Н.С. Зертис-Каменский – художник XVIII в. Биография

 

Зертис-Каменский Николай Стефанович (1722 — 1771 )

— живописных дел мастер, учитель живописи и декоратор. Предположительно художественному мастерству учился в СПб у живописца болонской школы. Освоил приемы стиля барокко, который в то время преобладал в оформлении дворцов и церквей. Работал живописцем и учителем живописи в трёх монастырях: в Троице-Сергеевой Лавре, в Новом Иерусалиме и в Горицком Успенском в Переславле. Его ученики работали живописцами и декораторами в храмах Санкт-Петербурга, Москвы, Переславля и, возможно, в некоторых храмах Поволжья.

 

Памятники культуры. Новые открытия.

 Ежегодник 1990. М.: Кругъ, 1992. — 496 с.: ил.; [4] л. цв. ил.

Н.М. Михайлова. Н.С. Зертис-Каменский — неизвестный художник середины XVIII в., — создатель живописного убранства Воскр. собора в Ново-Иерусалимском монастыре.  Стр. 263–272

 

АННОТАЦИЯ.  В статье подробно описано, как  сопоставление документов из разных архивов (ЦГАДА, Троице-Сергиевой Лавры и Нового Иерусалима)  позволило установить, что упоминаемый под разными именами художник на самом деле был одним и тем же лицом. Им оказался  родной брат архиепископа Амвросия (Андрея Зертис-Каменского), биография которого известна. Благодаря этому, впервые удалось выяснить и биографию его брата-художника, и те места, где он работал как живописец и как учитель живописи. Сделана попытка найти, у кого он учился и какими образцами пользовался при создании эскизов к лепнине в Чертогах в Лавре, при создании декора и картин в Воскресенском соборе в Новом Иерусалиме и в Успенском соборе в Переславском Горицком мон.  Из его наследия сохранилось очень немногое.

ПРЕДИСЛОВИЕ  АВТОРА  к  второму изданию:

 

 

 

Прошло 20 лет с того  времени, когда статья о нем была опубликована в Ежегоднике Памятники Культуры. Новые открытия. Из приведенного здесь заключения статьи можно понять, что по наивности я думала, что теперь-то он войдет в «научный оборот», и забвение его кончится.  Но этого не случилось.  По-прежнему,  говоря о лепнине в Чертогах, авторы переписывают цитаты из работы А.П. Голубцова, называют его Н.С. Каменским и не связывают с тем, кто позднее трудился в Новом Иерусалиме. Точно так же, искусствоведы  не упоминают его имя, говоря о художественном убранстве Успенского собора в Горицах .  И даже в таком событии, как убийство его брата, архиепископа Амвросия, во время Чумного бунта, почему-то не упоминают о том, что толпа сначала до смерти избила его младшего брата в Чудовом монастыре, отчего он, не приходя в сознание, вскоре умер.  Единственно, что я могу для него сделать теперь, это вторично опубликовать на своем сайцте всё  то, что удалось найти в архивах и литературе о его жизни и привести то немногое, что сохранилось из его художественного наследия.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

I часть. БИОГРАФИЯ  ХУДОЖНИКА  

1. Происхождение. Семья. Родственные связи.

2. Где и у кого учился мастерству живописца.

3. Монастыри, в которых работал мастером и учителем живописи

4. Трагическая смерть во время «чумного бунта» в Москве.

5. ИСТОЧНИКИ: Архивные и литературные.  

 

II часть. РАБОТЫ  ХУДОЖНИКА 

1. 1744-48. Тр.-Серг. ЛАВРА. Лепнина в Чертогах. ШКОЛА  живописи. Ученики.

2. 1748-1761.  Новый Иерусалим. Декор Воскр. Собора. ШКОЛА живописи. Ученики

3. 1761-1765. Горицы: Гефсимания. Декор в  Успенском соборе. Ученики

 

III часть. Образцы стиля барокко в Европе. Их аналоги в России в 18 в.  

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Троице-Сергиева лавра.

ЧЕРТОГИ. 1746-1748.

 

 Каменский Николай Степанович в Троице-Сергиевой лавре.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.М. Михайлова. Н.С. Зертис-Каменский. ПКНО. 1990. с 265

 

Чертоги. Свод палаты. Баталии Петра 1. 1747 г.

 

 

 

 

 

 

 

          

   

 

 

 

 

НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ. СОБОР.

100 КАРТИН В ШАТРЕ НАД РОТОНДОЙ

ВЫПОЛНЕНЫ ПО ЭСКИЗАМ Н.С. ЗЕРТИС-КАМЕНСКОГО ЕГО УЧЕНИКАМИ

1760-62

 

   

ПОРТАЛ в приделе УСПЕНИЯ (Темничная церковь)

ИЗРАЗЦЫ — XVII век.  ЛЕПНИНА — XVIII в.

В КАРТУШАХ — КАРТИНЫ  Н.С. ЗЕРТИС-КАМЕНСКОГО. Масло. 1760-е 

     

Сохранилась ОДНА картина — из картуши слева:

 

 АПОСТОЛ  ПЕТР с ключами, Евангелием и петухом

Н.С. Зертис-Каменский. Холст. Масло. 45х60. 1762 г.

   

ТРИ ПРИДЕЛА В ЗААЛТАРНОМ ПРОХОДЕ :

а) НАПИСАНИЯ ТИТЛЫ ПИЛАТОВОЙ;        б) РАЗДЕЛЕНИЯ РИЗ;           в) ПОРУГАНИЕ ХРИСТУ ОТ ВОИНОВ

Из 27 икон сохранились  ДВЕ из придела НАПИСАНИЯ ТИТЛЫ:

Св. ЕВАНГЕЛИСТ ЛУКА    и   Св. МИРОНОСИЦА Мария Клеопова 

 

  

 

Мироносица св. Мария Клеопова. Ц. Написания Титлы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕРКОВЬ Свв. ЦАРЯ КОНСТАНТИНА и ЦАРИЦЫ ЕЛЕНЫ

(земляная, она же  подземная)

 

 

 

1. Нов. Иерус. Собор. Земл. церк. 1759

 

2. Нов. Иерус. Земл. церк. Медный иконостас.

 
     

   

В НЕЙ ИКОНОСТАС ИЗ МЕДИ и ИКОНЫ ПИСАНЫ КРАСКАМИ НА МЕДИ

А  ИКОНЫ  ПИСАЛ  Н.С. ЗЕРТИС-КАМЕНСКИЙ в 1756 г.  

 

Н.С. Зертис-Каменский.Иконы Конст. и Елена. Медь, масло. 1760.

 

 

 

 

 ЧУМНОЙ БУНТ В МОСКВЕ в 1771 году

Акварель Э.Э. Лиссенера. Кон. XIX в.  

 

 

Чумной бунт 1771 г. Акварель Э.Э. Лиссонера. Кон. 19 в.

 ТОЛПА  ВОРВАЛАСЬ  В  КРЕМЛЬ  С   НАМЕРЕНИЕМ   УБИТЬ   АРХИЕПИСКОПА    АМВРОСТЯ НЕ  НАЙДЯ  ЕГО, ЛЮДИ  ИЗБИЛИ ЕГО  МЛАДШЕГО БРАТА  НИКОНА  ЕГО  ОТВЕЗЛИ В НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ, ГДЕ ОН ИСКОНЧАЛСЯ  А   ТОЛПА, УЗНАВ  О ТОМ, ЧТО  АМВРОСИЙ  СКРЫЛСЯ  В ДОНСКОМ МОНАСТЫРЕ, ОТПРАВИЛАСЬ ТУДА  И  УБИЛА  ЕГО  У  ВОРОТ  МОНАСТЫРЯ, КОГДА  ОН ОБРАТИЛСЯ К  НИМ  С  УВЕЩЕВАНИЕМ  

УБИЙСТВО   АРХИЕПИСКОПА МОСКОВСКОГО

АМВРОСИЯ (Андрея Стеф. ЗЕРТИС-КАМЕНСКОГО)

16 сентября  1771 г. в Донском монастыре

Литография. Рисунок неизв. автора. ГИМ

 

 

Убийство архиеп. Амвросия Зертис-Каменского в 1771 г. Кон. 18 в.

 

 

ХОРОНИЛИ  ИХ  В  ОДИН ДЕНЬ — 4 октября

Андрей  Стеф. ЗЕРТИС-Каменский — архиепископ АМВРОСИЙ. Могила в Донском мон. Москва

Николай  Стеф. ЗЕРТИС-Каменский —  архимандрит НИКОН.

Могила в Успенском приделе (справа зп порталом) Воскрес.  Собора. Новый Иерусалим

 

 

 

 

В декабре 1941 года фашисты взорвали

Собор и стены в  Новом Иерусалиме

ПОГИБЛО ВСЁ, ЧТО  БЫЛО СОЗДАНО БРАТЬЯМИ ЗЕРТИС-КАМЕНСКИМИ

 

 

 

 

 

 ДАЛЕЕ