КАЛЬВАРИИ в Зап. Европе 13 -17 вв.- Н.М. Михайлова

26. Разрез. Гора Голгофа.Круглая церковь на о. Оркни (Шотландия) кон. XI – нач. XIIв..

 

«КРУГЛЫЕ ЦЕРКВИ» ТАМПЛИЕРОВ в Европе в XIII в.

После завоевания Палестины крестоносцы на горе Голгофе над пещерой Гроба Господня поставили часовню-кувуклию (букв. от лат. «пустая гробница»), а вокруг неё возвели огромный мавзолей в виде Ротонды с куполом. Со временем к ней был пристроен крестовокупольый храм с престолом во имя Воскресения Христа. За главным адтарем шел проход с тремя каплицами-приделами, и оттуда шла внутренняя лестница в крипту — пещерную церковь, где царица Елена в IV в. обрела три креста.

Недалеко от храма Гроба находилась резиденция  духовно-рыцарского ордена, названного в честь своего патрона, Иоанна Предтечи, Орденом Иоаннитов. Эти монахи-рыцари обслуживали Госпиталь (гостиный двор для паломников), отчего получили свое второе имя — Госпитальеры, Позднее, когда крестоносцы были изгнаны из Палестины, Иоанниты переселились на о. Родос, откуда их изгнали турки. В конце концов, Орден Иоаннитов нашел пристанище на о. Мальте, отчего в просторечии называется Мальтийским.

Почти одновременно возник и второй духовно-рыцарский орден, резиденция которого располагалась на горе Мориа, на том месте, где предположительно стоял разрушенный римлянами второй-третий храм Яхве. По-латыни храм — Тампль. От этого и завание этих рыцарей — Тамплиеры, или по-слаянски Храмовники.

Сразу скажу и о «дочерних предприятиях» этих весьма доходных «коммерческих структур». От Тамплиеров произошли и хорошо знакомы нам ордена Меченосцев и Тевтонский. Первый из них в начале 1200-х годов оккупировал Ливонию (к западу от Новгорода), а второй — Прусское Поморье (к северу от Польши). В отличие от Иоаннитов-Госпитальеров, Тамплиеры не сидели на острове, они открыли свои финансоаые конторы по всей Европе и  свои резиденции называли просто Тамплями (храмами, в честь храма Соломона, с которым они связывали свое происхождение).

В 1308 г. между Тамплиерами и французским королем Филиппом «Красивым» произоло столкновение из-за финансов, и король, сговорившись с их патроном (папой Римским), ухитрился арестовать гроссмейстера Ордена Якоба Молэ и много других рыцарей, замки которых стояли по всей Франции. Всех тамплиеров, он, конечно, не смог отловить. Интерпола в ту поруц ещё не было. Так что спасшиеся от этого локального погрома тамплиеры вынужденно разбежались по разным странам: в Прованс и в Испанию,  Англию и Шотландию, а на Востоке  — к Тевтонам и Меченосцам.

Есть основания думать, что Тамплиеры опосредованно (из Ливонии) или напрямую добрались и до захудалого удельного княжества с стольным градом Москвой. Возможно, именно они инвестировали свои богатства в хозяйство Ивана Калиты и помогли ему победить соперников в лице законных великих князей из Твери. Эта версия кажется мне более убедительной для объянения молниеносного превращения Москвы в столицу мощного государства, чем ссылки на удобство её географического положения в устье реки Неглинной. Но это так, к слову, чтобы потом вспомнить о рыцарях-опричниках в XVI в..

Вернемся в Европу XI-XIII в.в., когда тамплиеры повсюду понастроили свои храмы-Тампли.  Их отличительной чертой от обычных для Европы романских базилик и готических соборов было пристрастие тамплиеров к строительству «круглых» в плане сооружений, внешне напоминающих Ротонду в храме Гроба Господня в Иерусалиме.  Вероятно, если бы этот храм был достроен до конца, то его могли бы копировать целиком, вместе с крестовокупольной частью и подземной церковью. Так или иначе, но первые копии храма Гроба предстают перед нами в виде «круглых церквей» на всем пространстве распространения этого могущественного Ордена. Существует поверье, бкдто часть тамплиеров с награбленным золотом сумела переплыть Атлантический океан (к 20-му веку выяснилось, что его можно переплыть в простой шлюпке). Археологи до сих пор не могут найти следы их пребывания, но надежды не теряют. А если найдут что-нибудь, то, не исключено, что это будет фундамент Ротонд, похожий на тот, что сохранился на Оркнейских островах (см. рис).

 

Представляю здесь небольшую коллекцию тамплиерских «круглых» церквей, до сих пор существующих в Европе.  Предварительно не могу не сказать о том, что подобные «круглые» церкви можно найти и в России, но здесь они вошли в моду совсем в другую эпоху, а именно, с конца XVIII весь XIX век, когда наше дворянство во главе с «просвещенными монархами» стройными рядами вошло в масонские ложи. К тому времени Екатерина освободила служилое сословие от «крепостной» зависимости в  виде военной службы. Но сохранила за ними крепостных крестьян, и их безвозмездный труд позволил «вольным камещикам» ещё сто лет возводить в своих имениях роскошные дворцы, театры и тампли. В процесс всеобщей масонизации было вовлечено и ортодоксальное духовенство, которое и обслуживало «духовные» потребности своих «братьев».

На эту тему в нашей литературе существует, насколько я знаю, всего один роман. Он так и называется «Масоны», а написал его Писемский, за что пострадал. В результате ко времени Революции у нас вся земля покрылась парками, усадьбами и квазихристианскими храмами, наполненными масонской символикой. Так что и в Европу ездить необязательно — за два века после Петра  оттуда были скопировали целые города, начиная с Петербурга. Чтобы Вы, любезный посетитель, сами могли убедиться в схожести древних тамплиерских ротонд с нашими, российскими, для сравнения привожу и их.

Что касается самого масонства, то об этом см. в разделе «Читальный зал», в среди других неопубликованных книг, «Масонизация духовенства», если я соберусь её «выложить» на сайте.  А пока смотрим «картинки».

 

 

1. Круглая церковь на о. Борхольм, Дания

2. Круглая церковь на о. Борнхольм, Дания

Круглые церкви на о. Борнхольм (Дания). В своей книге «Тайный остров Тамплиеров» Э. Хаагенсен и Г. Линкольн выдвигают гипотезу, что круглые церкви на этом острове построены тамплиерами, и сравнивают систему их взаиморасположения с системой храмов Шато Ренне на юге Франции.

 

Англия. Кембридж. Круглая церковь. 12 век 

Кембридж. Круглая церковь внутри

 

 

 

Париж. Тампль. Крепость Тамплиеров. С 1313 — Иоаннитов

 

Лондон. Темпль. Ротонда

Темпл (Temple) — исторический район Лондона  Название получил от Ордена тамплиеров (храмовников), который владел этим участком до XIV века.
От резиденции тамплиеров сохранилась Temple Church — небольшая круглая церковь XII в., построенная в 1185 году. Спустя 50 лет к ней была пристроена прямоугольная алтарная часть.

Лондон. Темпль. Колонна. Два тамплиера

Круглая церковь построена как копия Ротонды над Кувуклией, пещерой Гроба Господня, в храме на Голгофе в Иерусалиме.  Около церкви Нового Темпля установлена колонна, на ней — скульптура рыцарей-тамплиеров, сидящих, по своему обычаю, по двое на одном коне.

 

Испания. Круглая церковь в Саламанке.

 

 

 

 ХРАМЫ-РОТОНДЫ В ДВОРЯНСКИХ УСАДЬБАХ  XIX в.

 

Ротонда-храм.. Ливны. Имение масона Куракина

Кусково. План парка. СЕФИРОТ

 

Останкино..План парка. СЕФИРОТ

 

 

ФРАНЦИСКАНЦЫ — СОЗДАТЕЛИ  СВЯТОЙ ЗЕМЛИ

С  XV в. папа Римский назначил фрасканцев хранителями св. Града (Иерусалима) и св. Земли (Палестины).  Дотошные  монахи через 2500 лет после Исхода евреев из Египтп и через 1500 лет после Евангельских событий, отыскали не только города и реки, но каждый камень, все пещеры и даже деревья, около которых эти события совершались.

Если бы я усомнилась в подлинности этих мест по новому законодательству РФ меня могли бы обвинить в  «оскорблении чувства верующих». Поэтому я приведу выдержки из статьи католика, который со знанием дела излагает историю создания искусственных «святынь» не только в Иерусалиме, но на всем пространстве Палестины, так называемой «Святой Земли», Эрец-Израиль.

С  этого «подлинника» за 500 лет сделано сотни копий в разных христианских странах, и копии уже давно приобрели статус реальности.

Приведу сначала тот образ Иерусалима, который монахи гравировали, печатали и продавали любознательным прихожанам.

 

Иерусалим. Гравюра 1493. Нюрнберг.

Посреди стоит ХРАМ СОЛОМОНА.

 

Иерусалим — центр Мира. 1581. Уже открыта Америка

 

Иерусалим. Худ. Фр. Хогенберг. 1590,

 

 

По сравнению с Тамплиерами, которые воспроизводили всего лишь одно здание (ротонду с Кувуклией), Францисканцы и Бернардины подошли к делу переноса святынь совсем по-дугому — они придумали переносить в Европу Иерусалимские святыни все объекты в совокупности.

Для этого сначала подбиралоась более или менее подходящая местность — две горы (для «горы Голгофы» и «горы Елеон»), между которыми должен был протекать ручей или  речка. Между горами намечались «святые места», на них ставились домики-часовни и прокладывались дорожки. Я не смею даже подумать о том, какие современные сооружения всё это напоминает. Не дай бог, позволить себе вообще размышлять, пребывая в подобных местах. Тем более, что все это, конечно, делалось для удобства населения. Не все могли добраться до Святой Земли. Но сказал же пророк Магомет: «Если Магомет не идет к горе, то гора сама придет к Магомету». Так и пастыри бернардины: перенесли святыни поближе к своим монастярям и своему «словесному стаду», и самим стало гораздо удобнее «стричь с них шерсть».

ВСТАВКА из Марка Твена.

 

 

Своему избретению они дали название «Кальвария», от еврейского слова Голгофа (череп) от «кальвар» (череп на латыни).

Греки слово Голгофа перевели как «Крайне топос» (отсюда название науки крайнеологии).  А для славян, как всегда, пршлось делать кальку (буквальный перевод) с греческого и получилось «Лобное место», или «Лысая гора» (их было немало на Руси). И только в Москве за неимением гор было устроено искусственное «Лобное место» (то есть Голгофа).

Устроил его Борис Годунов в конце XVI века, когда задумал по примеру Европы построить в центре Москвы Кальварию, или Новый Иерусалим (так они тоже иногда назывались). Первым делом он поставил  «Лобное место» (Голгофу), напротив Ворот, ведущих в Кремль (Новый Иерусалим).

Москвичи и иноземцы, жившие в то время в городе, наверное, понимали смысл этой постройки, но в наше время вряд ли кто-нибудь делает обратный перевод этого необычного словосочетания. А в те времена, опять же на иноземный манер, в Вербное воскресение в Москве стали совершать мистерию — театрализованное религиозное действо. Изображали шествие Христа на осляти в Иерусалим, но не с Елеона, а с Голгофы. При этом на осле (или мерине) сидел Патриарх (заменяя Христа), а Царь вел осла под узцы, народ же падал на колени, вниз головой. Эту церемонию запечатлел на рисунке иноземец Мейерберг в 1662 г. Вместо патриарха Никона, жившего тогда в Новом Иерусалиме, сидел, наверное, кто-нибудь из митрополитов.

Эту историю с московским Лобном местом я привела, во-первых, для того, чтобы внести ясность в историю с Лобным местом, про которое выдумали легенды, будто там рубили головы и читали царские указы.  Интересно, что безбожные «большевики» за 70 лет этот «памятник культуры» так и не тронули, зато теперь после 20 лет  «возрождения духовности»  граждане Новой России устраивают там непристойные «акции».  А во-вторых, эта история с замыслами Бориса Годунова устроить в Москве Новый Иерусалим свидетельствует о том, что эта идея патриарху Никону не первому пришла в голову, тем более, что она явно тянула на роль «национальной идеи» — превратить Царство Московское в Тритий Рим, земное воплощение Небесного Иерусалима.

 

Кальвария Зебржидовская к югу от Кракова

Особенно много Кальварий  бернардины построили на территории бывшей Речи Посполитой, то есть в  Закарпатье (например, в Ужгороде), в Литве (к югу от Вильны в Троках) и несколько в самой Польше. Из них самая знаменитая — Кальвария Зебржидовская к югу от Кракова. Там стоит Бернадинский монастырь, а в его окрестностях устроена копия Иерусалима. В те годы, когда я писала книгу «История Нового Иерусалима» и узнала о существовании этой Кальварии  мои знакомые поляки поехали в эту Кальварию и передали монахам мое письмо с просьбой прислать сведения о Калльварии. Они любезно откликнулись на мою просьбу: прислали два тома (правда, на польском языке), путеводители и список известных им других Кальварий. Сама я так и не смогла побывать, но систему «дрожек» и «домиков» изучила хорошо, и с помощью картинок хочу дать представление об этих любопытных сооружениях, своего рода макетах Святого Града, или, вернее,  декорациях, потому что в них  до сих пор при большом стечении зрителей каждый год совершаются мистерии — одна на Пасху во имя «пана Езуса», а вторая — на Успение во имя «Матки Божией».

 

1. Путеводитель. Общий вид монастыря. 1990-е.

 

Панорама Кальварии на гравюре 17 в.

 

 

Кальвария Зебржид. Гравюра. 18 в

 

 

«Дрожки Езуса и Матки Божьей»

 

 

 

 

Врата Исходные. 1632

 

Кальвария. Мостик через Кедрон.

 

 

 

Дворец Ирода. 1609. P. Baudarth

 

Ратуша Пилата. Стоит на балконе. Ступени (Скала).

 

 

Дом Матки Божьей. 1612. P. Baudarth

 

КУВУКЛИЯ. Часовня Гроба на горе Голгофе

 

 

Каплица Сердце Марии

 

Роспись купола в одной из каплиц. 17 век.

 

 

Мистерия. Ис.Хр. ведут к Ратуше Пилата

Мистерия. Несение Креста

 

г) В  XVII в. патриарх Никон построил точную копию храма Гроба (Новый Иерусалим);

 

д) другие копии храма Гроба на Руси:

гора Голгофа на о. Анзер, Соловки;

Раифская пустынь под Казанью;

Вифания и Голгофа около Лавры (митр. Платон):

Гефсимания с пещерами там же.

 

ГОРА  АФОН – удел Богородицы

Его копии: Новый Афон в Крыму. Новый Афон на Кавказе.

УДЕЛЫ Богородицы на Руси:

в Дивееве (Серафим Саровский) — четвертый;

в Леохнове (Таисия).

 

ДАЛЕЕ