Тема 3. Патриарх Никон (1605-1681). Происхождение и биография.

 

О ЦЕРКОВНОМ РАСКОЛЕ при патриархе Никоне см. на этом сайте книгу:

Н.М. Михайлова. РОЗЫСК О РАСКОЛАХ за 2000 лет.  

 

ПРЕДИСЛОВИЕ к БИОГРАФИИ

Биография патриарха Никона изложена в великом множестве словарей, монографий и научных статей, и потому можно было бы ограничиться ссылками на два-три наиболее известных источника, а затем перейти к изложению того, как он основал на Руси Новый Иерусалим и что успел сделать за 8 лет пребывания в нем. Но я не ограничилась, и вот по каким причинам.

В свое время (с 1983 по 1995 годы) мне довелось работать научным сотрудником в Музее, расположенном в стенах монастыря, основанного этим патриархом. Занималась я обработкой Монастырского архива, остатки которого сохранились, несмотря на постигшее этот монастырь разрушение в 1941 г. По мере обработки документов у меня возникло  желание написать Историю этого монастыря по архивным документам. В первую очередь, — с точки зрения его хозяйственной деятельности, затем — строительной и художественной. При этом, имея дело с чисто канцелярскими и бухгалтерскими документами, я невольно обращала внимание и на жизнь монашествующих и тех, кто в течение 240 лет управлял этим монастырем. Среди них первым был патриарх Никон, он же был главной фигурой в рассказах экскурсоводов и в экспозиции музея.

До поступления на работу в Новый Иерусалим я знала о патриархе Никоне только то, что он своими «реформами» вызвал раскол в Церкви, но сути вопроса, из-за чего возникли разногласия, не знала, и уж тем более никогда не интересовалась обстоятельствами жизни этого человека, как впрочем, и историей Церкви в целом. На вопросы экскурсантов о причинах раскола и роли в нем патриарха Никона ничего вразумительного я ответить не могла и потому решила во всей этой истории разобраться.

Поиски причин  религиозного раскола XVII в. завели меня в глубокую древность, к началу христианства. Этот розыск я вела для себя, но, в конце концов, написала книгу «Розыск о расколах за 2000 лет»  и для других. В книге говорится о преемственности разновидностей этой новой религии, возникших уже в ту пору, когда её основатель был жив. При таком подходе раскол XVII в. на Руси выглядел не более, чем очередным эпизодом в цепи предыдущих и последующих, а обвинения в этом расколе патриарха Никона выглядели необоснованными после того, как я узнала, что за сто лет до него на Стоглавом соборе русские иерархи решали, как правильнее креститься (тремя или двумя перстами), как ходить вокруг аналоя (посолонь или противосолонь) и сколько раз произносить еврейский возглас «Аллилуйя» = «слава ЯХВЕ», дважды или трижды.

Тогда, в 1552 году православные иерархи анафемствовали (прокляли) тех, кто крестился тремя перстами, ходил противосолонь, дважды повторял слова «Аллилуйя».  Из этого я сделала вывод, что троеперстники существовали на Руси в то время (иначе, кого же было проклинать?).  Но тогда никакого раскола почему-то не произошло.  И что интересно, «клятвы» этого Собора до сих пор никто не удосужился отменить, будто их и не было.

А через 100 лет, когда патриарх Никон (который, конечно, измальства крестился двумя перстами и трижды пел «Аллилуйю») собрал очередной Собор, русские иерархи из двух традиций выбрали ту, которую их предки прокляли в 1552 г. и произнесли анафему на двоеперсников. На этот раз смена традиций вызвала столь бурную реакцию, что до сих пор она продолжается. И с тех пор во всех  бедах винят патриарха Никона, хотя, если внимательно отнестись хотя бы к датам (я уж не говорю к деяниям), каждый может убедиться в том, например,  что он физически не мог участвовать в сожжении своего заклятого приятеля и земляка «неистового Аввакума», просто потому что за 20 лет до этого патриарх Никон был сослан в Ферапонтово, а за 4 года до казни в Пустозерске он умер.

Нет уверенности и в том, что обвинители патриарха задаются вопросом, почему на Большом Московском соборе 1666-1667 г. одновременно были осуждены и предводители раскола, и их главный гонитель? Как мог этот «гонитель»,  будучи с 1658 года «вольным изгнанником» в своем Новом Иерусалиме, вести «кровавую» борьбу с расколом, когда он был лишен реальной власти? Ожесточенность нападок первых «ревнителей благочестия» именно на Никона вызывает подозрение в каких-то тесных личных связях с этим человеком. И при ближайшем рассмотрении выяснилось, что все они не только принадлежали к одному кружку «реформаторов», но и сам кружок во главе с протопопом Иваном Нероновым состоял из земляков, уроженцев одного края, знакомых с детства, а некоторые были и в родстве друг с другом.

Надо сказать, что о патриархе Никоне и его роли в расколе довольно подробно уже сказано в книге «Розыск о расколах» (см. на сайте). Однако на некоторые вопросы (личного порядка) я ответов так  не нашла. В основном они были связаны с тем периодом, когда он ещё не был патриархом. Каким образом и с чьей помощью сельский поп Никита Минин перебрался с женой и детьми в Москву?  В каком приходе он служил три года до ухода на Соловки? Как он мог стать монахом при живой жене? Объяснения есть, но они не убедительные. Первые два вопроса в той же мере относятся и к сельскому попу Аввакуму.

Дело в том, что никаких документов за этот период нет, и всю информацию мы черпаем из одного источника — сказания о жизни патриарха, которое написал после его смерти Иван Шушерин, бывший в Новгороде келейником Никона. Шушерин же о событиях жизни патриарха до  1649 года ничего знать не мог и рассказывал то, что помнил из рассказов Никона.

Что касается Аввакума, то он сам написал свое Житие, то есть опять же мы узнаем о нем с его слов. Изложенные в этих сочинения «сказки» (так в те времена назывались рассказы о самом себе, записанные в официальные документы) в XIX веке попали в «научный оборот» и там застряли на века. Многократно цитируемые в сочинениях историков они превратились в «достоверные факты», можно сказать, в памятники культуры, которая, как и любой религизный культ, запрещает прикасаться к своим «священным коровам».

В наше время этот процесс (кстати сказать, всеобщий и повсеместный) называется элегантно мифологизацией, но, по сути, он является мошенничеством и фальсификацией. Несомненно, мифы слагают, как сторонники, так и противники исторического лица, и разобраться в том, где правда, а где ложь, невозможно. Единственно, что остается на долю бытописателя, это изложить «голые факты» в системе «время» и «место», без оценочных эпитетов и собственных толкований. К чему я сейчас и приступлю, предупредив заранее, что ничего нового и ранее неизвестного говорить не собираюсь, так как весь материал черпала из литературы. Единственно, что из любви к географии, к анкетным сведениям я присовокупила карты и изображения тех мест и обителей, в которых бывал основатель Нового Иерусалима.

 

 

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

 

СОЛОВКИ. АНЗЕРСКИЙ СКИТ.

 

1. о. АНЗЕР. Пустынь преп. Елеазара. 1634-37.

 

 

 

 

 

 

 

3. гора Голгофа на Анзере. Литоргр. 1882

2. АНЗЕР. Келья Елеазара ок. горы Голгофа. Гравюрв 19 в.

 

 

о. Кий в устье реки Онеги. 1637

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. о. КИЙ остров сверху

 

 

 

 

8. 1637-1640. КОЖЕОЗЕРО. Река Онега

 

 

 

10а. 1662. Мейерберг. Иверский мон.

10. Иверский на Валдае. сверху

 

10. Иверский Успенский мон. на Валдае. сверху

0а. 1662. Мейерберг. Иверский мон.

 

 

 

 

 

 

 

11. НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ. сверху

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Скит. Келья Никона. Рис. неизв. 1850-е годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12а. В. Шварц. 1867. Патр. Никон в Нов. Иерус.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14а. МОСКВА. Суд над патриархом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Чертеж Ферап. мон. 17 в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Надвратная. Ферап. мон. 17 в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Ферапонтов мон. Лодка-озеро

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Кончина патриарха в Ярославле. 300.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Год рождения 1605. Имя: Никита сын Мины
Отец – крестьянин или купец? Сродники из пленных датчан-помещиков.
Место рождения. Нижегородский уезд. Закудемский край. Село Вельдеманово.

 

Главные противники Никона в бытность его патриархом – родились и жили в той же местности. С Павлом Коломенским и архиепископом Илларионом Никон вместе учился.
Поп Иван Неронов – лидер «ревнителей» в Нижнем Новгороде. 1635
Поп Стефан Вонифатьев – лидер «ревнителей» в Москве. Духовник царя

Как сельский поп Аввакум попал в Москву и стал протопопом в Юрьевце?
Как сельский поп Никита попал в Москву? В каком приходе служил?
Как поп Никита смог постричь в монахини жену и сам стать монахом?

 

Анзерский скит. Старец Евфимий постриг попа Никиту с именем Никон.

Причины их ссоры и тайного бегства Никона изложены невразумительно.

Кожеозерский мон. Необщежительный. Монахи из бояр.
Никон избран монахами в игумены. Поставлен в игумены Новгородским митрополитом.

Почему по делам монастыря он едет не в Новгород, а в Москву?
Кто ввел безвестного игумена в ближайшее окружение царя?

Архимандрит Новоспасского мон.. Член кружка «ревнителей»
Митрополит Новгородский. Строит два монастыря, на о. Кий и на Валдае
Борьба «ревнителей» с патриархом Иосифом. Смерть патриарха Иосифа.
Митрополит Никон – выдвиженец «ревнителей» на патриарший престол
Патриарх Никон и его друзья-земляки, ставшие его заклятыми врагами.

 

ДАЛЕЕ