Способы добычи «священного огня» в Иерусалиме

ПРО ЧУДЕСА

 

 

ПАСХАЛЬНЫЙ ОГОНЬ: ЧУДО ИЛИ ФОКУС?

 

Вопросы:

 

  1. Когда это ежегодное чудо началось?

 

Ответ: До 9 века сведений о чудесном сошествии Небесного Огня нет. Несмотря на это, в СМИ сообщается (надо думать, информация получена из пресс-центра РПЦ), что огонь стал сходить на Гроб чуть ли не в первую же Пасху после Распятия и Воскресения Христа. Почему же, в таком случае, никаких упоминаний о сошествии огня НЕТ ни в книгах Нового Завета, ни в житии св. Елены, которая в IV в. нашла Крест и Гроб Господень и начала строить  на этом месте первый Храм Гроба Господня, ни в описании вторичного Воздвижения Креста в VII в. после разрушения его персами. Сохранился рассказ паломницы IV в., которая пишет: “В девятый же час (что мы называем вечерней) все собираются в храм Воскресения, зажигаются все лампады и свечи и делается большой свет. А огонь не приносится извне, но подается из внутренности пещеры, где денно и нощно горит неугасимая лампада, то есть, внутри преграды».

Ясно, что здесь говорится не о чуде (сошествии огня с Неба), а о зажигании свечей и лампад от ГОРЯЩЕЙ неугасимой лампады.

 

  1. Суммируя свидетельства “очевидцев чуда”, важно отметить, что, несмотря на присутствие в Ротонде множества людей, свидетелем ЧУДА ежегодно бывает всего ОДИН человек (греческий Патриарх), находящийся в пещере Гроба. Все остальные (даже те избранные, кто допущены в придел Ангела), видеть то, что совершается в пещере, не могут. Паломники и экскурсанты находятся вне Кувуклии, само сошествие огня они не могут увидеть при всём желании. Им остаётся зажигать свои свечи от уже горящих и кричать «чудо», «чудо». Если служители Церкви отвечают за «чудо», то почему не соглашаются допустить в пещеру ученых с аппаратурой и киножурналистов с камерами, чтобы показать ВСЕМУ МИРУ, как же совершается чудо непосредственно в самой Кувуклии?

 

  1. Сохранившиеся рассказы разных Патриархов о конкретных обстоятельствах сошествия огня почему-то существенно отличаются друг от друга. Какое-то время считалось, что огонь сходит на одну или несколько лампад, находящихся над крышкой Гроба. Позже, они стали рассказывать, будто огонь сходит по всей плите Гроба в виде огненных бусинок, которые: а) или, словно молнии переходят на их свечи, б) или они собирают их ватой. То ли “сошествие” происходило разными способами, то ли патриархи сами не знали, как это происходит.

 

Разнобой в показаниях единственных очевидцев не позволяет считать их достоверными. Недоверие усиливается из-за того, что другие христиане (армяне и католики) в чудесное происхождение огня не верят и считают все это фокусом.

 

 

Свидетельства

Трифон Корабейников,1753

/Цит. по: Нилус С. «Святыня под спудом». Сергиев Посад, 1911, с. 183- 187, А/

“Рассказ Патриарха: “Бессознательно сметая изрядным куском ваты этот жемчуг, который начал сливаться подобно каплям масла, я почувствовал в вате некую теплоту и столь же бессознательно коснулся ее фитилем свечи… Предоставляю за сим вам, милостивый государь, судить о моем в ту минуту душевном волнении и вывести ответ на сделанный вопрос»).

 

Но при этом, никто, кроме митрополитов, об этом засвидетельствовать не может. Хотя, и у них нет описания стандартного способа появления огня, так Митрополит Заиорданский описывает появления огня весьма простым способом.

/ Инок Парфений, 1841-71, А/ «(…) Митрополит Заиорданский, когда входит вовнутрь гроба, – обретает великую лампаду, стоящую на Христовом гробе, саму о себе возжегшуюся, а иногда при нем нечаянно загорится. Но только сам он никогда не видал, как она загорается. В Иерусалиме я от многих слышал, которым сам митрополит сказывал по {75} откровенности, сие: «Иногда я взойду, а она уже и горит; тогда и я скоро вынесу, а иногда взойду, а лампада еще не горит; тогда я паду на землю от страха и со слезами начинаю просить милости от Бога. Когда встану, лампада уже горит, и я зажигаю два пука свечей, выношу и подаю». (…) Весь Христов гроб был мокрый, якобы дождем вымочен; но я не мог узнать, от чего это. Посреди гроба стояла та великая лампада, которая сама зажглась, и великим светом горела.»

 

Кажется, все же есть один светский свидетель и один прислужник в храме.

Авраам Сергеевич Норов, бывший министр Народного Просвещения в России, известный русский писатель, путешествовавший в Палестину в 1835 году, в книге своей, «Путешествие по св. Земле», изданной в 1838 году, в первой части о Святом Огне свидетельствует как очевидец:

“В часовню Гроба Господня вошли за митрополитом, только один из греческих епископов, архиерей армянский (недавно получивший на это право), Русский консул из Яффы и мы трое путешественников.Один только митрополит вошел в вертеп Гроба Господня. {61} Я видел, как престарелый митрополит, склонясь пред низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени пред Святым Гробом, пред которым ничего не стояло и который совершенно обнажен. Не прошло и минуты, как мрак озарился светом, — и митрополит вышел к нам с пылающим пуком свечей» /А/.

Т.е., никаких молний на гробе не упоминается.

 

/Архимандрит Савва Ахиллеос. Я видел Благодатный Огонь. Афины, 2002, А/.

«В ту минуту душевное мое волнение перешло все границы, и вдруг среди мертвой тишины, когда я едва мог расслышать собственное дыхание, мне послышался какой-то трепетный, едва уловимый шелест. Он был похож на тонкое дыхание ветра. И сразу же после этого я увидел голубой Свет, который заполнил все внутреннее пространство Живоносного Гроба. Я видел, как этот Свет кружился, наподобие сильного вихря или бури. Это вихреобразное кружение Света было столь сильным, что, казалось, могло бы своим стремительным натиском вырвать с корнем толстые деревья. Сколько силы было в голубом Свете! И вот в этом Благодатном Свете я ясно увидел лицо Патриарха. По его щекам текли крупные слезы. Стоя на коленях пред Гробом, Патриарх протянул свою руку и открыл Книгу на той странице, которая была заложена толстой свечой. Между тем он положил на мраморную плиту Гроба четыре пучка белых свечей, в каждом из которых было по 33 свечи, и начал читать молитвы. Чтение продолжалось до той секунды, пока не появился таинственный Благодатный Огонь».

 

Но и это описание не соответствует рассказам о рассыпчатом бисере огня на плите гроба.

 

Можно сказать, что либо огонь сходит по-разному, либо священники выдумывают.

 

 

РАЗОБЛАЧЕНИЕ ЧУДА

Обратимся к свидетельствам:

  1. Система прОволочек, позволяющая огню перейти из внешней стороны храма в Кувуклию. Актуальный в период, когда никто ещё не входил внутрь Кувуклии (до 12-14 веков), а ожидали сошествие огня снаружи, заглядывая через щель в дверях.

 

Ибн-ал-Каланиси (ум. 1162)

«Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамового дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. Он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку наподобие нити, непрерывно идущую от одной к другой, и натирают ее бальзамовым маслом, скрывая это от взоров, пока нить не пройдет ко всем лампадам.

ал-Джаубари (ум. 1242) Муджир-ад-дина, писавшаго около 1496 года

«Они устраивают с ним хитрости, так что глупцы среди их невежд думают, что огонь сходит с неба. На самом деле он происходит от смазывания маслом бальзама высоко протянутых шелковых нитей, натертых серой и прочим».

 

  1. МЕХАНИЧЕСКИЙ СПОСОБ (управление процессом ВНЕ Кувуклии)

Если опустить некоторые, сомнительные подробности описания Ибн-ал-Каланиси, то из этих трёх описаний можно сделать следующую простую схему получения огня, о которой подозревали мусульманские критики. В Кувуклии, скорее всего в её куполе, была запрятан зажженная свечка (или нечто более сложное, представляющее из себя железный сундук). К свечке подходила шелковая нить (точнее медная проволока и шёлковая нить) или железная цепочка, смазанная горящим веществом. В момент, когда свечка прогорала до места соприкосновения с нитью, огонь переходил на нить и по нити шёл до нужных лампад. Время горения свечки рассчитать нетрудно.

Нетрудно и замаскировать горящую свечку внутри Кувуклии. Так как имеется и большое пространство купола, присутствуют ниши, в которых свеча может стоять и спокойно сгорать без риска быть обнаруженной. Кроме того, над самим гробом подвешены на цепочках десятки лампад, и замаскировать ещё одну цепочку не составляет труда.

 

Свидетельство о размерах пространства в куполе Кувуклии:

«/ Архимандрит Савва Ахиллеос. Я видел Благодатный Огонь. Афины, 2002, http://www.holyfire.org/Achelious_ISawHolyLight.htm/.

«Я заметил, что позади висящих лампад, образующих собой как бы занавес, имеется маленький купол, увенчивающий Кувуклию, а слева от него, вверху, как раз напротив мраморной плиты Гроба Господня есть маленькое местечко наподобие крипты. Эта крипта очень мала, но в ней мог бы поместиться один человек. Значит, подумал я, мои сомнения могут разрешиться, если только мне удастся скрыться в ней. Забравшись незаметно туда, я смогу увидеть все, что происходит внутри Кувуклии”.

 

При обыске, разоблачить такую систему можно только, либо полностью разобрав Кувуклию, либо заранее зная, где находится скрытая ниша. Этот способ чудотворения можно модифицировать добавив подвижную платформу для свечки, управляемую вне Кувуклии с помощью верёвки отведённой в заднюю часть Кувуклии. И опять, замаскировать эту верёвку не проблема.

После появления внутри Кувуклии священников для ожидания огня, стали более актуальны и другие способы получения огня, о которых говорят разоблачители.

 

  1. Зажигают спрятанной горящей лампадой

 

Ибн-ал-Джаузи (ум. 1256)

«Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад [67] и восклицает: «Сошел свет и смилостивился Христос».

Богатую дань «разоблачениям» отдали в свое время и католические авторы.

Согласно их воззрениям, православный Патриарх будто бы просто «в Кувуклии зажигает огонь от лампады, скрытой за движущейся мраморной иконой Воскресения Христова, что у самого Гроба».

В XIX веке отголоски этой рационалистической тенденции дошли и до русских церковно-исторических сочинений. См.: Епископ Порфирий (Успенский). Книга бытия моего, Ч. 3. СПб., 1896,с. 299-300. (не проверено). К сожалению, я не успел проверить, но возможно речь идёт о разоблачениях Успенского по поводу хитростей с лампадой

 

  1. Таинственная книга и свеча.

 

Йакут (ум. 1229)

«И вот я увидел магическую книгу, в которой было написано, что он приближает к лампаде свечу, и огонь неожиданно в ней появляется. Люди же видят, но не подозревают этого; для них это кажется великим (чудо), и они повинуются«.

 

Этому свидетельству, неожиданно вторит другой очевидец, хотя и не являющийся разоблачителем. /Архимандрит Савва Ахиллеос. Афины, 2002,

http://www.holyfire.org/Achelious_ISawHolyLight.htm/

Зачем нужна свеча? – спросил я. Но тут же услыхал я строгий голос старца, который раздался, словно гром средь ясного неба. – Где твоя вера? Где твое послушание — эта величайшая добродетель монаха? …»

Тут можно предположить, что происходит некая химическая реакция, зависящая от состава свечи (или того, что в неё вложили) и содержимого лампады.

 

  1. Дело в лампаде

Если присутствие книги со свечой на гробе не подтверждается другими источниками, то по поводу лампады можно найти очень много интересного. Действительно, некоторые паломники разных веков упоминают о том, что в храм вносят закрытую колпаком лампаду.

 

Свидетельства.

/А.Н. Муравьев, 1832, А)/. «Прежде однако же его начала, отворяют на миг двери часовни игумену храма, и он ставит на св. Гроб не зажженную лампаду, вместе с двумя пуками свечей, из 33 каждый, в память годов Христовых, и кладет хлопчатую бумагу, дабы собирать ею св. Огонь, появляющийся, как говорят, малыми искрами на мраморной плите»

 

/ Инок Парфений 1841-71, А/. «Но туда еще прежде отнесли великую лампаду, налитую до самого верха елеем, и в нее пущена великая светильня, и поставили лампаду посреди Христова гроба»

Сейчас это выглядит следующим образом. Врата Кувуклии запечатывают воском и оставляют так в ожидании митрополита. Когда приближается время появления греческого митрополита, печать снимают, но прежде, чем войдёт митрополит внутрь Кувуклии, туда входит священник несущий закрытую колпаком лампаду. Возможно, он и ставит её на плиту гроба. Затем в пещеру входит митрополит и представитель армянской церкви. Двери закрываются. Через некоторое время митрополит выходит с зажженными пучками свеч. А пока огонь распространяется по храму, ту же самую лампаду выносят из Кувуклии в том же самом, закрытом колпаком виде.

Вопрос в том, какой смысл в этой лампаде? Что в ней?

О возможности химического воспроизведения возгорания может свидетельствовать фрагмент приведённый в статье Крачковского:

«На один характерный пример обратил мое внимание Я.И. Смирнов: по разсказу диакона Захарии (1639-1699), католикос Филипп достал раз из-под плаща две свечи, которые загорелись в руках Эрзерумскаго паши сами собою (M.Brosset, Collection d’historiens armeniens. Tome II, St.-Petersbourg 1876, стр. 76)» /Крачковский/.

 

Власти, обыск и разоблачения чуда.

Христиане утверждают что, несмотря на все попытки, всё же разоблачить чудо никому не удалось, чему свидетельство само чудо, продолжающее до сих пор. Православные приводят истории, в которых разоблачители посрамляются, несмотря на все свои попытки. Но надо понимать, что эти легенды сочиняют сами христиане, а то, что чудо существует до сих пор, скорее всего, объясняется большими доходами, которые получают за него и мусульмане и израильтяне. Хотя, последние 200 лет немалую роль играет и международный престиж. Стоит только заикнуться о хитростях монахов, как сразу обвинят в разжигании розни, притеснениях и т.п..

Во время чуда присутствует охрана. Сейчас – это группа израильских полицейских, а раньше это был отряд турецких войск. Видя присутствие во время чуда вооружённых неверных, многим представляется, что они специально пришли для разоблачения чуда, что порождает массу домыслов, которые поддерживают священники. Но на самом деле эти солдаты поддерживают порядок. Очень часто в храме происходили и даже происходят теперь стычки на меконфессиональной почве. И если бы не солдаты, христиане давно перебили бы друг друга.

 

Христиане в своих свидетельствах указывают, что митрополита обыскивают. Но во-первых до 13 века внутрь Кувуклии никто не входил, пока огонь не появится во Гробе, а во-вторых, на видео ясно видно, что митрополита раздевают священники и эта процедура похожа на ритуал очищения. Но если даже митрополита обыскивают, кроме него внутрь Кувуклии входит священник, приносящий специальную лампаду, входит армянский представитель и при этом никаких свидетельств об их обыске мы не встречаем. Кстати, на видео можно заметить, что кроме этих, традиционно входящих в Кувуклию священников, в неё проникают и какие-то другие, таинственные личности, можно вспомнить свидетельства о том, что в Кувуклии есть место спрятаться человеку или, что в Кувуклию на схождение огня допускали и светских лиц.

 

А выгодно ли властям разоблачать чудо?

ал-Джаубари (до 1242): Под заголовком «Хитрость монахов при зажигании огня в церкви Воскресенья» он говорит: «Ал-Мелик ал-Мауззам, сын ал-Мелика ал-Адиля вошёл в церковь Воскресения в день субботы света и сказал монаху, (приставленному) к ней: «Я не уйду, пока не увижу, как сходит этот свет». Монах сказал ему: «Что приятнее царю: это богатство, которое стекается к тебе таким способом, или знакомство с этим (делом)? Если я открою тебе эту тайну, тогда правительство лишится этих денег; оставь же её скрытой и получай это большое богатство». Когда же правитель услышал это, он понял скрытую суть дела и оставил его в прежнем положении. (…)» /Крачковский, 1915, 236-237с./.

 

Доходы настолько огромны, что по сути дела всё население Иерусалима кормилось от них.

Так, проф. Дмитриевский цитирует следующее наблюдение проф. Олесницкого «Зато в Иерусалиме и Палестине этот праздник принадлежит не православному только населению: в нем принимают участие все местные жители, не исключая и мусульман. Семейный очаг немыслим без согревающего и освещающего элемента, а этот последний источается для всей Палестины от святого гроба. Это чувствует все население, и не может не чувствовать, потому что Палестина питается почти только теми дарами, которые приносятся ей поклонниками святого гроба из Европы. Таким образом, праздник гроба Господня есть праздник счастья и благосостояния страны. Не удивительно, что местные жители имеют целый круг поучительных сказаний о святом огне и его чудесных свойствах, и что в обстоятельствах, сопровождающих освящение огня (в его цвете, яркости и проч.) народ видит признаки счастливого или несчастливого лета, плодородия или голода, войны или мира» /Дмитриевский, 1909/.

Как уже сказано, легенды сочиняются христианами, а вот, что известно из исторических источников по поводу разоблачения и последствий (посрамления священников).

 

Признание в обмане. 

К сожалению, мне не удалось увидеть по ТВ, но на форуме дьякона А. Кураева было опубликовано следующее заявление: «Сегодня по 3-ему каналу рассказывалось о конфликте Греческой Церкви и Армянской Церкви. В этой программе представитель Армянской Церкви заявил, что они не считают Чудо Снисхождения Огня чудом, а всего лишь символом, и, якобы, огонь зажигается патриархом от спрятанной лампады, но, тем не менее, они, Армянская Церковь, настаивают на своей правоте в данном конфликте».

http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=20740 форум Кураева. 27.04.03

 

В книге «Возможны ли чудеса?» – Москва,1960г.- автор болгарин Лев Друянов,

«В те дни, когда Наполеон воевал с мусульманами в Палестине (1799 год), когда знаменитый государь Сирии и Палестины Ибрахим, паша Египетский, пребывал в Иерусалиме, нашлось, что огонь НЕ БЛАГОДАТНЫЙ, А ЗАЖИГАЕТСЯ КАК ВСЯКИЙ ОГОНЬ. .Этому паше пришло на ум удостовериться, правда ли вдруг и чудесным способом является огонь на крышке Гроба Господня, или зажигается он серной спичкой. Он объявил патриаршему наместнику, что хочет сидеть в самой Кувуклии во время получения огня и зорко глядеть, как он является, и пообещал, что в случае истинности будут даны 2 500 000 пиастр, а в случае лжи, пусть ему дадут все деньги, собранные с обманутых паломников, и что он напечатает во всех европейских газетах об отвратительном обмане.

Наместник-Первоарабский митрополит Мисаил, Назаретский митрополит Даниил и Филаделфийский епископ Дионисий собрались посоветоватся, что делать. Во время совета митрополит признался, что ОГОНЬ В  КУВУКЛИИ ЗАЖИГАЕТСЯ С ЛАМПАДЫ, СПРЯТАННОЙ ЗА ДВИЖУЩЕЙСЯ ИКОНОЙ «ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА», КОТОРАЯ В САМОМ ГРОБЕ ГОСПОДНЕМ.

После этого признания было решено смиренно молить Ибрахима НЕ ВМЕШИВАТСЯ В РЕЛИГИОЗНЫЕ ДЕЛА, и был послан к нему драгоман святогорской обители, который изложил, что Его Светлость не будет иметь никакой пользы открывать тайны христианского богословия и что РУССКИЙ ИМПЕРАТОР БУДЕТ ВЕСЬМА НЕДОВОЛЬНЫЙ ОТ РАСКРЫТИЯ ЭТИХ ТАЙН. Ибрахим паша выслушал, махнул рукой и замолчал….» / (не проверено)/.

 

ЛЕГЕНДЫ ВОКРУГ ЧУДА ИСТОРИЯ С КОЛОННОЙ

 

Вокруг любого чуда появляется множество легенд, которые со временем разрастаются новыми подробностями. При этом происходит естественный отбор среди легенд, выживают наиболее популярные, наиболее яркие и захватывающие воображение. Чем древнее история, тем меньше шансов найти изначальный вариант легенды, в котором, возможно, есть некая доля правды. Именно как к легенде я отношусь к рассказу, описывающему необычный случай происшедший с одной из колонн храма Воскресенья. У входа в Храм Гроба Господня, где ежегодно совершается ЧУДО есть колонна, с повреждением и следами опаления. Греки рассказывают, что из неё чудесным образом вышел огонь, когда греческий клир не был допущен на церемонию.

Читая различные источники, упоминающие об этой истории, можно найти массу расхождений в деталях, даже у прогреческих авторов. Приведу лишь рассказы достаточно авторитетных авторов, хотя в современной религиозной периодике данная история искажена ещё больше.

 

Краткое описание расхождений

 

  1. В датировке события: 1580 (7), 1517 (6), 1549 (2), 1686 (1), 1779 (0)
  2. В описании появления и движения огня.

ВНЕ ХРАМА: Раздался громовой удар. Одна из мраморных колонн храма треснула, и из этой трещины брызнул Огонь.

ВНУТРИ ХРАМА: “Сниде огнь с небеси на придел Гроба Господня и поигра, пойде к вратам великия церкви, а не в приделе Гроба Господня, и тамо не во врата и пойде, но в целое место сквозь стену и в столп каменный, и разседеся столп и выде огнь из церкви пред всем народом, а столп треснул, что гром с великим шумом загремел”.

  1. Поведение армян. По одному рассказу: (Армяне и ведать не ведали об очередном сошествие благодати, оставаясь внутри храма) (7). По другому: “- армяне видели, как свет сошёл, слышали треск колонны и все выбежали из церкви (1).
  2. Имя и должность мусульманина.

Турецкий офицер Омир (0), офицер Анвар (4). (…) взобрался арабский эмир, чтобы понаблюдать сверху самому за тем, что будет происходить около Храма (6)

  1. Место нахождение и действия мусульманина, пострадавшего за вероотступничество.
  2. Доказательства приводимые в защиту правдивости истории.

 

Свидетельства можно сгруппировать.

 

Первоисточником по видимому является свидетельство 1, от которого произошла группы близкородственных свидетельств А (0,3, 4,6) и Б (7).

Но уместно привести свидетельство армян, древних конкурентов греков в борьбе за власть в Храме Гроба и одного неправославного свидетеля. «Армяне же говорят, что из этой колонны появлялся благодатный огонь вообще для бедняков, которые, не имея возможности уплатить обычной дани за право присутствовать в храме в Великую субботу в момент появления благодатного огня, стояли вне храма»/Ложкин В. Пасхальный Огонь // «Калининградская правда» Беседа В. Ложкина с православным священником Евгением Корягиным из Болшевского храма Космы и Дамиана /.

 

ПОВТОРЕНИЕ ЧУДА

  1. Механические способы.

Создание специальной механической системы появления чуда не является чем-то особо новаторским. (примеры 1) храм Рамзеса в Египте; 2) работа древнегреческого механика Герона Александрийского). Условия создания.

А. Имеется закрытое помещение.

Б. Появление огня происходит без присутствия человека внутри Кувуклии (до 13 века огонь ожидали вне Кувуклии).

Г. Обыск Кувуклии (т.е. огонь должен был быть незаметен изнутри и снаружи Кувуклии).

Первым решением могла бы быть специальная ниша в куполе Кувкклии, в которую заряжалась горящая свечка или лампада свечка. К свечке можно присоединить, на определённом уровне шёлковую нить или железную цепочку смазанную горящим раствором. В рассчитанный момент, когда свечка прогорает до нити, огонь передаётся на нить и с нёё уже переходит на лампады зажигая их.

 

При этом возможны модификации.

  1. — сделать возможность передвижения свечи или лампады, соединяя их с одной из сотен лампад висящих по периметру Кувуклии. При этом, со стороны, видимое желание поправить покосившуюся лампаду, монахам стоящим у Кувуклии, на самом деле будет передвижением горящей свечи в тайной ниши Кувуклии, необходимое для касания с нитью или цепью.
  2. Смазанная цепь может идти не только непосредственно на лампады, но и на скрытую в куполе лампаду, зажигать её, и уже оттуда огонь будет «скапывать» вниз, на гроб, скажем, создавая вид огненных бусинок. 

Способ этот простой, дешёвый и без знания места ниши в куполе, почти не поддающийся разоблачению.

 

Вторым, более сложным, но зато зрелищным способом является возгорание лампады на гробе от солнечного луча. «Стеклянные линзы с разным увеличением, датируемые 600-400 г.г. до н.э., найдены и в Месопотамии. Зажигательное действие линз и зеркал известно с глубокой древности (далее ссылка на “Кто же изобрел телескоп” — http://www.saslib.ru/ref/aero/24/240-1162/ Index. Html / и примеры: Диокл 350 до Р.Х., Птолемей Эвергет (146-116 гг. до н. э.). Известно, что «…древним грекам было известно и зажигательное действие собирающих линз, описанное впервые в V в. до н.э. в комедии Аристофана «Облака». О зажигательном действии стеклянных и хрустальных шаров пишут римляне Плиний и Сенека. Последний указывает на увеличительное действие стеклянной сферы, заполненной водой» /http://optics.ifmo.ru/demo/lec1/lec1-3.htm Фундамент геометрической и прикладной оптики. Начало катоптики — науки об отражении. (Античная оптика)/.

А ведь именно греки являются основными хранителями секретов БО.

 

Что необходимо для создания условий возгорания лампады от лучей Солнца?

Для начала доступ лучей Солнца. И действительно, в куполе ротонды ХГГ, прямо над Кувуклией есть открытое пространство, через которое лучи Солнца проходят прямо на Кувуклию. Кроме того, даже в современной Кувуклии, на её потолке есть люк, вероятно, открытие которого даёт доступ для лучей Солнца и в саму Кувуклию. Необходимо, что бы церемонии проходила днём, желательно в районе 12.00, когда Солнце в зените. Это условие стало выполняться с некоторого времени, и почти уже тысячу лет церемония проходит днём.

Что же остаётся? Ещё необходимо наличие лампады, с легковоспламеняющейся жидкостью. И опять мы видим из истории чуда, что некая таинственная лампада действительно существует. Остаётся только поставить лампаду над люком и открыть его в нужный момент. В зависимости от характеристик жидкости, интенсивности солнечного света (погоды) будет меняться время самовозгорания.

Модификации.

  1. Можно усилить солнечный свет линзами, тогда погода потеряет силу своего значения.
  2. В лампаду можно залить жидкость, которая опять же вспыхивает вообще на свету, что опять снижает значение погоды. (См -8. Хлор — водородная бомба.)

 

2. Химические способы

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ХИМИЧЕСКИЕ РЕЦЕПТЫ

ВНИМАТЕЛЬНО ОЗНАКОМТЕСЬ С У.К. И ТЕХНИКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ!!!!

Для получения огня химическим способом нам понадобится две лампады (назовем их Л-1 и Л-2), верёвка или цепочка одним концом соединенная с Л-2, а другим выходящая наружу (при этом она может цепляться и за одну из сотен внешних лампад или как-то иначе, главное соблюсти маскировку). Итак. Л-1 стоит на гробе или подвешена над ним. Л-2 точно над Л-1 и при натяжение верёвки её содержимое выливается точно в Л-1. Происходит химическая реакция, появляется огонь. Если Л-1 тоже подвешена (дабы глаза не мозолить или если какой митрополит не захочет участвовать во лжи), то надо устроить так, чтобы при возгорание Л-1 она постепенно начинала скатываться на бог, а огонь скапывать вниз, на лампады и саму плиту гроба.

Вещества для самовозгорания

В современном мире проблем с поиском таких веществ нет. Сотни химических веществ (хотя чаще достаточно сложно строения), при верном смешение приводят к самовозгоранию.

Приведу несколько рецептов.

  1. концентрированная серная кислота, порошок марганцовки (адекватный заменитель марганцовки (менее доступный сейчас) — хромат калия)

Из обеих компонентов (не больше четверти чайной ложки каждого) делается кашица (желательно в стекле, без контакта с металлами). Фокус готов.

Кашица (достаточно количества в четверть спичечной головки) берется на стеклянную, керамическую или пластмассовую палочку и приводится в соприкосновение с любым горючим обьектом: например бумагой, ватой, фитилем спиртовки, тонкой лучиной, хлопчатой тканью. Обьект при этом немедленно воспламеняется.

  1. Глицерин и марганцовка.

Размельчите 1 грамм перманганата калия (марганцовка), и высыпьте их в фарфоровую чашечку. Капните 2-3 капли глицерина на перманганат калия. Смесь начнет шипеть и затем воспламениться.

  1. Кристаллы иода — алюминевая пыль — вода
  2. Нитрат амония-хлорид амония-цинковая пыль — вода.
  3. Фосфор — дисульфид углерода.

Внезапное возгорание свечи легко может показать учитель химии или руководитель химического кружка. Этот опыт состоит из двух операций. Вначале в склянке с пришлифованной пробкой готовят раствор белого фосфора P4 (3-4 кусочка, каждый размером с горошину) в 10-15 мл дисульфида углерода CS2 (см. подразд. 1.10). Затем фитиль свечи «разлохмачивают» на отдельные ниточки и пропитывают их полученным раствором из капельницы так, чтобы он не потек по самой свечке.

После этого наступает время ожидания. Дисульфид углерода быстро испаряется, оставляя на фитиле свечи мельчайшие частички белого фосфора. Фосфор окисляется кислородом воздуха с выделением значительного количества теплоты, а это через некоторое время (обычно через 10-15 мин) вызывает «внезапное» воспламенение свечи.

 

  1. Свинцовый пирофор

 

Вспыхивает от соприкосновения с воздухом. (Если разбить стеклянную трубку, в которой запаян свинцовый пирофор*, то происходит вспышка.). * Свинцовый пирофор получается путем нагревания сухого виннокислого свинца в пробирке, закрытой с одного конца и тонко оттянутой с другого, пока не прекратится выделение паров. Тогда в пламени паяльной трубки заплавляется оттянутый кончик пробирки. При соприкосновении с воздухом пирофор дает красную вспышку. — Прим. В. Крукса.

 

  1. Сахар и бертолетовой соль + серная кислота

Смесь сахара и бертолетовой соли немедленно воспламеняется при добавлении к ней капли концентрированной серной кислоты.

  1. Хлор и водород.
  2. (Сахар + хлорат калия пропитывающие хлопчатобумажную ткань) + серная кислота.

Используется в зажигательных бутылках.

В Интернете вы легко найдёте множество рецептов о том, как придать пламени нужный цвет и яркость.

 

Мы не знаем, что из перечисленных веществ могло быть доступным алхимикам 4-9 веков н.э. Скорее всего, что почти ничего, по крайней мере, мои поиски пока результатов не дали. Но надо понимать, что с приходом христианства античная культура и наука были уничтожены. Наступила эпоха мрачного средневековья. Человечество не только потеряло тысячу лет, почти не развиваясь, но и забыло достижения многих веков античного мира. Тогда люди ушли назад в развитии. Потому, уровень 10 века по знаниям, в ряде областей даже ниже, чем уровень 1 в. до н.э.

 

Что же могло быть в руках алхимиков 4-10 века?

 

Серная кислота? Скорее всего, она была известна, потому что существуют естественные источники серной кислоты. Примерами естественного скопления серной кислоты служат: Пещера Освященного духа на юге Мексики в штате Табаско. В мире известно еще лишь две подобные пещеры – пещера Лечугилла в США [«НиЖ» 1997, N 6] и недавно открытая полностью залитая водой пещера Мовиле в Румынии. http://ufo.knet.ru/a_z/p/04600.htm

В связи с древностью изобретения стекла, которое уже отметила своё 5000 летие, можно утверждать и возможность транспортировки серной кислоты.

 

ЧУДЕСА С БЛУЖДАЮЩИМИ ОГОНЬКАМИ НА КЛАДБИЩАХ.

 

Метан или фосфин? Блуждающие огоньки – слабое свечение голубоватого или зеленоватого цвета, которое иногда наблюдается на болотах, кладбищах и в склепах. Они часто выглядят как приподнятое примерно на 30 см над землей спокойно горящее, не дающее тепла, пламя свечи, на мгновение зависающее над объектом. Огонек кажется совершенно неуловимым и при приближении наблюдателя как бы перемещается в другое место. Причиной этого явления служит разложение органических остатков и самовозгорание болотного газа метана (СН4) или фосфина (РН3). Блуждающие огоньки имеют разную форму, иногда даже шаровидную.

 

 

ОГОНЬ ГОРИТ, НО НЕ ОБЖИГАЕТ

ЧУДО С НЕОПАЛИМОЙ КУПИНОЙ.

 

Вытяжка из Диптама. Однажды в жаркий душный вечер дочь знаменитого шведского систематика животных и растений Карла Линнея (1707-1778) вдруг заметила в своем саду странное свечение цветов настурции (Tropaeolum). Словно бы легкое пламя или искры появлялось над лепестками. Такое свечение наблюдалось и у цветов ясенца (Dictamnus) из семейства рутовых, с листками, напоминающими ясень. Девушка зажгла свечу и поднесла ее к цветам. Внезапно яркое пламя целиком охватило все растение, по веткам пробежали огоньки, но настурция осталась нисколько не поврежденной и свежей. Позже такое же свечение было замечено у пелларгонии, (Pelargonium)то есть — у простой домашней герани.

Явление подобного своеобразного свечения объясняют большим испарением растений эфирных масел, особенно в сухую погоду… Самое любопытное, все же, не причудливая микроанатомия, изысканные или отвратные запахи растений, а то, что некоторые из них могут сами, без свечи или спички — самовоспламеняться!

 

Намек на такую возможность содержался еще в одной из библейских легенд. Однажды, когда мифический пророк Моисей пас овец у горы Хорив, то внезапно «…явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает».

Долгое время такой горящий несгорающий куст относили к разряду вполне фантастических историй. Однако, в наши дни знакомство ботаников в флорой Синайского полуострова показало, что такой куст и в самом деле существует, именуют его «диптам» или «куст Моисея». В свое время экземпляр такого растения был вывезен в Польшу и посажен в горно-степном заповеднике в Скоротицах. А в 1960 году именно оттуда пришло сенсационное сообщение — в один из жарких летних дней «куст Моисея» самовопламенился, горя голубовато-красным огнем. Выяснилось, что и здесь виноваты летучие эфирные масла. В тихую безветренную погоды вокруг куста увеличивается концентрация паров выделемого через поры вещества. И, достигнув какого-то предельного значе- ния, под действием прямых солнечных лучей они — воспламенялись. Однако сгорание происходило настолько быстро, что куст оставался невредимым. http://www.arfo.nn.ru/Page01/!Paleo-k4.htm

 

Свидетели 9-12 века говорят о наличие некоего бальзамового масла, которое может приводить к возгоранию?  «…Чтобы огонь къ нимъ дошелъ по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений изъ него, а его свойствомъ является возникновение огня при соединении съ жасминовымъ масломъ, онъ обладаетъ яркимъ светомъ и блестящвмъ сияниемъ. …» /Ибн-ал-Каланиси (до 1162 о 1007)/. Но состав этого рецепта нам не известен.

———————————————————————————

 

 

 

 

Клуб скептиков. /назад в раздел «Чудеса»

 

Евгений Барсуков, кандидат химических наук

 

Пасхальный огонь

 

В принципе, я не считаю что «все, что происходит с людьми, имеет научное объяснение», так как, на самом деле, наука сама по себе имеет значительное число данных, которое она открыто признает пока не объясненными. Наука вечно молода, и всегда будет иметь массу открытых вопросов. Примерами могут быть частицы космического излучения, энергии которых на несколько порядков превышают теоретический предел, или рентгеновские источники в атмосфере, или, наконец, даже такие фундаментальные вещи, как одновременное  схлопывание волновой функции связанных частиц в квантовой механике, которое происходит, даже если одна частица на земле, другая на Альфе Центавра, объяснения чего сводятся к таким странным вещам, как движение назад по времени. Так что, простор для любознательных открывателей нового налицо.

 

Тем более странно, что большинство людей предпочитает искать неизведанное в наиболее избитых и очевидных бытовых ситуациях, где все уже объяснено и проверено человеческим опытом в течение многих сотен и тысяч лет даже без всякой науки.

 

Чудеса, происходящие на бытовом уровне, это, как правило, просто проявление технологии, которая является передовой на момент демонстрации. Например, кого сейчас удивишь воскрешением — оно происходит каждый день по многу раз во всех реанимациях мира. Тем не менее, сам факт, что некая технология дана (Богом или закономерностью, в зависимости от вашей веры) в руки некому человеку  «до срока», всегда служил доказательством и подтверждением действительности его пророчеств, что, в общем, не лишено смысла.

В этом свете, просьба не воспринимать приведенное ниже возможное объяснение чудес нисхождения огня на Пасху в православной церкви в Иерусалиме, как наезд на чью-то веру, а, скорее, наезд на некое чудо, которое перестало им быть к настоящему времени из-за общедоступности использованной технологии. Такая вот дискуссия произошла в группе relcom.religion в один весенний вечер:

>Если кто знает сам этот секрет, или имеет знающего химию приятеля, давайте подготовим достойный отпор хитрым служителям культа и разоблачим пресловутое чудо.

Как они это делают точно, понятия не имею, и пока ни один из них не проговорился. А само «холодное» воспламенение делается достаточно просто. В надежде, что дети не смотрят, рассказываю один простой для воспроизведения в домашних условиях метод:

(Осторожно! — смесь при долгом стоянии взрывоопасна. Изготовлять только в малых количествах. выливать в унитаз в течение не более часа после приготовления. Держать в стекле, вдалеке от любых горючих предметов. Серная кислота — крайне опасная жидкость, необратимо уничтожает кожу и глаза в течение десятка секунд. Рекомендуется опыты делать в очках).

 

Ингредиенты (вполне доступны в течение последней тысячи лет):

1) концентрированная серная кислота (та, что заливается в аккумуляторы)

2) порошок марганцовки

Из этих двух компонентов (не больше четверти чайной ложки каждого) делается кашица (желательно в стекле, без контакта с металлами). Фокус готов. Кашица (достаточно количества в четверть спичечной головки) берется на стеклянную, керамическую или пластмассовую палочку и приводится в соприкосновение с любым горючим обьектом: например бумагой, ватой, фитилем спиртовки, тонкой лучиной, хлопчатой тканью. Обьект при этом немедленно воспламеняется.

Для зажигания свечи я бы прицепил незаметную капельку массы к кончику фитиля и в нужный момент движением (дрожанием) руки заставил бы каплю сползти вниз, где на фитиле «случайно» прилип очень маленький кусочек бумаги, который при этом воспламеняется. Для верности таких «крапленых» свеч может быть несколько по всему залу, чтобы хоть одна, да сработала.

Еще раз призываю к осторожности.

 

 

 

 

В.А.Калинкин, будучи человеком дотошным и явным скептиком, этим объяснением не удовлетворился, ответил следующее:

 

>Спасибо за отзывчивость, но вопрос был не в том, как зажечь без зажигалки

>(это действительно просто), а в том, чтобы появившееся пламя, по крайней

>мере, первые 10-20 минут, не обжигало кожу и волосы экспериментатора, когда

 >он их намеренно помещает в это пламя. Причем, наши новосибирские священники привезли огонь из Иерусалима, и огонь сохранял свои невоспламеняющие свойства. Год и два назад здесь так много об этом говорилось, что я не уточнил, в чем >именно народ усматривает чудо нисхождения огня.

 

Действительно, я тут осведомился о деталях нисхождения, и узнал, что там действительно фигурирует необжигающий огонь, который можно размазывать по телу, при этом одежда не загорается (хотя можно зажечь тонкие лучинки). Химия тут возможна различная. Навскидку вспоминается один способ, которым тоже можно произвести этот опыт дома.

 

Холодный огонь имеют многие эфиры органических и неорганических кислот. В частности, один из таких эфиров (этиловый эфир борной кислоты) легко получить дома.

Инградиенты: — сухая борная кислота, чайная ложка; — этиловый спирт, чайная ложка; — концентрированная серная или соляная кислота, одна капля. Все это помещается в блюдце, перемешивается и слегка подогревается на теплой (чтобы можно было держать руку) водяной бане. Выделяющийся эфир борной кислоты можно поджечь (не поднося спичку близко к блюдцу, чтобы не  зажечь спирт).

Эфир борной кислоты горит очень объемным, слегка зеленоватым пламенем, которое не только не обжигает, но даже не греет ощутимо, в нем спокойно можно держать руку. Кстати, этот метод получения холодного пламени перекликается с «нисхождением огня» в том, что после того, как эфир борной кислоты весь выгорит, может начать гореть спирт, а его пламя действительно обжигает.

Если есть водяной холодильник и колба, эфир борной кислоты можно собрать в чистом виде, хотя для демонстрации нисхождения вполне годится его раствор в спирте, которым можно смочить руки, например. Еще одна деталь — при горении образуется аэрозоль борной кислоты, который, хотя и не видно глазом, нетрудно обнаружить при помощи газового анализатора. Короче, для проверки этой гипотезы достаточно собрать (например, в надувной шарик) хотя бы литр воздуха после проведения обряда «нисхождения огня» и пропустить этот воздух через газовый хроматограф, посмотрев внимательно на присутствие следов борной кислоты.

Regards, Евгений Барсуков

март 2000

———————————————————————————

 

….Почти два года спустя….

 

С наводки хозяина сайта Скептиков я не без удивления обнаружил, что моя статья вызвала неожиданное возбуждение у почитателей огненных чудес. Неизвестный эдитор не пожалел пять страниц на сайте, посвященном пасхальному огню, для того, чтобы попытаться нивелировать эффект моей статьи, приведенной выше. Увы, пяти страниц (www.holyfire.org/razbor_barsukov.htm) оказалось достаточно для размещения избыточного количества неуклюжих попыток иронизировать, но места не хватило для размещения хотя бы одного конкретного аргумента. То, что показалось автору аргументами, на самом деле является примером достаточно широко распространенного недостатка базовых химических знаний.

Попробуем быть более экономными с местом, и посмотрим на ключевые моменты статьи, упуская не относящиеся к делу хиханьки и хаханьки. (Фрагменты моей вышеприведенной статьи — мелким шрифтом, цитаты с «огненного» сайта — курсивом).

 

Когда после трех страниц благоглупостей автор собственно переходит к своим аргументам, он садится в лужу на самом первом из них, который, надо думать, планировался как самый убийственный:

 

«Ингредиенты (вполне доступны в течение последней тысячи лет):

1) концентрированная серная кислота (та, что заливается в аккумуляторы)

2) порошок марганцовки»

 

Возражение:  Думаю, Вам не стоит забывать, что Вы, все же, кандидат химических наук. > Так что, пожалуй, оставим для историков Ваше маленькое открытие о легкой > доступности концентрированной серной кислоты в древности. Может, ее > добывали из аккумуляторов?

 

 

 

 

Ответ: Серная кислота является наиболее древним достижением химии, и методы ее добычи были известны задолго до самого появления слова «химия». Первые описания производства серной кислоты разложением минералов, содержащих сульфат железа, были найдены у древних египтян. Позолоченные изделия, единственным методом производства которых было использование царской водки (смеси азотной и соляной кислот), широко использовались в греческой и римской цивилизации. Обе кислоты (азотная и соляная) вплоть до прошлого века получались только действием серной кислоты на их соли — селитру и поваренную соль, соответственно. Другие методы (электрохимический, например) стали известны только в недавнее время. Так что, увы — широкая доступность серной кислоты задолго до первых сведений о священном огне — это общеизвестный факт.

 

Кстати, к вопросу о доступности именно концентрированной серной кислоты… Используемый алхимиками способ изготовления серной кислоты разложением сульфата железа, собственно, концентрированную кислоту и дает, так как вначале получается олеум (раствор S03 в H2S04), который потом разбавляется водой. Аналогично получали азотную и соляную кислоты для царской водки, используемой для золочения посуды еще у древних греков. Разбавленная кислота бесполезна для этих целей.

 

Более остроумно было бы возразить по поводу марганцовки. Ее в чистом виде тогда действительно не использовали, я выбрал именно этот окислитель для того, чтобы сделать описание эксперимента производимым в домашних условиях. Однако и этот аргумент мало помог бы, так как адекватный заменитель марганцовки (менее доступный сейчас) — хромат калия,- издревле использовался для дубления кож, и потому был вполне доступен древним химикам.

 

“Для зажигания свечи я бы прицепил незаметную капельку массы к кончику фитиля и в нужный момент движением (дрожанием) руки заставил бы каплю сползти вниз, где на фитиле «случайно» прилип очень маленький кусочек бумаги, который при этом воспламеняется. Для верности таких «крапленых» свеч может быть несколько по всему залу, чтобы хоть одна, да сработала.”

 

Возражение:  А теперь представим себе десятки тысяч паломников дружно изготовляющими взрывоопасную смесь (очевидно, они должны это делать в страдающем от  терроризма Иерусалиме). Заметим, что перед тем, как использовать данную смесь, паломники около суток сидят в храме с тридцатью тремя (так по  определенным причинам принято) взрывоопасными стеклянными трубочками  только, чтобы побаловать себя и окружающих всем известными фокусами.  Будем вынуждены Вас крайне огорчить. Паломники, в том числе и те, у  которых свечи загораются сами, покупают их в обычных арабских лавках.

 

Ответ: Широко известно, что пасхальный огонь возникает не везде одновременно, а в ОДНОМ МЕСТЕ, что хорошо видно на фотографиях, приведенных на том самом сайте, который взялся за опровержение (www.holylight.gr/agiofos/holyph1.html). После этого огонь передается от одного посетителя к другому обычным методом — зажиганием свечи от свечи. Для воспламенения эфира (см. дальше) было бы достаточно одной крапленой свечи (или другого горючего материала). В толпе возбужденных людей несложно спрятать даже целую газовую плитку с пьезокристаличким зажигателем, не то, что одну маленькую свечку. Вообще, при современной технологии сам акт зажигания «втихую» не представляет ни малейшей проблемы. В IV же веке химический метод мог быть вполне удобным, особенно с учетом задержки самовоспламенения после контакта с горючей смесью на минуту-две.

 

“Теперь об огненном шаре:

 

Возражение:   Ну, уважаемый Евгений (извините, не знаю, как по батюшке Вас величать), теперь мы видим как хорошо Вы «осведомились». Ну, посмотрите хотя бы кассету, поймете, сколь наивны Ваши рассуждения и сколь мало отношения они имеют к делу: людей с блюдцами, переполненными химическими растворами, в церкви никогда не наблюдаются, туда приносят свечи.

 

Ответ: Как я уже написал в своей статье, простейшее оборудование, доступное на каждой кухне, требуется для получения эфира. Его же использование не требует никакого оборудования. Например, чтобы получить огненный шар, достаточно смочить свою одежду заранее полученным эфиром, подождать некоторое время, пока он испарится, зажечь. Горящее облако эфира (который сам по себе тяжелее воздуха) будет двигаться с ветром именно так, как показано на фотографиях.

 

Кстати, в телесъемке с места события я видел сотрудников церкви, которые «размазывали» огонь по телу, что вполне сходится с гипотезой о предварительном смачивании одежды.

 

Возражение:  Люди используют обычные свечи (можете купить для экспериментов в хозяйственном магазине или Церкви).

 

Ответ: Когда огонь уже горит, можно зажигать любые свечи.

 

Возражение:   Пламя от Благодатного Огня вовсе не зеленое.

Ответ: На ваших фотографиях, и в телесъемке, которую я видел, оно выглядит прозрачным, слегка зеленоватым — так же, как у эфиров борной кислоты.

 

Возражение:  Люди в храме просто не имеют возможности подготовить описанный Вами опыт, поскольку Храм заполнен людьми столь тесно, что даже невозможно присесть. Для того, чтобы было понятнее, можете попробовать провести описанный Вами опыт в московском троллейбусе в час пик (только, если он безопасен для окружающих!).

Ответ: Смачиваю одежду эфиром, захожу в троллейбус, жду несколько минут испарения достаточного количества, зажигаю…

 

Возражение: Свечи зажигаются друг от друга обычным путем, никто никакие эфиры не поджигает.

Ответ: О чем я выше и говорю. Эфир нужен только для эффектного дебюта, дальше все и так ясно.

 

Возражение: Благодатный Огонь, как раз греет, его температураоколо 40-45 градусов Цельсия.

Ответ: Температура горения — это не фиксированная величина, она зависит от концентрации эфира в воздухе и условий теплообмена. В описании опыта, который можно сделать дома, я привел метод, чтобы увидеть сам факт необжигающего огня, где количество эфира очень мало. В случае использования концентрированного эфира температура может быть намного выше.

 

…Остается констатировать, что благие намерения автора -– опровергнуть факт доступности технологии получения эффектов пасхального огня с древних времен – позволили мне дополнительно углубить и конкретизировать мои аргументы. Добавлю к сказанному только еще мое личное мнение: прибегание к языческим эффектам нисколько не прибавляет авторитета православной церкви и будет серьезным ударом для нее после того, как конспираторы будут вытащены на свет. Конечно, после этого церковь от них отмежуется и скажет, что ничего об этом не знала. Возможно, время для такого акта уже настало. «Пляски» вокруг пасхального огня не имеют никакого отношения к духовному смыслу христианства и мне лично представляются где-то даже кощунственными.

 

С приветами, Евгений Барсуков  январь 2002

———————————————————————————

 

Дополнение

 

Анализ фотографии (www.holylight.gr/agiofos/holyph1.html

).

 

Перед вами – фото сошествия Благодатного Огня в Иерусалиме. Фотогpафия — из Свято-Екатеpининского монастыpя, котоpый полyчил ее от паломника, фотогpафиpyющего сошествие лично. Делал он ее так: поднял руки с фотоаппаратом над толпой и начал фотографировать с максимальной скоростью. До этого кадра — незажженые свечи, после — зажженые.

Кликните по фотографии, и она раскроется в новом окне в полный размер. Ясно видно, как какие-то загадочные языки пламени сходят на людей. Чудо? Или это, все-таки, можно исчерпывающе объяснить по-другому? Давайте попробуем.

 

Для начала обратим внимание на детали.

Во-первых, единственная связь слоя огней и слоя толпы в храме — вот эта рука в самом центре:

Во-вторых, ни одно лицо не поднято кверху, и не наблюдает за происходящим чудом, все спокойны, зато некоторые смотрят прямо в объектив.

Разложив фото по цветовым слоям, несложно убедиться, что все эти всполохи, несмотря на то, что они самые яркие, никак не отражаются. В синем слое хорошо видно, что рассеянный свет исходит сверху, слабо освещая люстру и орган, лица же освещены вспышкой. Вверху заметны матовые лампы с единственным бликом, направление источника света по этому блику угадать не сложно — это вспышка фотоаппарата, с которого был снят этот кадр.

Траектории движения огней повторяются, совпадая в деталях: синусоидальное, справа налево вниз, затем немного вверх. Форма завершающего траектории характерного завитка, который совпадает практически поточечно в нескольких местах, а также то, что именно эти участки наиболее ярки, дает основания полагать, что огни были сняты следующим образом: фотограф, держа в руках камеру и перемещая ее по плавной кривой, открывает затвор, а затем останавливает и удерживает камеру до конца экспозиции. Небольшая дрожь рук при фиксации камеры объясняет идентичность завитков, сама фиксация — яркие всполохи в конце траекторий огней.

Единственное место, где эта траектория нарушена — та самая рука (см. выше), как будто как огонек по сложной траектории и с огромной скоростью перелетел через все помещение, и уселся на продолговатый предмет в руке. Здесь, напротив, в конце наблюдается небольшое снижение яркости, и форма траектории отличается от остальных.

 

Так откуда же взялись огни? Тот, кто хоть когда-то фотографировал на длительных выдержках (от 1 секунды) в темноте или в полумраке движущиеся светящиеся объекты (фонарики, спички, факелы, да просто свет автомобильных фонарей), поймет технологию появления световых пятен на этом снимке.

Итак, имеем: первая экспозиция длительная (несколько секунд, на советских фотоаппаратах обозначена как «В») без дополнительных источников света, сняты движущиеся факелы, свечи, и т.д. в темноте; вторая на этот же кадр — обычная (доли секунды), сняты люди, скорее, с подсветкой вспышкой, на фоне ночного неба или дальней перспективы. Поэтому сам храм и люди в нем изображены достаточно резко, хотя многие из них не в статичных позах. Похожее фото может получиться при съемке ночью со вспышкой фотоаппаратом, у которого не сблокирован взвод затвора с протяжкой пленки.

В пользу версии движения камеры, а не огней говорит то, что все траектории практически совпадают (вариант, что все огни двигались синфазно и синхронно в плоскости, перпендикулярной оптической оси — маловероятен)  форма траекторий неправильна, на большой «синусоиде» мелкие гармоники дрожания максимальная засветка в конце траекторий говорит об остановке (всех объектов одновременно — маловероятно) всполохи пламени видны только в конце траекторий  Огонек же, заканчивающийся на свече, отличается от остальных только на завершающем участке, причем не только формой, но и распределением яркости. Возможно, этот участок был отретуширован. Кстати, аналогичным образом на фотографиях иногда получаются призраки, двойники, НЛО…

 

Консультанты:

Сергей Лахно, 2:464/95@fidonet

Gregory A. Yaklyushin, ell@paco.net