1897- 1903. В.И. Невский. Рождение ВКП (б). Ранний период. Изд. 1924.

Читать в Летописце том 1, гл. 3 : 1904-1906. Первая «Великая революция» в России

 

Биографическая справка.

Источник: opentextnn.ru/…/historians/ros/?…

Автор: Зеленов М.В.

НЕВСКИЙ Влад. Ив. (Феодосий Иванович Кривобоков). 1876 -1937.

Родился 2 (3) мая 1876 года [1] в Ростове-на-Дону в семье богатого купца. Прадед — из вольных казаков, один дед был николаевским солдатом, другой — домовладельцем.

Репрессии 1935 года затронули и ряд старых большевиков, никогда не принадлежавших к оппозиционным группировкам. Среди них был директор библиотеки имени Ленина, известный историк партии В.И. Невский. Одну из причин его травли, предшествовавшей аресту, Лев Троцкий (Бронштейн) видел в том, что в своей «Истории ВКП (б)», изданной в 1924 году, Невский писал: «Книжки, вроде брошюрки… Молотова «К истории партии», пожалуй, не только ничего не дают, а приносят прямой вред, такая масса ошибок в них: только на 39 страницах этой книжки мы насчитали 19 ошибок!»[258].

Об истоках враждебности Сталина к Невскому сообщается в воспоминаниях ветерана немецкой компартии И. Штейнбергера. В тюрьме Невский рассказал Штейнбергеру, что ещё в 1924 году, когда вышел первый том его капитального труда по истории РКП (б), дальнейшая работа над этим трудом «была строжайше запрещена господствовавшим в то время триумвиратом в партийном руководстве (т.е. Зиновьевым, Каменевым и Сталиным — В.Р.), поскольку он (Невский) не хотел придерживаться изданных в 1923 г. ЦК директив, предписывавших историкам партии пути и цели их исследований» [259].

От ударов по отдельным лицам Сталин перешёл к ударам по целым организациям. В середине 1935 года были ликвидированы Общество старых большевиков и Общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев, состоявшее из бывших членов социалистических партий. В докладной записке, направленной Сталину Петерсом и Поспеловым, говорилось, что в обществе бывших политкаторжан «преобладают бывшие эсеры и меньшевики, тесно спаянные между собой связями. После убийства Кирова было арестовано 40-50 членов общества… В своём журнале «Каторга и ссылка» (члены общества — В.Р.) особый упор делают на Бакунина, Лаврова, Ткачёва, Радищева, Огарёва, Лунина и других. Есть статьи о Ницше и Керенском; в журнале сообщалось, как народовольцы готовили свои бомбы… Кое-кто в обществе считает, что они должны защищать своих членов общества, арестуемых соввластью»[260].

Ликвидации общества бывших каторжан сопутствовал запрет на всякое положительное упоминание о народовольцах и иных террористах эпохи самодержавия

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТЫ В ГЕРМАНИИ

СОЦИАЛИЗМ – экономическое учение об изменении хозяйственного правопорядка путём устранения частной собственности и свободной конкуренции.

В 1834 этот термин впервые употребил в своей статье Пьера Леру (1797–1871). Он проповедовал идеи построения государства с выборной администрацией, обязательностью общего труда и вознаграждением сообразно способностям, труду и потребностям.

В 1842 юрист и экономист Лоренц Штейн (1815–1890), первый указал на связь социализма с развитием пролетариата, а также на интернациональный его характер.

До 1848 были социалисты, но не было социалистических партий. В 1836 в Париже немецкие выходцы Карл Шоппер (1810–1850-е), часовщик Молль и друг К. Маркса, портной Эккариус основали тайную организацию “Бунд (союз) справедливых”, задачей которого было подготовка к всемирной революции. Девиз – “Все люди – братья!”

Летом 1847  в Лондоне был созван Конгресс “Бунда (союза) справедливых”, на котором Фридрих Энгельс (1820–1895) принял участие в переустройстве “Бунд справедливых” в “Бунд коммунистов” и в замене лозунга на “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”

В декабре того же 1847 г. в Лондоне был созван 2-й Конгресс, на котором в качестве программы “Союза коммунистов” был принят написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом “Манифест коммунистической партии”. Основные положения этой программы:

1) пролетариат по мере своего роста и осознания своих интересов приобретет политическую власть во всех странах; а после захвата власти произойдет следующее:

2) экспроприация поземельной, промышленной собственности, национализация банков с правом монополии, конфискация собственности всех эмигрантов и бунтовщиков;

3) централизация в руках государства всех способов производства, кредита и способов перевозок;

4) обязательный труд для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.

Бунд коммунистов” явился родоначальником всех социал-демократических партий в Европе и Америке и “Интернационала” – “Международного общества рабочих”, основанного в 1864 г. В Германии основание “Союза коммунистов” вызвало организацию 30 тайных отделений “Бунда”, а в марте 1848 г. началась революция.

Основными деятелями немецкой социал-демократии 1860–1890-х годов были:

Лассаль Ф., сын еврейского купца в Бреславле (1825–1864); графиня Гацфельд София, “известная подруга Лассаля”, Август Беккер, Жан-Батист, Швейцер, философ Ланге, прогрессист Макс Гирш и токарь Август Бебель; Вильгельм Либкнехт, Зингер, Бернштейн, К. Каутский, Вольфганг Гейне, Давид, Конрад Шмидт, Шиппель, Парвус, Роза Люксембург и Клара Цеткин.

Как ни странно, но социал-демократические партии, созданные для защиты интересы пролетариата, в развитых в промышленном отношении странах (в Англии, США) развивались слабо, а наибольшей популярностью пользовались в отсталых аграрно-промышленных и аграрных странах (Австрии [В. Адлер], Чехии, России), где они, после редакционных переделок, принимали устав и программу немецкой социал-демократии. Большая часть социал-демократических партий в Западной Европе оформились в начале 1890-х годов.

 

 УТРОБНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ БЛИЗНЕЦОВ 

БУНД и РСДРП (1884 по 1897) 

 

 Зарождение социал-демократической партии в России в Кратком курсе истории ВКП (б) 1945 г. излагается следующим образом: “ВКП (б) выросла на основе рабочего движения из марксистских кружков, которые связались с рабочим движением и внесли в него социалистическое сознание”. К концу 1890-х годов число рабочих выросло до 2,8 млн. человек (при 126 млн. населения).

Основателями русской социал-демократии признаются деятели группы “Освобождение труда” во главе с Г.В. Плехановым (образована в 1883 г. в Женеве) из членов народовольческой организации “Земля и воля” (точнее, её радикального крыла “Черный передел”):

Дейч Лев Григорьевич                        Л. Гартман Г. В. Плеханов

Аксельрод Павел Борисович             О. Аптекман Ю. Преображенский

Засулич Вера Ивановна          Я. Стефанович           О. Николаев.

Задачу соединения “теоретического марксизма” с рабочим движением в России пришлось разрешить Ленину, который в конце 1893 г. переехал из Самары в Петербург.

В 1895 г. он объединил все рабочие кружки в Петербурге (около 20) в один “Союз борьбы за освобождение рабочего класса”, чем и подготовил создание революционной рабочей партии. “Союз борьбы” дал могучий толчок к объединению рабочих кружков в других областях России. В октябре 1897 г. в западных губерниях России был создан Всеобщий еврейский социал-демократический Бунд (союз). Его стали называть просто БУНД.

В 1898 г. несколько “Союзов борьбы” и Бунд собрались на 1-й съезд РСДРП.

Ленина на съезде не было, так как он был арестован в 1895 г. и находился в ссылке.

Таким образом, читая этот Краткий курс, можно подумать, что с конца 1860-х до начале 1890-х годов в России существовало стихийное рабочее движение (организационно выражавшееся в “рабочих кружках”), что в Женеве группа “Освобождения труда” разработала теоретические основы для внедрения социалистического сознания в массы пролетариата, а Ленин путём создания в 1895 г. “Союза борьбы” в Петербурге заложил основу партии “нового типа”.

Обратимся теперь к книге В. Невского “Очерки по истории Российской Коммунистической партии” (Петроград, 1923). Автор излагает эту историю не совсем так, как И.В. Сталин в своем “Кратком курсе ВКП (б)” (изд. 1945). И это естественно. В то время партия только-только пришла к власти, участники событий были ещё живы. Гласность доходила до того, что в том же году были изданы “Воспоминания” гр. С.Ю. Витте под редакцией кадета Иосифа Гессена, воспоминания уехавшего за границу лидера меньшевиков Ю.О. Цедербаума (кличка Л. Мартов). Культа Сталина в 1923 году ещё не было, а культ Ленина не препятствовал его соратникам излагать историю партии, если и не совсем правдивую, то всё же с использованием документов и перечнями фамилий её первых организаторов.

Для начала воспроизведем эти перечни, а читатель пусть наберется терпения и прочтёт их с вниманием, лучше вслух. Период с конца 1880-х годов по 1898 (год 1-го съезда РСДРП) В. Невский делит на два периода: 1884–1894 и 1894–1898. Он приводит списки организаторов социал-демократических, марксистских кружков в различных городах в первый период:

ОДЕССА:

Гольденбах (кличка Рязанов) Давыд Борисович (18 лет жил за границей)

Рубинштейн Бениамин (эмигрировал в США), Карфункель, Гуревич

Нахамкес (кличка Стеклов Ю.М.), Вельтман (кличка Павлович)

Цыперович Г.В., Вейнштейн

КИЕВ: Абрамович Эмилий Абрамович, врач Поляк Гирш из Конотопа

Горба, Гальперин, Голомб, Воловик, Руфим

ХАРЬКОВ:

Ротштейн, Бронштейны Александр и Соломон, Эревмайн, Зонмеер Агата, иностранец Перазич Владимир Давыдович, Мельников Ювеналий Дмитриевич

ЕКАТЕРИНОСЛАВЛЬ: Тейтельбаум, врач (долго жил в Швеции),

Венгеров, Л. Сталь, А. Перель, Г.Нейфельд, Эпштейн

КАЗАНЬ:

Д. Соскис (“клуб”), адвокат М.Л. Мандельштам (кличка Лядов)

Н.Е. Федосеев (стал организовывать кружки после лекций Мандельштама)

СИМФЕРОПОЛЬ:

Хинчук, Гершанович, Роза Клячко, Левин

ТУЛА: С.Р. Гольденберг, А. Шлихтер, Н. Руделев

 

ВИЛЬНО: Кремер Александр – организатор БУНДа, еврейского соцдем Союза,

И.А. Айзенштадт (кличка Юдин), дантист Копельзон, Мутникович,

В. Левенсон, Побиас, Минна Волк, Ю.О. Цедербаум (кличка Мартов)

ПЕТЕРБУРГ: после разгрома Брусневской группы:

С.И. Радченко, сестры Невзоровы, Г.М. Кржижановский, Н.К. Крупская

В этот период (пишет Невский) сугубо законспирированные кружки занимались, главным образом, самообразованием – изучением марксизма и пропагандой марксизма в малочисленных рабочих кружках (в Петербурге), а в остальных городах среди ремесленников еврейской национальности. Про киевскую организацию он пишет так:

“Это была хорошо спевшаяся группа с прекрасными связями в других городах… Но связей с рабочими у группы сначала не было”.

“НАЙТИ РАБОЧЕГО И РАСПРОПАГАНДИРОВАТЬ ЕГО – вот мечта социал-демократа того времени” (Б.Л. Эйдельман).

Так как “найти рабочего” не удавалось, то работа велась среди гимназистов, недоучившихся студентов, перчаточниц, чулочниц, акушерок и повивальных бабок. Их было предостаточно.

В Казани в один из таких кружков, организованных Н.Е. Федосеевым, попал и будущий организатор РСДРП–ВКП (б) студент Казанского университета В.И. Ульянов.

За два месяца до разгрома федосеевских кружков В.И. Ульянов был исключен из университета и уехал в Самару, где в то время жила его мать и сестра Анна, вышедшая замуж за Марка Елизарова.

Четыре года, с 1889 по 1894, В. И. Ульянов изучал 1-й том “Капитала”. Затем он сдал экстерном экзамены, для чего ездил в Петербург. Там он получал немецкую социал-демократическую литературу у какого-то профессора Яхвена (см. книгу “Ленин в Самаре”, воспомин. сестры, Лалаянца и др.).

Через свою старшую сестру Ольгу (вскоре она покончила с собой) В.И. Ульянов был знаком с её сокурсницами, сестрами Невзоровыми, одна из которых стала женой Глеба Кржижановского. Видимо, через них он и вошёл в петербургский кружок, собиравшийся на квартире С.И. Радченко, когда приехал из Самары в 1894 году.

В сентябре 1895 г. из Вильно приезжает Цедербаум (Мартов) с группой товарищей из БУНДа  с целью выйти на связь с кружком Радченко-Ульянова. После слияния в основное ядро новой организации вошли:

Цедербаум (Мартов), Гофман, Ляховский и Тренюхин (от  БУНД);

Ульянов, Радченко, Кржижановский, Старков, Малченко, С. Невзорова, Ванеев, Сильвин, Запорожец, З.П. Невзорова, Н.К. Крупская, Пономарев и Якубова – всего 17 человек, руководящий центр.

Кандидатами были: Ф. Гурвич (кличка Дан), П.И. Гольдман (кличка Горев), инженер А.П. Лурье, студент И. Смидович.

Группа просуществовала менее 3-х месяцев. В ночь с 8 на 9 декабря 1895 г. были арестованы Ульянов, Кржижановский и др. В конце декабря по предложению Мартова группа получила название “Петербургский Союз борьбы за освобождение рабочего класса”.

В ночь с 4 на 5 января были арестованы Мартов, Ляховский, рабочие Бабушкин, Шепелев и др. В августе того же года произошел новый провал, и были арестованы остальные члены основного ядра, – все, кроме С.И. Радченко, на квартире которого и проходили основные заседания.

В те времена социал-демократические кружки строились по одному типу:

В. Невский объясняет: “В Центре организации рабочих не было из-за условий конспирации, неподготовленности масс».

Руководящий Центр стоял над совещательным Рабочим Союзом. И это неудивительно – ведь, по словам Мартова, в те далёкие времена “серые массы” ещё не осознавали своих интересов, вместо них их интересы сознавали те самые интеллигенты из Центра, а во многих городах трудно было даже “найти рабочего”, а не только “распропагандировать” его. Если и удавалось его найти, то наиболее успешно агитация проходила по вопросам экономических требований, необходимость же политических требований никак в сознании рабочих не укладывалась. Их борьба за улучшение экономического положения вызвала один из первых “уклонов” в трехмесячном младенце “Союзе борьбы” – а именно, появление “экономистов”, с которыми Ленин и боролся в конце 1890-х годов. Однако будущий вождь в те времена жил в ссылке в селе Шушенском, а события развивались без него.

Во всех крупных губернских городах России организовывались “интеллигентские центры” и “рабочие союзы” при фабриках и заводах.

Фамилии владельцев:

Гоппер, Добровых, Лист, Бромлей, Вейхель, Фугельзан, Дангауэр, Перензо, Гужон, Гилль, Гакентал, Варц, Мориц Пальма, Жано, Грессар, Шрадер, Ципоель, Набгольц, Зингер, Вальтух, Шапиро, Вейнштейн, Нотович, Инбер

В Западных губерниях происходило то же самое, но, за не имением рабочих, там «центры» возникали  в среде мелких ремесленниц (перчаточниц, чулочниц, шляпочниц и т.д.).

Второй период — 1895-1898

Теперь ознакомимся со списками организаторов “интеллигентских центров” в провинциальных организациях во втором периоде – 1895–1898 г.г.

МОСКВА: Григорий Мандельштам, Давыдов, Калафати, Спонти

ОДЕССА: П. Гринштейн, Нудельман, Ц. Липовецкая, О. Левинская, К. Душман, Н. Вернер, Яков Финкельштейн, Рудавский, Даркгольц, Лехтман, Шеер, Мирса, Поля Гордон, акушерка Эмма Сахарова, чулочница Роза, портниха Соня из Вильно, Исаак Айзенштадт из Вильно, Ф. Койген, П. Ванштейн, М. Роземблюм, Моисей Винокур, И. Шур, А.Поляк, М Пориц, Ш. Поляк, М. Шляк, М. Тросман, Я.Ловинский, М.Штерман, О. Фурман, Л. Бронштейн (Троцкий) из Николаева, Клара Бернштейн из Пересыпи, Зив, Гуревич

ЕКАТЕРИНОСЛАВЛЬ: трое братьев Гурвичей и Фабкин из Вильно, Э. Шевелев из Гомеля, Б. Вольфсон, Х. Рихтерман, М. Душкан, Евсей Герман, слесарь Адольф, перчаточница Раиса, токарь Дамский, табачник Яков, переплётчик Ефрем, портниха Эсфирь и интеллигент (уже тогда была эта почтенная профессия) Гельфонд-Литвак

“Цвет русской интеллигенции” – так называет их В. Невский — это “бывшие студенты, бывшие гимназисты, статистики, служащие и в том числе люди свободных профессий – инженеры, адвокаты, публицисты и ученые”, они же “новый слой умственного пролетариата составляют ЯДРО той железной когорты”, а “второй слойрабочие” (Мельников, Бабушкин)

Примечание НМ. В 1925 году Н. Бухарин опубликовал статью под названием «Железная когорта», где писал, как рыцари Революции будут расправляться с врагами народа. А “Цветом русской интеллигенции” через 80 лет «прорабы перестройки» стали называть «первую волну эмиграции»..

В 1891–1896 г.г. по политическим обвинениям прошло 4297 человек.

В 1899 из 1414 лиц, пострадавших за политические убеждения, 903 были лицами без высшего образования (96 неграмотных, 712 не окончившие низшего образования). А из 511 лиц поступавших в высшие учебные заведения – 486 не окончили их.

Ульянов–Ленин сдавал экзамены экстерном и получил диплом юриста. Цедербаум–Мартов, Розенфельд–Каменев, Бухарин и сотни других – так и не доучились.

 

Ко времени I съезда РСДРП “мысль об объединении явилась сама собой во многих головах”, пишет Невский, а чуть ниже уточняет, чьи же это были головы. Оказывается, эта мысль “явилась” в головах устроителей еврейского Бунда из Вильно, потому что, как поясняет Невский, им было “удобнее иметь дело с единой общерусской организацией” (доставлять литературу, переправлять беглецов за границу, рассылать своих эмиссаров) и удобнее осуществлять контроль над “распропагандированными” рабочими массами. Казалось бы, инициаторами объединения должны были быть социал-демократические кружки в тех городах (С.-Петербург, Москва), где худо-бедно, но всё же возможно было “найти рабочего”, то есть там, где будущий гегемон в какой-то степени уже начал образовываться.

Но нет. Инициаторами объединения выступили социал-демократы из Киева – там не было пролетариата, но сложился “необыкновенно удачный личный состав” (выделенные жирным шрифтом фамилии до сих пор на слуху):

КИЕВ: Б.Л. Эйдельман, С.К. Мержвинский, Н.А. Вигдорчик, Р.В. Розенберг, О.В. Яцимирская, Е.А. Лисянская, П.Л. Тучапский, С.В. Померанец, Л.В. Теслер, Е.С. Этингер, Александр Давыдович Поляк (этот человек был во всех городах)

«В массе работали распропагандированные выдающиеся рабочие (пишет В. Невский):

Г. Рудерман, Э.Ф. Плетат, К.А. Зборович, А. и С. Сонкины, Б. Люльев, Р. Страж-Фридман, М. Альтшулер, А. Кровацкий»

Эти “выдающиеся рабочие” установили связь с заводами и мастерскими. По словам Г. Рудермана, “масса стала восприимчива”, и тогда приступили к агитации в среде “отсталых русских рабочих”, естественно, неграмотных.

На стр. 368 для характеристики деятельности “интеллигентского Центра” в Петербурге В. Невский находит такие слова (их, конечно, следует отнести и ко всем подобным центрам в других городах):

“И на всей этой деятельности лежит печать необыкновенной талантливости, самостоятельности мысли и оригинальности, словом, гениальности”.

“Всё это были цвет русской интеллигенции”. (и своё перечисление начинает с Ю.О. Цедербаума (Мартова).

И вот, эта, по выражению Невского,  “тесная компания” (стр. 484) “русских революционеров” в Киеве во главе с “гениальным” Б.Л. Эйдельманом (уж не потомок ли его “гениальный” пушкиновед Натан Эйдельман?) начала готовить съезд. Но первая попытка весной 1897 оказалась неудачной (многие делегаты не смогли приехать), и 17–18 марта 1897 в Киеве состоялась как бы предсъездовская конференция.

Почему же эта попытка была неудачной? Надо думать, потому, что “виленцы” (будущие бундовцы) не получили приглашения, да и вообще чуть поспешили.

Дело в том, I съезд сионистов собрался позже, в августе 1897 в Базеле,  и на нем Всемирная Сионистская Организация (ВСО) была оформлена организационно. Вслед за этим, в октябре 1897, организационно был оформлен в Вильно БУНД – Союз борьбы за освобождение еврейского рабочего класса (вот уж, наверное, кого трудно было найти).

 

И тогда, после организации ВСО и БУНДа, весной 1898 г. в Минске (1–3 марта, 14–16 по новому стилю) первый, организационный, съезд ещё одной социал-демократической рабочей партии. В отличие от Еврейской (Бунда), после долгих споров дитя назвали не Русской, а Российской (РСДРП).

Делегатами были уже знакомые нам лица:

1) Эйдельман Борис Львович — от группы “Рабочей газеты” в Киеве

2) Вигдорчик Натан Абрамович

3) Радченко Степан Иванович — от Петербургского Союза Борьбы

4) Ванновский Александр Алексеевич — от Московского союза

5) Петрусевич Казимир Адамович — от Екатеринославля

6) Тучапский Павел Лукич – от Киевского Союза и рабочего комитета

7) Кремер Александр – лидер Еврейского Союза СД (Бунда)

8  Мутник (“Глеб”) – член Бунда

9) Ш. Кац (Шмульдершварцер) — рабочий

Ни одного человека с русской фамилией.  Особенно впечатляет Шмульдершварцер. После прочтения «предродовых» списков, удивляться этому не приходится.

Состав съезда отражал объективно существовавшую картину – в 1899 в среде социал-демократов поляки и евреи составляли более 50 %, притом, что от всего населения России они составляли 10 % (поляки – 6,6 %, евреи – 3,4 %). Ну, а от 70 % русских на съезд никто не попал. Да и не нужно это было. Они понадобились потом, когда устраивалась “репетиция” в 1905 году и премьера в 1917 г.

В. Невский так комментирует результат:

“Ядро киевлян – один из передовых отрядов русской социал-демократии: теоретически образованные, вышколенные долгими годами подпольной работы, скромные, преданные делу пролетариата, энергичные, настойчивые, решительные – они шли тесно сомкнутым строем”.

И, ссылаясь на историю, торжественно завершает:

«Истории угодно было второй раз сделать Киев тем пунктом, откуда “пошла и стала есть Русская земля”» (стр. 491)

Как же формировалась эта “партия нового типа”?

Ответ найдем в той же книге В. Невского. Он пишет:

“НИКАКОГО САМОПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАРОЖДЕНИЯ НЕ БЫЛО” (стр. 334)

“СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТЫ ЕВРЕИ – из Гомеля, Витебска, Вильны, МинскаРАЗЪЕЗЖАЛИСЬ ПО РУССКИМ ГОРОДАМ и ПРИНОСИЛИ ТУДА УСТАВЫ СВОИХ КАСС, СВОЙ КОНСПИРАТИВНЫЙ и ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ОПЫТ” (стр. 491)

То же самое писал В.И. Ленин:

“Социал-демократического сознания у рабочих и не могло быть. Оно могло быть принесено только ИЗВНЕ” На первых порах “Социал-демократия существовала без рабочего движения” (В.И. Ленин)

В. Невский нисколько не скрывает своей цели – он хочет показать ведущую роль евреев и их партии БУНД в развитии социал-демократии в России.

“С этой целью, – пишет он, – мы наполняли изложение именами”.

 (Так что пусть читатель не сетует на автора настоящего очерка и не вменяет ему в вину столь странный “семитический” подход к проблеме).

Ну, допустим, в 1923 В. Невский, по личным соображениям, мог преувеличить роль евреев, однако вряд ли он мог сфальсифицировать списки – ведь тогда еще были живы многие из фигурантов. И списки говорят сами за себя – «осеменение» российской почвы социал-демократическими идеями, создание “сети” кружков осуществлялось тем постоянным “бродилом”, которое действовало в России с XVIII века и которому Карл Маркс придумал термин “еврейство”.

Но может, в самом еврействе этот процесс шёл самопроизвольно? Ведь широко известен дежурный довод на этот счет. Мол, «еврейское население под гнётом царизма и своей собственной буржуазии в условиях ущемления прав (на торговлю, на покупку земель, на образование – “процентная норма”, на местожительство – “черта оседлости”) служило питательной средой для революционных настроений».

Однако по ряду причин это объяснение придется признать несостоятельным. По свидетельству самих социал-демократов (см. Цедербаума–Мартова), еврейство состояло в основном из мелких ремесленников, и каждый из них мечтал стать более крупным, а то и не ремесленником, а владельцем мастерской, фабрички, фабрики, завода или даже банкиром. Стоило только Мартову в “кружке” обучить перчаточниц или чулочниц города Вильно зачаткам русского языка, как они категорически отказывались воспринимать “теорию прибавочной стоимости”, а желали открыть мастерскую. Насчет “стоимости” и “прибыли”, надо думать, они и так всё знали самопроизвольно, да и практически-еврейский дух им помогал.

По случаю почти одновременного (в 1897-1898) «рождения тройни» ─ ВСО, БУНДа и РСДРП ─ организаций, сыгравших огромную роль в событиях 20 столетия, не только в России, но и в мире, тему об  “утробном периоде” русской социал-демократии можно закрыть и подведем промежуточный итог:

Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), как впрочем, и все политические партии России, была ОРГАНИЗОВАНА.

Организаторами были эмиссары-евреи из черты оседлости и из-за границы. Они смогли осуществить это, благодаря тому, что пресловутая «черта оседлости» к концу XIX века уже перестала существовать de facto. Евреи, сохранив высокую концентрацию в местах основного расселения (14 западных губерний ), давно расселились во всех городах небольшими общинами и жили там автономно по своим законам. Поэтому они могли вести агитацию по всей территории Российской империи.

Почвой для осеменения явились ранее существовавшие народовольческие кружки, оставшиеся от 1870-х – 80-х годов. Они, в свою очередь, возникли (и на персональном уровне это прослеживается наиболее четко) от кружков “чайковцев” и нечаевцев, а там нити и связи ведут к петрашевцам, кружкам 1830-х годов в Московском Университете, а уж оттуда к ложам декабристов, Ордену русских рыцарей, типографии Новикова, ложам Елагина-Рейхеля… а там и до Петра I недалеко.

См. справку: Табл. 6. «РОДОСЛОВИЕ» ИНТЕРНАЦИОНАЛА. 1789 – 1866

Что же касается темы «ущемление прав евреев в России», то об этом см. справку под названием

ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРЕЕВ В РОССИИ с XVIII до начала XX в.