1975. ЦИННОБЕР (1975, СССР). Немое кино по сказке А. Гофмана «Крошка Цахес»

 

См. также в формате PDF на стр. 113 в книге История театра «Летучая мышь»

 Внизу стоит ссылка на фильм в Y-Tube

 

СТУДИЯ ТЕАТРА «ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ»

П  Р  Е  Д  С  Т  А  В  Л  Я  Е  Т

 ЧЕРНО-БЕЛЫЙ НЕМОЙ ФИЛЬМ

ЦИННОБЕР

По мотивам сказки А.Гофмана «Крошка Цахес»

 Сценарий Натальи Михайловой
Снят на пленку 8 мм в мае-июне 1975 года

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

ПРОЛОГ. Как актеры узнали о начале съемок
ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  Валерий ФРЕЙДЛИН
РАССЕЯННЫЙ УЧЕНЫЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Евгений ЧЕРНЯВСКИЙ
ВЕСЁЛАЯ ЛАБОРАНТКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Елена ГОЛОВЛЁВА
ВЕЛИКИЙ ПРОГРАММИСТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Борис ЛЕВИН
МНОГОДЕТНАЯ МАТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Наталья ЕРМАКОВА
ИЗЫСКАННАЯ ДАМА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мария НИЦ
АСПИРАНТКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Евгения МОУРАВОВА 

Серия I
МАМАША Циннобера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Наталья ЕРМАКОВА
КРОШКА ЦАХЕС в детстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Алеша ШУБИК
ФЕЯ, канонисса фон РОЗЕНШЁН. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Мария НИЦ 

Серия II
ЦАХЕС – ЦИННОБЕР (взрослый) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ИринаЛЮДОГОВСКАЯ
Ученый ТЕРПЕНТИН. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Леонид ЕЩЕНКО
Его дочь КАНДИДА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Елена ГОЛОВЛЁВА
Студент БАЛТАЗАР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Владимир ЧИЖОВ
Студент ФАБИАН. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Борис ЛЕВИН
Референдарий ПУЛЬХЕР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Борис ЛЕВИН
Скрипач СБЬОККО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Наталья МИХАЙЛОВА
Волшебник АЛЬПАНУС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Евгений ЧЕРНЯВСКИЙ
Волшебный АИСТ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Алёша ШУБИК
Служанки в кабачке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Вера БЕДРИЦКАЯ и Идея ЛЕВИНА
СВЕТСКИЕ ЛЮДИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .артисты театра 

РЕЖИССЕР, ОПЕРАТОР и МОНТАЖЁР, ПРОДЮСЕР и КАСТИНГ

Наталья Михайлова

 

Э.Т.А. Гофман. Крошка Цахес по прозванию Циннобер

Краткое содержание

В маленьком государстве, где правил князь Деметрий, каждому жителю предоставлялась полная свобода в его начинании. А феи и маги выше всего ставят тепло и свободу, так что при Деметрий множество фей из волшебной страны Джиннистан переселилось в благословенное маленькое княжество. Однако после смерти Деметрия его наследник Пафнутий задумал ввести в своем отечестве просвещение. Представления о просвещении были у него самые радикальные: любую магию следует упразднить, феи заняты опасным колдовством, а первейшая забота правителя — разводить картофель, сажать акации, вырубать леса и прививать оспу. Такое просвещение в считанные дни засушило цветущий край, фей выслали в Джиннистан (они не слишком сопротивлялись), и остаться в княжестве удалось только фее Розабельверде, которая уговорила-таки Пафнутия дать ей место канониссы в приюте для благородных девиц.

Эта-то добрая фея, повелительница цветов, увидела однажды на пыльной дороге уснувшую на обочине крестьянку Лизу. Лиза возвращалась из лесу с корзиной хвороста, неся в той же корзине своего уродца сына по прозвищу крошка Цахес. У карлика отвратительная старческая мордочка, ножки-прутики и паучьи ручки. Пожалев злобного уродца, фея долго расчесывала его спутанные волосы… и, загадочно улыбаясь, исчезла. Стоило Лизе проснуться и снова тронуться в путь, ей встретился местный пастор. Он отчего-то пленился уродливым малюткой и, повторяя, что мальчик чудо как хорош собою, решил взять его на воспитание. Лиза и рада была избавиться от обузы, не понимая толком, чем её уродец стал нравиться людям.

Тем временем в Керепесском университете учится молодой поэт Бальтазар, меланхоличный студент, влюбленный в дочь своего профессора Моше Терпентина — веселую и прелестную Кандиду. Терпентин одержим древнегерманским духом, как он его понимает: тяжеловесность в сочетании с пошлостью, еще более невыносимой, чем мистический романтизм Бальтазара. Бальтазар ударяется во все романтические чудачества, столь свойственные поэтам: вздыхает, бродит в одиночестве, избегает студенческих пирушек; Кандида же — воплощенная жизнь и веселость, и ей, с её юным кокетством и здоровым аппетитом, весьма приятен и забавен студент-воздыхатель.

Между тем в трогательный университетский заповедник, где типичные бурши, типичные просветители, типичные романтики и типичные патриоты олицетворяют болезни германского духа, вторгается новое лицо – крошка Цахес, наделенный волшебным даром привлекать к себе людей. Затесавшись в дом Терпентина, он совершенно очаровывает и его, и Кандиду. Теперь его зовут Циннобер. Стоит кому-то в его присутствии прочесть стихи или остроумно выразиться — все присутствующие убеждены, что это заслуга Циннобера. Все восхищаются изяществом и ловкостью Циннобера, и лишь два студента — Бальтазар и его друг Фабиан — видят все уродство и злобу карлика.

Меж тем ему удается занять место экспедитора в министерстве иностранных дел, а там и тайного советника по особым делам — и всё это обманом, ибо Циннобер умудрялся присваивать себе заслуги достойнейших.

Случилось так, что в своей хрустальной карете с фазаном на козлах и золотым жуком на запятках Керпес посетил доктор Проспер Альпанус — маг, странствующий инкогнито. Бальтазар сразу признал в нем мага, Фабиан же, испорченный просвещением, поначалу сомневался; однако Альпанус доказал свое могущество, показав друзьям Циннобера в магическом зеркале. Выяснилось, что карлик — не волшебник и не гном, а обычный уродец, которому помогает некая тайная сила. Эту тайную силу Альпанус обнаружил без труда, и фея Розабельверде поспешила нанести ему визит. Маг сообщил фее, что составил гороскоп на карлика и что Цахес-Циннобер может в ближайшее время погубить не только Бальтазара и Кандиду, но и все княжество, где он сделался своим человеком при дворе. Фея принуждена согласиться и отказать Цахесу в своем покровительстве — тем более, что волшебный гребень, которым она расчесывала его кудри, Альпанус хитро разбил.

В том-то и дело, что после этих расчесываний в голове у карлика появлялись три огнистых волоска. Они наделяли его колдовской силой: все чужие заслуги приписывались ему, все его пороки — другим, и лишь немногие видели правду. Волоски надлежало вырвать и немедленно сжечь — и Бальтазар с друзьями успел сделать это, когда профессор Терпентин уже устраивал помолвку Циннобера с Кандидой. Гром грянул; все увидели карлика таким, каков он был, и он бежал.

А Бальтазар с Кандидой зажили счастливо, как и надлежит жить поэту с красавицей, которых при самом начале жизни благословил маг Проспер Альпанус.