Д.Г. Левицкий. Портреты «смолянок»

Портрет Д.Г. Левицкого. 1780 годы

Портрет Д.Г. Левицкого   1780 годы

 

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)

 

Жизненный путь Левицкого начался в небольшом украинском селении на Полтавщине в старинном поповском роду, ведущим начало от священника Василия Носа. Отец Дмитрия, Григорий Кириллович, образованный и талантливый человек, тринадцать лет провел в Польше, где в совершенстве освоил граверное дело и стал крупнейшим украинским графиком. Из-за границы он вернулся не только зрелым мастером, но и с новой фамилией Левицкий, поселился в Киеве, а свой церковный приход сдавал по найму другим священникам. Его творческая жизнь часто переплеталась с деятельностью Киевской духовной академии и Киево-Печерской типографии. В семье Григория Кирилловича и его жены Агафьи, урожденной Левицкой, росли четверо сыновей и дочь. Старший, Дмитрий унаследовал от отца своеобразный дар композиции, совершенство рисунка и уверенную работу с натуры. Выросший в кругу украинской художественной интеллигенции и духовенства, он был хорошо образован, начитан, уверен в своих способностях и бесспорно очень талантлив.

Возможно, еще в 1752-1755 гг. Левицкий познакомился с известным художником А.П. Антроповым, который тогда расписывал Андреевскую церковь в Киеве. А в 1758 г. Дмитрий приезжает в Петербург и не только становится учеником прославленного мастера, но и живет в его семье почти шесть лет. В качестве помощника Антропова в 1762 г. он выполнял росписи Триумфальных ворот по случаю коронации Екатерины II. Два года спустя молодой художник уже самостоятельно реставрировал это сооружение, а в 1767 г. совместно с В. Васильевским создал два иконостаса и 73 образа для Екатерининской и Кироиоановской церквей и добился очень высокой оплаты своей работы.

В то время в России не было ни одной школы, где бы учились девочки. И Екатерина II решила открыть в Смольном монастыре «Воспитательное общество благородных девиц», чтобы, как говорилось в указе, «… дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

В 1773-77годах императрица Екатерина II поручила Левицкому написать портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц. Так взошло созвездие «смольнянок», — семь портретов, а вернее, СЕМЬ МУЗ — аллегорических картин (Молчанова — наука, Борщова — театр, Алымова — музыка и т.д.), олицетворивших собой, по мнению знатоков, целиком XVIII век в «выдержанности всей системы».

К 1790-м годам Левицкий начинает терять популярность: зашатались стулья под покровителями и главными заказчиками (Князь Безбородко, канцлер, и граф Бецкой, президент Академии художеств).

     Определяется «дело» масона Н. И. Новикова, чье имя неотделимо от имени Левицкого, потому хотя бы, что сама внешность издателя «Трутня» знакома именно по его портрету. С той поры Левицкий тоже в немилости.

Теперь отношение двора ее величества к Левицкому определяла его дружба с Новиковым и другими деятелями русского просвещения. Не секрет, что живописец был, как и Новиков, масоном, а отношение Екатерины к ним было весьма отрицательным.

Вельможные заказчики, двор стали забывать некогда прославленного мастера. И за какие-нибудь два-три года художник впадает в нищету. Левицкий покидает Академию. Ему назначают нищенскую пенсию размером 200 рублей в год. Левицкий умер восьмидесяти семи лет, почти забытый как художник.