1744-48. Троице-Сергиева лавра. Лепнина в Чертогах.

 

 

Проект перестройки Лавры. Чертеж 1745 г.

 

 

 

 Слева — Трапезная с церк. во имя Сергия Радонежского.

Справа — Царский Дворец — Чертоги, перестроенные в 1744-48 годы при епископе Арсении Могилянском

 

 

 


 

Троицкая Лавра. Царские Чертоги с Покровской церк.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.Д. Протасов. 1914. Плафонная лепка и печные изразцы в Актовом зале Императ. Моск. Духовной Академии. 1914.

 

 

Чертоги в Тр.-Серг. лавре.. Плафон в Актовом зале МДА. 1746-48.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Н. Протасов. Плафонная лепка… в МДА. 1914

 

Н. Протасов. Плафонная лепка. Верх плафона. Виктория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Н. Протасов. О художниках и ремесленниках в Европе и России в XVIII в.

 

Н. Протасов. Плафонная лепка…в МДА. 1914 г. .стр. 4.

 

Н. Протасов. Плафонная лепка … в МДА. 1914 г. стр. .5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Ф. Бароччи из Урбино. Народная мадонна. 13 век

 

 

Пример приема «амуркаччи», о котором

 пишет Н. Протасов

 

 

 

 

 

 

 


Н. Протасов. Стиль рококо в дворцовом декоре

 

Н. Протасов. Плафонная лепнинаююю в МДА. 1914. Стр. 6а.

 

Н. Протасов. Плафонная лепка… в МДА. 1914. рис.5. Плафон в спальне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Деталь плафона в столовой. — И. Багаева. 1960. т. 56

 

Деталь плафона в столовой. — И. Багаева. 1960. Т. 57

 

 

 

 

 

 

 


 

Н. Протасов. Плафонная лепка… в МДА. 1914. с. .7а

 

 

Н. Протасов. Плафонная лепка… в МДА. 1914. .Рис. 2.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Н. Протасов. Плафонная лепка… в МДА. 1914. с. 8.

 

Плафон в столовой. Два клейма. -. Н. Протасов. . 1914. Рис. 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Надписи. Победы Петра I: где и когда. — Н.Протасов.

 

Надписи на клеймах. Н. Протасов. 1914. с.11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Н. Протасов. Плафонная лепка… в МДА. 1914. с.9а.

 

Рельеф Победа под Лесным. — И.Багаева. Т. 57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Н. Протасов. Плафонная лепка… в МДА. 1914.

 

Надпись: «Шлютебург, взят 1702».. — И. Багаева. 1960. Т.61.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 
 
 
 

ПРИМЕЧАНИЕ 1 к с. 12. о мнении проф. А.П. Голубцова

 
 

 

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ  Н. Михайловой.

Н. Протасов на стр. 9 ссылается на книгу С. Смирнова «История Троицкой Лаврской семинарии», изданную в 1867 г., и там находит имена лепщиков Ильи Саевича и Михаила Зимина, о которых говорит как о художниках и творцах лепнины в Чертогах.  На стр. 12 он приводит мнение  покойного проф.  А.П. Голубцова,  высказанное им в книге «Историко-археологич. музей при Моск. Дух. Академии», которая была издана в 1895 г. Но, судя по всему, Н. Протасов  не был знаком с  книгой  А.П. Голубцова по истории первых деятелей Иконописной  школы в Лавре, изданной в 1903 г., а именно там он мог бы найти ответы на свои  вопросы о том, КТО ЖЕ БЫЛ АВТОРОМ ЭСКИЗОВ  к  лепнине в Чертогах.

А.П. Голубцов в 1903 г.  опубликовал документы из архива Лавры, из которых следует, что эскизы к лепнине и другие художественные работы в монастыре делал живописец Николай Степанович Каменский,  он же первый преподаватель живописи в Лаврской школе в 1744-48 г.г. А  лепщики и рещики исполняли свое дело под его присмотром (как это и было принято повсеместно). 

Ничего не зная о художнике,  Протасов постоянно говорит о лепщиках и «зиминской лепнине»,  приписывая ему авторство не только эскизов, но и подписей к картинам, чего быть не может. Лепщики и  рещики не писали подписи  к изображениям, они копировали их с тех списков, которые получали от заказчиков.

Подобные истории с приписыванием программы и эскизов живописного декора  исполнителям (вместо подлинных авторов) нередки, а скорее всего, весьма часто случаются в искусствоведческой практике.  Так, например,  в  путеводителях по музею в Новом Иерусалиме до 1990 г. тоже  писали только о лепщиках (тех же самых И.Саевиче и М. Зимине), а всё потому что их имена нашлись в ведомостях на оплату работы, а  Николай Стефанович этими работами «всего лишь» руководил. Что же говорить о работе в Горицах?   Туда епископ Амвросий (Зертис-Каменский) регулярно посылал на строительство Гефсимании и украшение Собора целые бригады мастеров разных ремесел, в том числе и учеников Николая Стефановича из его школы в Новом Иерусалиме. Сам же он к тому времени стал архимандритом Данилова мон. (в 500 м от Горицкого). Амвросия искусствоведы все же упоминают и новоиерусалимских мастеров тоже, а их учителя и руководителя работ — о нем ни словаю

Больше всего Николаю Степановичу повезло в Лавре. О нём и его работах подробно написал проф. А.П. Голубцов в 1903 г., его плафонной лепнине в Чертогах посвятил свой труд Н. Протасов. Наконец, в советское время в 1960 г. была напечатана обстоятельная статья научной сотрудницы Загорского музея, И.И. Багаевой.  В ней она привела более 40  фотографий медальонов из столовой и рельефов из спальни.  Напечатаны они были тогда черно-белыми и в малом размере. Здесь напечатаны их ксерокопии. Понятно, что качество никуда не годится. Но других у меня нет, а переснять в МДА мне вряд ли позволили бы. Так что избалованные смайфонами читатели, не взыщите с меня за плохое качество.

Помещаю их здесь отчасти в память о художнике  Н.С. Зертис-Каменском, благо он над ними трудился, а также  наивно надеясь, что кто-нибудь заинтересуется, ну, если не лепниной, то хотя бы сохранившейся в чертогах коллекцией гравюр  «баталий  Петра I» XVIII в.  

И.И. Багаева в своей статье выдвинула предположение о том, что Николай Степановия  свои эскизы для лепнины мог срисовать с уже готовых гравюр  других художников.  Серии гравюр на тему «Баталии Петра I» писали многие, но она  приводит доводы в пользу того, что Н.С. Зертис-Каменский мог срисовать  эскизы с рисунков Андрея Нартова, который их делал для предполагаемого устроения   Триумфальной Колонны Петру I.

Сверка показала, что в медальонах плафона в Чертогах надписи те же самые, что у Нартова. Колонна так и не была построена, гравюры Нартова не воплотились в барельефы из меди, но, если Н.С. Каменский действительно их срисовал, то в таком случае они воплотились в лепнину и по счастливой случайности даже сохранились.  А.П. Голубцов их высоко ценит. Н. Протасов отказывает им в художественном достоинстве и в исторической точности, но считает, что они могли бы быть интересны тем, кто изучает старинное оружие и военную форму.  Приведу цитату из статьи И.И. Багаевой и ещё несколько иллюстраций.  Не будучи с ней знакома, хочу поблагодарить её хотя бы на своем сайте за столь добротную и толковую работу. Спасибо.

 


 

 

Чертоги. Плафон в столовой. Из: .И. Багаева. 1960. Т.54.

 

 


 

И.И. БАГАЕВА. Скульптрный декор середины XVIII в.   в Чертогах. 1960 г.

 

Цитата. О  художнике Н.С. Зертис- КАМЕНСКОМ

Эскизы и рисунки для лепного декора исполнял «рисовальных и живописных дел мастер Николай Степанович Каменский», приглашенный в лавру в 1744 г. и «заручньм его Преосвешенства приказанием» определенный «для исправлений случившегося в лавре живописного н рисовального мастерства н обучению при семинарии таковому ж мастерству из представленных от учителей семинаристов десяти человек (6) с оплатой ста рублей в год при готовом помещении и столе». 

Живописной школой при лавре Каменский руководил в течение 1746—1748 гг Выбор учебных пособий, в число которых входили и алебастровые статуи, показывает, что Каменский являлся хорошим художникам и педагогом своего времени.

[А.П. Голубцов пишет о нем:] «Это — прекрасный рисовальщик, обладавший хорошей техникой рисунка, большим и тонким художественным вкусом».   

 

Он провел в лавре разнообразные живописные работы.  Вскоре по приезде Каменский вместе с архитектором И. Мичуриным снимал рисунки с раки [преподобного] Сергия. Затем он был прикомандирован к колокольным мастерам для рисования портретов, орнаментов н «протчих фигур* на колокола для «присмотра над определенными к тому колоколенному делу рещиками и чеканщиками». Наконец, ему поручили изготовить«к украшению в Чертоги Ея императорского величества принадлежащие мастерам рисунки». Сам Каменский указывает, что помимо этих работ «и протчия по приказаниям дела исправлял он безленостно и остановки ни в чем не учинил и, что чего исполнил, о том за множеством в работе его званиев сказать не упомнит» (9).

Н.С. Каменский находился в лавре до февраля 1748 г. и … «уволился «с подлежащим определенного денежного жалования награждением».

 

Примечание Н.М. Сведения о  деятельности Н.С. Каменского взяты И.И. Багаевой из книги  А.П. Голубцова » О начале, первых деятелях (1744—1759 гг.) и направлении иконописной школы  Троице-Cepгиевой лавры. (Богословский вестник, 1903, № 5).   Ни Голубцов, ни Багаева ничего не знают о дальнейшей судьбе художника.  За 100 лет в Троице-Сергиевой лавре и в Музее не нашлось ни одного нового документа о нем, а с Новым Иерусалимом и его знаменитым братом Амвросием Зертис-Каменским его там и до сих пор никто не связывает.

 


 

И.И. Багаева. Чертоги. Т.62. Сев. часть плафона в спальне

 

И.И. Багаева. Чертоги. Т.61. Амуры. В спальне.

 

 

 

 

 

 

И.И. БАГАЕВА.

ЦИТАТА. О  работах  А. Нартова в связи с Н.С. Зертис-Каменским.  

 

 

И.И. Багаева. С. 137. Цитата. Андрей Нартов.И. И. Багаева. Чертоги. Т.62. Победа при Ангуте. 1714

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

И.И. Багаева. С. 138. Цитата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Эльбинъ паде от десницы Петровы в 1710. И.И. Багаева. Т.64.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ГРАВЮРЫ  А. Ф. ЗУБОВА на тему «БАТАЛИИ  ПЕТРА I» . 1714 г.

 

А.Ф. Зубов. Баталия близ Гангута

 

А.Ф. Зубов. Баталия Полтавская. 1714

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

А.Ф. Зубов. Баталия при Гренгаме. 1714

 

 

А.Ф. Зубов. Пикарт. Петр 1