1936-1986. СОВЕТСКАЯ ШКОЛА. История школы № 187 (30).

 

 flor. mimoza

 

3. СОВЕТСКАЯ ШКОЛА 1949 — 1955

 

 

ЭПИГРАФ.  Из воспоминаний историка С. КАРА–МУРЗЫ

«Школу я кончил в 1956 г. Сейчас, посмотрев нашу уже перестроечную школу 1980-х годов (где учились мои дети), посмотрев школу на Западе, я скажу, что в 1950-е годы советская школа “созрела” и выявила свои главные качества. 

Это было великолепное творение нашей культуры и всего народа. И явление это было чисто советское. Возможно, неповторимое и, видимо, в нынешней России его не удержать. Это было явление во многом духовное и художественное, взлет его связан с Победой и многими культами, которые нельзя поддерживать искусственно. Не получается.

Конечно, если бы мы поняли, что такое наша школа, то многое можно было бы закрепить и воспроизвести и в “хладнокровных” условиях. Но понимания, думаю, не было, его не видно и сейчас. Тогда мы об этом не думали. Казалось, что все черты советского жизнеустройства – вещь естественная, так что же о них думать.

В старшие классы к нам пришло уже много учителей нового поколения, они учились во время войны, это были уже в основном интеллигенты во втором поколении, хорошо образованные. Но, благодаря пережитой в юности войне, люди исключительно чуткие и, я бы сказал, истинные демократы. Они ценили каждого из нас, как это полагается в христианстве, но у них это было советское, “сталинское” свойство. Они спуску не давали и требовали от всех нас стать личностями, не опускаться».

 


 

 ДИРЕКТОР ШКОЛЫ № 187  с 1948 по 1954 годы

Анна Ивановна АФИНОГЕНОВА

 

Афиногенова А.И. - директор шк. № 187. 1948-1954.

Афиногенова А.И. — директор шк. № 187. 1948-1954.

 

 

Заявление о приеме в кандидаты КПСС. 1948 г.

 

 

Школа № 187. Грамота. 2 кл.А. 1949

Школа № 187. Грамота. 2 кл.А. 1949

 

 


 

Пионерский-лагкерь.-1949

Пионерский-лагкерь.-1949

 


 

ПОЕЗДКА УЧИТЕЛЕЙ В ПИОНЕРЛАГЕРЬ К СВОИМ ДЕТЯМ

Т.А. Розанова и Л.Д. Ветрова приехали в пионерлагерь. Лето 1950

 

пионерлагерь

 

 

 

 

 

 

Привезли гостинцы.

 

 

 

 


 

СЛОВЕСНИКИ

Старейший учитель школы - Сергей Вас. Сергиевский.

Старейший учитель школы — Сергей Вас. Сергиевский.

 

1950. Августа и Ветрова

Шк. 187. Августина Фед., Тина Владисл. и Людм. Ф. Ветрова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дудникова Тина Вл. - на пенсии. 1970. Шк. № 187. 1960-е

Дудникова Тина Вл. — на пенсии. 1970. Шк. № 187. 1960-е

 

Розанова Тат. Алдр. - математик. На пенсии. 1976.

Розанова Тат. Алдр. — математик. На пенсии. 1976.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

flor. roze

НАГРАЖДЕНИЕ  РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ОРДЕНОМ ЛЕНИНА В КРЕМЛЕ в 1950 г.

 

Кремль.1950. Общая

 

ОБЩЕЕ  ФОТО. Всего 31 чел. —  работники РОНО и учителя разных школ Коминтерновско р-на, из которых  Т.Ю. Коробьина многих не знала. На обороте она подписала фамилии тех, кого она знала по РОНО и учителей двух школ: своей  № 187  и соседней № 186.  Чтобы можно было разглядеть лица, я привожу два увеличенных фрагмента — один из нижнего ряда (РОНО) и второй из верхнего ряда справа, где стоят учителя школы № 187 (и среди них — завуч начальных классов К.Е. Мезько).

 

Кремль-1950. Работники РОНО Коминтерновского р-на

Кремль-1950. Работники РОНО Коминтерновского р-на

Фрагмент 1. Нижний ряд.  Слева направо сидят (ордена на груди, а футляры от орденов в руках):  Анна Николаевна Лебедева — географ, завуч в шк. № 187 и  потом директор; за ней — неизв.; посредине — Заведующая РОНО Кл. Мих. Зарюкаева; мужчина — неизв; а за ним — инспектор РОНО Мышковская. Надо сказать, что все школы и учителя самым тесным образом были связаны с РОНО, поэтому  в нашем доме фамилия Зарюкаевой звучала очень часто.

 

Кремль - 1950. Учителя шк. 187

 

    

      УЧИТЕЛЯ шк. № 187  (три —  из нач. шк., а две справа — из стар кл.):

1) Ксения Евг. Мезько — завуч начальных классов;

2) Юлия Ник. Кетхудова; 3) неизв. (из нач. кл.);

4) Серафима Алдр. Савостьянова — математик  (её единств. фото; чудесный была человек; она занималась со мной математикой дополнительно, при этом, конечно, бесплатно);

5) Викентия Густавовна Никитина — историк (тоже прекрасный человек и учитель).  Жаль, что нет их фотографий  лучшего качества.

 

 


 

 

К.Е. Мезько дома — после награждения Орденом Ленина. Фото 1950

 

Письмо К.Е. Мезько – Т.Ю. Коробьиной

К  НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА 

1 сентября 1953 года. Дорогая моя Танюша, сегодня ты начала новый учебный год ответственным дежурством по школе, дежурством, вместе со своими девочками, ученицами 10–го класса… Я узнала об этом от мамы. Танечка, я перенеслась в то далекое уже прошлое, когда ты начинала свой педагогический путь, когда мне, твоей тётке, хотелось, чтобы ты была лучше всех, и твой класс был лучше всех. И сейчас я вспоминаю, какие чудесные пособия ты делала, как творчески работала всегда твоя мысль, как умно ты воспринимала и претворяла в жизнь мои советы и указания. Как росла ты, моя хорошая, на моих глазах вместе со своими девочками… Вся организация класса, вся твоя работа шли не по шаблону и, может быть, не всем и не всегда были понятны… Помнишь, юбилей Москвы, твой альбом, твои открытые уроки для студентов–практикантов и многое, многое вспоминается мне, когда я пишу эти строки.

Маленькие девочки стали большими. Вот очаровательное личико Танюши Васильевой, вот бледненькая Эммочка Федосеева, неспокойная Светлана Мухина и многие, многие другие смотрят на тебя широко открытыми глазами, и ты терпеливо учишь их первым шагам… Как я берегла их тетради, их рисунки, их первые сочинения. Они были твои ученицы, а ты всегда была дорога мне. Как педагог ты оправдала все мои надежды, и я всегда с любовью и интересом слушаю твои рассказы о школе. И вот сегодня эти маленькие девочки рядом с тобой, они твои помощницы… 

Как мне горько, что люди лишили меня радости придти в школу просто, без раздумья, и поздравить всех с началом учебного года. Но тебя, родная, я крепко целую, от всего сердца желаю успешной работы и удовлетворения. Знаю, нелегко тебе будет, но верю в тебя, в твои силы и любовь к делу. Твоя КМ.

Жаль, что не пришло нам в голову как то отметить этот день.

Примечание НМ 2009 года. Чтобы отметить этот день, приведу поздравление маме от её «девочек» к  8 марта 1952 года, когда они учились уже в 8-м классе.

Дорогая Татьяна Юрьевна!

 Поздравляем Вас с Международным женским днем 8 марта. Желаем Вам долгой радостной жизни и большой плодотворной работы. Сердечно благодарим Вас за заботу, которой Вы окружали нас все 8 лет.   За то, что Вы из семилеток вырастили сознательных комсомолок, любящих свою родину и советский народ. Вы научили нас правильно понимать дружбу. Вы отдаёте все свои силы воспитанию нового советского поколения. Обещаем быть достойными Вашими ученицами.  Горячо любящие Вас девочки

 

 


 

КОМСОМОЛЬЦЫ — ВЛКСМ

Всесозный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (ЛЕНКОМ)

 

Школа № 187. Комитет ВЛКСМ. 1954

Школа № 187. Комитет ВЛКСМ. 1954

 

Школа № 187. Заседание школьного комитета ВЛКСМ. Фото 1954.

Слева от окна на стене — цитата из Сталина. Справа — фотомонтаж, посвященный Героине СССР комсомолке Зое Космодемьянской, имя которой носила пионерская дружина школы. Во главе стола сидит – секретарь Комитета, Люда Фиш. Третья справа — мамина ученица Оля Степаненко (внучка М.П. Даева. Через 54 года мы с ней издали его рисунки и «Дневник Муси»).

 

Шк. № 187. Бюро ВЛКСМ 10 кл. А. 1954

 

 


 

Школа № 187. Выпуск 1954. Т.Ю. Кор. Выпуск

 

Школа № 187. Выпуск 10 кл. «А». 1954 г.

 

Школа № 187. Выпуск 1955 г

 

ПОСТУПЛЕНИЕ В ВУЗы

Медалисты поступали в ВУЗы без экзаменов. В 10 кл. «А» было 5 медалисток: Таня Васильева, Рита Воробьева, Надя Петренко, Эмма Федосеева и Наташа Шумова.

Шк. № 187. 1954 г. Т.Ю. Коробьина и Таня Васильева (Коровина)

Шк. № 187. 1954 г. Т.Ю. Коробьина и Таня Васильева (Коровина)

 10.07. 1954. ПИСЬМО ТАНИ ВАСИЛЬЕВОЙ – Т.Ю. Коробьиной

Здравствуйте, дорогая Татьяна Юрьевна!  Я пишу Вам уже из Ленинграда. У нас пока всё в порядке. Наташа Шумова поступила в Станкин, самая первая из нашего класса. А вчера Эмма Федосеева, Рита Воробьёва и я получили ответ из университета, нас приняли в МГУ. Надя Петренко нам не говорит, куда поступает. Даже не верится, что мы будем учиться в университете. Осталось пройти медицинскую комиссию, и тогда уже всё будет в порядке.

 

 

6 июля мы были в Кремле (второй раз) на вечере медалистов. Там выступала Эмма. Когда–то ещё мы будем в Кремле, неизвестно… В Ленинграде довольно хорошо. Мы много тренируемся – с 10–30 до 3 часов дня [Таня занималась теннисом и в Ленинград поехала на спортивные сборы], потом обед и отдых, и вечером мы свободны, ходим и смотрим город. … В целом лето проходит, как обычно, и трудно себе представить, что в этом году мы больше не пойдем в школу, не будем все вместе. … Вот, кажется и всё. Татьяна Юрьевна, я  Вам буду ещё писать, так как уже соскучилась, и просто не представляю себе, как можно будет жить без Вас и без школы, ведь я Вам рассказывала больше, чем маме. До свидания. Таня.  

 

25 июля 1954. ПИСЬМО ЖЕНИ ЛАРИНОЙ – Т.Ю. Коробьиной в Алексин

Здравствуйте, дорогая Татьяна Юрьевна!  Как я рада Вашему письму! Ведь я так давно Вас не видела и ужасно соскучилась. Ну, дела у меня идут пока хорошо! Я подала заявление в МИИТ (Московский институт инженеров транспорта) на факультет «мосты и тоннели». Вместе со мной на тот же факультет подала заявление Лида Делюсина, а Лида Колтун подала в тот же институт на строительный факультет. Вообще институт очень хороший. У нас уже начались консультации, где нас всячески запугивают.

14 июля мы с Лидой Делюсиной проходили медкомиссию. Вот где сущий ад, поистине адские мучения. Проходной лист, где написаны все врачи, которых надо проходить (а их прямо целая армия). Вот и ходишь от врача к врачу, и каждый тебя кто стучит, кто тыкает. Целый день потратили на то, чтобы пройти всех врачей. Но все наши мучения были вознаграждены тем, что нас признали годными, а по медкомиссии очень много народу отсеивается.

Экзамены начинаются со 2–го августа и идут в таком порядке: 2–го августа — сочинение; 5–го — физика; 9–го — математика; 13–го — русский (т.е. литература) и 17–го — английский язык. Вообще, очень мало дней дали на физику, так что я принялась за неё уже сейчас. Татьяна Юрьевна, дорогая, если я сдам экзамены и попаду в институт, я прямо с ума сойду от радости. А попасть будет трудно. Ну, постараюсь! Наших девчат я вижу очень редко, кроме Иры Абрамсон и Лиды Делюсиной, но почти обо всех знаю, кто куда пошёл. Алла Мамлина и Света Мазурв Нефтяной; Галка Рыжова, Соколова и Абидина — в Плехановский, Майя Элькина и Юля Маликова — в Педагогический; Галя Пискарёвав экономический, Юля Гусева — в университет на журналистику. Ох, хоть бы все попали!

Ну, вот, мальчишки и девчонки соединились! [C осени 1954 отменили раздельное обучение в школах]. Воображаю, что теперь будет с нашей школой! Наверное, обвалится. Но всё–таки я думаю, что Анна Михайловна не очень–то позволит хулиганить [А.М. Морозова, завуч и учительница химии]. Она сразу этих мальчишек одёрнет, станут, как шелковые! Она ведь такая!! Татьяна Юрьевна! Не берите 6–е классы! Это же погибель!! Это не мальчишки и девчонки, а бесенята бесхвостые!! Берите старшие классы! И с мальчишками надо обращаться круто. Лупить их беспощадно! Татьяна Юрьевна! Очень сочувствую Иосифу Захаровичу! [И.З. Коган, учитель физики]. Как он там будет управляться? Вот все учителя не раз со вздохом нас вспомянут: «Вот не ценили мы последний выпуск, таких «милых, тихих» девочек!»

Дорогая Татьяна Юрьевна! Я же вас ужасно люблю, и как–то странно будет не видеть Вас каждый день, как раньше, когда я училась в школе. Ну, пока писать кончаю. Иду к Лиде Делюсиной делать вареники с вишней. Она сегодня одна дома. Целую крепко, крепко, горячо, горячо. Любящая Вас Женя.

P.S. Татьяна Юрьевна! Извините, если письмо получилось корявое. Как ни странно, но сочинения я умею писать, гладко, а вот письма — хоть убей, не могу! Ведь в письме всего не скажешь словами. Наверное, моё письмо получилось суховатое. А это виновато то, что «Вы» написано с большой буквы. Правда, это указывает на уважение, но совершенно не указывает на любовь. Но ведь Вы знаете, как я люблю Вас, и, конечно, будете в «Вы» с большой буквы понимать и ужасно большую любовь, и уважение. Правда?

P.S.S. Да, чуть не забыла передать привет от всей нашей семьи, а в особенности от сестры, которая виснет у меня на плече и требует, чтобы я передала от неё самый горячий привет. Татьяна Юрьевна! Напишите мне ещё письмо, очень прошу. Ещё раз до свидания!!

Примечание Н.М. Мама дружила со своими «девочками» всю жизнь. Женя Ларина умерла в 2003, мама – 2004, а Таня – в 2007. Это письмо я прочитала по телефону Лиде Делюсиной 3 октября 2009.

 

 


 

Учителя шк. № 187. 1955. На выставку

Учителя шк. № 187. 1955. На выставку

 

Учителя шк. № 187. Экскурсия на выставку картин Дрезденской галереи. 1955

 Первый ряд: Над. Ив. Романова; Клав. Матв. Поташова; Фаня Солом. Дейфт, Евг. Арон. Дадиомова; (дочь Каревой?), Алдра Григ. Карева; Таисия Вас. Богомолова. За ними стоят: Т.Ю. Коробьина; Серг. Вас. Сергеевский и Вал. Герас. Дроздова. 

Фото  и подписи из альбома Т.Ю. Коробьиной.