1900. ГИМНАЗИЯ в Тбилиси. П. Флоренский: связи и судьбы

 

 

1-я ТИФЛИССКАЯ ГИМНАЗИЯ была создана на базе благородного училища основанного в 1804 году. Позже стала 1-й Тифлисской мужской гимназией [1], с 1924 года — школой.

 2-я ТИФЛИССКАЯ ГИМНАЗИЯ

 

ЛИЛОВ Александр Ильич — директор 2-й Тифлисской классической гимназии. Сын священника. Образование получил в Нижегородской духовной семинарии, а затем довершил его в Казанской духовной академии, по окончании которой был удостоен степени магистра и оставлен при академии бакалавром.

В 1859 г. Лилов перешел на службу в министерство народного просвещения и посвятил себя педагогической деятельности на Кавказе. При открытии в 1878 г. 2-й Тифлисской гимназии он был назначен директором ее и оставался в этой должности до самой смерти, последовавшей 22 апреля 1890 г.

 

Детство и юность Павла Александровича Флоренского

П.В.Флоренский, академик РАЕН, профессор Московского государственного

университета нефти и газа им. Губкина

Т.А.Шутова, заведующая кафедрой древних и новых языков

Сретенской Духовной семинарии, член Союза писателей России,

Москва

Имя Павла Флоренского (1882–1937) вернулось в историю русской культуры, стало ключевым в духовных исканиях, постижениях и противоречиях первой трети прошлого века. Когда мы говорим о людях такого уровня, то важно понять, как они формировались. Необычные дети были всегда, но сейчас, когда вырабатываются принципиально новые педагогические подходы, мы должны использовать и тот опыт воспитания, который оставили нам яркие исторические личности. Интересно и важно изучать не только их труды, но и биографии, неизведанные страницы которых открываются в личных архивах.

О своем детстве, о формировании своего характера и устремлений, о своей семье П.А.Флоренский написал воспоминания, вернее, исследование о формировании самого себя в работе «Детям моим. Воспоминания прошлых дней» [1], которую издал игумен Андроник (Трубачев). Воспоминания заканчиваются рассказом о происшедшем в его мировоззрении перевороте, о разочаровании в науке и о начале серьезного движения к Богу. При этом жизнь приобретает смысл знака, предзнаменования, больше – знамения, творения символического полотна своей жизни.

Такая атмосфера привела к удивительной индивидуальности каждого из детей, доходившей порой до их внешней несовместимости, по крайней мере несовместимости интересов и устремлений, особенно в юности. А позже – это священник Павел, врач-психиатр Юлия, романтик до авантюризма, натуралист и историк Александр, художница-революционерка Елизавета, художница-мистик Ольга, военный инженер Андрей и тихий иконописец Раиса – с разными судьбами и интересами и столь похожие, целеустремленные, высокие духом и разносторонне одаренные люди.

 

Летом 1899 года он испытал мистическое переживание и сделал шаг к религиозному мировоззрению. Об этом он подробно рассказал в своих воспоминаниях [1, с. 209–216]. Тогда же Флоренский пережил большой мировоззренческий кризис. Ему открылась ограниченность и относительность физического знания: «

В мучительных поисках мировоззрения летом 1899 года, перед последним классом гимназии он обратился к идеям Л.Н.Толстого о необходимости труда и даже собирался бросить все и «идти в народ», как делали в то время многие молодые люди, покоренные идеями «толстовства». Это известный факт биографии Флоренского, но нам хотелось бы показать диалектику его мотивации в контексте времени и отношений с друзьями и семьей. В то время по России ходила запрещенная и выпущенная тогдашним самиздатом «Исповедь» Толстого [4], которую читали и передавали друг другу участники кружка Гехтмана.

К 22 октября обмен мнениями состоялся. И все же Павел решает обратиться за советом напрямую к Л.Н.Толстому. Сохранился написанный рукой Флоренского и датированный именно 22 октября текст письма к великому писателю:

«18 22/Х 99. Тифл. Л.Н.Толстому.

Лев Николаевич! Я прочел Ваши сочинения и пришел к заключению, что нельзя жить так, как я живу теперь. Я кончаю гимназию, и мне предстоит продолжение жизни на чужой счет; я думаю, что избегнуть этого можно только при исполнении Ваших советов; но, для того, чтобы применить их на практике, мне надо разрешить предварительно некоторые вопросы: можно ли пользоваться деньгами? Как добыть землю? Можно ли ее достать у правительства и каким образом? Каким образом удовлетворять умственные потребности? Откуда брать книги, журналы, если нельзя пользоваться деньгами или если физическим трудом можно только прокормиться? Может ли остаться время на умственный труд (самообразование)?» [10].

Едва ли юноша решился послать Л.Н.Толстому такое письмо. Скорее всего, это черновик, а было ли письмо отправлено – неизвестно. По крайней мере, в архиве писателя его искали, но никаких следов не обнаружили.

С окончанием гимназии детство окончилось, завершился период самоформирования. Осенью 1900 г. Павел Флоренский поступает на физико-математический факультет Московского университета.

* * *

Асатиани Михаил Михайлович (1881–1938) – врач-психиатр, одноклассник П.А.Флоренского по 2-й тифлисской гимназии. Муж сестры Павла Флоренского Ю.А.Флоренской (Люси), с которой разошелся в 1911 г. По окончании медицинского факультета Московского университета работал в подмосковном нервно-психиатрическом санатории. Один из первых в России обратил внимание на терапевтические возможности психоанализа. В 1912 г. был соучредителем и членом бюро Московского психиатрического кружка «Малые пятницы». С 1921 г. заведовал кафедрой психиатрии Тбилисского университета. В 1925 г. организовал НИИ психиатрии Грузии, носящий его имя.

 

 

ГЕХТМАН Георгий Николаевич (1870–1956) – учитель истории во 2-й тифлисской гимназии, организатор историко-философского кружка, членами которого были П.А.Флоренский, А.В.Ельчанинов, В.Ф.Эрн. Уроженец Кутаиса, Г.Н.Гехтман окончил Харьковский университет и с 1895 г. работал в Тифлисе, преподавая в различных учреждениях литературу, историю и географию.

В.Ф. Эрн писал о нем в своем Curriculum vitae5: «Его влияние в смысле возбуждения самостоятельности мысли и интереса к серьезному исследованию – на весь класс было огромно. А для меня лично его уроки были целой эпохой в моем внутреннем развитии. Пробуждавшейся мысли он давал обильное содержание, а своей обаятельной личностью давал живое и наиболее убедительное доказательство всей важности и ценности того пути, по которому он шел. Его преподавание подготовило меня к университету» (В.Ф.Эрн: Новые документы и материалы. С. 131).

ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (1881–1934) – одноклассник П.А.Флоренского по 2-й тифлисской гимназии. Родился в Николаевске (после 1925 г. – Новосибирске) в семье потомственного военного. Рано остался без отца и, начиная с гимназических лет, давал частные уроки, поддерживая семью и оплачивая обучение брата и сестры. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета и был оставлен на кафедре, отказался от академической карьеры, год учился в Московской Духовной академии. Был первым секретарем основанного в 1905 г. Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, читал лекции на Высших женских курсах, а также цикл частных лекций о русской религиозно-философской мысли. В 1911 г. вернулся в Тифлис, с 1912 г. преподавал в гимназии Левандовского. Покинул Россию в 1921 г. и поселился на юге Франции, где занимался сельским хозяйством и давал уроки русского языка и истории для детей русских эмигрантов. Был одним из организаторов и руководителей Русского Студенческого Христианского Движения. В 1926 г. по благословению о. Сергия Булгакова принял священство. Умер в Париже и похоронен на кладбище Триво в Медоне.

Флоренская Ольга (Саломэ) Павловна (1859–1951) – мать П.А.Флоренского. Происходила из древнего армянского рода, ее отец Павел Герасимович Сапаров был одним из богатейших купцов Тифлиса.  В юности Ольга отправилась с братом Аршаком (Аркадием) в Петербург, где поступила учиться на курсы. В Петербурге она обвенчалась с А.И. Флоренским и по окончании им Института последовала за ним к месту его первого назначения на строительство Закавказской железной дороги.

Флоренский Александр Иванович (1850–1908) – отец П.А.Флоренского.  А.И.Флоренский учился сначала во Владикавказской классической гимназии, затем в 1-й тифлисской классической гимназии, по окончании которой поступил в Петербурге в Институт инженеров путей сообщения императора Александра I. 20 августа 1880 года он женился на Ольге Павловне Сапаровой. По окончании Института в 1880 г. получил назначение на должность начальника одного из строившихся участков Закавказской железной дороги. Там, в селении Евлах, родился его первый сын Павел. … В ноябре 1899 г. А.И.Флоренского переводят на службу по ведомству Министерства внутренних дел губернским инженером Строительного управления Кутаисского губернского правления. В это время он живет в Кутаисе, бывая наездами в Тифлисе. Скончался А.И.Флоренский 22 января 1908 года , будучи действительным статским советником, что давало ему потомственное дворянство.

 

ЭРН Владимир Францевич (1881–1917) – соученик П.А.Флоренского по 2-й тифлисской гимназии и Московскому университету. Религиозный мыслитель, историк философии, публицист, ученик С.Н.Трубецкого и Л.М.Лопатина, один из организаторов созданного в феврале 1905 г. Христианского братства борьбы, главной задачей которого было создать специфически русский христианский социализм, базирующийся не только на общехристианских догматах, но и на более частных особенностях русского православия. В  ноябре 1906 г. участвует в основании Религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева, в марте 1907 г. – в создании при этом обществе Вольного богословского университета. Преждевременно скончался от нефрита в 1917 г. на квартире своего друга Вяч. Иванова в Москве.

 

ИСТОЧНИК:  http://www.pravoslavie.ru/sm/35473.htm

Т.А. Шутова. Священник Александр Ельчанинов: Тифлисский период биографии

А.В. ЕЛЬЧАНИНОВ.  Как и его братья, Николай и Борис, Александр Ельчанинов учился во 2-й тифлисской классической мужской гимназии, где его одноклассниками были Владимир Эрн, Павел Флоренский, Михаил Асатиани [6] и многие другие впоследствии видные деятели науки и культуры. Особенная дружба связала в эти годы гимназистов Александра Ельчанинова и Павла Флоренского. Они вместе проходят полосу открытий, разочарований и обольщений, с юношеским пылом бросаются из одной крайности в другую, от полной абсолютизации научного знания, пылкого увлечения толстовством и обличения «поповства» к такому же страстному увлечению мистическими учениями и поисками путей к высшему знанию [7].

В 7‑м классе в гимназию пришел новый преподаватель истории Г.Н. Гехтман [8].

[8] ГЕХТМАН Георгий Николаевич (1870–1956) — учитель истории во 2-й тифлисской классической мужской гимназии, организатор историко-философского кружка, членами которого были Ельчанинов, Флоренский, Эрн.

Из старшеклассников гимназии он создал историко-философский кружок, участники которого обсуждали важные религиозные, философские и этические вопросы. Г.Н. Гехтман был удивительно талантливым, вдохновенным педагогом. Именно Гехтман привил своим любимым ученикам особый стиль общения учитель — ученик, столь свойственный русской педагогике, который мы назвали бы «кружковством».

Важнейшей составляющей метода является шефство старших учеников над младшими. Отношения, сложившиеся в гимназии, сохранились и тогда, когда старшие наставники покинули ее стены. А.В. Ельчанинов, будучи вторым сыном в семье, рано потерявшей кормильца, дает частные уроки, а кроме того, занимается с младшими учениками гимназии, названными впоследствии «ельчаниновцы» и которые сохранят ему верность на долгие годы, а некоторые станут прихожанами священника Александра Ельчанинова во Франции. Отметим, что среди учеников Александра Ельчанинова в Тифлисе был М.М. Карпович, ставший в эмиграции в США деканом славянского факультета Гарвардского университета, редактором эмигрантского издания «Новый журнал».

 

Выпуск 2-й тифлисской мужской гимназии 1900 года был ослепительным.

Вот как пишет об этом в своих воспоминаниях П.А. Флоренский:

«Учился во 2-й Тифлисской классической гимназии. Класс наш считался выдающимся, и из него вышло довольно много деятелей (упомяну Д. Бурлюка, И. Церетели, Л. Розенфельда (Каменева) и др.). [9]. Летом 1900 года по окончании гимназии ее «золотые» выпускники (Флоренский, Ельчанинов и Эрн) покидают Тифлис, чтобы продолжить учебу в университете.

В последний гимназический год кумиром друзей стал философ Владимир Соловьев, с «Критикой отвлеченных начал» которого они, судя по упоминаниям в письмах А.В. Ельчанинова, знакомились в кружке Г.Н. Гехтмана. «Едем к Соловьеву», — решили друзья и отправились в русские столицы.  Когда поезд с тифлисскими юношами проезжал станцию Ростов, они узнали, что Владимир Соловьев скоропостижно скончался недалеко от Москвы, в имении своих друзей князей Трубецких. Так  для тифлисских юношей начался период студенчества, новых поисков, обретений и разочарований.

Александр Ельчанинов поступил на историко-фило­логи­че­ский факультет Петербургского университета, его друзья учи­лись в Московском университете: Павел Флоренский на фи­зико-мате­ма­тическом, а Владимир Эрн — на историко-филологическом факультетах. Александр Ельчанинов пытается перевестись в Москву, поближе к своим друзьям. Ему это так и не удается в связи с тем, что он связан финансовыми обстоятельствами и обязательствами, данными под залог его обещания учиться в Петербурге и вернуться преподавателем в Кавказский учебный округ, о чем свидетельствуют строки его писем Владимиру Эрну [10].

Библиография

[6] Асатиани Михаил Михайлович (1881–1938) — врач-психиатр, одноклассник А.И. Ельчанинова, П.А. Флоренского и В.Ф. Эрна по 2-й Тифлисской гимназии. По окончании медицинского факультета Московского университета учился в Швейцарии у К.Г. Юнга, работал психиатром в Москве, Грузии. С 1921 года заведовал кафедрой психиатрии Тбилисского университета. В 1925 году организовал НИИ психиатрии Грузии, носящий его имя.

 

 

 

 

Троцкий крестил свою племянницу у отца Павла Флоренского после ВОР и приглашал его читать лекции по ангелологии, такие вот странности).

 

 

Вы искали: Лев Троцкий и Павел Флоренский были знакомы

Дата: 22.02.2010. 43 Кб – www.sakharov-center.ru/…/auth_pagesd4cf.html?…

Раевский С.П. — Пять веков Раевских

 

В первые годы моей работы в ГЭЭИ я каждую субботу сопровождал Павла Александровича Флоренского на Ярославский вокзал, и мы вместе ехали в Сергиев. Точно так же утром в понедельник мы возвращались из Сергиева и Москву.

Через некоторое время я познакомился с семьей Павла Александровича — его женой Анной Михайловной и детьми. Павел Александрович, как и все священнослужители,вплоть до 1929 г. не носил штатской одежды. Дома Павел Александрович носил на поясе большой красивый кавказский кинжал. Что означала эта символика, мало кто имел понятие, в том числе и я.

 

ПОСЕЩЕНИЕ Л. ТРОЦКИМ

 

Осенью 1925 г. все еще облеченный властью член Политбюро ВКП (б) Лев Троцкий нашел нужным посетить Государственный экспериментальный электротехнический институт. Второй, после Ленина, человек в стране! Не имеет значения, что он уже не нарком по военным и морским делам. Рабочие наших мастерских любят Троцкого, его портрет висит у них в цехе и в комнате месткома. Мы получили точные сведения из месткома, что сегодня в ГЭЭИ приедет Троцкий.

Яша Рябчиков, слесарь из отдела высоких напряжений, только что пришел из главного здания института: — Ребята, Троцкий в главном здании, через полчаса будет у нас! Я в мастерской был, а он у Круга в кабинете сидит.

— Надо сказать Павлу Александровичу!

Сказали, а отец Павел в ответ:

— Сережа! Борис Федорович! Пожалуйста, занимайтесь своими делами, не надо вести пустые разговоры.

Подъехал красивый открытый автомобиль, в нем наш директор Карл Адольфович и рядом Троцкий. Мы бежим к лестнице и видим, как они поднимаются. Сначала пошли налево, в отдел высоких напряжений. Возвращаемся к себе в химическую. Павла Александровича за столом нет.

Дверь открывается, голос Карла Адольфовича:

— Где Павел Александрович?

— Он рядом, в электрофизической лаборатории.

За спиной Круга видим в коричневом френче Троцкого.

Тихо выходим в коридор, заглядываем в соседнюю комнату. Карл Адольфович с Троцким подходят к столу, у которого стоит в темном подряснике отец Павел. Карл Адольфович знакомит:

— Вот здесь, Лев Давидович, проводятся испытания электротехнических материалов. Всем этим руководит Павел Александрович.

Троцкий подает руку, здороваются, беседуют. Карл Адольфович вступает в разговор:

— Лев Давидович, мы очень бедны, нам совершенно необходимы некоторые приборы. Мы смотрели с Павлом Александровичем каталог Сименс-Гальске, там есть подходящий экземпляр.

— Понимаю, но сейчас очень трудно с деньгами.

— Да, но я очень надеюсь, что вы учтете нашу просьбу.

— До свидания, — жестко обрывает гость, жмет руки и удаляется.

Шикарный автомобиль Троцкого с большой красной звездой на ветровом стекле бесшумно отъезжает. Спектакль окончен.

 

 

— 294 —

 

 

 

 

Бедные дети Павла Александровича, что должны были втискиваться в описанные им архетипы Василия, Ольги. Нынешнему человеку не дохнуть в тоталитарных клетках понятий. Недаром о. Павел собеседник Троцкого? Для биографа Флоренского его подспудный и с годами все менее высказываемый эзотеризм создает напряжение загадочной личности. Биограф перечитывает его описание имени Павел как интеллектуальную исповедь про подспудное отчаяние, про ненависть к навязываемому ему догматизму, про юродство в движении поперек шерсти, против мира.

 

 

Вы искали: Лев Троцкий и Павел Флоренский были знакомы

KM.RU Досье Павел Флоренский

Дата индексирования: 12.07.2010. 118 Кб – dosie.km.ru/file/index.asp?…

 

KM.RU (главная) -> Досье

 

Павел Флоренский

 

Анкетные Данные

П.А.Флоренский — великий русский религиозный мыслитель, приравнен к лику святых, родился 22 января (по новому стилю) в 1882 году в г.Евлах в Закавказье. Был расстрелян в 1937 г. как враг народа.

 

Трудовая биография

 

П.А. Флоренский родился 22 января (по новому стилю) в 1882 году. Когда Флоренский родился, семья его жила в Закавказье, в местечке Евлах (ныне Азербайджан), где его отец строил железную дорогу. Через два года родители переехали в Тифлис. Он вообще любил восстанавливать прошлое по рассказам и письмам, расспрашивая родных и знакомых, тех, кто мог соприкасаться с его семьей. В этом знании подробностей о далеких дядях и тетях, о людях, не только бытовавших в повседневных рассказах и навещавших дом, но и исчезнувших из жизни и разговоров, проявляется особая сторона мышления Флоренского.

 

Флоренский получил достойное семейное, а потом гимназическое образование. Флоренский учился в тифлисской гимназии с двумя в последствии выдающимися деятелями русского религиозного ренессанса — Ельчаниновым и Эрном. После окончания гимназии юный Павел решил поступить в Московский университет на естественнонаучный факультет. Он окончил Московский университет как блестящий математик, его оставляли при кафедре. В то время математика была для него своеобразной основой мироздания. В дальнейшем он пришел к мысли, что вся видимая природа в итоге может быть сведена к неким незримым опорным точкам.

 

Когда свершилась революция, он пытался войти в общественную жизнь. Надо сказать, что еще во время революции 1905 года он вместе со своими друзьями создал Христианское братство борьбы — такое религиозно-революционное движение. Когда Флоренский был уже в академии, он произнес проповедь (студентам не разрешалось произносить проповеди), она называлась «Голос крови» и была опубликована. Эта обличительная речь была посвящена казни лейтенанта Шмидта. Студенты-богословы издали речь за свой счет, после чего, в 1906 году, Флоренский и оказался в Таганской тюрьме в Москве. Это был его первый арест. В 1911 году, он принял священный сан.

 

Едва ли его тянуло к службе просто на приходе. Один из современников рассказывает, что Флоренский очень не любил церковного быта (в дурном смысле слова) и, как человек глубоко интеллигентный, рафинированный интеллигент, вероятно, томился бы, если бы его отправили куда-то на приход. Но его судьба уже была предрешена. Он был ученым, профессором академии. До самой революции он служил в Сергиевом Посаде.

 

Когда началась первая мировая война, Флоренский пошел на фронт, где он был полковым священником — на некоторое время, и он очень ярко описывал свои переживания.

Видимо, именно военные действия и описание происходящего порождают в душе П.Флоренского новый виток творчества – мемуары. Мемуары он начал писать необычайно рано – в 1916 году. Его работа, посвященная диэлектрикам, «мнимости геометрии». – одно из последних его философских научных творений, была закончена в 1922 году.

 

Потом шли только исследования в области инженерии. Он читал лекции по эстетике и по самым различным инженерным проблемам. Служить он уже не мог. Потому что человек, находящийся на советской работе, даже если он духовное лицо, не имел права священнического служения. Но чтобы доказать, показать людям, что он не отрекся, он приходил на лекции в рясе.

 

Однажды Лев Троцкий спросил, почему он ходит в рясе. Флоренский ответил: «Я не снимал с себя сана, поэтому я не могу иначе». Троцкий сказал: «Ну, пусть ходит». И более того, они потом даже ездили вместе на машине, Троцкий брал его к себе в открытый автомобиль, и москвичи видели такую картину: Троцкий, как Мефистофель, в пенсне, и рядом с ним Флоренский, в своем подряснике, ехали по Москве. Все ужасались.

В сталинскую эпоху Флоренскому жилось ничуть не лучше, чем другим его соотечественникам. Один раз его сослали в Нижний Новгород, а потом в 1933 году он был арестован.

В 1933 году, в работе «Предполагаемое государственное устройство в будущем» он писал о том, что  выздоровление человечества, если оно каким-то чудом и станет возможным, будет связано только с возрождением ценностей сакральной культуры.

В результате о. Павел был отправлен на БАМ, где был ограблен, жил в очень трудных условиях. Его письма жена бережно сохранила. Потом Флоренского отправили в лагерь, на мерзлотную станцию, где он изучал вечную мерзлоту. Впоследствии Флоренский был переведен на Соловки, где работал по проблемам добычи йода. В тех тяжелых соловецких условиях он создал машину, аппарат, который помогал добывать йод, чтобы облегчить чудовищный труд рабочих.

 

Долгое время населению СССР говорилось, что о. Павла Флоренского якобы задавили бревнами на каком-то лесоповале. Вот официальная выписка из дела П.А.Флоренского – врага народа: «Приговоренный в 1933 году к 10 годам лагерей, — сообщает П.В. Флоренский-младший, — он был отправлен сначала в восточносибирский лагерь «Свободный», а затем в знаменитый СЛОН. (…) 25 ноября 1937 года постановлением особой тройки УНКВД по Ленинградской области П.А.Флоренский был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян 8 декабря 1937 года в Ленинграде».

 

Сведения о родственниках

Род Флоренских был связан тем или иным образом со многими ключевыми фигурами русской истории, от Болотова и Сперанского до Григория Сковороды и Разумовского.

Мать Флоренского происходила из старинного армянского рода Сапаровых, переселившегося из Карабаха еще в XVI веке. Отец его происходил из духовного сословия (Александр Иванович Флоренский). Он был инженером, образованным культурным человеком, но утратившим связи с Церковью, с религиозной жизнью. Отношения Павла с отцом были гораздо ближе и доверительнее, чем с матерью.

 

Личная жизнь

Незадолго до того, как П.Флоренский принял сан, он женился на сестре своего друга, Анне Михайловне Гиацинтовой, молодой сельской учительнице. Умерла Анна Михайловна в 1970-х годах.

Дети: Василий, Кирилл, Ольга и Мик. Дети и внуки Флоренского стали учеными, исследователями.

 

Враги

Одним из главных виновников ареста Флоренского стал директор Института красной профессуры Эрнест Кольман. В 1933 году он напечатал в журнале «Большевик» погромную статью «Против новейших откровений буржуазного мракобесия», где вместе с Флоренским «уничтожался» и немецкий физик Макс Планк. Сам Кольман позднее тоже был арестован, но почему-то не расстрелян, а выпущен, начал пропагандировать кибернетику, работал в Институте естествознания и техники и даже получил позднее пост директора Института философии в Праге. В 1976 году, оказавшись в Швеции, он попросил там политического убежища и обратился к Брежневу с открытым письмом, где заявил о выходе из КПСС.

Но у П.А.Флоренского были недруги и в православном мире. Например, между Бердяевым и Флоренским было взаимное неприятие.

Но более сложные отношения у Флоренского сложились с Михаилом Михайловичем Тареевым, который возглавлял кафедру нравственного богословия. Этот профессор (тоже довольно крупная фигура в русском религиозном возрождении) считал все направление, которое поддерживал молодой Флоренский, чистым бредом.

 

Соратники

У о. Павла был друг Сергей Троицкий, к которому Флоренский в юности был очень сильно привязан. Разлука с этим другом его жестоко ранила: Троицкий уехал в Тифлис и там через несколько лет трагически погиб. Ему и была посвящена главная из напечатанных книг Флоренского, которая называется «Столп и утверждение Истины».

Одним из важнейших для Флоренского собеседников был о. Сергий Булгаков (именно с ним изображен Флоренский на знаменитом двойном портрете Нестерова «Философы»).

Флоренский учился в тифлисской гимназии с двумя впоследствии выдающимися деятелями русского религиозного ренессанса — Ельчаниновьм и Эрном. Эрн умер в 1916 году от туберкулеза, а Ельчанинов уехал за рубеж, стал священником. Он несколько лет был священником в Париже, умер в 1934. Всему миру известна его книга «Записи» — собрание небольших афоризмов.

 

Флоренский был широко известен и уважаем в самых разных кругах. Например, к нему хорошо относились Каменев и Троцкий.

 

Сильные стороны

Надо сказать, что в последние годы жизни он вкладывал в письма как можно больше духовных и материальных своих достижений. В этот сложный период (1933-1937) для о. Павла становится предельно важным данный отрезок жизни. Этот этап «практической генеалогии», связанный со стремлением наставить, передать самое дорогое и важное, «генографический опыт рода» в письмах детям, и наиболее концентрированно, символически в поэме «Оро», посвященной младшему сыну Мику.

«Продлить в будущее род, разбросать семена для чаемых будущих всходов». «Соловецкие письма, — пишет Олексенко, — наполнены до краев идеями, размышлениями, зародышами теорий, которые Флоренский, словно сеятель, рассыпает в будущее». Флоренский старался, чтобы его открытия и мысли не умерли вместе с ним, чтобы его помнили дети.

 

Среди русских философов Флоренский был наиболее аполитичен.

 

О.Павел Флоренский не был ни юдофилом, ни юдофобом. Скорее, бесстрастным исследователем проблемы еврейства и антисемитизма, что наблюдалось за ним всю жизнь. Благодаря отсутствию эмоциональности он смог много сделать в этом направлении.

 

Заслуги и провалы

 

Развивая идеи Вернадского, он вводит понятие пневматосферы – одухотворенной Вселенной, где энергийное сливается с материальным. Исследователи утверждают также, что в «Магичности слова» Флоренский «подходит вплотную к предсказанию генетического кода и отчетливо предвосхищает тот круг идей, который сегодня ассоциируется с понятием информационной картины мира». Одним из первых в России о. Павел оценил теорию относительности Эйнштейна, увидев в ней свои смутные представления о картине мира. Откликом на эту теорию можно считать книгу «Мнимости в геометрии» (1922), вышедшую очень небольшим тиражом и все равно ставшую интеллектуальным бестселлером.

Арест в 1928 году, сопровождался по-своему комическими обстоятельствами. Флоренский редактировал в это время статьи для Большой советской энциклопедии по разделу «Электротехника». Гранки ему доставляли прямо в тюрьму: другого специалиста на свободе в издательстве просто не нашли.

 

ДЕЛО АКАДЕМИКА Н.Н. ЛУЗИНА

Арест Флоренского в 1933 году был связан с делом против его ближайшего друга академика Николая Николаевича Лузина (1883 – 1950), обвиненного в создании «Национально-фашистского центра». Оказавшись на Лубянке, Флоренский сперва хранил молчание, но потом, увидев, как далеко зашло стряпанье дела, решил уберечь от ненужных проблем родных и близких. Он согласился написать для следствия текст, который мог бы выглядеть Программой центра.

Флоренского сперва сослали в Читинскую область, где он занимался на опытной станции мерзлотоведением. Время, проведенное в Сковородине, судя по многочисленным письмам родным, было довольно свободным для его духовной жизни. Не этим ли обстоятельством был вызван отказ отца Павла на предложение чехословацкого правительства? Оно собиралось хлопотать перед Советами об отправке Флоренского в Прагу и спрашивало о формальном согласии философа через его жену. Флоренский отказался, сославшись на апостола Павла: «Надо быть довольным тем, что есть».

 Жизнь в Сковородине была плодотворной. Результаты его изысканий были опубликованы в 1940 году в книге «Вечная мерзлота и строительство на ней», правда, под именем лишь его соавторов. К этому времени самого философа не было в живых, хотя официально его смерть долгое время датировалась 1943 годом. 

В ноябре 1934 года его отправили на Соловки, где дали возможность заниматься йодом и водорослями (открытия Флоренского ценятся до сих пор). Затем режим ужесточился, экономическая потребность в йодной станции исчезла, и сам СЛОН постепенно катился к закрытию.

В конце 1937 года заключенных начали в массовом порядке вывозить отсюда в Ленинград, где после формального переосуждения расстреливали обычно в течение двух недель. Судный день отца Павла настал 8 декабря.

Досье подготовила Мария Топазова