Глава 17 БЕСПОПОВЩИНА

 

Отказ от священства, таинств и брака. Блуд и детоубийство. Самоубийства. — разделение на секты. а). Разделение нетовщины, или спасова согласия: спасовцы, или «глухая нетовщина». Самокрещенцы. Новоспасовцы. Некрещенцы. — б). Разделение согласия поморцев, или даниловцев: бегунство. Самочинные иерархии. Перекрещенцы и перемазанцы. — особенности «старой веры» беспоповцев. Основные «догматы» раскольников: анафемы на апостольскую церковь христову. — вера в победу сатаны над церковью христовой. — многократное крещение. — иконоборчество. — отказ от брака и чадородия. — обрядоверие. — Различия в совершении таинств. Трехчинную иерархию невозможно создать заново — любая будет сборищем самозванцев. — как раскольники совершают крещение: — откуда у раскольников мvро? — чем и как раскольники причащаются? — перед кем раскольники каются и кто отпускает им грехи? —. Как брачуются раскольники, «приемлющие брак». Новые чины и обряды у «старообрядцев». «четырех-буквенный догмат».  Немоление за царя.

17-1.      Несмотря на то, что это противоречит реальным фактам, в литературе о расколе с середины XIX в. утвердилось мнение, что изначально раскольники имели какую-то единую «старую веру» и лишь со временем разделились на две основные разновидности: одни, мол, вынужденно стали беспоповцами, а другие постарались сохранить священство, почему и получили название поповцев. Так, например, протоиерей П.С. Смирнов, говоря об условиях образования беспоповщины, видит причину ее возникновения не в богомильском учении капитонов, а в «беспоповщинской практике», существовавшей веками в малолюдных областях на Севере. Ссылаясь на раскольнические сочинения, он утверждает, что «в принципе они не умаляли значение церковной иерархии», а теоретические основания для отрицания иерархии и священства придумали только после «новин Никона». При этом П.С. Смирнов признает, что основанием беспоповства служит их учение об антихристе. Но учение это, напомним, распространялось капитонами за 20 лет до мнимых «новин», точно так же, как и связанные с этим учением призывы не посещать «рукотворенных церквей», не брачеваться, не рожать детей и поститься до самоуморения.

 

17-2.      Сами раскольники о периоде своего мнимого единства ничего не знают, а потому смело пишут в своем словаре, что «старообрядчество», включает «истинную древлеправославную церковь» и «тьму заблуждений». Из документов первых лет раскола известно, что ученики Аввакума враждовали с учениками Капитона. Так, например, ученик Аввакума, игумен Лысковского монастыря Авраамий, в своем «Послании», написанном ранее 1671 года, поучал своих учеников, что капитоны «в различныя ереси внидоша» и «капитоновы ученики прельстились», говоря, что «с нами де Христос, с небеси сходя, беседует» (Я.Л. Барсков, с. 160). Позднее, в 1690-е годы, поповец Евфросин обличал беспоповцев за самоубийственные самосожжения и самоуморения. Поповцы и беспоповцы друг друга взаимно объявляли еретиками, принимали приходящих из других согласий через «перекрещивание», но, несмотря на это, вот уже 350 лет продолжают ощущать некую общность.

 

17-3.      В главе 11 о капитонах, морельщиках, сожигателях и хлыстах приведены достаточно убедительные факты, как об отпадении от Церкви капитонов до «новин Никона», так и об образовании из них той части раскольнических толков-сект, которую в народе стали называть беспоповщиной по наиболее заметному внешнему признаку. Об изначальном разделении беспоповщины и поповщины свидетельствует и разница в дальнейшем развитии этих двух разнородных по происхождению антицерковных течениях. Хотя, нужно отметить, что отчасти под давлением жизненных обстоятельств, отчасти в результате взаимного влияния этих разнородных сект с течением времени неизбежно возникли смешанные формы. Так, в беспоповских толках наставники и старики усвоили себе функции священнослужителей, принципиальные безбрачники постепенно становились брачными, полубрачными и новоженами. Поповцы после смерти попов, ушедших в раскол, оказались перед выбором: или стать беспоповцами, или принимать беглых попов. Те толки, которые сочли возможным принимать к себе беглых попов из Православной Церкви, получили название беглопоповцы. Другие поповцы беглых попов от проклинаемой всеми раскольниками Церкви принимать отказались, за неимением попов фактически перешли в состояние беспоповства: отказались от совершения Таинств, исповедовались «старикам», служили в часовнях, отчего одно из таких согласий получило название часовенные.

 

17-4.      Беспоповцы, поповцы и все промежуточные формы непрерывно дробились, а потому уже к концу XVIII века к тем отклонениям от Православия, с которыми они покинули Церковь, добавились множество других. Перечислить их нет никакой возможности, потому хотя бы, что далеко не все разновидности известны. Однако, чтобы дать представление об основных путях, по которым развивался раскол в течение 250 лет (до революции), мы рассмотрим в этой части книги по отдельности историю дробления беспоповщины и поповщины, затем историю возникновения единоверия и в последних двух главах дадим в самых общих чертах очерки о взаимоотношении деятелей культуры с миром сектантства и об участии выходцев из старообрядчества в экономике и в подготовке к революции.

 

17-5.      Общим и главным для всех беспоповцев (а позднее и для большинства беглопоповцев) «догматом» является учение капитонов об антихристе, будто бы воцарившемся в Церкви, и о царе, «рожке антихристове», захватившем Царство. Мнения расходятся по вопросу о моменте его воцарения (до или после патриарха Никона), о его природе (чувственный он или духовный) и о точной дате конца света. О дуалистических, манихейских, корнях этого учения мы уже достаточно много говорили в 1-й и 2-й частях.

 

17-6.      Теперь скажем о том, какие практические выводы из этого учения были сделаны раскольниками беспоповских толков. Сразу надо оговориться, что, хотя «учение об антихристе» было одно, но толкователей нашлось множество, и каждый более или менее энергичный беглый монах, или беглый поп, а то и простой мужик организовывали свои скиты, от которых ведут свое начало те или иные согласия. Однако согласия свое единство поддерживали недолго, и вскоре началось неизбежное для любого раскола дробление на секты (по-русски: толки). Прежде, чем рассказывать об этом дроблении, имеет смысл сказать об общих и характерных чертах всей беспоповщины.

 

 

Быт и нравы в беспоповщине

 

17-7.      Миряне вместо священников. В целом все беспоповцы, ссылаясь на присутствие антихриста в Церкви, учили не принимать священников, поставляемых «слугами сатаны», как они называли православных архиереев. По примеру европейских протестантов, беспоповцы уверяли совращаемых ими людей, что «всякий христианин есть священник». Беспоповцы стали избирать духовных руководителей общины, получивших разные названия: в одних толках — наставники и наставницы, в других — старики и старицы, в третьих — крестили новорожденных повивальные бабки. Таким образом, завелось у беспоповцев «священство» из мирян, и не только мужеского полу, но и женского. Введение практики священнослужения женщинами в «старообрядчестве» на два-три столетия опередило «женское священство», за которое так долго пришлось бороться европейским протестантам.

 

17-8.      Отказ от Таинств. Установленные в Церкви семь Таинств, беспоповцы разделили, по их важности для спасения, на «нужно-потребные» и просто «потребные». К числу первых они отнесли Крещение и Покаяние; остальные, требующие обязательно участия священника, каковы Евхаристия, Таинство брака, Елеосвящение, Миропомазание и Хиротония, по их мнению, по нужде, могут и не быть. Наставники и старики возглавляют богослужение в молельных домах, крестят, исповедуют и исполняют требы. В некоторых беспоповских толках наставники посягали и на большее: «простые мужики», по словам Святителя Димитрия Ростовского, «пустым и ложным причащением людей причащали».

 

Выражение «по нужде» встречается иногда в церковных канонах, но там подразумевается реальная нужда. Например, канонами дозволяется крещение мирянином младенца в том случае, если младенец при смерти, а священника по близости нет. Ссылка беспоповцев на нужду в условиях, когда вся Русская земля была покрыта храмами и монастырями, была связана с исповедуемой ими ересью, что Церкви Христовой уже нет на земле, и под нуждою они понимали и понимают не внезапную смерть, а наступившие антихристовы времена.

 

17-9.      Отказ от брака и детоубийство. В Поволжье распространились умеренные толки (спасовцы), а на Севере, в Поморье, — крайние толки, в которых в связи со скорым концом света было решено отказаться не только от священства и Таинств, но и от брака и чадородия, а рожденных по нужде детей считать «лапшой антихристовой». По месту своего первичного распространения безбрачные беспоповцы назывались поморцами, или по имени одного из основателей скита на реке Выг, бывшего дьячка Данилы Викулина, они еще именовались даниловцами. Одним из ответвлений поморского согласия является толк федосеевщины, в котором проповедь всеобщего безбрачия сохранялась, во всяком случае, до конца XIX в.

 

17-10.    Вот, что писал о жизни федосеевской общины на Преображенском кладбище в Москве, которую основал купец И.А. Ковылин в 1771 году во время чумы (см. выше гл. о бунтах), священник П.С. Смирнов в 1895 году: «Федосеевское учение о всеобщем безбрачии весьма вредно в нравственном отношении. Последствием его является разврат в самых разноообразных видах. При Ковылине гнусные явления разврата были возведены в нравственно извинительный поступок». Далее он приводит теоретическое обоснование разврата из наставлений купца И.А. Ковылина: “Мы в крайней нужде находимся, — говорил Илья Алексеевич, — нужда же всех средств, какие ведут к точному исполнению всего в законе, исполнять не обязана”. Утешая тех, кто умел прятать концы в воду, Ковылин фактические повторял известную хлыстовскую установку, что, мол, «брак — это блуд, а блуд — очищает от греха». Он также учил: “Без греха нет покаяния. Без покаяния нет спасения. В раю много будет грешников, но ни одного еретика. Ныне брака нет, и брачующиеся в никонианских храмах, — прелюбодеи, еретики… Поэтому не возбраняется утолять похоть. Тайно содеянное тайно и судится”.

По поводу этого «учения о блуде» П.С. Смирнов пишет: «Этим “дьявольским” рассуждением нравственная обязательность телесной чистоты была заменена учением о возможности нравственной распущенности. И вот на Преображенском происходили мерзости, о которых срамно и глаголати. В приютах кладбища явилось и выросло целое поколение “воспитанников Ильи Алексеевича”. Ученики Ковылина просто хвастались своим “сквернодеянием”: при целых собраниях, с поразительной беззастенчивостью, они говорили: “лучше ныне сто блудниц иметь, нежели брачитися”».

Он же пишет, что рижские федосеевцы, жаркие проповедники безбрачия без его соблюдения, отличались крайними формами разврата. Они часто меняли своих мнимых жен, брошенные матери «таскались по улицам», дочери их становились проститутками, а мальчики — ворами-карманщиками. Тогда федосеевцы ввели новый обряд — в молельнях наставник общины благословлял брачных и читал поучение из Требника.

«Где блуд, там детоубийство», — продолжает свой рассказ П.С. Смирнов и ссылается на публикации в журналах того времени («Христианское чтение», 1863, Т. II, с. 19-25; «Церковный Вестник», 1886, №6, стр.102). В виду учения о безбрачии оно легко оправдывается рассуждением: «Пусть крестят, да утопят, младенец и будет мученик» (П.С. Смирнов, с. 110, прим. 62: ссылка «Братское Слово», 1885, Т.I, с. 609). Дети не остаются при матерях, они остаются на воспитании нишенствующей братии, заселившей слободки Преображенского и Черкизова.

17-11. Так было в 1895 г. Есть все основания полагать, что через сто лет в общинах современных федосеевцев ничего подобного не бывает. Но есть столь же весомые основания видеть связь между некоторыми современными сектами и крайними толками дореволюционного «старообрядчества». И чтобы различить в новом хорошо забытое старое, полезно знать характерные признаки. Следует добавить, что сказанное о федосеевцах полностью совпадает с практикой всех требующих безбрачия сект гностико-манихейского корня, таких как хлысты или молокане. Они пользуются тем же “дьявольским” рассуждением и «нравственную обязательность телесной чистоты заменяют учением о возможности нравственной распущенности», называя ее «духовным браком» (см. Мельников-Печерский «На горах», где описана история совращения девушки из староверческой семьи в секту хлыстов).

 

17-12.    Самоубийства. Выше, в главе 12, уже было сказано о том, что эпидемией массовых самосожжений были охвачены как раз беспоповцы, порождения капитоновщины. Там же дана подробная история вопроса, так что здесь мы лишь еще раз повторим, что требование самоистребления плоти стоит в прямой связи с отрицанием брака и чадородия, и все вместе составляет непременный набор самых опасных сект дуалистов-манихеев.

Теперь, после рассмотрения наиболее типичных, общебеспоповских, принципов, мы перейдем к истории разделения двух главных направлений в беспоповщине, — нетовщины и безбрачных поморцев, — отмечая одновременно те «догматы» из-за которых среди «староверов» происходили споры и несогласия.

 

 

 

 

РАЗДЕЛЕНИЕ НА СЕКТЫ

 

А) РАЗДЕЛЕНИЕ НЕТОВЩИНЫ, ИЛИ СПАСОВА СОГЛАСИЯ

 

17-13.    На рис. 13 дана СХЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ беспоповщины и поповщины сначала на крупные согласия, затем на более мелкие толки с указанием их основных центров. Спасово согласие иначе называется нетовщиной, потому что спасовцы считают, что в наступившие последние времена нет священства, нет благодати, нет храмов, а как спастись, «один Спас знает». Нетовщина широко распространилась в тех местах, где начинал свою проповедь Капитон и насаждали «старую веру» его ученики. Это, главным образом, губернии Казанская, Костромская, Владимирская, Нижегородская, и позднее еще вниз по Волге до Астрахани.

Первые разделения в нетовщине произошли по вопросу о Крещении. При этом были реализованы разные варианты: одни спасовцы стали крестить младенцев у православных попов; вторые поручили совершать это таинство повивальным бабкам, а третьи предпочли самокрещение. Отсюда пошли три согласия в нетовщине: «спасовцы», «бабушкины» и «самокрещенцы», которые чуть позднее тоже разделились.

 

17-14.    Спасовцы, или «глухая нетовщина». Большая часть спасовцев признала возможным совершать Таинства крещения и брака в Православной Церкви, мотивируя это тем, что «хотя и еретик крестит, да поп, в ризах, а не простой мужик». Но поскольку, по их мнению, это все же был еретик, то ни крещение, ни венчание им совершаемые, беспоповцы этого толка «в святое не вменяют». При совершении таинства крещения они раздают нищим блины и молятся, чтобы Бог довершил таинство и вменил его в святое.

Таким образом, спасовцы точно так же, как распространенные в тех же областях тайные сектанты хлысты и скопцы, в православные храмы ходят, но притворно и с хульными мыслями о таинствах. Открыто они себя раскольниками никогда не заявляли, а потому получили в народе наименование «глухой нетовщины», то есть скрытой.

 

17-15.    Самокрещенцы. Мысль о самокрещении возникла у одного спасовца, мужика Романа, в первой четверти XVIII века. Это решение избавляло его последователей от необходимости ходить в храмы к «еретикам-никонианам», но широкого признания эта идея не получила, потому что спасовцы сообразили, что таким образом у них произойдет перерыв в преемственности крещения. Хотя, строго говоря, пребывая в расколе, ни при каких обстоятельствах её сохранить было нельзя. Самокрещенцы произносили крещальную формулу с изменением: «крещаюсь аз раб Божий». Думали ли они при этом, что такое крещение тоже «старый обряд», источники не сообщают. Хотя этот толк всегда был малочисленным, но он отличался плодовитостью по части образования новых отраслей.

От самокрещенцев произошли дырники, средники и рябиновцы.

Дырники, как полагают, произошли от тех раскольников, которые еще в первой половине XVIII в. поклонялись только на восток. От них дырники заимствовали это правило, и стали делать в восточной части избы дыру с затычкой, которую вынимают, желая помолиться Богу. Но не дыры составляют главное их отличие от остальных, а отношение к иконам. Не отрицая иконопочитание в принципе, дырники, тем не менее, никаким иконам не поклоняются. Ни старым, потому что они де «осквернены от еретиков-никониан», ни новонаписанным, потому что без священства иконы некому освятить.

Средники празднуют первый день Пасхи в среду и вообще этот день считают за воскресение, а Воскресение (по их счету четверг) проводят как будни. Имея свое летоисчисление, самокрещенцы-средники празднуют Пасху то в Великую Среду на Страстной седмице, то в среду Светлой седмицы, но никогда вместе с православными.

Рябиновцы появились в среде самокрещенцев, вероятно, во второй половине XVIII в. Они стали крестить своих детей сами, отказавшись от услуг повивальных бабок. Их главное отличие от остальных спасовцев состоит в том, что упоминаемое в Писание название дерева «певга» они перевели словом «рябина» и поклоняются крестам, сделанным только из рябины. Взявши на себя право крещения своих детей, рябиновцы вскоре согласились с общебеспоповской мыслью о том, что и мирянин может «действовать священная». Посему в XIX в. в этом толке появились духовники (в отличие от поморских только свидетели при исповеди, без права отпущения грехов). Затем они стали строить молельни и отправлять в них богослужения.

 

17-16.    Новоспасовцы произошли от симбирского мещанина Светова в 1840-е годы. Они еще более приблизились к общебеспоповским идеалам: позволили мирянину совершать крещение и брак, исповедуются «старикам». Их наставники, или как их называют в народе «попы», совершают по Уставу службы с пением. Отчего и согласие это известно под именем «поющей нетовщины».

17-17.    Некрещенцы. В конце XIX в. в Васильсурском и Макарьевском уездах Нижегородской губернии в среде спасовцев была обнаружена секта «некрещеных старообрядцев». Они, как полагает свящ. П.С.Смирнов, явили себя самыми «строгими нетовцами», потому что эти некрещеные «ревнители древлего благочестия» не признают возможным креститься ни от мирянина, ни от православного священника. Поэтому они оставляют своих детей вовсе без крещения, говоря, что, опять же по нужде, «спастись можно одним упованием на Спасову милость».

 

Б) РАЗДЕЛЕНИЕ СОГЛАСИЯ ПОМОРЦЕВ (они же ДАНИЛОВЦЫ)

 

17-18.    Если общины спасовцев-нетовцев состояли из поволжских крестьян, живших в миру по селам, то жизнь поморских раскольников, сложилась на монастырских началах. Поморцы-безбрачники оформились к концу XVII в. Свою родословную они ведут от беглого соловецкого монаха Игнатия, того самого, кому Аввакум слал свои, наполненные ересью послания. В 1684 году Игнатий вместе с Данилой основал общину на реке Выге, а затем ушел в Палеостровский монастырь, где организовал наиболее массовое самосожжение в 2700 человек. По имени Данилы этот толк назывался иначе «даниловцами».

На реке Выге братья Денисовы (потомки самосожженца, князя Мышецкого, см. гл. 12) устроили два «монастыря»: мужской и женский. В окрестностях раскольники селились «скитами». Вскоре Выг стал опорой всего раскола. Уже в начале XVIII в. даниловцы обладали громадными богатствами, имели связи с влиятельными лицами в Петербурге и явились самыми плодовитыми апологетами раскола.

Выгорецкий Устав содержал очень строгие правила — богомоление, строгий пост, безбрачное житие, трудолюбие и нестяжание. «На первых порах, — пишет свящ. П.С. Смирнов, — обитатели выгорецких пустынь, по возможности, хранили целомудрие и даже других беспоповцев убеждали в необходимости безбрачной жизни. Но с приобретением при Петре I (по иронии судьбы, этого царя все раскольники считали антихристом — авт.) расколом права на спокойное существование (ценой выплаты двойного подушного оклада — авт.) нецеломудренная жизнь стала почти обычным явлением в скитах поморских. Разврат, так сказать, бил в глаза, и потому с ним приходилось считаться».

 

17-19.    Одно из самых крупных разделений в поморском согласии произошло именно в связи с их обычным для сект манихейского корня «учением о всеобщем безбрачии». Если при разделении спасова согласия на толки мы имели возможность познакомиться с широким спектром мнимо «старых обрядов» в отношении Таинства крещения, то безбрачные поморцы явились в расколе изобретателями самых различных толков по части брачной жизни. Требование строгого безбрачия для мирян долгое время сохраняли отколовшиеся от Выга федосеевцы. Этот толк основал в конце XVII в. бывший дьячек, раскольник поморского толка Феодосий Васильев. Он ушел с семейством за Польский рубеж, где и основал свою первую общину. Феодосий умер в 1711 г., но его последователи с течением времени отделились от Выга и составили федосеевщину, основными центрами которого к концу XVIII в. стали Рига и Москва (Преображенское кладбище).

Прагматичные даниловцы в своей борьбе с неизбежным при безбрачии развратом и боясь потерять свою паству, в 1762 году пошли на уступки. Так появились брачные толки поморцев:

новожены (они вступали в брак с благословения Православной Церкви, но по до-никоновским обрядам);

 — неблагословенные новожены (то есть сожительствующие без венчания) и, наконец,

 — полубрачные даниловцы (всем дают совет проводить безбрачное житие, но живущих без венчания не отвергают).

Таким образом, поморцы с течением времени породили в своей среде все мыслимые формы брака — от «строгого безбрачия» федосеевцев они перешли к сожительству без венчания и даже к бракам, венчанным в Церкви.

 

17-20.    Разделение у беспоповцев происходило не только по вопросам о крещении или безбрачии, но и по другим поводам. Например, можно ли петь тропарь за царя? На почве несогласия с тропарщиками образовался еще один крупный толк, названный по имени основателя филипповцами. Или, как писать надпись (титло) на кресте? По этой проблеме выделился толк титловцев. Но, пожалуй, самые крайние толки в поморском согласии — странники, бегуны, скрытники — появились на основе той части богомильского «учения о воцарении антихриста», где говорилось об «антихристе-царе».

 

17-21.    Бегунство. Основателем секты странников, или бегунства был некто Евфимий, военный дезертир (так же, как и родоначальник хлыстов Данила Филиппов, «беглый солдат»). Живя в Москве среди филипповцев, имевших репутацию «крепких христиан», Евфимий стал обличать их и вообще всех раскольников за двоедушие в отношении к Православной Церкви и Царству.

«Апокалиптический зверь — писал Евфимий, — есть царская власть, икона его (то есть зверя) — власть гражданская, тело его — власть духовная». По учению Евфимия, чувственный антихрист последовательно воплощался во все лица царствующих особ, начиная с Петра I. Отсюда следовал вывод: нужно вступить в брань с антихристом, а так как открыто с «царизмом» бороться нельзя, то «достоит таиться и бегать», порвать все связи с обществом, чтобы уклониться от всех гражданских повинностей.

Надо прямо сказать, что ничего нового в этом «учении бегунства», как всегда, не было, и восторги наших деятелей культуры перед самобытностью «странничества» (см. ниже в гл. 20 о поэтах Серебрянного века) можно объяснить или их незнакомством, или, наоборот, близким знакомством с историей «религии свободного духа» в Европе. Уклонение от гражданских повинностей (в число которых входят: запись в ревизии (перепись), платеж податей, служба в армии, паспорта, присяга) было и остается основным требованием многих протестантских сектах. В основе его лежит то же самое манихейство с его разрушительным «учением об антихристе».

Отказ сектантов от военной службы, как правило, вызывал и вызывает неизменное умиление в либеральной культурной среде. Неудивительно поэтому, что к концу ХХ столетия в построенных на учении протестантства государствах эти идеи вышли из подполья так же, как и другие сектантские «догматы» (детоубийство в зародыше, содомия, наркотики). Конечно, их легализация идет не под апокалиптическими лозунгами борьбы с антихристом, а под более современным лозунгом борьбы за «права меньшинств». Видимым результатом этой пропаганды явилось повсеместное требование отмены смертной казни для убийц, замены всеобщей воинской повинности армией наемников-контрактников, допущением для сектантов «альтернативной службы». Наконец, у нас в России дело кончилось организацией Комитетов солдатских матерей, которые вместе с солдатскими отцами обеспечивают юридическую защиту дезертирства.

При изучении таких, казалось бы, ушедших в прошлое и внешне безобидных явлений, как экзотические секты в расколе, необходимо понимать, что очень многие опасные явления уходят корнями в мир антихристианского сектантства. Еще более опасными они были и остаются для жизни церковной. Так, вслед за призывом вступить в «брань с антихристом» с помощью отказа от службы в армии, основатель бегунства провозгласил, что для вступления в секту каждый — будь то православный или раскольник, — непременно должен принять «новое крещение».

С помощью пропаганды разного рода «новых», «вторых» (они же «огненные» через самосожжение) или «духовных крещений» у хлыстов сектантство осуществляет на практике свою основную цель — истребить христиан и заменить их сектантами-псевдохристианами.

 

 

Что касается Евфимия, то он по совету «странника» Иоанна, в 1772 году крестил себя сам, чем положил начало самокрещенству и в другой половине беспоповщинского мира. По смерти Евфимия в 1792 году во главе бегунства стала его «спутница» (сожительница) Ирина Федорова, крестьянка Тверской губернии. Очагом бегунства стал раскольнический скит в Пошехонских лесах (где в 1690-е годы произошли одни из самых массовых гарей), а затем в деревне Малышевой Ярославского уезда нашелся и первый «странноприимец».

Так в среде странников произошло обычное для дуалистических сект разделение на малое число «избранных», выполняющих все обеты бегунства, и на «жиловых», или «пристанодержателей», которые жили в миру и обеспечивали существование и безопасность «избранных». По вопросу о возможности употребления странниками денег в 1820-е годы возник спор. Некий Иван Петров из Костромской губернии посчитал, что деньгами пользоваться нельзя из-за изображенного на них государственного герба. Чтобы отделиться от несогласных с ним «бегунов», Петров сам себя крестил и так основал новый толк — «бегунов-безденежников». Однако декларируемое в этом названии бескорыстие не должно вводить нас в заблуждение, потому что, как и все другие раскольники, бегуны, благодаря сборам со своих богатых «жиловых» имели всегда большие материальные средства.

При поимке бегуны сказывались не помнящими родства (отсюда фамилии типа: Безуглов (бездомный), Безроднов, Беспамятных, Непомнящих и т. п.). Брачные бегуны признавали невенчанный брак. За образец они взяли христиан первых веков, которые укрывались от гонителей в пустынях и проводили там жизнь в браке. В Православной России «нечестивыми гонителями» бегуны, как и все раскольники, считали православных христиан и от православных храмов бегали, как от идольских капищ, при этом воображали себя первыми христианами, точно так же, как воображают себая таковыми обновленцы-кочетковцы, устраивающие тайные «агапы».

Эта раскольническая секта, по сути, возвела в догмат бродяжничество, и вообще развитое в сектантском мире. Ряды «бегунов» пополнялись за счет беглых преступников, профессиональных нищих и просто бездомных людей, так что здесь произошло в наиболее ярких формах то слияние мира ОТСТУПНИКОВ и мира ПРЕСТУПНИКОВ, о котором шла речь в главе 10. Свящ. П.С. Смирнов пишет о бегунах: «Уставы их необыкновенно строги… И однако, справедливо говорят раскольники других толков, что “жизнь бегунов  — скверна“. Кровосмешение, грубые изнасилования, зверские истязания, наложничество, пьянство, воровство и убийства известны из истории этой секты» (ссылка у П.С. Смирнова на книгу Кельсиева «Сборник правительственный сведений о раскольниках» Т. IV, с. 288 — 298).

 

 

17-22.    Самочинные иерархии. Как ни странно, но в беспоповщине не прекращались попытки завести у себя имитацию принципиально отвергаемого священства. И даже в такой секте, как бегуны, эта идея нашла своих сторонников.

 

В 1866 году бегун-наставник Никита Семенов написал для своей общины устав в 84 «статьях». По этому уставу во главе бегунства должен был встать как бы некий патриарх, для отдельных местностей назначались  старшие, вроде епископов, в каждой местности назначались настоятели, вроде пресвитеров. Таким образом, благодаря «статьям» Никиты и у бегунов появилась своя «трехчинная иерархия», ничем не хуже «белокриницкой иерархии» на Рогоже у поповцев, разве что более «самобытная», так как им не пришлось ее импортировать из Австрийской империи. Строгих приверженцев Н.Семенова стали называть «статейниками», или «иерархитами».

 

Удачная афера московских поповцев с «восстановлением иерархии» возбудила не только бегунов. К началу ХХ в. беспоповцы-поморцы, не желая отставать от поповцев, решили из своих наставников тоже сделать иерархию и на своем соборе постановили: «Отцов духовных не следует считать простецами, так как они получают по избрании приходом и по благословению другого отца духовного преемственно передаваемую благодать Святаго Духа на управление Церковью».

Таким незамысловатым способом поморцы обзавелись собственным «духовенством» со всеми существенными признаками иерархии: избранием, поставлением, преемственностью. Ее они учредили, минуя апостольскую преемственность, напрямую от Святого Духа, и тем самым положили начало своей «Поморской древлеправославной церкви». Точно так же поступили в XVI в. протестанты в Европе, для которых история Церкви фактически началась не с Боговоплощения, а с опубликования Мартином Лютером своих «статей».

 

Наставники еще ранее узурпировали право вязать и разрешать грехи, а теперь они присвоили себе духовный сан и восхитили иерархическое право — отлучать, извергать духовных лиц, которыми сами себя признали. У современных поморцев полномочия старших наставников практически приблизились к епископским. Для поставления нового наставника изобретен особый чин благословения, который и заменяет Таинство хиротонии.

 

17-23.    Перекрещенцы и перемазанцы. Общим для всех беспоповщинских толков камнем преткновения явился вопрос, по какому чину принимать в свои сообщества «еретиков-никониан» (то есть православных) и «старообрядцев» из других «старых вер», которые все тоже считались еретиками. Огромное разнообразие выработанных в расколе «чинов приема» можно свести к следующим основным решениям: в одних толках приходящих «перекрещивают», в других — «перемазывают», в третьих — кого перекрещивают, кого перемазывают, а наиболее близких «по вере» принимают через «отрицание ересей» («отрицанцы») или через «семипоклонное начало» («подначальники»). Применение или не применение «перекрещивания» зависит от того, насколько в том или ином толке сохранилась вера «в едино крещение во оставление грехов». Так, например, нетовцы не перекрещивают совращенных ими в раскол православных, несмотря на свое отвращение к Православной Церкви, руководствуясь словами св. Иоанна Златоустаго: «иже второе себе крещаяй, паки Христа распинает». Но большая часть беспоповцев «паки распинать Христа» не боится и потому они «перекрещивают», как ненавистных «никониан», так и своих братьев по «старой вере», раскольников из других «старообрядческих» толков, в том числе и беглопоповцев.

Чтобы не перегружать текст перечнями, краткие сведения о раскольнических сектах мы вынесли в Приложения (см. «Список основных старообрядческих согласий и толков»).

 

ОСОБЕННОСТИ «СТАРОЙ ВЕРЫ».

 

17-24.    Целью описания процесса дробления беспоповщины было показать не только, как с течением времени раскол утрачивал то, с чем ушел из Церкви, и приобретал совершенно чуждые, даже явно еретические, «учения» и «догматы». Теперь, в заключение этой главы, мы можем подвести некий итог, чтобы, насколько это возможно при многообразии «старых вер», сформулировать основные «догматы» и как-то систематизировать те «старые обряды», из-за которых эта «тьма заблуждений» носит одно, объединяющее все согласия и толки, название «старообрядчество».

17-25.    Это обобщение следует предварить двумя оговорками. Во-первых, и это понятно из вышеизложенного, речь идет не о какой-то единой «старой вере», а потому в перечнях «догматов», обрядов и чинов даны в скобках названия толков, в которых они встречаются. Во-вторых, не надо забывать о том, что было сказано в преамбуле к этой главе, а именно, что в «старообрядчестве» первоначально разнородные беспоповцы и поповцы образовали множество смешанных форм. Поэтому многое из того, что ниже перечислено относится не только к беспоповщине, но и к беглопоповщине, о путях развития которой речь идет в следующей главе. Главным связующим звеном для всего раскола было и остается не только «канонизированная» поповцами-«ревнителями» приверженность к двоеперстию, посолони и двоению «аллилуйи» (к «старым обрядам»), но и к беспоповскому «учению об антихристе». К середине XIX в. это «учение» (то есть «старая вера» манихеев-богомилов) охватило массы беглопоповцев со всеми вытекающими отсюда последствиями. Заражение в среде «ревнителей древлего благочестия» было настолько глубоким, что в 1862 г. в их среде на этой почве произошло резкое разделение: одни поповцы отвергли ереси, связанные с беспоповским «учением об антихристе», другие — объявили таковых еретиками и прервали всякое общение с бывшими братьями по «старой вере».

 

17-26.    «Предания суть сугуба (двояко),— пишет в своем «Розыске» Святитель Димитрий, —или к догматам веры надлежащая: якоже о семи Таинствах, и о благочестном святынь Божиих почитании; или же к чину и обрядам церковным, якоже о праздновании праздников, о хранении постов, о памяти усопших, и о прочих чинах и уставах церковных, но если и не писаны во святом Евангелии и в Апостоле, ниже суть сами собою вера, якоже вера во единого невидимого Бога».

В соответствии с этим поучением особенности «староверия» разделены на три части: 1) догматы; 2) таинства и 3) обряды.

ОСНОВНЫЕ «ДОГМАТЫ» РАСКОЛЬНИКОВ

Перечислим главнейшие из ересей, сопровождая каждую изъяснениями Святителя Димитрия Ростовского. Начнем с тех, кои разделяют все раскольники (поповцы и беспоповцы с несущественными различиями) и из которых выросли все остальные:

 

17-27.    Анафемы на Апостольскую Церковь Христову.

Все раскольники (и беспоповцы, и беглопоповцы) единогласно обвиняют все Поместные Православные Церкви в «латинской ереси», а Русскую дополнительно — в «никонианской ереси» (из-за «новых» обрядов и «испорченных» книг). Кощунственно нарицают членов Русской Православной Церкви еретиками-«никонианами», равными арианам. Каждое согласие и толк, то есть общины отлученных от Церкви мирян, присвоили себе название Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, о которой говорится в девятом члене Символа веры.

Святитель Димитрий Ростовский: «В начале Церковь Божию хулят, аки не имущую веры, и чин духовный, и книги, и всякую церковную святыню и вся Таинства… А окаяннии брыняне, раскольники, словеса Христова не ужасаются во лжу ставити, словеса Божия, словеса истинныя» («Розыск», ч.3, с.550-551).

 

17-28.    Вера в победу сатаны над Церковью Христовой.

Начиная с Капитона, все раскольничьи лидеры учат, что антихрист уже пришел в мир и владычествует не только вне Церкви Христовой, но в ней самой. Поскольку, по их «старой вере», антихрист воцарился в Церкви, то раскольники говорят, что «церквей святых (то есть храмов) и священников и Святых Таин сказуют нигде нет на земли». Но по поводу антихриста между «староверами» существует несогласие: немногие из них думают, что антихрист еще не пришел; остальные уверены, что пришел, но одни считают, что в мире и Церкви воцарился чувственный антихрист, а другие — что он воцарился, но не чувственный, а мысленный, третьи же вовсе отвергают возможность прихода антихриста в человеческом облике (о чем сказано в Писании) и говорят об антихристе духовном.

Святитель Димитрий Ростовский: «Чувственники, сказуют чувственно антихриста в мир уже пришедша, но лица его, кто он есть, не изъявляют яве». Другие сказуют, что пришел в мир «мысленный», «духовный» антихрист, а в чувственного пришествие не веруют и не ждут… Умствуют они и учат антихристову пришествию самим делом не быти, но мысленно токмо в мире тому воцаритися, а самое по существу лице антихристово аки бы не имать быти: и сказуют, аки бы уже давно воцарился антихрист мысленно, от того времени, в неже наста на Москве книжное исправление; и аки бы Москва есть Вавилон и антихристова царства престол… То их умствование и учение по всему есть ложно, Писанию святому, и святым церковным учителям, толкователям Писания противно».

Сам Господь сказал: «О дни же том и часе никтоже весть, ни Ангели небеснии» (Мр., 13, 32). «И аще Ангели святии не ведят о дни и часе Страшнаго суда Божия: то како уведали Брыняне, сказующие настояти уже времени Страшнаго суда?» — спрашивает Святитель Димитрий и продолжает: «Разве сами желают, дабы настоял день судный, во еже бы лживому их пророчеству исполниться. Но святый Златоуст от Амосова пророчества глаголет к ним: “горе желающим дня Господня“ (Ам.5)».

Если набор изобретенных ими «догматов» раскольники называют «догматикой», то сложносоставный букет мнений и кривотолков об антихристе именуют не иначе как «учение об антихристе», каковая терминология прижилась и на страницах ученых сочинений о расколе. Такие слова, как «догматика», «учение» или «доктрина» придают вес любому бреду и повышают статус «древлеправославия». Но за всем этим нет ничего иного, кроме еретических мудрований, которые теперь принято называть всего лишь «заблуждениями», а заблудших почитать «истинно православными христианами».

 

17-29.    Многократное крещение. Есть толки, в которых перекрещивают не только «никониан», совращенных ими в раскол, но и раскольников, переходящих к ним из других толков. А так как некоторые раскольники в течение своей жизни по нескольку раз переходили из одного толка в другой, то и перекрещивали их несколько раз. Таким образом, они нарушают Апостольское правило о запрещении крестить православного человека второй раз. Не перекрещивают приходящих к ним одни спасовцы.

 

Святитель Димитрий Ростовский: «Доброе ли есть дело, еже крещенных православным крещением, тех перекрещивати в раскольническую веру? не возбраняют ли сего Апостольские правила? Зри в книге Кормчей: “Крещенного истинным крещением, аще кто крестит второе, да извержется“. А Златоуст святый что глаголет? “Спогребохомся Ему (Христу) крещением в смерть. Яко же убо несть второе распятися Христу, сице ниже креститися нам“. И ниже там же глаголет: “Иже убо второе себе крешаяй, паки Его распинает“».

 

17-30.    Иконоборчество. Все раскольники (беспоповцы и поповцы) не поклоняются так называемым «новым иконам», то есть написанным после Патриарха Никона. Обвинение в иконоборчестве отметают, оправдываясь тем, что «новые иконы» еретичны. Это объяснение позволяет отнести скрытое иконоборчество «старобрядцев» за счет свойственного им обрядоверия, благодаря которому, как многие считают, они «возводят пошиб иконописания в ранг догмата».

Святитель Димитрий Ростовский: «От начала веры в России старые и новые иконы равно бяху почитаемы, ниже бо можаше тогда Российская земля довольствоваться приносимыми от Греков иконами, но и у себе новыя начаша писати. А ныне Брыняне старыя токмо иконы почитают, а новыя отвергают: несть убо в них старой Российской веры, но новая некая вера».

В своем «Розыске» Святитель Димитрий среди прочих «брынских скитов», или толков, упоминает и скит «Иконоборщины, иже вся святыя иконы, и старыя и новыя, отметают». Эта ересь сохранилась до ХХ в. в одном из самых крупных и распространенных особенно на Урале и в Сибири согласии спасовцев. В этом согласии, кроме выше описанных иконоборцев дырников , существует еще один толк немоляков, которые тоже не признают никаких икон — ни старых, ни новых. Третьим иконоборческим толком из того же согласия являются вышеописанные рябиновцы. Чтобы не поклоняться иконам они изобрели особый повод — не их новизну (как поповцы), и не отсутствие святости (как дырники), — а изображение на иконе кого-либо помимо святых (животных, бесов, римских воинов и т.п.). Посему они не поклоняются иконам Рождества Христова, где изображены верблюды; Входа Господня в Иерусалим, где изображен жребя, Распятию с предстоящими, где изображены воины-распинатели, Сошествия во ад, где изображены бесы.

Косвенным указанием на присутствие иконоборчества в среде «староверов» могут служить приведенные в главе о бунтах факты из истории Пугачевщины, когда почитатели «старых икон» громили православные храмы, выбрасывали из них иконы и разламывали их.

Идеи иконобочества вышли из среды иудаистов и в начале VII в. были ими внедрены в магометантство. Ссылаясь на Божию заповедь: «да не сотвори себе кумира», они сумели посеять эту ересь в Византии. В XVI в. в гуманистической Европе эти идеи возродились в протестантстве. В России впервые через секту жидовствующих в XV в. С тех пор ни жидовствующие, ни иконоборчество с ними связанное, у нас не выводились, а в XVII в. оно открыто заявило себя в капитоновщине и прикрылось фиговым листком неприятия икон по признаку древности у «старообрядцев».

 

17-31.    Отказ от брака и чадородия. Все беглопоповцы (они же бывшие поповцы) брак признают и чадородие поощряют, но венчаются они не в православных храмах, а у своих беглых «перемазанных» попов или самозванных «попов», поставленных от «перемазанных» лжеепископов. У беспоповцев отношение к браку и чадородию разное, и по этому «догмату» почти все беспоповские согласия с одинаковым названием делятся на «брачных» и «небрачных», или на «чадородных» и «нечадородных», а в иных различают «староженов» (венчанных в православных храмах до ухода в раскол) и «новоженов» (ставших мужем и женою после ухода в раскол). Так, например, даниловцы-поморцы разделились на: полубрачных, брачных и небрачных; федосеевцы, спасовцы и бегуны — на брачных и небрачных; филипповцына нечадородных и чадородных.

Святитель Димитрий Ростовский: «Учат бо учители их, яко лучше есть жити без венчания, неже венчатися еретически, (нас православных нарицают еретиками) и гнушаются тех, иже венчаны суть по церковному чину в супружество… В некоторых беспоповских толках (Стефановщина, Козминовщина) «брак блудом нарицают, сами же зовутся девственники; а живут купно с женским полом, и блудствуют, ниже ставят себе в грех блуда, но в любовь. Родящиеся же от них младенцы заносят в лес далече, и повергают их тамо; и бывают те младенцы в снедь зверям и птицам или псам». Написано это было в начале XVIII века, и в начале следующего столетия федосеевец Ковылин учил тому же на Преображенском кладбище.

 

17-32.    Обрядоверие. Все раскольники (вопреки учению Церкви) верят, что обряды, чины и некоторые обычаи и догматы веры одно и то же. Раз обряд, чин и обычай имеет догматическое значение, то не подлежит изменению. Перемена обряда, чина или обычая, говорят раскольщики, — это ересь, а потому «новые обряды и книги» они называют «никонианской ересью». Из-за этой несуществующей ереси многие ушли в раскол в XVII в. и упорно держатся за него в конце ХХ в.

Святитель Димитрий Ростовский: «Слышахом аз некиих невеждов глаголющих: не подобает что в Церкви новое полагати; пишется бо во Апокалипсии при конце: аще кто приложит к сим, приложит ему Бог язв написанных в книзе сей»“ (Апок. 22, 18). Отвещаю: не подобает что приложити к догматам веры, ниже что от них отставити: а иже к  церковных чинов и уставов исправлению и ко умножению хвалы Божия, подобает и должность надлежит, яко же и Давид к Богу вещает: “приложу (рече) на всяку похвалу Твою (Пс.70, 14)».

 

Различия в совершении таинств.

 

17-33.    Рассмотрев согласия и толки с точки зрения нарушения православных догматов, то есть присутствия в расколе различных ересей, остановимся особо на том, как и кто у них совершает таинства и можно ли таковые «таинства» считать действительными. Вот уже 350 лет во всех согласиях и толках, у беспоповцев и поповцев, крещение совершают миряне и потому никто из них (кроме крещеных до ухода в раскол) не может считаться крещенным. О таинствах в «старообрядчестве» можно говорить лишь условно, подразумевая под этим кто и как совершает то, что раскольники называют «таинством».

Дело в том, что в расколе — ни у беспоповцев, ни у поповцев, — никогда не было канонически правильно поставленных священников, а без священников ни одно Таинство не бывает действенным. Обычно в качестве исключения указывают на Таинство Крещения, которое де по церковным канонам по нужде могут совершать миряне. Но, во-первых, в канонах под этими мирянами подразумеваются никак не отлученные от Церкви люди, а во вторых, и нужда оговорена вполне определенная: если младенец умирает, а священника нет по близости. Об отсутствии Таинств у раскольников пишет в своем «Розыске» Святитель Димитрий Ростовский: «От начала веры в России, Церковь наша Православная Российская вся Таинства церковные держит цело, нерушимо, по чину и обрядам, издревле установленным, и Владимиром с верою в Россию принесенным: убо вера наша есть старая. Брыняне же (сиречь раскольники) Таинств церковных не содержат, но гнушаются ими: убо вера их несть старая, но новая вера. А яко Брыняне Таинств святых не содержат, всем есть известно.

Крещения святаго, по чину церковному, у них несть.

Миропомазания, при крещении совершаемого, несть.

Евхаристии, истинного Тела и Крови Христовых причащения, в них несть.

Иерейства (Таинства хиротонии) в них несть.

Покаяния тайны и грехов решения в них несть.

Брака честнаго в них несть.

Елеосвящения такожде несть в них…

А понеже вся Тайны святыя Брыняне отвергоша: то и старую отвергоша веру, новую же некую себе изобретоша; и како не стыдятся веру свою старою нарицати верою, и ниже следа старыя веры в себе имуще?».

Таинства действительны только в пределах Апостольской Церкви, и священнодействовать может только иерей, рукоположенный епископом, имеющим преемственность от святых Апостолов, коих избрал на служение Глава Церкви, Господь наш Иисус Христос. В раскол ни один епископ не ушел, а, как известно, для поставления епископа требуется по меньшей мере два, но лучше три и более епископов. Раз нет епископов, нет и священников, и дьяконов.

 

17-34.    Трехчинную иерархию невозможно создать заново — любая будет сборищем самозванцев. Поэтому разговоры о существенной разнице между раскольниками-поповцами, «приемлющими священство», и раскольниками-беспоповцами, «священство не приемлющими», не более, чем сознательный или бессознательный обман самих себя и окружающих. Разница между «поповцами» и «беспоповцами» существует, но она состоит не в отношении к «священству», коего они всем скопом отверглись, а в способах замены Апостольской Церкви с трехчинной иерархией на свою новую самозванную «иерархию», на создание «церквей», борющихся друг с другом за право объявить себя «истинной церковью» вместо основанной Христом Апостольской Церкви и желающих ее уничтожения.

Выше уже говорилось о том, что почти во всех беспоповских согласиях создано самозванное лжесвященство из мирян-наставников и оно ничем не отличается от псевдосвященства протестантских конфессий с их епископами и пасторами. Исключением является один из толков спасова согласия (глухая нетовщина), члены которого не считают возможным самим совершать Таинства Крещения и Брака, а потому крестят детей и венчаются в православных храмах. Нетовцы не перекрещивают приходящих к ним из других толков, строго придерживаясь правила о том, что человека не крестят дважды.

У беглопоповцев лжесвященниками становились беглые попы, «исправленные» мирянами. Отделившиеся от беглопоповцев поповцы не побоялись имитировать самозванные лжеиерархии из беглых епископов, «исправленных» мирянами. О положении дел в беглопоповщине будет сказано в следующей главе, а здесь вкратце скажем о том, как и кто совершает «священнодействие» в разных толках беспоповщины.

 

17-35.    Как раскольники совершают крещение:

а) В согласиях поморцев и бывших поморцев федосеевцев и филипповцев крестят миряне- наставники трехкратным погружением, а в иных толках в текущей воде. К особенностям в учении поморцев относится обычай принимать крещение не в младенчестве, а не ранее 30 лет, а то и перед самой смертью.

б) В часовенном согласии (бывшие беглопоповцы-кержаки), крестят миряне в деревянной купели («кадушке»).

в) Миряне крестят детей у брачных бегунов (бывшие филипповцы) и в одном из толков спасова согласия (нетовщина поющая).

г) Существуют толки, где детей крестят повивальные бабки: читают Символ веры и трижды погружают дитя в воду (бабушкины).

д) В одном из толков нетовщины водное крещение не приемлют, и повивальные бабки нарицают имя младенцу, при чтении 50 псалма надевают на него крест, а «крещальной формулой» считают слова «окропиши мя иссопом».

е) Наконец, существует согласие самокрещенцев, где люди крестят сами себя. (О них подробно сказано выше).

 

17-36.    Откуда у раскольников мvро?  Вопрос явно риторический, поскольку у раскольников не может быть мvра. У беспоповцев и беглопоповцев, как они говорят, мvро сохранялось со времени патриаршества Иосифа и они его разбавляли более 200 лет. Может быть, и сейчас разбавляют. Поповцы полагают, что их лжеиерархи варят настоящее мvро, хотя на самом деле его варят миряне, поставленные от епископов, когда-то «перемазанных» другими мирянами неизвестно чем под видом мvра. Таким поддельным мvром старообрядцы мажут детей при крещении и «перемазывают» взрослых при переходе из одного толка в другой.

 

17-37.    Чем и как раскольники причащаются? За неимением духовенства некому у раскольников совершать Евхаристию и вот уже 350 лет они лишены причастия Тела и Крови Христовых. Если совершение таинств крещения и покаяния мирянами раскольники могли себе разрешить, трактуя каноны в том смысле, что совершают их «по нужде», то в отношении Евхаристии никаких оправданий быть не могло.

Святитель Димитрий Ростовский: «Причастие у них, сказуют давное, еже прежде Никона патриарха аки бы освященное; и егда того причастия не стает, делают тесто пресное, и растерши остающую часть причастия на муку, посыпают тем тесто, и делают просфоры большие, чтоб надолго стало, и пекут: и рассылают по своим толкам, сказующе, яко то тело Христово есть. Егда же паки не стает, паки такожде просфоры делают, посыпающе тесто растертое на муку остающею причастия частию, и тако у них древнее причастие, акибы прежде Никона освященное, никогда не умаляется».

Отсюда можно заключить, что беспоповцы практиковали принятое у сиро-яковитов «слабо-кислое» тесто, а в XVII в. перешли на причастие по образцу католиков — только тело Христово принимали.

Беспоповцы, если причащаются, то, как и в случае с мvром, говорят, что Святые Дары сохранились у них с «до-никоновских времен». Они также учат о «духовном” причащении. «У нас нет причастия святых Таин — говорят беспоповцы, — и нет, и есть, — нет видимого, но есть невидимое», есть «огнепальное желание». На что свящ.П.Смирнов замечает, что такового невещественного причастия «невозможно и представить» (с.96).

Беглопоповцы и поповцы причащаются тем, что предлагают им их лжесвященники. Большая часть беспоповцев (поморцы, федосеевцы, филипповцы, часовенные, спасовцы) за неимением духовенства от Причастия вовсе отказались, но в некоторых беспоповских толках были опять же весьма «причудливые», а иногда и изуверские способы «причащаться». Их описание находим в третьей части «Розыска» Святителя Димитрия Ростовского, где он рассказывает о «делах раскольничьих». Все они уже описаны в главе о самосожжениях («причастие» истолченным сердцем убиенного младенца; или ягодами (изюмом), пропитанными наркотическими веществами).

Мелхиседеки сами себя причащают хлебом и вином, или водою. Делают они это так: вечером перед иконами кладут хлеб и ставят сосуд с водой или вином, а после прочтения вечерних и утренних молитв этим «причащаются». Мельхиседеки жили когда-то в Москве и других местах, а в наше время живут в Башкирии.

 

17-38.    Перед кем раскольники каются и кто отпускает им грехи?

а) Беглопоповцы и поповцы получают отпущение грехов от беглых ими же «исправленных попов» или от лжепопов из своих самозванных «древлеправославных церквей».

б) Беспоповцы-поморцы и отделившиеся от них федосеевцы и филипповцы исповедуются у своих духовных отцов и матерей, наставников и наставниц, они же им грехи отпускают.

в) Нетовцы (поющие при совершении служб) исповедуются перед «стариками», те им грехи отпускают.

д) Нетовцы (глухие, служащие без пения) исповедь совершают перед иконой, вычитывая Скитское покаяние.

д) Члены «аристова согласия» (часть федосеевцев) отказались от заупокойных молитв, потому что уверены в своей святости и в том, что и так попадут в рай. Каются ли они и кому, неизвестно.

 

17-39.    Как брачуются раскольники, «приемлющие браК». О браке было уже довольно сказано выше. Святитель Димитрий пишет: «или яко без венчания поемлются, если же и венчаются, то неправильно, от попов самоназванных, а не освященных, или от беглых запрещенных: или же, яко мнози из них обновили ересь Николаитскую, еже обще жены имети».

Из этого перечня обрядов, которые почему-то принято считать «старыми и благочестивыми», можно вывести лишь одно заключение: там, где нет священства, нет и Таинств. В связи с отсутствием Таинств у раскольников, встает вопрос о действительности того Таинства, которое делает человека христианином, о Крещении. Можно ли людей, крещеных вышеперечисленными способами, хотя бы и трехпогружательно, а не обливательно, считать крещенными и принимать их по третьему чину через покаяние? Если придерживаться смысла сказанного в Правиле 1 святого Василия Великого, то всех возвращающихся в Православную Церковь из раскола надо крестить (не перекрещивать, а именно КРЕСТИТЬ), потому что совершенное над ними отлученными от Церкви мирянами действие не является Таинством.

Напомним слова святого Василия Великого, уже приведенные в части 1, о отступивших через раскол: «Но отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподати другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали. Почему приходящих от них к Церкви, яко крещенных мирянами, древние повелевали вновь очищати истинным церковным крещением».

 

Новые чины и обряды у «старообрядцев»

 

17-40. К новым обрядам, в первую очередь, конечно, надо отнести все вышеперечисленные обычаи в совершении мнимых таинств, потому что в православной Руси до раскольников только тайные сектанты могли совершать нечто подобное. Затем, существует немало новосочиненных «чинов». Например: «чин нехиротонисанных для отправления крещения и покаяния» «чин благословения в неделю ваий», или «чин для поставления пастырей словесных овец». Существуют также специальные «чины» по совершению «исправы» мирянина, священника и епископа.

При описании дробления в беспоповщине мы мы говорили о том, что в расколе происходят несогласия из-за разных обычаев и обрядов, которые обе спорящие стороны объявляют «догматом». Несогласие ведет к разделению, и разделившиеся тотчас объявляют друг друга еретиками, проклинают с ними несогласных и прекращают всякое общение с ними. Таким «догматом» у раскольников может стать все, что угодно, например:

— состав букв в «титле» («четырехбуквенный догмат» у титловцев);

— способ каждения (один раз вперед, а второй поперек в диаконовском толке);

— поминание или непоминание царя в тропарях (толк тропарщиков);

Вкратце поясним смысл споров о двух «догматах»-обрядах.

17-41.    «Четырех-буквенный догмат» связан с разногласием по поводу надписи на Кресте: писать ли ее, как сказано в Священном Писании, то есть так, как велел иудеям написать Пилат: «Iисус Назаретский Царь Iудейский» (титла пилатова I.Н.Ц.I) или так, как выдумали сами раскольники. Тот самый Игнатий, которому Аввакум писал свои еретические умствования о Святой Троице и который основал Выгорецкую пустынь в Поморье, посчитал «пилатову титлу» недостаточно благочестивой и настаивал на том, что писать следует: «Царь Славы Исус Христос, Сын Божий» (Ц.С.I.Х.С.Б.). Посему этот Игнатий написал не только свое «Исповедание» — апологию самосожжения, но и особую «Книгу о титле на кресте Христовом». Большая часть согласий и толков (беспоповцы и поповцы), за исключением выделившегося по этому признаку из федосеевского согласия толка Титловщины, «правильным» признали «титлу игнатову», а титловцев, естественно, объявили еретиками (как, впрочем, и титловцы остальных).

И каждый такой толк претендовал и претендует на «истинность веры» и считает только себя «истинной церковью».

17-42     Немоление за Царя. Разногласия и яростные споры у раскольников вызывали не только церковные предметы (обряды, чины и таинства), но и отношение к царской власти, выраженное в отказе молиться за Царя. Отказ, в свою очередь, был мотивирован тем, что царь — или «рожок антихристов», или натуральный (чувственный) антихрист. Поморское согласие в начале 1740-х годов возобновило моление за царя и из-за этого выделился толк филипповцев, объявивших это решение «новой ересью».

17-43.    При изучении развития беспоповщины от ее «предков», богомилов капитонов в середине XVII в., до широкого спектра толков в XIXв. нетрудно заметить, что эта часть раскола в массе своей развивалась по пути приближения к привычным для православного народа формам религиозной жизни. Это объясняется, в первую очередь, тем, что в массовых расколах, каковым было «старообрядчество», сознательных еретиков, идеологов и вождей, всегда немного, а основную массу совращенных составляют люди в недавнем прошлом православные. Когда к началу XVIIIв. угар апокалиптическиго нигилизма прошел и ожидания обещанного конца света не оправдались, лжеучителям все труднее становилось удерживать свою одурманенную паству в рамках принципиального отказа от священства и Таинств и настаивать на самоуморении и безбрачии. Они вынужденно шли на компромисс, лишь бы не потерять своей власти над людьми и не остаться в одиночестве. Идя навстречу настроениям своей паствы, они постепенно восстанавливали, хотя и в искаженном виде, но все же привычные для народа формы религиозной жизни: храмы-молельни, священство, таинства, благословенный брак.

17-44.    В некоторых крайних сектах (например, у федосеевцев,  филипповцев,  бегунов и самокрещенцев) первоначальное учение капитонов сохранялось дольше, но даже они были вынуждены отказаться от идеи всеобщего безбрачия и посчитали нужным обзавестись своими «трехчинными иерархиями». Сохранение в этих крайних толках «родовых признаков» капитоновщины позволяет, путем сравнения, выявить общие для всей ранней беспоповщины богомильские начала. Следы капитоновщины сохранились и в более умеренных толках, но здесь они различаются с трудом и вряд ли осознаются самими раскольниками, к этим толкам принадлежащим.

Устроив свою религиозную жизнь путем различных нововведений более или менее похожей на православную, они говорили и продолжают говорить, что «сохранили древлее благочестие», тогда как на самом деле не сумели сохранить даже то, с чем ушли из Церкви.

Далее