«Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не был коммунистом. Потом они пришли за социалистами, я молчал, я же не был социал-демократом. Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза. Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не был евреем. Когда они пришли за мной, больше не было никого, кто бы мог протестовать». Мартин Нимеллер, пастор. Узник Дахау.
ЗДЕСЬ 22 марта 1943 г. ФАШИСТЫ СОЖГЛИ 149 ЖИТЕЛЕЙ ДЕРЕВНИ, ИЗ НИХ 75 ДЕТЕЙ МЛАДШЕ 16 ЛЕТ. САМА ДЕРЕВНЯ БЫЛА УНИЧТОЖЕНА ПОЛНОСТЬЮ.
МЕМОРИАЛ ПОСТАВИЛИ в 1970-е
КАК ЭТО СЛУЧИЛОСЬ
21 марта 1943 года в Хатыни заночевали партизаны из отряда «Дяди Васи» (Василия Воронянского). На утро 22 марта они ушли в сторону Плещениц. Одновременно из Плещениц им навстречу в направлении Логойска выехала легковая автомашина и два грузовика 118 шуцманшафт батальона 201 немецкой охранной дивизии.
У развилки дорог в 6 км от Хатыни колонна была обстреляна партизанами. Пять карателей были убиты и ещё двое ранены. О нападении на карательный батальон было доложено штурмбаннфюреру СС Дирлевангеру. Он приказал уничтожить Хатынь вместе с жителями. Инициативу проявил 118-й шуцманшафт батальон [4]. Во время преследования каратели столкнулись с 26 жителями деревни Козыри, работавшими на лесозаготовке, которые тут же были расстреляны карательным отрядом.
Во второй половине дня 22 марта 1943 года каратели окружили деревню. Жители деревни ничего не знали об утреннем инциденте, в ответ на который был применен принцип «общего коллективного наказания», нарушающий все правила и обычаи ведения войны. Каратели согнали всё население Хатыни в колхозный сарай и заперли в нём. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни были многодетные семьи: так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких — семеро.
Сарай обложили соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов.
В ОГНЕ СГОРЕЛИ 149 ЖИТЕЛЕЙ ДЕРЕВНИ, ИЗ НИХ 75 ДЕТЕЙ МЛАДШЕ 16 ЛЕТ. САМА ДЕРЕВНЯ БЫЛА УНИЧТОЖЕНА ПОЛНОСТЬЮ.
Две девушки — Мария Федорович и Юлия Климович — чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса, где их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Позднее и эта деревня была сожжена оккупантами, и обе девушки погибли. Из находившихся в сарае детей семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский остались в живых. Витя спрятался под телом своей матери, которая прикрыла сына собой. Ребёнок, раненный в руку, пролежал под трупом матери до ухода карателей из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу пулей, и эсэсовцы приняли его за мёртвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме. Ещё троим — Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу — также удалось скрыться от нацистов.
Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский (1887—1973). Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном Адамом послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.
Бывшая улица деревни выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. В тех местах, где когда-то стояли дома, поставлено 26 символических бетонных нижних венцов срубов и столько же обелисков, напоминающих печные трубы, опалённые огнём. Перед каждым из сожжённых домов установлена открытая калитка, как символ гостеприимства жителей деревни. На трубах-обелисках — бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил. Сверху каждого обелиска — печально звенящий колокол. Колокола звонят одновременно каждые 30 секунд.
ВЕНЕЦ ПАМЯТИ. Наказ погибших живым:
ЛЮДИ ДОБРЫЕ, ПОМНИТЕ:
ЛЮБИЛИ МЫ ЖИЗНЬ, И РОДИНУ НАШУ, И ВАС, ДОРОГИЕ.
МЫ СГОРЕЛИ ЖИВЫМИ В ОГНЕ.
НАША ПРОСЬБА КО ВСЕМ:
ПУСТЬ СКОРБЬ И ПЕЧАЛЬ ОБЕРНУТСЯ В МУЖЕСТВО ВАШЕ И СИЛУ,
ЧТОБЫ СМОГЛИ ВЫ УТВЕРДИТЬ НАВЕЧНО МИР И ПОКОЙ НА ЗЕМЛЕ.
ЧТОБЫ ОТНЫНЕ НИГДЕ И НИКОГДА
В ВИХРЕ ПОЖАРОВ ЖИЗНЬ НЕ УМИРАЛА!
Хатынь! Хатынь! Хатынь!
Я слышу, как набатом боль стучится.
Мороз по коже. Стой! Замри! Застынь!
И как же это всё могло случиться?!
Живыми уходили в мир иной…
Людей безвинных жгли с домами вместе.
И объяснить всё это лишь войной
Я не могу, когда стою на месте,
Где каждый сантиметр земли вопит
От горя и от боли нестерпимой, —
Он кровью человеческой полит…
Кто будет там, не проходите мимо!
Постойте, скорбно голову склонив,
Послушайте, как ветер плачет…
Стонет! В краю лесов и плодородных нив
Колокола звонят… Их эхо тонет
В высоком поднебесье.
Стой! Застынь! Перед тобой — Хатынь!
Здесь находится единственное в мире «Кладбище деревень» — 185 могил, каждая из которых символизирует одну из невозрождённых белорусских деревень, сожжённых вместе с населением (186-я невозрождённая деревня — это сама Хатынь). Одна из таких деревень — Шуневка. Могила каждой деревни представляет собой символическое пепелище, в центре которого расположен пьедестал в виде языка пламени — символ того, что деревня была сожжена. В траурной урне хранится земля деревни. На могиле написаны название деревни и название района, в котором стояла деревня.
Мемориальный элемент «Стена памяти» включает мемориальные плиты с названиями свыше 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей на территории Белоруссии.
http://colonelcassad.livejournal.com/490810.html
«Сердце затрепетало, когда мы оказались в Хатыни… Если бы это было в моей власти, я бы обязала каждого жителя нашей планеты побывать в этом месте…»
ВЕНЕЦ ПАМЯТИ. Наказ погибших живым:
ЛЮДИ ДОБРЫЕ, ПОМНИТЕ:
ЛЮБИЛИ МЫ ЖИЗНЬ, И РОДИНУ НАШУ, И ВАС, ДОРОГИЕ.
МЫ СГОРЕЛИ ЖИВЫМИ В ОГНЕ.
НАША ПРОСЬБА КО ВСЕМ:
ПУСТЬ СКОРБЬ И ПЕЧАЛЬ ОБЕРНУТСЯ В МУЖЕСТВО ВАШЕ И СИЛУ,
ЧТОБЫ СМОГЛИ ВЫ УТВЕРДИТЬ НАВЕЧНО МИР И ПОКОЙ НА ЗЕМЛЕ.
ЧТОБЫ ОТНЫНЕ НИГДЕ И НИКОГДА
В ВИХРЕ ПОЖАРОВ ЖИЗНЬ НЕ УМИРАЛА!
СКОРБЯЩАЯ ПСКОВИТЯНКА
ПАМЯТНИК НА МЕСТЕ
дер. Красухи, Псковской обл.,
КРАСУХА. Псковская обл. — деревня в Порховском районе. Когда началась Великая Отечественная война (1941 — 1945 годы), из деревни ушли на фронт все молодые мужчины. В ноябре 1943 года между городами Порховом и Островом, близ деревни Красухи, взрывом была уничтожена автомашина фашистского командования. Гитлеровцы ворвались в Красуху и согнали ее жителей в сарай, который подожгли. Тех, кто пытался выбраться из огня, уничтожали. Погибло 230 человек.
После войны Красуху некому было восстанавливать.
На ее месте в 1968 году был открыт памятник. В него входит насыпной холм, на котором установлена скульптура — «Скорбящая псковитянка». Памятник представляет собой двухметровое изваяние женщины-матери, русской крестьянки, к склону холма прислонен отесанный камень с надписью: «Трагической и мужественной Красухе от земляков».
Обелиск с надписью:
«27 ноября 1943 года фашистские оккупанты согнали всех жителей деревни Красухи в сарай, который стоял на этом месте, облили бензином и сожгли. В огне и муках погибли 230 безвинных детей, женщин, стариков». Вокруг обелиска сделана ограда из почернелых обугленных бревен.
2 мая 2014 года — СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ СПУСТЯ…
ВСЁ ТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ в ОДЕССЕ…
В субботу первый вице-премьер-министр Украины В. Ярема заявил, что в здании горело какое-то неизвестное вещество. Из-за чего люди внутри умирали мгновенно.
«Многие люди погибли, прыгая с 4-5 этажей здания, остальные — от угарного газа или сгорели. Я был на месте происшествия и видел большое количество погибших людей. И было видно, что они погибли внезапно, очень быстро. То есть, горело какое-то вещество, которое выделяло газ, и этот газ очень быстро влиял на людей, которые теряли сознание и умирали на месте. Что это за газ, какое вещество горело, покажет экспертиза», — сказал он в интервью.
http://www.vesti.ru/only_video.html?vid=596708
КТО ЖЕ ТЕПЕРЬ ПОСТАВИТ ИМ ПАМЯТНИК?
ЛЮДИ ДОБРЫЕ, ПОМНИТЕ: ЛЮБИЛИ МЫ ЖИЗНЬ,
И РОДИНУ НАШУ, И ВАС, ДОРОГИЕ.
МЫ СГОРЕЛИ ЖИВЫМИ В ОГНЕ.