Зертис-Каменский Николай Стефанович (1722 — 1771 )
— живописных дел мастер, учитель живописи и декоратор. Предположительно художественному мастерству учился в СПб у живописца болонской школы. Освоил приемы стиля барокко, который в то время преобладал в оформлении дворцов и церквей. Работал живописцем и учителем живописи в трёх монастырях: в Троице-Сергеевой Лавре, в Новом Иерусалиме и в Горицком Успенском в Переславле. Его ученики работали живописцами и декораторами в храмах Санкт-Петербурга, Москвы, Переславля и, возможно, в некоторых храмах Поволжья.
Памятники культуры. Новые открытия.
Ежегодник 1990. М.: Кругъ, 1992. — 496 с.: ил.; [4] л. цв. ил.
Н.М. Михайлова. Н.С. Зертис-Каменский — неизвестный художник середины XVIII в., — создатель живописного убранства Воскр. собора в Ново-Иерусалимском монастыре. Стр. 263–272 |
АННОТАЦИЯ. В статье подробно описано, как сопоставление документов из разных архивов (ЦГАДА, Троице-Сергиевой Лавры и Нового Иерусалима) позволило установить, что упоминаемый под разными именами художник на самом деле был одним и тем же лицом. Им оказался родной брат архиепископа Амвросия (Андрея Зертис-Каменского), биография которого известна. Благодаря этому, впервые удалось выяснить и биографию его брата-художника, и те места, где он работал как живописец и как учитель живописи. Сделана попытка найти, у кого он учился и какими образцами пользовался при создании эскизов к лепнине в Чертогах в Лавре, при создании декора и картин в Воскресенском соборе в Новом Иерусалиме и в Успенском соборе в Переславском Горицком мон. Из его наследия сохранилось очень немногое.
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА к второму изданию:
Прошло 20 лет с того времени, когда статья о нем была опубликована в Ежегоднике Памятники Культуры. Новые открытия. Из приведенного здесь заключения статьи можно понять, что по наивности я думала, что теперь-то он войдет в «научный оборот», и забвение его кончится. Но этого не случилось. По-прежнему, говоря о лепнине в Чертогах, авторы переписывают цитаты из работы А.П. Голубцова, называют его Н.С. Каменским и не связывают с тем, кто позднее трудился в Новом Иерусалиме. Точно так же, искусствоведы не упоминают его имя, говоря о художественном убранстве Успенского собора в Горицах . И даже в таком событии, как убийство его брата, архиепископа Амвросия, во время Чумного бунта, почему-то не упоминают о том, что толпа сначала до смерти избила его младшего брата в Чудовом монастыре, отчего он, не приходя в сознание, вскоре умер. Единственно, что я могу для него сделать теперь, это вторично опубликовать на своем сайцте всё то, что удалось найти в архивах и литературе о его жизни и привести то немногое, что сохранилось из его художественного наследия.
СОДЕРЖАНИЕ:
I часть. БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
1. Происхождение. Семья. Родственные связи.
2. Где и у кого учился мастерству живописца.
3. Монастыри, в которых работал мастером и учителем живописи
4. Трагическая смерть во время «чумного бунта» в Москве.
5. ИСТОЧНИКИ: Архивные и литературные.
II часть. РАБОТЫ ХУДОЖНИКА
1. 1744-48. Тр.-Серг. ЛАВРА. Лепнина в Чертогах. ШКОЛА живописи. Ученики.
2. 1748-1761. Новый Иерусалим. Декор Воскр. Собора. ШКОЛА живописи. Ученики
3. 1761-1765. Горицы: Гефсимания. Декор в Успенском соборе. Ученики
III часть. Образцы стиля барокко в Европе. Их аналоги в России в 18 в.
2. Троице-Сергиева лавра.
ЧЕРТОГИ. 1746-1748.
Каменский Николай Степанович в Троице-Сергиевой лавре.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ. СОБОР.
100 КАРТИН В ШАТРЕ НАД РОТОНДОЙ
ВЫПОЛНЕНЫ ПО ЭСКИЗАМ Н.С. ЗЕРТИС-КАМЕНСКОГО ЕГО УЧЕНИКАМИ
1760-62
ПОРТАЛ в приделе УСПЕНИЯ (Темничная церковь)
ИЗРАЗЦЫ — XVII век. ЛЕПНИНА — XVIII в.
В КАРТУШАХ — КАРТИНЫ Н.С. ЗЕРТИС-КАМЕНСКОГО. Масло. 1760-е
Сохранилась ОДНА картина — из картуши слева:
АПОСТОЛ ПЕТР с ключами, Евангелием и петухом
Н.С. Зертис-Каменский. Холст. Масло. 45х60. 1762 г.
ТРИ ПРИДЕЛА В ЗААЛТАРНОМ ПРОХОДЕ :
а) НАПИСАНИЯ ТИТЛЫ ПИЛАТОВОЙ; б) РАЗДЕЛЕНИЯ РИЗ; в) ПОРУГАНИЕ ХРИСТУ ОТ ВОИНОВ
Из 27 икон сохранились ДВЕ из придела НАПИСАНИЯ ТИТЛЫ:
Св. ЕВАНГЕЛИСТ ЛУКА и Св. МИРОНОСИЦА Мария Клеопова
ЦЕРКОВЬ Свв. ЦАРЯ КОНСТАНТИНА и ЦАРИЦЫ ЕЛЕНЫ
(земляная, она же подземная)
|
В НЕЙ ИКОНОСТАС ИЗ МЕДИ и ИКОНЫ ПИСАНЫ КРАСКАМИ НА МЕДИ
А ИКОНЫ ПИСАЛ Н.С. ЗЕРТИС-КАМЕНСКИЙ в 1756 г.
ЧУМНОЙ БУНТ В МОСКВЕ в 1771 году
Акварель Э.Э. Лиссенера. Кон. XIX в.
ТОЛПА ВОРВАЛАСЬ В КРЕМЛЬ С НАМЕРЕНИЕМ УБИТЬ АРХИЕПИСКОПА АМВРОСТЯ НЕ НАЙДЯ ЕГО, ЛЮДИ ИЗБИЛИ ЕГО МЛАДШЕГО БРАТА НИКОНА ЕГО ОТВЕЗЛИ В НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ, ГДЕ ОН ИСКОНЧАЛСЯ А ТОЛПА, УЗНАВ О ТОМ, ЧТО АМВРОСИЙ СКРЫЛСЯ В ДОНСКОМ МОНАСТЫРЕ, ОТПРАВИЛАСЬ ТУДА И УБИЛА ЕГО У ВОРОТ МОНАСТЫРЯ, КОГДА ОН ОБРАТИЛСЯ К НИМ С УВЕЩЕВАНИЕМ
УБИЙСТВО АРХИЕПИСКОПА МОСКОВСКОГО
АМВРОСИЯ (Андрея Стеф. ЗЕРТИС-КАМЕНСКОГО)
16 сентября 1771 г. в Донском монастыре
Литография. Рисунок неизв. автора. ГИМ
ХОРОНИЛИ ИХ В ОДИН ДЕНЬ — 4 октября
Андрей Стеф. ЗЕРТИС-Каменский — архиепископ АМВРОСИЙ. Могила в Донском мон. Москва
Николай Стеф. ЗЕРТИС-Каменский — архимандрит НИКОН.
Могила в Успенском приделе (справа зп порталом) Воскрес. Собора. Новый Иерусалим
В декабре 1941 года фашисты взорвали
Собор и стены в Новом Иерусалиме
ПОГИБЛО ВСЁ, ЧТО БЫЛО СОЗДАНО БРАТЬЯМИ ЗЕРТИС-КАМЕНСКИМИ