1976-1978. ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ. Фотографии.

 

 

ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ. Спектакли. Фотографии.

 

См. в PDF на разных стр. книги  «История театра «Летучая мышь»

 

БРОДЯЧИЙ ЦИРК из Италии. Волшебные фотографии! Подарки Феи Морганы

 

ПИР ПРИ ДВОРЕ  ХАЛИФА в Багдаде. Сказка Гауфа «Аист и халиф».

 

ПИР  ПРИ ДВОРЕ КОРОЛЯ в Версале. Сказка Андерсена «Снежная королева» (по Е. Шварцу)

 

ПИР ПРИ ДВОРЕ ФАРАОНА . Трагедия «Аргонавты». и Сказка Р.Киплинга «Мотылек и бабочка»

 

ДВОРЕЦ  ГЕРЦОГА в Парме.  Пьеса «M-lle де Скюдери» (по А. Гофману)

 

ПРАЗДНИК В ВЕРСАЛЕ

Н. Михайлова. Глава из романа «Усадьба». 1994-2006

 

Милую сказку далёких времён
Помнишь ли ты? − Помнишь ли ты?..
Старинная детская песенка

 Пир в Версале был назначен на 3 января. Кто же не знает этот пригород Парижа? Там готовились к торжественному приему послов по случаю наступившего тысяча семьсот какого-то Нового года. Слуги во дворце вытряхивали ковры, вставляли свечи в медные канделябры, протирали зеркала и выбивали пыль из обитого бархатом трона. Всем гостям заранее были разосланы по почте приглашения с личной печатью короля и его подписью. Во всех уголках заснеженной столицы прекрасные дамы, маркизы и лорды, волшебницы и мушкетеры, принцы и принцессы с раннего утра гладили помятые в сундуках шелковые платья и кружева из Брабанта, чистили шляпы и прикрепляли к ним страусовые перья, извлекали из шкатулок ожерелья и драгоценные перстни.

Ровно к двум часам к парадному входу дворца стали подкатывать запряженные цугом кареты и украшенные золотой резьбой коляски. Беспечные кавалеры легко соскакивали со своих лошадей, нетерпеливо перебирающих тонкими ногами. С помощью грумов и пажей сходили на землю закованные в доспехи рыцари…

В зале трепетали огоньки свечей. Стража, вооруженная алебардами и пиками, замерла у подножия трона, когда в переполненный придворными зал вошел Король со свитой и величественно прошествовал к своему трону. Тотчас к расписным плафонам потолка взвились тонкие струи звуков из гобоев, флейт и кларнетов; вздрогнули смычки в руках скрипачей; тяжело вздохнул контрабас; в редкие паузы нахлынувших звуков можно было услышать дребезжание клавесина.

Сколько прекрасных дам и благородных кавалеров! Блеск глаз и драгоценных камней, шелест парчовых тканей и восторженный шепот, редкое звяканье шпор и тяжелого оружия! Да здравствует король Франции! Виват! Это он, с доброй улыбкой, в золотой короне и бархатной мантии, встречает «несусветные посольства».

Они прибыли в Версаль из Багдада, Египта и Китая, из высокомерной Англии и сказочной Индии, из полунощной Дании и даже из замкнутой Японии. Китайцы вежливо прятали улыбочки за бамбуковыми веерами. Французские дамы нервно вздрагивали белоснежными плечами, а совершенно неподвижная стража тайком косила глаза на неведомых иноземцев. Полуголые папуасы с барабанами завершали шествие. Впереди них шёл в розовой юбочке сам король папуасов, Бумба-Бумба, с двумя женами, толстой Тумбой-Тумбою и худющей Зумбой-Зумбой.

Наконец, черно-бархатный паж вышел на середину. Оркестр замолк, и звонкий голос пятилетнего Сережи оповестил всех собравшихся о начале торжества…

Разве все это было? В Версале? Полно. Неправда, не может быть.

Это бред, сон, сказка для детей. Ведь если отодвинуть тяжёлые занавеси, то за окном взгляд упрётся в кирпичную стену узкого проулка двора на Самотеке, а за входной дверью на разбитых ступенях узкой лестницы под светом тусклой лампочки вы увидите переполненное ведро для «пищевых отходов». В кухонное окно хорошо видно, как хозяйский кот Базилио крадётся мимо дворовой помойки. Вот ─ правда жизни. А здесь что же ― подделка? Нет! Мы живём, мы празднуем жизнь вопреки всему. Да здравствует жизнь, король Франции, волшебники и феи, милые дети, добрые бабушки, прелестные мамы и весёлые отцы семейств! Версаль? Ну да, на Самотёке. Почему бы и нет?

Однако что это за непредусмотренные сценарием реплики? К чему сей ропот скучных реалистов и любителей разоблачений? Король ждёт. Одно за другим посольства подносят дары, читают послания на длинных папирусных хартиях; радуют сердце короля танцами, фокусами, песнями и игрой на самых различных инструментах. В детской комнате у Диночки актеры Королевского театра готовятся предстать перед почтенной публикой и исполнить старую сказку о «Снежной королеве».

Ах, боже мой, и зачем только мальчик Кай соглашается поцеловать Снежную Королеву? Его сердце превратилось в ледышку, и теперь он думает только о богатстве. Как трудно маленькой Герде! Хорошо, что у неё так много помощников: Ворон Карл (Серёжа Ниц) и его невеста Ворона Клара (трехлетняя Анечка), юный Принц (Егор) и красавица-принцесса (Дина), и маленькая разбойница, и мудрый олень… Это он доставил в Ледяной дворец Королевы бесстрашную Герду…

Но чем можно растопить хладное сердце Кая? — Только любовью, только любовью…

Апофеоз! Король рукоплещет! Дамы восторженно машут веерами, а заботливые бабушки спешат на кухню — сейчас начнётся Пир.

Пока они накрывают длинный стол, Король и остальные отцы семейств удаляются в кабинет хозяина квартиры, знатного архитектора Сан Саныча. Там они распивают по рюмочке, и по второй, и по третьей… И курят, и спорят. А с ними и несколько прекрасных дам. И что же скрывать? Дамы тоже не отказываются от рюмки коньяка и сигарет. Мало того, они флиртуют. Это факт. Они флиртуют, смеются… Однако, пора идти в зал.

Стол ломится от роскошных яств. Груды ярко-оранжевых апельсинов из Египта, бледно-зелёные прозрачные гроздья чуть подвяленного винограда с Центрального рынка, бело-розовый зефир в фарфоровой вазе, пастила и орешки из Багдада, вафли и безе из лучших кондитерских Парижа и Сивцева-Вражка ─ чего тут только нет! Горы конфет, печений, пирогов, яблок ─ всё, чему невольно радуется душа ребенка.

Но вот несут чудо! ─ вазочки с мороженым, а сверху оно облито вареньем и посыпано орехами! Дети вкушают молча и сосредоточенно, а взрослые делают вид, что так… между прочим, а на самом деле тоже наслаждаются. Где ещё можно отведать такое угощение? Нигде. Только здесь, у Короля Франции, в роскошном Версале.

Всё съедено. Чай выпит и убран стол. Людовик привычно уселся на троне с детьми на коленях. Король Бумба-Бумба по-дикарски простодушно сел на крышку пианино. У ног Короля на персидском ковре разместилась разноплеменная толпа ребятишек, а на диванах более почтенная публика. Но все с одинаковым нетерпением ждут, когда же придёт Дед Мороз.

Чу! Звонок!  Дети бегут в переднюю и видят, как входит Дед Мороз. Он в валенках, с огромным мешком и лыжами в руках. Его борода и усы покрылись льдом, и в первую очередь он начинает сдирать с них сосульки. Уж не тот ли это милый старик, который разжигал там, далеко, на Сурминовском холме, костер? Да это он, доктор наук Олег Павлович Чижов, он же первая скрипка в театре-кабаре «Летучая мышь». Впрочем, здесь вся труппа в сборе.

Дед Мороз сначала пьёт чай, чтобы согреться, и, выпив три чашки, начинает раздавать детям подарки.

После этой церемонии гасят верхние огни. В зале таинственный полумрак. Все опять чего-то ждут. Отставив в угол алебарды, стражники по приказу короля удаляются в Его Королевскую Сокровищницу и приносят оттуда огромный двухметровый сундук. Около сундука в кресло усаживается неизвестно откуда взявшаяся Фея Моргана. Она в черном бархатном платье и широкополой шляпе со страусовым пером, сияющая от блеска алмазов, топазов, бриллиантов и прочих драгоценностей, купленных в магазинах «Уцененных товаров». Она сияет, но строга и недоступна, как и подобает моменту.

Со скрипом крышка сундука поднимается ─ и, о, чудо! ─ он доверху наполнен ларцами и вазами, из горлышек коих изливаются тонкие нити жемчуга. А между сокровищами лежат бархатные мешочки с неведомыми предметами. Глаза детей заволакиваются некой мечтательностью и в следующий миг загораются еле сдерживаемым нетерпением. Волшебные подарки! ─ Они получают их каждый год и твёрдо знают, что они не понарошку, а по-настоящему волшебные. Песок с Луны, перо Курочки-Рябы, огромные махаоны из Индокитая, бусины из египетских пирамид, обломки корабля Лаперуза, раковины каори, белоснежные кораллы ─ подлинные экспонаты из музея Феи Морганы.

«Экспонат №12 547! ─ провозглашает Фея Моргана и зачитывает инвентарное описание, скрепленное сургучной печатью Акцизного Управления Бессарабии (где когда-то служил её прадедушка). ─ Бисер с плаща Монтезумы, царя ацтеков. Плащ хранится далеко в горах Мексики в пещере Слепых Владык. Бисер выточен из горного хрусталя. Найден в желудке орла, подстреленного в Андах в 1857 году. Экспонат доставлен в музей в 1870 году капитаном Челкаром, по прибытии из кругосветного плавания на шхуне «Черибон«».

Все дети замерли. Кому же достанется бисер с плаща Монтезумы? Кому? Кто сей счастливец?

─ Этот подарок передается на вечное хранение Илюше Рождественскому, ─ торжественно произносит Фея Моргана.

Бравый разбойник из «Снежной королевы» с заткнутым за пояс громадным пистолетом и тесаком, десятилетний Илюша, затаив дыхание, с замиранием сердца принимает из рук Феи описание и плоскую стеклянную коробочку с черным бисером.

Так постепенно Фея раздает все восемнадцать подарков, но сундук по-прежнему полон. Крышка захлопывается до следующего года…

До следующего года? Ну да. Ведь предстоят ещё Пир у Багдадского Калифа и Пир во дворце Фараона.

Праздник почти кончился. Дети оделись и под предводительством приветливой Дины высыпали на двор, а уставшие взрослые расположились за столом, чтобы на воле поговорить, выпить и предаться сладостным воспоминаниям. Было что вспомнить актерам театра-кабаре «Летучая мышь»: маскарады, оперу «Вампуку», древнегреческую трагедию Эсфокла «Колобок» и средневековую трагедию Шексло «Щучьи чары».

Хозяйка дома, грациозная, никогда не унывающая Ирина Афанасьевна, внесла противень с жареным гусем в окружении печеных яблок и картошки, и все с аппетитом принялись за еду. Ледяное шампанское засверкало в отблесках свечей.

За радость бытия! ─ бодро воскликнул король Франции. Он ведь не знал, что его потомку отрубят голову на Гревской площади. Да кто же из сидящих здесь, в уютной квартире на Самотеке, знал, что через пять лет в этой огромной тюрьме начнется театр абсурда? Но нет, нет, об этом говорить рано. Об этом ─ в эпилоге. Ведь сейчас всего лишь 3 января 1982 года. И всё не так уж плохо. Конечно, их изгнали из Муранова, и зарплаты мизерные, и страх, тоска, ежедневные заботы о пропитании, тревога за детей ─ всё это так. Но все же мы пьем «За радость бытия!»

А что ещё нам остаётся делать?

Улучив момент, когда Сан Саныч выпил очередную рюмку водки и потянулся за сигаретой, кто–то попросила его спеть что-нибудь романтическое. Предложение нашло всеобщую поддержку, и Сан Саныч начал меланхолически перебирать струны гитары. В наступившей тишине он исполнил никому не известный душещипательный романс, где кто–то кого–то приглашал поехать в Венецию  

И в тусклой воде веницейской  Увидим лазурь и кармин.
На столике в вазочке севрской  Поправь бледно-желтый жасмин.
Поверь мне, настанет мгновение, Когда среди зимнего дня
Под звуки метельного пения Ты вспомнишь жасмин и меня.

Зимний день стоял за окном, и хотя метели не было, но её можно было вообразить и тогда вспомнить жасмин и кого-то под звуки метельного пения. Ирина Афанасьевна тем временем убрала со стола грязные тарелки и остатки закусок, принесла чашки и предложила приступить к чаепитию. Но и кофе подала.

Ох! Ох! Время шло неумолимо. Кое-кто уже начинал вспоминать, что «пора в обратный путь», потому что завтра рабочий день и рано вставать. Тогда Король Франции, бывший когда царем Страфокомилом, грозно приказал бывшим эфиопам разлить остатки вина и выпить «на посошок». По этому случаю все встали и, как всегда, на прощанье спели апофеоз из своей любимой «Вампуки», заимствованный у Николая Гумилёва:

Через победы и падения
Ведёт нас благое Провидение,
Чтобы спасала вновь и вновь
Сердца любовь, любовь!

Позвали детей с улицы. Свежие от мороза и снега, они ввалились в переднюю весёлой гурьбой, а кот Базилио, испугавшись шума, резко спрыгнул с дивана на пол. При этом он уронил «говорящего попугая», забытого бродячим итальянским актером из Неаполя. Попугай, с встроенным в его живот магнитофоном, утробно захохотал, и Базилио возмущенно зашипел на него, изогнув спину дугой.

Дина, Диночка — ты помнишь? Это было так давно. В другом мире.

Праздник кончился. То чудный вечер был, волшебный, незабвенный, о нём не вспомнить нам без грусти сокровенной. …Но вы не слушайте Ростана, и в разлуке вспоминайте с улыбкой, как когда-то на Самотёке выступал Бродячий цирк из Италии, а в Сивцевом-Вражке в окружении статуй Озириса и Изиды нас принимал сам Фараон. А потом по приглашению герцога Фарнезе труппа театра в полном составе гастролировала в Парме.

Прощайте, прекрасные дамы, маркизы и лорды, волшебницы и мушкетёры, принцы и принцессы! Прощайте навсегда.