1900. ГИМНАЗИЯ в Тбилиси. П. Флоренский: связи и судьбы

 

 

Тбилисская 2–я гимназии.

Директор 1870 по 1897А.И. Лилов. О нем см. РОД ЛОПАТИНЫХ.

В сер. XIX века её закончили: премьер–министр граф С.Ю. Витте (см. РОД ШАПИРО)

идеолог украинского национализма М.С. Грушевский (см. Незалежная украина)

Выпускники 1900-го — члены кружка учителя Г.Н. Герхмана:

Яков Розенфельд (Каменев) – член ЦК ВКП (б). Муж сестры Л. Троцкого

Ираклий Церетели – член ЦК ВКП – меньшевик,

П.А. Флоренский – христианский социалист, стал священником,

В.Ф. Эрн – христианский социалист

А. Ельчанинов – стал священником, эмигрант.

Там же чуть позже учились: футурист Давид Бурлюк и

акмеист Н.С. Гумилев (см. ЦЕХ ПОЭТОВ и Русский корпус во Франции 1918.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Основание гимназии. Выпускники. Директоры

2. ВЫПУСК 1900-го года. Павел Флоренский и др.

3. Н.С. Гумилев в Тбилиси

 

ЗАГОВОР 1832 г. против России 

ИСТОЧНИК: http://ru.wikipedia.org/wiki

Гозалишвили Г.К. Заговор 1832 года и либеральное движение России. — Заговор 1832 года. Введение, материалы, комментарии, т. III, 1970, с. 9, 16—24.

 

Вторая Тбилисская гимназия.

КРУЖОК ГЕРХМАНА. Выпуск 1900 г.

В 1927 году в своей «Автобиографии» П.А. Флоренский так писал о своей гимназической поре: «Учился во 2-й Тифлисской классической гимназии. Класс наш считался выдающимся, и из него вышло довольно много деятелей (упомяну Д. Бурлюка, И. Церетели, Л. Розенфельда (Каменев/а/) и др.). Если не ошибаюсь, в классе было получено при окончании курса 6-7 золотых медалей и вдвое серебряных» (1). 

Имена выпускников 2-й тифлисской гимназии можно встретить в списках студентов обеих столиц начала прошлого века. Нередки они и в донесениях столичных департаментов полиции, в списках бунтовщиков. Выходцы с Кавказа идут на север двумя потоками. Перефразируя Вл. Соловьева, можно сказать, что они формируют парадигму «Россия Ксеркса и Христа», те, кто станут революционерами и внесут свой вклад в разрушение тысячелетней России, в то время как их бывшие соученики положат свои силы, а нередко и жизни во имя того, чтобы пронести через испытания негасимую свечу веры и верность традиции. Большая дружба связала одноклассников 2-й тифлисской гимназии Павла Флоренского, Владимира Эрна и Александра Ельчанинова. Три друга и в гимназии и потом всегда были рядом, даже разделенные большими расстояниями и превратностями судьбы, они сохранили особый тип дружбы-слиянности.  

 

ЦЕРЕТЕЛИ Ираклий Георгиевич (20.11.1881, Кутаис —21.05.1959, Нью-Йорк). Закавказский округ. № 1 — меньшевик. МАСОН. Член Учредительного собрания

Петроград. Из дворян, сын писателя. Окончил 2-ю Тифлисскую гимназию. В РСДРП с 1903, меньшевик. Депутат II Думы от Кутаисской губернии, председатель социал-демократической фракции. В 1907 осужден на каторгу, с 1913 на поселении в Иркутской губернии. Освобожден в 1917. Член Исполкома Петроградского Совета. Министр внутренних дел Временного правительства (июль), почт и телеграфа (май-август). Делегат I Всероссийского съезда Советов РСД, заместитель председателя ВЦИК-1. Участвовал в работе Государственного совещания. Член Предпарламента. Участник заседания Учредительного собрания 5 января 1918 г., выступал с речью. После его разгона выехал в Тифлис, вошел в состав Закавказского сейма. Один из лидеров Грузинской демократической республики, участвовал в Парижской мирной конференции. После падения республики (1921) в эмиграции.

 

7. КАМЕНЕВ (Розенфельд) Лев Борисович – сын местечкового еврея из Виленской губ.

www.hrono.info/biograf/bio_k/kamenev_lb.php — — Наука

32. Каменев Лев Борисович Дата: 02.06.2010. 52 Кб – refrefer.ru/09/dok.php?id=0148

Каменев (наст. фам. Розенфельд) Лев Борисович (1883, Москва1936, расстрелян) — сов. гос. и парт. деятель. Из мещан. Обучался в Виленской, а позже во 2-й Тифлисской гимназии, в последних классах посещал марксистские кружки и читал нелегальную литературу. В 1901 поступил на юридический ф-т Моск. Унта. За участие в студенческой демонстрации в 1902 был арестован, исключен с 1-го курса без права восстановления и выслан в Тифлис, где принял участие  в деятельности соц.-дем. кружков. Осенью 1902 уехал в Париж; познакомился с В.И. Лениным и будущей супругой, сестрой Л.Д. Троцкого, Ольгой. Возвратившись в Россию в 1903, готовил забастовку в Тифлисе, вел рев. работу в Москве. Был арестован и выслан в Тифлис под гласный надзор милиции. Работал в Кавказском комитете РСДРП, где познакомился с И.В. Сталиным.

Как вы считаете, в силу чего сдружились гимназисты Павел Флоренский, Володя Эрн и Саша Ельчанинов? Что-то, наверное, их объединило?

Ельчанинов, Эрн и Флоренский были одноклассниками во 2-й Тифлисской классической гимназии, которая была уникальным учебным заведением. Преподавание велось тут на высочайшем уровне. Многие ее выпускники стали впоследствии известными деятелями. Вместе с ними тут учились Бурлюки, Розенфельд (Каменев), Ираклий Церетели, Асатиани и другие.

ГЕХТМАН. Когда друзья учились в старших классах, в гимназию пришел новый учитель древних языков Георгий Николаевич Гехтман. Он-то и сыграл важную роль в их становлении и выборе дальнейшего пути. Г.Н. Гехтман создал в гимназии кружок по изучению истории и философии, куда и вошли А. Ельчанинов, В. Эрн, П. Флоренский, И. Церетели. Их кумиром был философ Владимир Соловьев. По окончании гимназии в 1900 году они дружно решили отправиться учиться в российские столицы, мечтая поклониться Владимиру Соловьеву. Уже в дороге они узнали, что Владимир Соловьев скончался. Все трое поступили в университеты. Все время учебы студенты переписывались со своим учителем Г.Н. Гехтманом, встречались с ним, когда приезжали к родным в Тифлис. Г.Н. Гехтман был замечательным человеком и педагогом. Связи с ним его ученики сохранили на всю жизнь.

 

ГЕХТМАН Георгий Николаевич (1870–1956) – учитель истории во 2-й тифлисской гимназии, организатор историко-философского кружка, членами которого были П.А.Флоренский, А.В. Ельчанинов, В.Ф.Эрн. Уроженец Кутаиса, Г.Н. Гехтман окончил Харьковский университет ис 1895 г. работал в Тифлисе, преподавая в различных учреждениях литературу, историю и географию. ….Именно Гехтман привил своим любимым ученикам особый стиль общения «учитель – ученик», который столь свойственен русской педагогике и который мы назвали бы «кружковством». Одним из принципов его является шефство старших учеников над младшими. Отношения, сложившиеся в гимназии, сохранились и тогда, когда старшие наставники покинули ее стены.

 

Флоренский П. В. За справками обращаться к студенту Флоренскому

ССЫЛКА: Дата: 06.06.2010. 64 Кб – www.didaskal.ru/deloN10126

Цитата: Лишь к третьему курсу П.А. Флоренский начинает проявлять социальную активность, приобретать единомышленников и друзей, которых он решает объединить вокруг решения научных задач. Об идее создания студенческого сообщества математиков он сообщает в письме матери 28 октября 1902 года: «Нас несколько человек с математического факультета подумывают устроить себе математико-физический кружок…». Сама инициатива создания студенческого объединения и лидерство в нем противоречат характеру Флоренского, не имевшего ярко выраженного общественного темперамента.. По-видимому, он пытался воспроизвести в университете лучшее, что было для него во 2-й тифлисской гимназии, воссоздать атмосферу сотрудничества, которое осеняло работу того кружка, где он вместе с друзьями самостоятельно, как им тогда казалось, подошел к важнейшим вопросам мироздания.

Кроме того, это было еще и надеждой обрести учителя, каким был для гимназистов руководитель кружка Г.Н. Гехтман, бывший, по-видимому, гениальным педагогом. Ведь это именно он создал блистательный выпуск гимназии 1900 года. Именно он предопределил жизненный путь таких разных людей, как: философы Флоренский и Эрн, церковный публицист и священник Ельчанинов, революционеры братья Церетели, психиатр Асатиани. Его учениками были и гимназист Лев Розенфельд ( Каменев), и художники братья Бурлюки, соратники Маяковского. Этих людей разделили жизненные установки, но объединяет, максимализм мысли и поступков.

Кружковство – это характерная черта русской педагогики.

В истории России известны объединения молодых людей, где лидерами оказывались не руководители-преподаватели, а сами участники, стремящиеся оградить себя от влияния таких старших, которые перестали быть романтиками. В таком сообществе устанавливается четкая иерархия, подчиняющаяся юношеской, высокой романтической этике, когда каждый находится под пристрастным взглядом друзей, тех, кого юноша любит и уважает больше всего. Взращенные в подобной атмосфере люди на всю жизнь сохраняют верность друг другу, принятым идеалам, романтичность, целеустремленность.

В истории нашей культуры таким коллективом, кажущимся теперь идеальным, был Царскосельский лицей выпуска 1817 года, где учились поэты Пушкин и Дельвиг, будущие декабристы и канцлер Горчаков, который, оставшись один, праздновал 19 октября при свечах память о лицейском «отечестве». Другой пример – «Братство Приютино» студентов петербургского университета, куда с 1885 года входил и В.И. Вернадский (1853–1945).

Верность духу братства, сплетенного невидимыми нитями сформированной в юности этикой, хранилась его членами до конца их жизни, а свет, источаемый его идеалами, пал и на последующее поколение. У одра умирающего академика Вернадского была его секретарь и дочь его университетского брата Анна Дмитриевна Шаховская.

Есть и другая форма юношеских коллективов, постоянных, многолетних, сквозь которые, как течет вода в реке, проходят поколения молодежи. Подобным, ярким явлением в культурной жизни России было Историко-филологическое общество, созданное князем Сергеем Николаевичем Трубецким. В конце 1890-х годов в Московском университете он образовал  кружок, работавший, как заявлял его создатель, «под эгидой практических занятий по философии истории». 6 октября 1901 года на основе кружка в торжественной обстановке было открыто Историко-филологическое общество. Активным членом общества был В. Эрн, а П. Флоренский посещал собрания общества и прочел там ряд рефератов. Вероятно, создавая математический кружок, Флоренский стремился сохранить и перенести на свой факультет атмосферу естественности и демократизма, составлявшую стиль работы общества, созданного Трубецким. После его трагической кончины его бывшие ученики возродили его заветы в лоне Религиозно-философского общества, носящего имя Вл. Соловьева.

Отметим, что созданное Флоренским в 1902 году математическое общество было не первым в истории Московского университета. В 1810 году по инициативе студента М.Н. Муравьева (1796-1866) было образовано «Общество математиков», ставившее перед собой, скорее, просветительские цели: «распространение математических знаний посредством переводов, сочинений, преподавания в основном среди военных.

Студенческие объединения кружковского типа на физмате были и позже, упоминание о чем мы встречаем в журнале «Вопросы философии и психологии» (книга 2(32) за 1896 год), где в разделе хроники сообщается о том, что на заседании Московского математического общества 9 декабря профессор Н.В. Бугаев рассказал «об устройстве математического студенческого кружка при Московском математическом обществе». Именно поэтому в объявлении о первом же заседании 26 ноября говорится не о начале, а о «Возобновлении работы Общества».

 

9. Священник Александр Ельчанинов:… www.pravoslavie.ru/sm/35473.htm –

19. http://panlogcom.nayk.ru

А.В. Ельчанинов родился 1 марта 1881 года (в день цареубийства?) в Николаеве в семье офицера. Учился в одном классе 2-й тифлисской гимназии с В.Ф. Эрном. panlogcom.nayk.ru/cgi-bin/dd.cgi?… —

 

В. ЭРН + СВЕНЦИЦКИЙ

Владимир Эрн: «Мыслитель с темпераментом бойца» — Энциклопедия статей

Дата: 01.04.2010. 26 Кб – www.majesticarticles.ru/…/pred/fil/03148474.html

В.Ф. Эрн родился 5 (17) августа 1882 года в городе Тифлисе. После окончания тифлисской гимназии (одноклассник Павла Флоренского), Эрн изучал в 1900-1904 годах философию в Московском университете. Наибольшее влияние во время обучения в университете на него оказали такие знаменитые русские философы как С.Н. Трубецкой и Л.М. Лопатин. Кроме этого, в это время его связывала дружба с В.П. Свенцицким, о. П. Флоренским, А.В. Ельчаниновым (тоже одноклассник), а также с С.М. Соловьевым и А. Белым. На основе этого дружеского кружка, в качестве непосредственного отклика на трагические события 9 января в Москве, в феврале 1905 года было образовано «Христианское братство борьбы». Но настоящими основателями и выразителями главной идеи этого «Братства» — создать специфически русский христианский социализм, который базировался бы не только на общехристианских догматах, но и на более частных особенностях русского православия, — были Эрн и его ближайший друг В.П. Свенцицкий, впоследствии протоиерей, автор знаменитых «Диалогов».… Когда же наступила мировая война, его прежние мысли приняли все более антизападнический характер.

Эрн становится самым ярким и горячим представителем «неославянофильства», и вместе с другими деятелями русской мысли (В.В. Розановым, С.Н. Булгаковым, С.Н. Дурылиным, М.О. Меньшиковым, Л.Н. Тихомировым) он испытывает сильнейшее отталкивание от германской культуры.

 

Вы искали: П. Флоренский был розенкрейцером

Дата: 13.06.2010. 10 Кб – pulse.webservis.ru/Agni/Museum/Uimon/8.html

О.Е. Аникина. Под небом Уймона. Очерки истории строительства музея Н.К. Рериха

Латвийский художник Л.Р. Цесюлевич стал проводником варианта мемориала и проводником официальной политики деятелей движения — П. Беликова, Н. Спириной, Валентина Сидорова, к тому времени заявившего о появлении нового учения — Провозвестия Параклета — как величайшего достижения духа в России наряду с Агни Йогой (Учение Агни Йога наставницы Сидорова воспринимали как достижение духа России зарубежной), иначе говоря, как ее отечественного аналога или продолжения.

Прямыми учителями и наставницами Валентина Сидорова в 1970-х годах в Москве стали «широко известные в узких кругах» мистической Москвы Н.М. Костомарова и М.В. Дорогова, носительница древней традиции рыцарства в московском ее бытовании, о которой есть множество упоминаний в книге А.Л. Никитина «Мистики, тамплиеры, масоны и розенкрейцеры 30-х гг». Автор называет М.В. Дорогову фигурой ничуть не менее заметной и интересной, чем многие самые яркие представители этой традиции — розенкрейцеры В. Белюстин, так называемый «московский Сен-Жермен» или, например, Ф. Веревин:

«Уже в 1920-х гг. Дорогова была заметным лицом и в кружке В. Шмакова, автора знаменитой «Пневматологии» и главы московских розенкрейцеров, в доме которого бывали П. Флоренский, А. Сидоров и др., ставившие перед собой, в отличие от масонов, ограничивающихся оккультной обрядовостью, гораздо большие задачи… Подобно оккультистам (выражение Никитина. — О.А.), они пытались воздействовать на силы природы магическим путем. В практической магии, указывающей путь борьбы со злом, давались конкретные указания признаков носителей зла в астрале и способов борьбы с ними… Не в этой ли скрупулезной самодеятельности был заключен главный просчет московских розенкрейцеров? — задается вопросом Никитин. — Власть и самонадеянность всегда оказываются верными ловушками для людей, мнящих себя избранными сосудами».

Примечательна одна из сносок в книге А.Л. Никитина: «Следует отметить, что, собирая материалы по истории Ордена тамплиеров в России, в разговорах с членами Ордена мне неоднократно приходилось слышать о существовании наряду со «светлым» тамплиерством, возглавляемым Карелиным, еще и о «темном» Ордене, возникшем независимо, который пошел по пути оккультизма, «черной мессы», сатанизма, подмены служения Свету — служением Хаосу в погоне за властью над стихийными силами. По ряду признаков я склонен думать, что в нем участвовали и отдельные московские розенкрейцеры, как, например, Дорогова М.В.»   В 1970-е годы музей Н. Рериха становился сферой и фокусом сильных оккультных влияний.