нашли много материалов в Интернете.  Омутнинский завод — ныне город Омутнинск и районный центр Кировской области, находится в самом дальнем и глухом углу на востоке. Из истории завода  мы узнали, что в этих краях первые железоделательные заводы стали строить уральские промышленники с начала 18 в. При этом рабочую силу они набирали из переселенцев с Устюга, Нижнего Новгорода, Перми и Урала. Переселенцы были как вольные (из государственных крестьян), так и невольные (из крепостных). В конце концов, те и другие, были к прикреплены к заводам. Их и стали называть  заводскими крестьянами. Узнали мы и о том, что большая часть из них были староверами  разных толков, преимущественно из беспоповцев, а в XIX в. и из поповцев «австрийской лжеиерархии».

Омутнинский завод был основан в 1773  г.  П.П. Осокиным, бывшим крепостным из Нижегородского уезда. К тому времени у него уже было несколько заводов, в том числе, Иргенский (к югу от Кунгура).  Со своих заводов он переселил на новое место 100 семей, всего с женами и детьми 546 человек.

Если наш прадед Федор Михайлов происходил из таких старожилов, то мы могли бы протянуть свой род на 100 лет в прошлое и, главное, выяснить, откуда они вышли,  то есть найти свои дальние корни.  Местные краеведы порекомендовали нам прочитать книгу А.В. Гунбина и В.А. Корепанова «Омутнинский завод», написанную по архивным документам.   В конце книги авторы   привели список почти 100  фамилий под названием «Отцы-основатели Омутнинского завода и их семьи».  Список этот составлен по данным  переписей:  1756, 1816,1834,1850, 1897, 1917 гг.  

Тут  нам опять повезло. Среди 100 отцов-основателей завода под № 53  нашлись МИХАЙЛОВЫ. В справке сообщалось, откуда они переселились на Омутнинский завод. Вот выписка из этой книги

 

53. МИХАЙЛОВЫ (Спиридоновы)

Родоначальником является Михайло Спиридонов (1752-1819), приехавший с Иргинского завода. Предположительно: его отец – дворцовый крестьянин Спиридон Федоров пришел в Иргинский завод в 1733 г. из Керженской волости (д. Савинская близ с. Успенского), мать – также из Нижегородских мест (с Заузолинской волости). В  Омутной у Михайлы Спиридонова сына родился  сын Антон, у которого было 7 сыновейИван, Степан, Василий, Антипа, Петр, Леонтий и Терентий. В 1841 г. Иван Михайлов, уже имевший семью, в возрасте 29 лет был отдан в рекруты, а через два года был сослан  на каторжные работы его 17-летний брат Василий.

 

МЫ  ПРЕДПОЛОЖИЛИ (!!!), ЧТО ЭТО И ЕСТЬ НАШИ МИХАЙЛОВЫ, ИЗ РОДА КОТОРЫХ ПРОИСХОДИЛ  НАШ ПРАДЕД Федор Михайлов.  В таком случае, корни своего РОДА  нам надо искать не в Омутне, а в Керженской волости  Балахнинского уезда, где течет река Керженец. Мы  понимаем, что наше предположение требует документального подтверждения, то есть установления дат рождения и имен родителей и дедов Федора Михайлова, и допускаем, что эта  версия не верна. Но в настоящее время, не имея возможности самим вести розыск в  архивах, мы всё же решили изложить эту версию, которая кажется нам вполне правдоподобной. Итак, ищем на карте Балахну и Керженец.

 

Н.-Новгород. Балахнинский уезд. Реки Узола и Керженец

 

СПРАВКА. Из статьи:  М. Тарасов. Старообрядчество в Нижегородской области

В Нижегородском крае раскольники устремились в места, где можно было укрыться, пропитаться и молиться по старым книгам. Такими местами были верховья речки Узолы, Линды, Керженца, Усты и лесные дебри, окружавшие Балахну и Арзамас. Первыми старообрядцами-поселенцами на пустынных болотах вдоль Керженца оказались монахи смоленского Бизюкова монастыря Ефрем Потёмкин и Сергей Салтыков.  В 1657 году ими были основаны две раскольничьи обители близ деревни Ларионовой (совр.урочища Смольяны и Шарпан Семёновского района).
Монах Дионисий из Шуи привёл с собою в нижегородские приделы группу набранных по дороге крестьян. Они застроили малыми починками и заимками берега речек Кезы и Козленца.
Усиленный приток раскольников в прикерженские места начался после усмирения восстания в Соловецком монастыре(1674). Беглецы из Соловков построили первые дома существующих до сих пор селений Деяново, Пафнутово, Хвостиково (окрестности города Семёнова).

В Нижегородском крае, старообрядцев обычно называют «кержаками», т.к. наибольшее количество их селилось на берегах реки Керженец, а слово «кержачить» означает -придерживаться старой веры.

Страна кержаков. Фото Н. Чуксин

 

РЕКОНСТРУКЦИЯ. Расставим этих людей по поколениям. Пр. и даты в квадр. скобках — означают «предположительно». Даты в круглых скобках взяты из Списка.

Балахнинский уезд, Керженская волость, дер. Савинская 

NN — отец Федора [пр. р. 1660] — мог прийти на Керженец (откуда, неизв.) в [ок. 1680]

1. ФЕДОР  NN [пр. р. в 1685] — дворцовый крестьянин (из какой волости, неизв.)

2. СПИРИДОН Федоров сын [пр. р. в 1710 — ум. неизв. ]-  в 1733 пришел в Иргинский завод (в 23 года)

3. МИХАИЛ Спиридонов сын (1752 — 1819 = 67 л.) — пришёл с Иргинского завода в 1773 г.21 год) 

4. АНТОН Михайлов сын [пр. 1782 ? — неизв.] — родился в Омутной

Его сыновья: Иван (р. 1812), Степан, Василий (р. 1824), Антипа, Петр, Леонтий и Терентий.

 5. ИВАН Антонович МИХАЙЛОВ.  Род. в 1812 (т.к. в 1841 ему  29 лет)   и его братья

6. Михайловы — дети ИВАНА и его братьев [пр. род. в 1835 -60-е]

7. ФЕДОР МИХАЙЛОВ [пр. р. 1855 г.] — был внуком одного из  детей этих братьев. Женившись  лет в 2о-25 в Омутнмнском заводе, он уже мог иметь двух детей. В  1885 году решил переселиться за Урал, в Куртамышскую волость (Но в какую деревню, пока неизвестно). 

8. МИХАИЛ  Федорович МИХАЙЛОВ (1885 — 1941) — был зачат в Омутной, родился на пути в Куртамыш, в 16 лет ушел из дома и двинулся на Восток — через Курган и Томск в Иркутск, а оттуда  в Верхоленское лесничество. В 1916 г. (в 30 лет) окончил Казанский Университет. С 1918 по 1931 г. вел научную и преподавательскую работу на кафедре химии.

Иргинский завод осн. 1733. Нижн. Ирга. Свердл. обл..

Пока  нам не удалось найти  точные сведения о родителях и деде Федора Михайлова, составленную родословную нельзя считать вполне достоверной. Но считать её вполне правдоподобной версией основания есть.  Дело в том, что  Михайловы (под № 53) в этом списке не одиноки. Они относятся к тем 30 семьям, которые вышли из пяти Балахнинских волостей, где текут реки Узола и Керженец. Сначала их переселили на Иргенский завод  в 1733 г. , а уж оттуда в 1773 г. (где у них оставались родственники)  их хозяин П.П. Осокин  перевел их на новый, Омутнинский завод.  Остальные отцы-основатели приходили на завод из самых разных мест и такой сплоченной группы не составляли.
Авторы книги уделяют особое внимание тому, что на Омутнинском заводе (как и на всех других), заводские крестьяне были староверами разных толков (см. Приложение). Самой сплоченной была именно эта группа беспоповцев-кержаковИ если наш прадед Федор действительно был потомком Спиридона (р. пр. в 1710), то в таком случае, начало нашего рода надо вести от его отца, Федора, когда фамилии еще не сложились. Предположительно он родился в 1685 г., то есть за 200 лет до нашего деда, профессора химии М.Ф. Михайлова. 
 ТИПЫ КРЕСТЬЯН-КЕРЖАКОВ (найдены в Интернете).

Семья староверов. Н. Новг. нач. 20 в.

Дед и внук. Фрагмент. нач. 20 в.

 
 

Омутнинск. Старовер. М.М. Саватеев. 1923

 Примечание Н.М. Эти портреты приведены для иллюстрации гипотезы Н.М. Михайловой о сходстве лиц этих людей с  лицами наших  Михайловых.   Те и другие — имеют длинные узкие лица, светлые глаза и волосы, высокие узкие фигуры. Гены доминантные, от поколения к поколению сохраняются как почти точные копии. Гипотеза  предполагает, что передается не только внешнее сходство, но и характер, и психотип («упертые кержаки»). Ср. ниже портреты наших Михайловых.