В Картинной галерее 15 залов, и каждому художнику посвящен отдельный зал. Чем определен выбор художников? Так как сайт составлен по документам «Домашнего архива», то в экспозиции представлены те художники и искусствоведы, которые прямо или косвенно были связаны с жизнью нашей семьи, знакомые и любимые мною с детства по иллюстрациям в старых детских книжках или по жизненным обстоятельствам.
Кратко расскажу об этих обстоятельствах.
В зале 1 вывешен один из семи знаменитых портретов «смолянок» художника XVIII века Д.Г. Левицкого, и только потому, что на нем изображена моя прабабка по прямой линии (в 7-м поколении от меня) – Наталья Семеновна Борщова (в замужестве баронесса Ховен).
Зал 2 – самый главный. Он посвящен жизни и творчеству художника, М.Кс. Соколова. Мне хотелось издать его Письма отдельной книгой, но вряд ли уже успею. Поэтому, кроме биографии, рисунков и картин, тут же публикуются его Письма, которые считаю бесценным сокровищем. Продолжением зала М.К. Соколова являются залы 3, 4, 5. Они посвящены близким ему людям, художникам и искусствоведам, – тем, с которыми он дружил и которые сохранили его наследие. С некоторыми из них я тоже была знакома.
В залах с 6 по 10 представлены работы ХУДОЖНИКОВ КНИГИ.
Книги с иллюстрациями А. Бенуа, В.И. Россинского, Д.И. Митрохина сохранились в нашем доме со времени детства моей мамы и потому особенно мне дороги.
В зале 9 представлены рисунки М.П. Даева, ранее неизвестного художника. Они попали ко мне от его внучки, О.Б. Степаненко, ученицы моей мамы.
Зал 10 посвящен творчеству В.В. Лазурского, известного книжного графика и автора шрифта «Гарнитура Лазурского». Мое внимание к нему связано с тем, что его мать, Наталья Михайловна Богомолец (в замужестве Лазурская) и моя бабушка, Н.Е. Белявская (в замужестве Коробьина) дружили с юности, а после войны наша семья познакомилась также и с её сыновьями, Вадимом и Александром Лазурскими. В Интернете опубликованы очень интересные воспоминания В.В. Лазурского «Путь к книге», откуда и взяты помещенные здесь иллюстрации
В зале 11 представлены работы Н.П. Ермаковой, которая в 1970-е годы была главным художником домашнего Театра и Журнала «Летучая мышь».
Статья «Техника фрески» (зал 12) написана Н.М. Михайловой и попала в Галерею только потому, что «своя рука владыка», и потому, что я очень люблю эту технику.
Последние два зала – с детскими рисунками и старыми открытками – так же, как детские книжки, не более, чем дань памяти счастливому детству.
Зал 15 предназначен для художественных фотографий. Пока здесь ничего нет, кроме ссылки на сайт моего племянника, натуралиста и фотографа, К.М. Михайлова.
Надеюсь, что после этих объяснений у посетителя не должны возникнуть вопросы насчет персонального состава художников в этой частной Картинной Галерее. Мне осталось лишь принести извинения за то, что часть залов закрыта, так как в них ещё не готова экспозиция. Но со временем, надеюсь, они тоже откроются.
Н. Михайлова