Елена Дм. Танненберг (1910 — 1985) — художница. Биография

 

 

Ел.Дм.Танненберг в студии "Союзмультфильм". Фото [1940 ?]

Ел.Дм.Танненберг в студии «Союзмультфильм». Фото [1940 ?]

  ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА ТАННЕНБЕРГ (1909 — 1985)  —  
     — художник на студии «Союзмультфильм».  

Внучка театрального критика С.В. Флерова и племянница
доктора В.В. Величко, известного собирателя живописи.

С 1920 училась в ср. школе № 30 (бывш. гимназия Ржевской). С 1929 по 1932 училась в студии худ. М.В. Леблана всесте с  Н.В. Верещагиной (1905-1956), дочерью В.В. Розанова.  Дружила всю жизнь с   Н. Кузьминым и его женой Т. Мавриной (Лебедевой) — художниками группы «13».   С 1935 г. до пенсии работала художницей на студии «Союзмультфильм».  С 1956 г. хранила в своем доме архив и наследие  двух художников — Н.В. Верещагиной и  М.Кс. Соколова.

КАРТА МОСКВЫ 1866 г. Сретенская пожарная часть. VIII

САДОВО-КУДРИНСКАЯ И САМОТЕЧНАЯ С ПЕРЕУЛКАМИ

Автор Борг (прекрасно сделано)

http://club443.ru/lofiversion/index.php/t71401-1550.html

 

Карта Москвы 1866 г. Самотека-Каретные пер. Цветной бул.

Карта Москвы 1866 г. Самотека-Каретные пер. Цветной бул.

   №1. Гимназия Ржевской = шк. № 30. Дом 1 на Садово-Самотечной

¢ фон. – фонтан, водоразб. Пл. Угольная

№ 5. Церк. Спас-Преображения на Песках. Бол. Спасский пер.

№ 18. Дом Величко (бывш. Дом М.С. Щепкина)

№ 19. Дом Флеровых (и Е.Д. Танненберг) в Лиховом пер.

№ 12. Ц. св. Троицы. Подворье Тр.-Серг Лавры 12а. Рядом Дом В. Васнецова

 

№ 14. Духовная семинария. 3-й Дом Советов. Ныне Музей

№ 15. Богадельня. Ул. Божедомка = Делегатская.

№ 6. Церк. Знаменская в Стрелецкой слоб. полк. Колобова

№ 16. Петровка, д. 38. МУР (на месте усадьбы).

 

Духовная Семинария-Фонтан. на Угольной пл. 1888

Духовная Семинария-Фонтан. на Угольной пл. 1888

 

 

Церк. Спаса Преобр. на Песках XVII в. в Б. Спасском пер. Разрушен

Церк. Спаса Преобр. на Песках XVII в. в Б. Спасском пер. Разрушен

 

Дом Флеровых в Лиховом пер. Нач. XIX d/

Дом Флеровых в Лиховом пер. Нач. XIX d/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОРТРЕТЫ ПРЕДКОВ ПО СТЕНАМ …

Лестница в мансарду, где с 1920 г. Леночка с тетей после "уплотнения". Фото 1974. Н.М.

Лестница в мансарду, где с 1920 г. Леночка с тетей после «уплотнения». Фото 1974. Н.М.

 

Портреты В.П. и С.В. Флеровых. Картина М. Нестерова "Монах на озере". Фото 1974. НМ.

Портреты В.П. и С.В. Флеровых. Картина М. Нестерова «Монах на озере». Фото 1974. НМ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОМ ФЛЁРОВЫХ в Лиховом (быв. Дурном) пер.

Портрет В.П. Флерова 1830-х.

Портрет В.П. Флерова 1830-х.

 

Дом, в котором жила Елена Дмитриевна, был построен до войны 1812 года и  пережил московский пожар. По преданию, Пушкин будто бы покупал в нём ковры. Легенда возникла, наверное,  потому, что в том же дворе когда-то была ковровая фабрика, а имя Пушкина придавало любому дому особую значимость. В соседнем доме жил каретник, и до революции во дворе стояли роскошные, чуть ли не императорские кареты.

Этот дом в 1840-е годы купил  прадед Елены Дмитриевны, Василий Павлович Флеров — профессор Московского Университета, воспитатель детей и друг графа А.Г. Строганова,  «сторонний цензор» в Комитете Цензуры 1854.  

  

 

Флеров С.В. (псевд. С. Васильев) - театр. критик 1890-х. Худ. неизв.

Флеров С.В. (псевд. С. Васильев) — театр. критик 1890-х. Худ. неизв.

 

Сергей Васильевич Флёров (1841-1901), окончил историко-филологический факультет Московского университета и со временем стал известным педагогом и театральным критиком. Он был постоянным сотрудником «Русского вестника» и «Московских ведомостей», где печатал свои очерки о театре под псевдонимом С. Васильев.  В этом доме он прожил всю жизнь. Стены столовой были увешаны фотографиями известных актёров и актрис, художников и писателей того времени. В его гостиной бывали многие театральные знаменитости Москвы: Южин, Садовский, Станиславский, Лилина, Ермолова и другие.

У  С.В. Флерова было две дочери — Наталья и Вера. Вера Сергеевна вышла замуж за Дм. Танненберга. У них родились две дочери Татьяна и Елена. Девочки рано осиротели, и их воспитывала тетя, Наталья Сергеевна Флерова.  Флеровы, и Танненберги были в родстве с Величками.  Доктор В.В. Величко сам остался холостяком  и всю жизнь опекал своих многочисленных родственников, в том числе и девочек Танненберг, своих племянниц, и они с детства постоянно бывали у него в доме.

Примечание Н.М.  Подлинные портреты находятся в Ярославском Художественном музее (ЯХМ), куда они попали после смерти Елены Дмитриевны в 1985 г. вместе с картинами М.К. Соколова и рисунками Н.В. Верещагиной-Розановой  и её архивом. Приводимые здесь черно-белые фотографии обстановки комнаты Елены Дмитриены были сделаны в 1974 г. для моего очерка «Старый дом в Лиховом переулке». Качество фотографий очень плохое, но других нет. Фотографии Елены Дмитриевны в школьные годы и на работе в «Союзмультфильме»  переданы Л.И. Чуркиной, которая сохранила то немногое, что осталось от личных документов Елены Дмитриевны.

Несколько документов сохранила моя мама, школьная подруга Леночки, Т. Ю. Коробьина. Среди них самые старые документы  (1840-1854 и 1875-1900-е) относятся к жизни её прадеда, цензора Вас. Павл. Флерова и его братьев, один из которых Влад. Павл. Сергеев был коллежским асесором, а второй —  архмандритом  Великолуцкого Троице-Сергиева монаятыря в 1852-54 гг.   Сохранились также несколько писем графа А.Г. Строганова к В.П. Флерову.

Помню, что тогда, в 1974 году, когда готовился очерк «Старый дом в Лиховом переулке», Елена Дмитриевна показала мне папку с рукописями статей своего деда, Сергея Васильевича, которые он публиковал под псевдонимом С.Васильев. Не знаю, где теперь эта папка и сохранилась ли, но одну из статей «О средневековом театаре» она мне дала для публкации в моем журнале «Летучая мышь», и эта статья у меня сохранилась. Под впечатлением этой статьи гл. художник журнала «ЛМ», Н.П. Ермакова, нарисовала к статье С.В. Флерова  очень хорошую иллюстрацию (см.).  Приведу здесь записанный мною в 1974 г. рассказ Елены Дмитриевны о том, как происходило» уплотнение бывших владельцев в начале 1920 г.

 

РАССКАЗ Е.Д. Танненберг в 1974 г.

Как бывшие домовладельцы после Октябрьской Революции Флёровы подлежали или выселению, или, в лучшем случае, «уплотнению». В первые годы они старались «самоуплотниться»: в одной из комнат поселился краснодеревщик, в других — кто-то ещё. Однако до начала 1920 года они всё ещё занимали внизу две большие комнаты: гостиную и столовую. В столовой стояла маленькая печурка, «буржуйка», ― предмет обстановки, ставший символом эпохи военного коммунизма. В 1920 году их «уплотнили» окончательно. При этом «экспроприация экспроприаторов» была произведена в одночасье. 

Елене Дмитриевне было тогда 10 лет. Страшная сцена врезалась в её память на всю жизнь. По её рассказам, случилось это зимой в воскресенье, когда Флёровы сидели в столовой и ели свой скудный обед.

Внезапно в столовую вошел секретарь Реввоенсовета товарищ Даупис и положил на стол браунинг. Он был из славных латышских стрелков и со свойственной им решительностью заявил: «Выходите все, вот вам комната наверху, а всё остальное я занимаю». При этом он запретил им забрать с собою их личные вещи, даже постельное бельё, не говоря уж о фотографиях знаменитых актеров.

С этого дня Леночка с тётей поселились в маленькой комнате в мансарде, а гостиную и столовую заняли семьи двух «экспроприаторов»: латышского стрелка Дауписа и его приятеля Кривенко, четвертого кавалера ордена «Красной звезды».

 На что Флеровы жили в 20-е годы? Наталья Сергеевна знала несколько языков и зарабатывала на пропитание частными уроками. Жили они в постоянном страхе, всего боялись, и больше всего своих новых соседей. Оба люто ненавидели выселенных в мансарду «буржуев». По словам Леночки, стрелок Даупис был «настоящий палач». Он не расставался со своим браунингом, из которого однажды застрелил во дворе пса Трезора. Особенно страшно было, когда Кривенко ссорился с женой, выгонял её на улицу и в припадке бешенства начинал стрелять в потолок.

Страх этот остался в душе Леночки на всю жизнь, поэтому даже спустя 50 лет, рассказывая эту историю, она просила меня не записывать подлинного имени латышского стрелка. Пришлось придумать для него псевдоним «Даупис» (и его  настоящую фамилию я забыла — Н.М.).

 В 1930-е годы Дауписа арестовали и расстреляли, но его жена и дочь по-прежнему жили в этом доме. Со временем в рамки с фотографиями артистов и писателей 1890-х годов они вставили свои семейные фотографии. 16 октября 1941 года, когда вся Москва в панике ожидала прихода немцев, жена и дочь Дауписа жгли в печке тома сочинений Ленина и свои фотографии. Вероятнее всего, сожгли и те, старинные. Во всяком случае, они их Флёровым так и не отдали.

◊   ◊   ◊

 

Перехожу к описанию других домов, с которыми была тесно связана жизнь Елены Дмитриевны с детства до 1975 года, когда она переехала на ул. Фестивальную в кооперативную квартиру. 

 

Фасад дома В.В. Величко в 1920-е

Фасад дома В.В. Величко в 1920-е

 

Фото 1924 г. из архива С.В. Величко.
Вид на деревянный ампирный домик великого актёра Михаила Семёновича Щепкина(1788-1863). Актёр приобрёл дом в 1830 году, и жил в нём до 1848 года.

С 1867 г. дом купил В.К. Величко. Его сын, Валериан Вадимович Величко, врач и страстный коллекционер, мечтал устроить в этом доме Музей Щепкина, но из этого ничего не вышло.   Дом  уничтожили почти 30 лет назад. Сейчас на его месте пустырь

 

 

 

ДОМ ДОКТОРА ВЕЛИЧКО  в Б. Спасском пер. (Б. Каретный и ул. Ермоловой).

Семья доктора В.В. Величко жила недалеко от Флеровых-Танненберг — в  доме № 16 в Бол. Спасском пер. На карте видно, что это была небольшая городская усадьба. Дом принадлежал актеру М.С. Щепкину. После его смерти  дом купил у потомков Щепкина (с обстановкой) юрист Вадим Кириллович  Величко — выходец из Малороссии, из выпускник Моск. университета. Он был женат на Клавдии Ив., из  рода  Живаго,  которая была в родстве с богатейшими купцами-мануфактуршщиками Прохоровыми и в том же Спасском пер. владела ещё одним домом. Дом-усадьба Щепкина граничила с церковной землей старинного храма Спаса-Преображения. Поблизости от церкви стоял дом, в котором родилась и провела детства ещё одна знаменитая актриса — М,Н. Ермолова, дочь просфорницы.

Эта церковь, можнл сказать,  была домовой церковью семьи Величко, а её настоятель священник Николай Соколов, был их духовником. К началу 1900-х отец семейства умер. В доме жила Клавдия Ивановна с 6 детьми (три сына и три дочери).  Старший брат, Сергей Вадимович, постоянно жил в родовом имении Величек в Лубенском у. Полтавской губ. и в Москве бывал наездами. Кроме этого, Велички купили имение село Котово в Алексинском у. Тульской губ., недалеко от имения художника Поленова. (См. на сайте: «ДНЕВНИК ДОКТОРА за 1909 г.).

Величко Валериан Вадимович (1874-1956) - врач и коллекционер

Величко Валериан Вадимович (1874-1956) — врач и коллекционер

Валериан Вадимович Величко – в молодости служил  лекарем в армии на Русско-Японской войне, а потом служил в лазаретах на войне с Германией.  В Москве он служил доктором в Екатерининской и Мариинской больницах и имел с обширную частную практику.  В 1920-е годы был лечащим врачем Ульяновых и Елизаровых (в архиве сохранились его пропуски в Кремль за те годы).   Всю жизнь он был страстным коллекционером предметов искусства разного рода. По политическим убеждениям с 1905 г.  был кадет-октябрист, а по церковным — в 1929 вместе с сестрами стал одним из «непоминающих» (т.е. не признавших митрополита Сергия Страгородского Местоблюстителем Московского Патриархата). В 1930- 40-е годы в его доме существовала одна из подпольных молелен этого движения.

 

 

ССЫЛКИ на литературу о В.В. Величко.

http://zirk.su/index.php/arkhiv/1994-2?format=feed

http://family-values.ru/kollektsiya/kollektsioner_valerian_velichko_3504.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1762269

Круг общения В.В. Величко и обстановка в его доме  см. А.И. Смирнов  Воспоминания 

 

 

 

Леночка Танненберг. Ученица 6-й гр. школы № 30. Фото 1926

Леночка Танненберг. Ученица 6-й гр. школы № 30. Фото 1926

ЗАПИСЬ О РОЖДЕНИИ ЛЕНОЧКИ В ДНЕВНИКЕ ДОКТОРА.  

30. декабря 1909 года доктор В.В. Величко записал в своем дневнике (см. 1-й том Летописца), что у «Верочки и Мити родилась девочка». Это и была та самая Елена Дмитриевна Танненберг, о жизни которой пойдет здесь речь.

В Летописце Том 1 напечатан Дневник доктора за 1909 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБА В ШКОЛЕ. В 1920 г. Елена Танненберг поступила в Трудовую школу № 30 (б. гимназию Ржевской). В 1926 г. окончила 8-летку и затем Статистические курсы.  Об этом периоде её жизни можно получить представление  из очерков её одноклассницы,  Тани Коробьиной (1911-2004), с  которой  дружили всю жизнь.  Здесь приведу только фотографии.

На Статистич. курсах. 1929. Ел. Таненберг (верхн. ряд), Таня Коробьина (2й ряд посредине)

На Статистич. курсах. 1929. Ел. Таненберг (верхн. ряд), Таня Коробьина (2й ряд посредине)

Танненберг Е.Д. Фото [1930?]

Танненберг Е.Д. Фото [1930?]

СТУДИЯ  М.В. ЛЕБЛАНА  1929-1932

Художник М.В. Леблан. Вид на Кремль. Масло. 1916

Художник М.В. Леблан. Вид на Кремль. Масло. 1916

 

По окончании школы Леночка поступила в частную художественную студию М.В. Леблана, где училась и дочь философа В.В. Розанова, Надежда (по первому мужу Верещагина). Впоследствии они вместе работали художницами на студии «Союзмультфильм» и очень подружились.

Леблан М.В.. Вид на Кремль от Водовзводной башни 1916. Холст, масло. | 50,2х70,5

 СПРАВКИ о художнике М.В. Леблане, его Студии и учениках:

Ссылки: http://www.elysium.ru/catalog/2516.html

Ссылка: http://artinvestment.ru/auctions/14870/biography.html

ЛЕБЛАН Михаил Варфоломеевич. 1875 (Орел) — 1940 (Москва) -живописец, график, сценограф и педагог. Начальное художественное образование получил в частной рисовальной школе П. Сычёва в Орле (1892–1893). Учился в МУЖВЗ (1893–1907) у С.А. Коровина, Л.О. Пастернака, А.Е. Архипова, А.С. Степанова, А.М. Васнецова, в мастерской В.А. Серова и К.А. Коровина. Некоторое время занимался в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ в мастерской И.Е. Репина. В 1910–1912 учился в Академии Гранд-Шомьер, а также в студии А. Матисса в Париже.

Жил в Москве. Писал пейзажи, натюрморты, портреты, картины жанрового содержания. Член объединения «Союз русских художников» (с 1910). Член-учредитель обществ «Свободное искусство» (1912, постоянный член выставочного комитета), «Объединенное искусство» (ОБИС, 1925). Экспонировал свои работы на выставках ТПХВ, объединений «Мир искусства», «Бубновый валет» (все — 1910-е), «Жар-цвет» (1925, 1928, 1929).

27 марта 1919 г. М.В. Леблан (как и С.Есенин) подписал «Приветственный адрес М.Горькому от членов и гостей Дворца Искусств».  Во время похорон С.Есенина 30 декабря 1925 г. М. Леблан сделал рисунок «С. Есенин в гробу». 1. С.А.Есенин, ПСС УП (2), 232, 399. 2.Кузнецова В.Е. С думой о Есенине. Мурманск, 2009, с.174. http://zinin-miresenina.narod.ru/l.htm

Участвовал в пяти выставка 1919-1931 годов, в юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде, Москве (1932–1934) и других. Экспонент многих международный выставок и выставок русского искусства за рубежом, в том числе в Сент-Луисе (1903), в галерее Ван-Димена в Берлине (1922), в Венеции (1924), в Нью-Йорке (1929).

Преподавал в собственной школе-студии в Москве (с 1913 по 1930-е). Среди учеников — В. Ф. Степанова, Ф.С. Богородский, А.А. Поманский и другие. Произведения художника находятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее.

Соколов Александр Михайлович (1886 — 1966 гг.) – художник. Друг и соратник М. Леблана. Преподавал в студии Леблана в Москве с 1913 по 1914 гг. «Летний день». 1920-30е гг. Холст, масло. 59,5х75,5. Подпись справа внизу «Александр Соколов».

Художник Сычев Лев Павлович »В 1926 г. самостоятельно приехал в Москву, где посещал частную  художественную студию М.В.Леблана, одновременно занимаясь самообразованием. Сайт: Диафильмы.su — диафильмы … diafilmy.su/1315-sychev-lev-pavlovich.html

‎Художник Эльконин Виктор Борисович  (1910 — 1994).  Учился в студии М.В. Леблана и во ВХУТЕИНе у К.Н. Истомина, Л.А. Бруни, П.В. Кузнецова, В.А Фаворского (1927–1930). В 1930 г. он вступил в общество «Четыре искусства». С 1932 г. участник художественных выставок. С 1933 г. член Московского Союза художников. С 1948 г. руководил Мастерской монументальной живописи, организованной в 1935 году Л.А. Бруни.

www.artpanorama.su/index.php?category…id…‎

Алфеевский Валерий Сергеевич (23.06.1906 – 1989) художник, график. 1922-1924 посещение студий М.Леблана и И.Машкова 1925-1930 учеба во Вхутемасе. 1930-1932 участие в ОСТ (Общество художников-станковистов). С 1930 иллюстрирует книги для детей и юношества. 1932 член МОСХ 

 

 

Н.КУЗЬМИН и Т.МАВРИНА — художники ГРУППЫ «13»  —  

Близкие друзья Е.Д. Танненберг, с которыми она могла позакомиться ещё в  1930-е в доме своего дяди, доктора В.В. Величко,. Н. Кузьмин был одним из его пациентов, часто посещал дом доктора и в благодарность за излечение дарил ему свои рисунки. Кузьмин был одним из трех художников — осователей кружка художников , названной по числу участников Первой выставки — «13»их было («Тринадцать»). Их мировоззрение сформулировал тоже Н.Кузьмин:  «Рисовать без поправок, без ретуши. Чтоб в работе рисовальщика, как и в работе акробата, чувствовался темп!» — пояснял свою позицию художник.

Н. Кузьмин. Автопортрет. 1930.

Н. Кузьмин. Автопортрет. 1930.

На Третьей выставке в 1931 г. участников группы уже стало 20, но название не меняли. В 1962 г. в журнале «Искусство книги», вып. 3  была опубликована статья В. Костина «Новые работы Н. Кузьмина»,  где он писал: «Участники Третьей выставки – 20 художников группы «Тринадцать». Это и основатели группы: В. Милашевский, Н. Кузьмин, Д. Даран; молодые выпускники ВХУТЕМАСа: Т. Маврина, Б. Рыбченков, Л. Зевин, сестры Кашины; актриса Ольга Гильдебрандт и литератор Ю. Юркун; позже присоединившиеся к группе «13»: Давид Бурлюк, А. Древин, Сергей Ижевский, Н. Удальцова, А.Ф. Софронова» (ученица М.К. Соколова — прим. Н.М. ). Сразу скажу и о том, что именно искусствовед В. Костин помогал Е.Д. Танненберг в 1960-е годы устраивать выставки её «подопечных», Н. Верещагиной и М. Соколова.

Т. А. Маврина. Автопортрет. 1934

Т. А. Маврина. Автопортрет. 1934

Т.А. Маврина. Переяславль-Залес. 5.07. 1970

Т.А. Маврина. Переяславль-Залес. 5.07. 1970

Маврина (Лебедева) Татьяна Алексеевна (1900, Н. Новг — 1996, М.) —художник-живописец, график, иллюстратор. Засл. художник РСФСР (1981). Лауреат Государственной премии СССР (1975).

В 1921—1929 годах училась во Вхутемасе-Вхутеине (учителя — Н. В. Синезубов, Г. В. Федоров, Р. Р. Фальк). Член  группы «13». С 1930 г. использовала в качестве псевдонима девичью фамилию матери — Маврина. В послевоенные годы стала писать в яркой и открытой манере, близкой примитивизму, древнерусскому и народному искусству. Ум. в 1996 г..

НА ПЛЭНЕРЕ

1960-е. Е.Д. Танненберг на пленере. Шарж. Б., тушь, перо

1960-е. Е.Д. Танненберг на пленере. Шарж. Б., тушь, перо

В 1960-80-е годы Елена Дмитриевна постоянно ездила на этюды с Кузьминым и Т.Мавриной (чаще всего в  Загорск и Переславль-Залесский).

В её бумагах сохранились несколько её собственных зарисовок карандашем — пейзажи, архитектура.

На одном она изображена за этим занятием в лесу. И птичка с интересом разглядывает  её творение. Кто нарисовал  этот дружеский шарж, неизвестно — нет ни подписи, ни даты. Может, Н. Кузьмин?


Церковь и здание студии на Долгоруковской ул.

Церковь и здание студии на Долгоруковской ул.

 

 

 

«СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ»

Оффициаотная история гласит, что студия была открыта 10 июня 1936г. с названием «Союздетмультфильм», а с 20 августа 1937 г. ее переименовали в «Союзмультфильм». Хотя приказ о создании студии был подписан начальником Главного Управления кинофотопромышленности, считается, что решение о создании студии исходило лично от  тов. И.В. Сталина. Для студии были выделены помещения закрытых к тому времени храмов: Николая Чудотворца в Новой слободе, где находилось производство рисованных фильмов, и Спаса Преображения «что на Песках» в Спасопесковском переулке на Арбате, где располагалось «Творческое объединение кукольных фильмов». Арбатский храм в 1991г. был возвращен церкви, а храм на  Долгоруковской улице остается за Союзмультфильмом, хотя решения о необходимости вернуть его церкви принимались уже более 15 лет назад.

Среди её бумаг сохранилась напечатанная на папиросной бумаге (4-я копия), неизвестно когда (в 1950-е) и кем (подпись Игорь Константинович) сочиненная шутливая «ИСТОРИЯ  СТУДИИ СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ» —  подражание знаменитой «Истории Государства Российского от Гостомысла до Тимашева» поэта и графа А.К. Толстого (1866 г.).  У меня не хватит сил перепечатать её полностью (хотя для самой студии, она, несомненно была бы интересна). Приведу только начало и  список «правителей», которые в 1930-е годы постоянно менялись.

Расцвет студии Союзмультфильм пришелся на 1960-1970 гг.., когда за год выпускалось не менее 40 фильмов. Леонид Шварцман, художник анимационного кино, вспоминал: «Когда бывали авралы и нужно было заканчивать картину, со временем никто не считался, засиживались и до 12, и до часу. И если в метро уже не попасть, и ночевали часто на студии, чтобы сдать картину вовремя».

На Мульфильме  различают художников-мультипликаторов и художников-декораторов. Это видно в титрах. Когда теперь я попадаю на ТВ на советские мультфильмы, то каждый раз с замиранием сердца жду: мелькнет ли среди художников дорогое мне имя «Е.Д. Танненберг».  И оно часто там стоит, что и неудивительно, потому что Елена Дмитриевна проработала на этой студии почти с момента основания до пенсии. Некоторое время на той же студии работала и Н.В. Верещагина-Розанова.

Источник: http://www.animator.ru/index.phtml

ТАННЕНБЕРГ Елена Дмитриевна

КРАТКАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ: 

1940. Художницы Союзультфильм. Е.Д.Танненберг (в центре)

1940. Художницы Союзультфильм. Е.Д.Танненберг (в центре)

ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК

«ХЛОПОК (БЕЛОЕ ЗОЛОТО)» (1947)

XУДОЖНИК

«ДЯДЯ СТЕПА» (1938)

«БАРМАЛЕЙ» (1941)

«КРАДЕНОЕ СОЛНЦЕ» (1943)

«ЗИМНЯЯ СКАЗКА» (1945)

 

 

1947. Союзультфильм. Н.В. Верещагина и Ел.Дм.Танненберг

1947. Союзультфильм. Н.В. Верещагина и Ел.Дм.Танненберг

«ЛИСА И ДРОЗД» (1946)

«ПАВЛИНИЙ ХВОСТ» (1946)

«СКАЗКА О СОЛДАТЕ» (1948)

«ЛЕВ И ЗАЯЦ» (1949)

«МАШЕНЬКИН КОНЦЕРТ» (1949)

«ВОЛШЕБНЫЙ КЛАД» (1950)

ДУДОЧКА И КУВШИНЧИК» (1950)

«КОГДА ЗАЖИГАЮТСЯ ЕЛКИ» (1950)

1946. мф Лиса и Дрозд Худ. Е. Танненберг

1946. мф Лиса и Дрозд Худ. Е. Танненберг

«ВЫСОКАЯ ГОРКА» (1951)

«ЛЕСНЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ» (1951)

«НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ» (1951)

«ТАЕЖНАЯ СКАЗКА» (1951)

«ЗАЙ И ЧИК» (1952)

«КАШТАНКА» (1952)

«СНЕГУРОЧКА» (1952)

 

 

1946. мф Лиса и Дрозд. Худ. Е. Танненберг и др.

1946. мф Лиса и Дрозд. Худ. Е. Танненберг и др.

«ВОЛШЕБНАЯ ПТИЦА» (1953)

«ЛЕСНОЙ КОНЦЕРТ» (1953)

«ПОЛЕТ НА ЛУНУ» (1953)

«НА ЛЕСНОЙ ЭСТРАДЕ» (1954)

«ОРАНЖЕВОЕ ГОРЛЫШКО» (1954)

«ОСТРОВ ОШИБОК» (1955)

«СТЕПА-МОРЯК» (1955)

«В ЯРАНГЕ ГОРИТ ОГОНЬ» (1956)

 

 

1946. мф Лиса и Дрозд. Худ. Е. Танненберг и др.

1946. мф Лиса и Дрозд. Худ. Е. Танненберг и др.

«ГАДКИЙ УТЕНОК» (1956)

«ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ» (1956)

«ЛЕСНАЯ ИСТОРИЯ» (1956)

«ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ» (1957)

«ЧУДЕСНИЦА» (1957)

«ТРИ ДРОВОСЕКА» (1959)

«ПОХИТИТЕЛИ КРАСОК» (1959)

 

 

 

1950. мф. Дудочка и кувшинчик. Худ. Е. Танненберг и др.

1950. мф. Дудочка и кувшинчик. Худ. Е. Танненберг и др.

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ» (1959)

«ЗОЛОТОЕ ПЕРЫШКО» (1960)

«КОРОЛЕВСКИЕ ЗАЙЦЫ» (1960)

«МУК (МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ КРОКОДИЛ) N 1» (1960)

«МУРЗИЛКА И ВЕЛИКАН» (1960)

«РАЗНЫЕ КОЛЕСА» (1960)

«СТАРИК ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ» (1960)

 

 

1954. мф Оранжевое горлышко. Худ. Е. Танненберг и др.

1954. мф Оранжевое горлышко. Худ. Е. Танненберг и др.

«ЧЕЛОВЕЧКА НАРИСОВАЛ Я» (1960)

«ДРАКОН» (1961)

«СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА» (1961)

«СВЕТЛЯЧОК N 2» (1962)

«ЧУДЕСНЫЙ САД» (1962)

«БАРАНКИН, БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» (1963)

«ДЕЛО N…» (1964)

«ДЮЙМОВОЧКА» (1964)

«ПОРТРЕТ» (1965)

 

«ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА» (1965)

1956. Гадкий утенок. Худ. Е. Таннеберг и др.

1956. Гадкий утенок. Худ. Е. Таннеберг и др.

 

«ЗЕРКАЛЬЦЕ» (1967)

«МАШИНКА ВРЕМЕНИ» (1967)

«МОГЛО СЛУЧИТЬСЯ» (1967)

«ПАРОВОЗИК ИЗ РОМАШКОВА» (1967)

«КОТ, КОТОРЫЙ ГУЛЯЛ САМ ПО СЕБЕ» (1968)

«МАЛЫШ И КАРЛСОН» (1968)

«СЛУЧИЛОСЬ ЭТО ЗИМОЙ» (1968)

 

 

«СТАРЫЕ ЗАВЕТЫ» (1968)

КУКЛЫ И ДЕКОРАЦИИСАМЫЙ БОЛЬШОЙ ДРУГ» (1968)

1960. Золотое перышко. Худ. Е. Танненберг и др.

1960. Золотое перышко. Худ. Е. Танненберг и др.

«ЧЕРТ ПОПУТАЛ» (1968)

«ВОЗВРАЩЕНИЕ С  ОЛИМПА» (1969)

«В СТРАНЕ НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ» (1969)

«МЫ ИЩЕМ КЛЯКСУ» (1969)

«КАТЕРОК» (1970)

«КЕНТЕРВИЛЬСКОЕ ПРИВИДЕНИЕ» (1970)

«НОВЕЛЛЫ О КОСМОСЕ» (1973)

«СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ» (1973)

 

 

1960-e. Е.Д.Танненберг идет на работу

1960-e. Е.Д.Танненберг идет на работу

«ЗАЯЦ КОСЬКА И РОДНИЧОК» (1974)

«НЕОБЫЧНЫЙ ДРУГ» (1975)

«ГОЛУБОЙ ЩЕНОК» (1976)

АНИМАТОР

 

«ВПЕРВЫЕ НА АРЕНЕ» (1961)

«МУК (Мультипликационный крокодил) N5» (1961)

Елена Дмитриевна Танненберг жила недалеко от Долгоруковской и на работу ходила пешком (см. фото).

 

КНИЖНАЯ ГРАФИКА

Е. Танненберг. Илл.  К СКАЗКЕ А.С. Пушкина О РЫЬАКЕ И РЫБКЕ. Акв., гуашь (1960-е?)

 

1. Сказка о рыбаке и рыбке. Худ. Е. Танненберг

1. Сказка о рыбаке и рыбке. Худ. Е. Танненберг

2. Сказка о рыбаке и рыбке. Худ. Е. Танненберг

2. Сказка о рыбаке и рыбке. Худ. Е. Танненберг

3. Сказка о рыбаке и рыбке. Худ. Е. Танненберг

3. Сказка о рыбаке и рыбке. Худ. Е. Танненберг

4. Сказка о рыбаке и рыбке. Худ. Е. Танненберг

4. Сказка о рыбаке и рыбке. Худ. Е. Танненберг

5. Аленушка. Худ. Е. Танненберг

5. Аленушка. Худ. Е. Танненберг

6. Аленушка. Худ. Е. Таннеберг

6. Аленушка. Худ. Е. Таннеберг

СТАРЫЙ ДОМ В ЛИХОВОМ ПЕРЕУЛКЕ

Н.М. Михайлова.  — М.  Журнал «Летучая Мышь» № 3 (ноябрь) 1974.

 В середине 1930-х искусствовед Н.М. Тарабукин познакомил Н.В. Розанову с художником М.К. Соколовым. Через 20 лет Н.В. Верещагина- Розанова стала женой М.К. Соколова. После их смерти художественное наследие этих двух художников хранила Е.Д. Танненберг. В годы «оттепели» она стала показывать рисунки Розановой и Соколова сначала знакомым, потом искусствоведам и художникам. Тогда и мы с мамой познакомились с работами Соколова и узнали о его горькой судьбе. С тех пор все эти люди вошли в нашу жизнь, а теперь и в наш Летописец.

 Фоторепортаж «Елена Дмитриевна
в своей комнате». 1974 г.

1974. Ел. Дм. и портреты предков. Отражение в зеркале.

1974. Ел. Дм. и портреты предков. Отражение в зеркале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1975. Ел. Дм. Отражение в .зеркале

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1975. Секретер . Папки с рисунками. Илл. Н. Верещагиной к "Грозе"

1975. Секретер . Папки с рисунками. Илл. Н. Верещагиной к «Грозе»

 

1954. Автограф Н.В. Верещагиной - Тат.Д.м Танненберг

1954. Автограф Н.В. Верещагиной — Тат.Д.м Танненберг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1975а. Натюрморт М.К. Соколова в комнате Е.Д.

1975а. Натюрморт М.К. Соколова в комнате Е.Д.

 

М.К. Соколов. . Цветы. Кат. 1985 г. № 17

М.К. Соколов. . Цветы. Кат. 1985 г. № 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ел. Дм. Танненберг на Вернисаже в фойе Театра "ЛМ" в 1979 г.

Ел. Дм. Танненберг на Вернисаже в фойе Театра «ЛМ» в 1979 г.

 

 

 

 

ПРОЩАЛЬНЫЕ СТИХИ

Паровозик из Ромашкова. Мф. 1967

Паровозик из Ромашкова. Мф. 1967

 

ПАРОВОЗИК ИЗ РОМАШКОВА

Добрый и совсем очеловеченный,

Выпуская светленький дымок,

Он бежит по рельсам нарисованным,

А за ним вагончиков рядок.

 

 

 

А потом совсем уже рискованно // Срыгнул с рельс и нюхает цветок,

Вновь на рельсы прыгнул и умчался // В угол кадра, вроде на восток. 

Впрочем, что я говорю: «рискованно»? // Паровозик – он же нарисованный.

Так совпало, что она жила в Ромашкове, // Рядом с ней – природа и друзья,

И, тая на сердце жизни горечь, // Говорила в трубку: «Это я!» 

 

Жить хотела и обрыва не предвидела // Трудного сурового пути,

Близкая нам, милая, хорошая, // Если чем обидели, — прости

Знаю, верю твердо: в час назначенный // Где-то там, за гранью бытия,

Нас, её любивших, встретит радостно // Леночка – и скажет: «Это я!»

Игорь Николаевич (фам. неизв.)